Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбери из ничего, чего хочешь!

Выбери из ничего, чего хочешь! ​У принципа частной собственности и принципа демократии не только разные, но и совершенно несовместимые «анатомические» строения. Идея демократии исходит из той логики, что «всё принадлежит всем». Из этой базовой идеи и вытекают все демократические процедуры и установки. Из идеи КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ВСЁ. Всё принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Собственно, только и именно поэтому и принимается совместное решение всех совладельцев: а иначе решение принимал бы собственник. В базовой модели демократии всякий отдельный пользователь (индивид) – только пользуется предметом. Он пользуется им как бы по доверенности, временно. Очень важно добавить: ещё и с одобрения общества. Если обществу не нравится, как он пользуется предметом – общество вправе отобрать.

А если мы возьмём общество, в котором господствует частная собственность (например, американское) – то я даже не спрашиваю, КАК там может функционировать враждебная собственничеству система демократии. Я задам более простой вопрос – ЗАЧЕМ она там нужна?

Какие вопросы она будет решать, если все значимые вопросы решают собственники в рамках своего права. Что тогда ставить на голосование? Должность руководителя хора в доме престарелых? Или цвета эмблемы …дцатой лиги юниоров по лыжам на траве?

Если вопросы, действительно важные для людей, их жизни и быта сняты с обсуждения правом собственности – то чего людям в режиме коллективного решения принимать? Греки вон провели референдум – а им сказали, что их референдум нарушает права частных инвесторов. И послали туда, куда греки и пошли. Недоумевая – а зачем нас вообще спрашивают, если наш ответ никому не интересен?

Если львиная доля распределения материальных благ в руках частного собственника, то в его же руках оказывается и распоряжение людьми. Всё, круг замкнулся – кого и зачем за пределами этого круга выбирать? И как?

Когда демагоги или сумасшедшие пытаются припаять идею демократии к идеям частной собственности, то не только логика, а сама жизнь начинает скрежетать и искрить от несовместимости совмещаемого.

Например, борьба с коррупцией – это борьба с дворцами. А когда «борьбу с коррупцией» ведут владельцы дворцов, то это не борьба с коррупцией. Это обыск лакеев после хозяйского обеда – не спёр ли кто из лакеев серебряной ложечки с хозяйского стола?

+++

Совершенно очевидно, что выражение «социал-демократия» - это «масло масляное», потому что асоциальной демократия быть не может (если это не пародия на самые базовые постулаты идеи). А сущности, сам смысл выборов, голосований, референдумов – в том, что ВСЁ в стране признаётся КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, по частным рукам расходящейся не дальше аренды. Если народ – коллективный и неделимый хозяин имущества, то он и хозяин своей судьбы. А какая судьбы может быть без имущества? Ведь получается загадочная формула: «выбирай, чего хочешь – из ничего».

Забрав в свои руки как распределение благ, так и распоряжение людьми, крупные частные собственники забрали и власть в полном объёме. Потому что за пределами распределения и распоряжения никакой реальной власти нет, есть только «польское правительство в изгнании», которые пытается править поляками из Лондона, а самим Лондоном не правит.

Можно провести тысячу выборов на самой, что ни на есть, альтернативной основе – и не приблизится к реальной демократии ни на шаг. Потому что важна не столько процедура, сколько сам вопрос, выносимый на выборы! Если вопрос пустой и никчёмный, жизни человека никак не затрагивающий – тогда никакие чистота и прозрачность процедур выборы полезными не сделают.

Скажем, жители Крыма или Донецка хотят жить в России, им это важно – а им предложили выбрать между Порошенко и Зеленским! Это и есть формула: «мы съели всё, ты себе покушать выбери из оставшегося». Если яблок или пирожных в вазе не осталось, то что и как в этой пустой вазе выбирать?!

Если выборы никак не влияют на жизнь людей – то они фикция не потому, что их нечестно провели. Они фикция, как бы их не провели. Ну, выбрали вы тенора для телевизионного шоу, ажник из 12 теноров, и что? Как изменились ваша работа, быт, достаток, прочие детали? Ну, будет петь в телевизоре вместо тенора Иванова тенор Петров, может быть, очень даже честно выбранный телезрителями! А в вашей-то жизни что измениться?

+++

Отсюда вывод: единственная реальная демократия, не подлог и не фикция – распределительная. Она же социал-демократия, она же социализм и общественная (коллективная) собственность на достояние страны. Будучи хозяином имущества, в демократических процессах она реализует своё право хозяина на распоряжение имуществом: забрать у одних, передать другим, лишить доверия одного директора, продлить доверие другому.

Утратив коллективную собственность на всё – демократия утрачивает и себя, становится бессмысленной и фейковой. Она не только между выборами ничего не решает, но и в процессе выборов перед ней не ставят никаких актуальных вопросов. Оттого она становится рудиментом всей общественной анатомии, чем-то вроде копчика или аппендикса. Нечто отмирающее – но не успевшее ещё до конца отмереть…

Преувеличиваем ли мы в такой аналогии? Нисколько!

Идея неполноты и временности всякого частного пользования имуществом лежит в основе любого демократического института.

Вот, например, закреплены за парламентом служебные автомобили. Сегодня тебя избрали депутатом, и авто тебя возит. А завтра выбрали другого – и он ездит на бывшем твоём авто. У президента есть дача. Она – не собственность президента. Он ею пользуется, только пока президент. Избрали другого – и дача стала использоваться другим человеком. И ТАК ВСЁ!

И территория страны, и недра, и активы, и инфраструктура – всё в коллективной собственности избирателей. А если этого нет – то и избирателей нет. Чем может распоряжаться неимущий? Да ведь и имущий распоряжается только в пределах своего имущества…

Уже сам факт голосования подчёркивает идею, что страна принадлежит не частным собственникам, а всему населению на правах кондоминиума (совместного владения).

Вот как ЭТО совместить с анатомией частной собственности? Рыба в воде, а птица в небе, как их совместишь, если они даже дышат по-разному?!

Частная собственность исходит из монархического принципа единовладения, в корне противоположного самой идее демократии и всех выборов ея. Смысл демократии в возможности переизбрать пользователя предметами, а смысл частной собственности в обратном: в его неприкосновенности и пожизненной наследуемости.

Как это вместе будет работать, когда или одно, или другое?!

Александр БЕРБЕРОВ, научный обозреватель; 26 сентября 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..