Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Февраль
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      

ПРОГРЕСС: ОСНОВЫ ВОСХОЖДЕНИЯ

ПРОГРЕСС: ОСНОВЫ ВОСХОЖДЕНИЯ ​В современной политической и общественной жизни действует духовная радиация либерализма. На неокрепшие умы оказывает растлевающее влияние мракобесие теорий «институциональной демократии»[1], и в итоге «освободительное движение» зловеще мутировало, превратив революционные процесс из локомотива прогресса в балласт, в регрессивный фактор. Это хорошо нам знакомая ситуация, когда власть плоха, а оппозиция ещё хуже, и власть разъедает устои цивилизации медленно, а оппозиция предлагает укорить их разрушение. Где же восходящий поток истории, где центростремительная сила цивилизации, противостоящая центробежным силам животных инстинктов? Главная причина, которая мешает нам двигаться в восходящем потоке, от худшего к лучшему (а не наоборот, как киевляне сделали) – слабость и нераспространённость представлений о цивилизации, как явлении.

Необходимо срочно – пока мы не свалились в новые «тёмные века» - развивать наше понимании цивилизации, движущих сил прогресса, главных мотиваторов, которые на протяжении тысячелетий служили человечеству путеводной звездой во мраке зоомахии[2]. Я постарался рассказать о «скелете» цивилизации как можно более кратко и как можно более понятно широкому читателю.

И вот что получилось…

+++

Состояния цивилизации с точки зрения возможностей:

-Цивилизация может развиваться

-Находиться в состоянии застоя, тупо воспроизводя имеющийся уровень

-Деградировать до низших своих этапов, ранее уже (и давно) пройденных.

Как она может развиваться?

- Преемственно и поступательно, в плановом режиме, так сказать, «в рабочем порядке», от ступени к ступени.

- Рывками, с насилием, с революционными эксцессами, когда революционным путём приходится менять не справляющуюся со своими главными обязанностями власть.

Понимая эту очевидность, мы понимаем и другое:

Поскольку революции без кровавых эксцессов и сопутствующего хаоса, буйства подонков, не бывает – лучше обойтись без революции.

Для того, чтобы обойтись без революции – власть должна сознательно и ответственно развивать государство, право и культуру, общественные отношения.

Об этом сказал Сенека: «судьбы ведут того, кто хочет идти, и влачат того, кто не хочет идти».

Как может деградировать цивилизация?

Тоже двумя путями:

-Путём медленного гниения правящего слоя и «элит», их постепенного умственного и нравственного разложения

-Путём некролюций – то есть насильственных путчей, свержения власти для установления более низкой и низменной модели управления, нежели была.

Проблемы застоя – промежуточны между обозначенными вехами. От застоя можно восходить – а можно падать.

+++

Всё перечисленное неразрывно связано с ПОНИМАНИЕМ сути, структуры, анатомии цивилизации как властями, так и населением страны- носителя цивилизованного образа жизни.

Согласитесь, что нельзя ни развивать, ни уберечь от разложения то, суть чего не понимаешь, и с устройством чего не знаком. Как человек, не умеющий водить – не может быть водителем, так и человек, не понимающий смысла и структуры цивилизованности – не может управлять цивилизованным обществом.

Он такое общество погубит даже не со зла, а просто в силу непонимания, вымостив дорогу в ад благими намерениями (как получилось у многих рядовых «перестройщиков» в 1985-91 гг.). Иногда и со зла тоже: но я сейчас не это рассматриваю.

+++

Суть цивилизации заключается в общем знании, обобществлении знания. Мы называем его «Коллективным Сознательным» общества, можно назвать иначе, дело не в словах. Поймите суть: знание, которое работает на всех, культура, доступная всем – это и есть цивилизация. Знания же тайные, обслуживающие магов, жрецов и спекулянтов – вредят цивилизации и находятся за её пределами. К тому же и умирают вместе со своими носителями, сохранившими их в тайне.

Но – неизбежно мы приходим к этому – обобществление знания требует материальных носителей. Книга требует и бумаги, и переплёта, и хранилища (библиотек), и издательства (типографии), и оплаты хранителей хранилищ, издательств, и определённого уровня читателей – имеющих достаточно времени и сил, чтобы отвлечься от тяжёлой работы, связанной с непосредственным выживанием и почитать книгу. Большая наука требует большой структуры, связанной как с обеспечением работы, так и обеспечением жизни учёных. Достижение учёного умрёт в нём, если не будет систем ретрансляторов достижений науки – школы, системы внешкольного образования, высокого уровня СМИ (как работников СМИ, так и потребителей их продукции) и т.п.

Если собрать всё это вместе, то мы получаем под-теорию «позитивного государства» в ОТЦ[3]: государство есть материальный и организационный хранитель цивилизации. Можно сказать, её «телохранитель».

Но как цивилизация является обобществлением всех знаний человечества, так и государство является обобществлением имуществ. Государственное имущество по определению принадлежит всему обществу, и тем противоположно частной собственности, которая принадлежит лишь одному конкретному человеку (или кооперативу – если речь идёт о групповом собственнике).

Обобществление имущества, появление казны и казённого имущества, создаёт государство, которое, в свою очередь, является материальным носителем цивилизации. Развитие материальных носителей цивилизации – это сокращение удельного веса частной собственности (имеющей неизбежно-паразитарный характер индивидуального пользования) и повышение удельного веса коллективной, государственной собственности, общественных фондов.

+++

Но мыслимо ли государство без права? Думаю, любой оппонент согласится со мной, что государство не может развиваться без развития юридической, правовой сферы. Государство, как носитель цивилизации – намертво связано с принципом ЗАКОННОСТИ.

Если цивилизация - обобществление знаний, государство – обобществления имуществ (какой-то их значимой части, если не всех), то юридическое право есть обобществление норм и правил поведения.

Следуем далее за железной логикой ОТЦ: поскольку поведение неотделимо от потребления, то нормирование поведения есть в то же время и нормирование потребления.

Существование бесконечно-больших и бесконечно-малых (нулевых) зарплат делает закон бессмысленным. И отрицает сам принцип законности, выстроенный на нормировании.

В самом деле, как ЛЮБОЙ человек отличает вора от не-вора? Вор взял больше, чем ему положено. Кем положено? Законом, обществом, традицией, наконец.

Таким способом воров выделяют ВСЕ: как те, кто положительно относится к социализму, так и те, кто отрицательно к нему относится. Иначе вора выделить невозможно.

Почему? Объясняю:

Немыслима ситуация, при которой человек НИЧЕГО не брал бы от окружающих сред: он тогда просто умрёт, и не станет человека.

Немыслима и ситуация, при которой человек ВСЁ берёт от окружающих сред: тогда исчезнут окружающие среды и не о чем станет говорить.

Следовательно, человек, с одной стороны, берёт от окружающих сред сколько-то благ, с другой – не все, чтобы другим осталось. И то и другое относится к категории АБСОЛЮТНЫХ НЕОБХОДИМОСТЕЙ.

Отсюда неизбежно вытекает и необходимость нормирования доходов. Она определяет, сколько человеку ПОЛОЖЕНО брать, и через это отсекает воров, взявших лишнее. Заодно выделяет и бедствующих, которым закон требует помогать, потому что они получили МЕНЬШЕ положенного.

+++

Сегодня мы оказались в антилогике неопределённых доходов: ноль у нищих, миллиарды у «олигархов». В ситуации неопределённых доходов нельзя определить вора или воровство. В ней нельзя определить и нуждающегося в помощи. Поскольку нет нормы – нельзя сказать, кто хапнул больше нормы, а кто – недополучил.

Но коли так – то позитивная теория права прекращается. Остаётся место лишь для негативной теории права, согласно которой закон – есть произвол сильного. Но негативная теория права снимает разницу между законом и произволом, уравнивая закон и произвол. Это больше не противоположности, а синонимы (что мы и видим на практике частенько).

Ведь закон – обобществление норм (потому и у Фемиды на глазах повязка – чтобы, взвешивая поступки, не судила по лицам). А в произволе нет общей нормы, у каждого – своё: «что позволено Юпитеру, не позволено быку». Раз нет общей нормы – то нет и закона, понимаете?

То есть вы никогда не сможете в современной РФ или США сказать, кто вор а кто не вор. Я имею в виду не ругательство, а юридическую классификацию. Обругать можно любого любым словом. Дать объективную оценку может только прибор, измеряющий объективными единицами.

Для того, чтобы отделить воров от честных людей, нужны законодательные основания: сколько положено человеку в таком-то его положении (общая норма + доплаты разной мотивации). От положенного грузчику или академику можно высчитать нарушение закона в ту или иную сторону: этот взял слишком много, а тот – недополучил. Иначе-то как?!

Если воры сами принимают закон, сами его меняют, сами его применяют и сами за ним следят, то получается оксюморон «воровского закона», который и лежит в основе капитализма. Никакого объективного критерия, чтобы назвать человека вором – или наоборот, оправдать его от такого обвинения – попросту не существует.

При феодализме и то было проще[4]! Вместо правовых принципов у капитализма лишь одно правило: «не пойман-не вор». Возможность легализовать любой величины состояние любого происхождения (современные американские миллиардеры – прямые потомки пиратов и организаторов геноцидов многих народов) – делает законность бессмысленной фикцией.

Мы же видим, к чему сводятся все разговоры о законности у проституированной Фемиды, давно скинувшей повязку вместе с другими одеждами в танце на столе богачей: кого власть назовёт преступником, тот и преступник, а кого не хочет называть – тот не преступник, что бы ни сделал и сколько бы ни украл.

+++

ОТЦ – это прежде всего учение о связи всего со всем. Это детерминизм[5], приложенный к изучению истории человеческой цивилизации. Против чего выступает, следовательно, ОТЦ?

Против раздельного изучения «коллективного сознательного»[6], теории государства, теории права и т.п. Нелепо – говорим мы, сторонники ОТЦ, рассматривать культуру отдельно от геополитики, как это пытаются сделать либералы[7], формальные законы страны в отрыве от фактических потребительских норм в этой стране и т.д.

Поскольку в цивилизации всё со всем неразрывно связано, то удар по общественной нравственности есть одновременно удар и по фундаментальной науке (казалось бы, далёкой от моральных вопросов), удар по кошельку – одновременно и удар по голове (по психике) человека и др.

В целом же удар по одной из сторон цивилизации даёт потрясение на всю её конструкцию, и это нужно принять, как безусловную истину. Мы видим, что культура порождается законом, а закон – культурой, нет цивилизации без государства, но и государства без цивилизации тоже не будет.

+++

Когда власть этого не понимает, находясь в состоянии умственной слабости и нравственного помешательства – в лучшем случае её опрокинет революция, а в худшем (и наиболее вероятном) – некролюция.

Население дерётся за попранную цивилизацию лишь тогда, когда понимает и ценит её, знает, как и из чего она строится. Например, большевики прекрасно понимали и ценность электрификации, и ценность урбанизации, и всеобуча (ликвидации безграмотности) и ценность тракторов для сельского хозяйства, и ценность публикации старинных народных устных былин-преданий.

Если бы царизм вместе с ними понимал ценность всего вышеперечисленного – то и не было бы никакой революции, а страна в рабочем режиме, спокойно и без лишних потрясений перешла бы в ХХ век. Беда-то вся в том, что царизм и близко ничего такого не понимал – отчего вышел к 1917 году конфликт между восходящей православной цивилизацией и нисходящей, деградирующей, погружающейся в мракобесие и безумие, правящей властью.

А сегодня власть, конечно, своими выкрутасами напоминает царизм времён Распутина, но её оппоненты зачастую одержимы ещё большим мракобесием, чем носители власти. И если революция через жертвы ведёт вверх, то некролюция, угрожающая нам – через ещё большие жертвы стаскивает вниз.

Это вдвойне обидно: и жертвы, как во времена Гражданской войны, и результат – из помойки в выгребную яму. Умный человек не станет жертвенно воевать ПРОТИВ цивилизации и прогресса – беда же в том, что умных людей (связно мыслящих) – маловато доставляет нам эпоха бездумного потребительства.

+++

Что главное нужно понять человеку, претендующему быть цивилизованным?

ЗАПРЕЩАЕТСЯ СОКРАЩАТЬ!

Это основополагающий принцип как культуры, так и экономики. Если они развиваются – то там новые возможности добавляются к старым. Мы же идём путём (особенно в экономике, что влияет и на деградацию культуры) – когда ничего нового не появляется, да ещё и старые, уже привычные возможности сокращаются (напр. Пенсионная «реформа»).

Это путь в никуда. В ноль. Важно понимать:

Нет пределов развёртывающейся системе, обрастающей дополнениями.

Это легко представить в форме разворачивающейся спирали: вы вышли из начальной точки и стали расширятся. Ваша экономика, которая прежде могла прокормить только 100 человек, научилась кормить 200, 300, 1000 человек, РАСШИРЯЯСЬ. Там, где есть места для 300 человек – конечно же, есть место и для первоначальных 100. Расширяясь, спираль не отрицает своих предыдущих диаметров.

Зато есть, и отчётливо виден предел свёртывающейся системе, вставшей на путь самосокращения. Горе той системе, в которой становятся ненужными те, кто ещё вчера был востребован, и ненужным то, что вчера было нужным.

Если вы по спирали двинетесь к центру – то упрётесь в точку окончательно тупика и свёртывания.

Каждое сокращение делает всё более бессмысленным то, что ещё не сокращено. Отпадающие части цивилизации – способствуют дальнейшему отпадению от неё других частей.

Ибо ведь не секрет, что всё связано со всем. Падение общего культурного уровня способствует конкретным закрытиям проектов, а каждый конкретный закрытый проект – снижению общего культурного уровня. Ведь они же неразрывны – наука и производство, город и село, писатель и учитель, композитор и исполнитель, художник и зритель, количество и качество…

Дурной импульс из одной точки системы распространяется на все её точки. И наоборот: удар по всем сразу – есть удар по каждому в отдельности.

+++

Понимая это – вы легко поймёте всё остальное. И сделаете цивилизационный выбор – а не удар когтистой лапой в зоомахии, бессмысленный и беспощадный…



[1] Институциональная демократия – совокупность воззрений, ставящих форму выше содержания, институт выше результата. Таким образом процедура оказывается важнее итогов, формальная сторона дела ставится выше фактической, и уже неважно «что» получено в итоге – важнее «как» оно получено.

[2] ЗООМАХИЯ – дословно «звериная борьба» - в истории борьба двух одинаково регрессивных политиков или партий за личную власть и личные преимущества. Любой исход такой борьбы в целом не даёт ничего для цивилизации, кто бы не победил в зоомахии – он в роли правителя ничем не отличается от поверженного противника.

[3] ОТЦ – Общая Теория Цивилизации.

[4] Феодальные платежи представляли из себя утверждённую традицией и правоотношениями неизменную сумму, которую пользователь вносил владельцу. Владельцы большого количества земли получали больше всех – но и они получали по установленным ставкам. Цены на основные виды продукции не менялись в течении нескольких поколений, следовательно, мы видим установленные ставки и на ремесленный труд.

[5] Учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений, о причинно-следственной связи: каждое явление возникает только от своих причин, и может дать только ему присущие последствия.

[6] Совокупность знаний о мире и представлений о поведении, единая для всех членов какого-либо общества, передаваемая по наследству их потомкам.

[7] Так, например, Ирина Прохорова, сестра известного олигарха-приватизатора, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» и распределитель грантов на культуру Фонда имени своего брата неоднократно настаивала на демилитаризации сознания граждан, борьбе с памятью побед при одновременной поддержке культуры. Но русская культура в отрыве от русских побед – растение без корней, обречённое увянуть или выродиться в извращённые формы (что при поддержке Фонда Прохоровых и происходит).

А. Леонидов-Филиппов.; 28 января 2019

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.