Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Январь
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

ПСИХОЛОГИЗМ ИСТИНЫ

ОТКРЫТИЕ ПСИХОЛОГИИ ИОАННА СОЛСБЕРИЙСКОГО

ПСИХОЛОГИЗМ ИСТИНЫ Истина – не продукт совпадения опытов с каким-то умозрительным предположением – во весь голос сказал средневековый гений. Истинная философия, по Иоанну Солсберийскому, совпадает с любовью к Богу и жизнью согласно принятому учению. С этим и связано его критическое отношение к схоластическим дискуссиям. Особое значение имеет политическая теория Иоанна -высокая оценка рим. права, принципиальное оправдание тираноубийства. Истинно не то, учил Иоанн, что кажется непротиворечивым, а то, что совпадает с добром и выживанием человека. Остальное – обман под видом истины, лишь играющий с человеком в непротиворечивость.

Истина – не кучка мусора, используемая экспериментатором для доказательства правоты своих домыслов. Истина и добро – синонимы. Что не добро для человека, не может быть истиной: то, что нас убивает – всегда ложь, каким бы непротиворечивым и фактосоответствующим оно не представлялось!

Поистине, великая находка средневековья! Но, однако, обо всем по порядку...

Joannes Saresberiensis жил между 1115 и 1180 годами, скончался в городе Шартр, это средневековый  философ, представитель шартрской школы. В воззрениях более всего тяготел к платоновской Академии, его главный авторитет — Цицерон.

Выступая как против крайнего скептицизма, так и против догматизма, в котором он видел следствие недостаточного образования, он склонялся везде к доводам здравого смысла и к умеренности, в том числе и в решении проблемы универсалий.  Думаю, это предвосхищает нашу кометоидную теорию строения психосферы на подготовительном, средневековом уровне.

Так как знание об универсалиях самих по себе недоступно, то остаётся только исследовать, как достигается знание о них.

Эту проблему Иоанн решает по нашему: на основе аристотелевского учения об абстракции: сходство различных индивидов приводит к знанию вида, сходства видов — к знанию рода.

За свою дидактическую поэму «De dogmata philosophorum» Солсберийский может быть назван первым средневековым историком философии; создал также первое систематизированное учение о государстве эпохи средневековья («Policraticus») и первую средневековую теорию науки, в которой выдающееся место отводится наблюдению и эксперименту («Metalogieus»).

    В сочинении “Металогик” (Metalogicon) Иоанн Солсберийский высоко ставит сомнение как принцип свободного выбора духа, позволяющий избежать догматического следования той или иной философской системе. Познание должно основываться на трех главных источниках — чувстве, разуме и вере. Проблему универсалий Иоанн считал неразрешимой. Усматривая пять вариантов ее решения, он ни один из них не расценивал как единственно возможный и видел в универсаляхлишь умственные конструкции, а не реальности.

    “Поликратик” (Policraticus) — одно из первых произведений средневековья, где подробно обсуждалась идея теократического или иерократического государства. Соглашаясь с утверждениями римского юриста Ульпина о воле государя как источнике закона, Иоанн в то же время по существу признавал верховенство церкви над властью государя и подчинение его церковному авторитету. Хотя Иоанн не был представителем Шартрской школы, его имя навсегда осталось связанным с ней: он слыл одним из лучших латинистов своего времени, знатоком красноречия, выступавшим за развитие интеллектуального и морального образования.

Ум хранит в себе форму чувственно воспринимаемых вещей, но сама эта форма не обладает актуальным существованием иначе как в чувственно воспринимаемой вещи. Так ум в самом себе открывает то, что определяет при помощи «ока созерцания», вещи же являют подобия определения, как в грамматике есть женский и мужской род, и множество слов, которые по определенным признакам относятся либо к тому, либо к другому роду. Но это не дает основания увеличивать число вещей, прибавляя к ним эту форму высказывания на равных с самими называемыми вещами. Если обратиться к исходным вещам, то можно легко убедиться в отсутствии универсалий, ведь сами универсалии есть не что иное, как «образы и тени чувственно воспринимаемого», и отдельно от единичностей их существование «исчезает подобно сновидению». Поэтому Иоанн Солсберийский определяет универсалии словом cicadationes – «стрекот цикад».

Иоанн в упомянутой дилемме принимает сторону аристотелевского определения универсалий как мыслимых понятий, не имеющих самостоятельного бытия, но делает это только после рассмотрения ряда противоположных концепций, согласно которым универсалии – либо сущности, в которых нуждаются вещи для своего существования, либо пустые бессодержательные формы. Первый важный вывод, который делает автор «Металогикона» – слова используются в разных значениях, поэтому нельзя ограничивать смысл узкими рамками грамматики. Второй вывод – общие термины могут использоваться в пропорциях для получения достоверного знания.

Что касается трудности того, как возможна референция одной общей для многих вещей формы к множеству вещей при условии сохранения ее идентичности, если считать ее по существу продуктом воображения, хотя и осознанного, – Иоанн Солсберийский предпочитает оставить этот вопрос нерешенным, так как сама возможность какого либо решения в данном случае представляется ему сомнительной задачей – ведь «сами доктора были не в состоянии постичь» эту трудность.

Позиция Иоанна Солсберийского – позиция «учителя свободных искусств», для которого важно не препирательство ради слов, а максимально прозрачное объяснение, пусть и ущерб метафизике. Осознавая очевидную невозможность добиться полной ясности в объяснении сущности универсалий, он предпочитает достоверность в том, что касается процесса абстракции, и останавливается на этом, поскольку существует «множество других тем, не менее важных для изучения».

-------------------------------------------

        PoHcraticus, ed. С. С. J. Webh, t. l—2, Oxf., 19UU; Meta-logicori, ed. G. C. J. Webb., Oxf., 1929,

        C о к о л о в В. В., Ср.-век. философия, М., 1979, о. 179—82' ebbe. С. J., John of Salisbury, L., 19,42; D a n i е 1 s H ' Die Wissenschaftslehre des Johannes von Salisbury Kaldenkir-chen, 1932; L i e b e s с h u t r. II., Mediaeval humanism in the life and writings of John of Salisbury, L., 1950.

    Соч.: MPL, t. 199; Policraticus, ed. С. С. J. Webb, t. 1-2. Oxf., 1909; Metalogicon, ed. С. С. J. Webb. Oxf., 1929.

    Лит.: Webb С. С. I. John of Salisbury. L., 1932; Liebeschutz H.. Medieval

    humanism in the life and writings of John of Salisbury. L., 1950.

Тимур САВЧЕНКО, аналитик "ЭиМ", Южный федеральный округ.; 4 июля 2012

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..."

    "...СМЫЧКАМИ СТРАДАНИЙ НА СКРИПКАХ ВРЕМЁН..." Московское издание полной версии романа А.Леонидова "Иго Человеческое" - не оставит равнодушным никого, кто думает о судьбе Отечества, да и просто об устройстве человеческой жизни. В остросюжетной форме исторического повествования автор ставит самые глубинные и "проклятые" вопросы, на которые бесстрашно, порой, может быть, опрометчиво - даёт ответы. Спорить с автором в данном случае ничуть не менее полезно, чем соглашаться: произведение ВЗРОСЛИТ, независимо от отношения читателя к заявленным идеологемам.

    Читать дальше
  • ​«Легенда о Китеже» и западная советология

    ​«Легенда о Китеже» и западная советология Чтобы понять, о чём речь, предлагаю сперва рассмотреть условную, умозрительную модель, которую пока не привязываю ни ко времени, ни к географическому месту. Модель начинается словом «Допустим». Просто допустим, что есть система, в которой житейские доходы человека неопределённые. В силу неопределённости (обозначаемой алгебраическим «х») они могут быть любыми. Есть вероятность любого значения «х». «Х» может быть равен 0, 1, 2, 5, 100 и т.п. Личные доходы человека не ограничены ни сверху, ни снизу. Они строго индивидуальны: могут быть сколь угодно большими, а могут и вообще отсутствовать (=0).

    Читать дальше
  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..