Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Март
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

В.АВАГЯН: УЖАС "БОЯРСКОЙ ИЗМЕНЫ"

В.АВАГЯН: УЖАС "БОЯРСКОЙ ИЗМЕНЫ" ​В 1991 году японский миллиардер Хероси Теравама стыдил советских экономистов: «Вы не говорите об основном — о вашей первенствующей роли в мире. В 1939 году вы, русские, были умными, а мы, японцы, дураками. В 1949 году вы стали ещё умнее, а мы были пока дураками. А в 1955 году мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей, с той лишь разницей, что у нас капитализм, частные производители, и мы более 15% роста никогда не достигали, а вы же при общественной собственности на средства производства достигали 30% и более. Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры».

Хероси Теравама в силу традиций коллективизма японского общества – исходил из блага общей системы, как из аксиомы.

Он не понимал, что эгоисту и хищнику «пятилетними детьми» кажутся, наоборот, те, кто радеет за общее благо системы, забывая хапать лично для себя. Между тем паразит именно себя считает вершиной эволюции: всё в мире, по мнению паразита, существует только для него. Благо системы в целом, её рост и развитие на макро-уровне кажутся ему ерундой по сравнению с личным хапком.

Если человек желает блага стране и народу, большим пространствам в долгом времени – то возникает одна система мотиваций и аргументаций. Если же человек мечтает украсть и сбежать – то система мотиваций и аргументаций совсем другая. И «пятилетние дети» в разных система аргументаций – люди диаметрально разного поведения.

Для человека, сформированного «перестройкой» «пятилетний ребёнок по уму» - вовсе не тот, кто развалил великую державу, чтобы самому «тусоваться красиво». Наоборот, безмозглыми кажутся те, кто в ситуации растащиловки не урвал себе куска послаще, кто думал о стране и будущем, а не о себе. Таких высмеивают.

Именно поэтому в 1991 году аргументация Хероси Теравамы не произвела никакого впечатления на оголтелых рвачей. В их мышлении вообще не существует России или Японии; у них есть только свои собственные пентхаусы, отели, собственные кошельки и собственные яхты. Утопить целый флот, как в Перл-Харборе, ради одной собственной яхты – для них вполне нормальный размен.

И попробуйте их переубедить: они вам скажут: «то, большое – чужое; а это маленькое, но моё».

Ужас боярской измены, ощущение готовности бояр открыть врата крепости врагу – с тех давних лет постоянно с нами.

+++

Парадоксально, но боярская измена исходит из того же универсального закона бытия, из которого исходит и народная верность, народный патриотизм. Закон этот выражаем фразой : «Чужие есть чужие».

Мы можем им завидовать, если они живут богаче нас, можем им сочувствовать, если беднее. Мы можем вообще на них не смотреть – или делать вид, что нам всё равно. И то, и другое, и третье – в общем-то факультативное, малообязательное занятие. Потому что мы – не они. Хорошо они живут или плохо – это на уровне журнала «Вокруг света», для вечернего досуга чтиво.

И весь вопрос – кого считать чужими? Другую страну или соседей за стенкой? Если для нас чужие – это забугорье, то для приватизаторов чужие – мы. Заграница своя, а мы – чужие. Проблемы заграницы они принимают ближе к сердцу, чем отечественные.

+++

Основание для родства или чуждости – общность(неделимость) или раздельность (автономность) питательные систем.

Чужие научились жить без нас, и мы для них – только нахлебники. Никакие питательные вещества, полученные чужиминас не спасут. От того, что чужой человек покушал много деликатесов – ни вам, ни мне сытнее не станет.

Мы, чтобы выжить, должны получать собственные питательные вещества. Совершенство или несовершенство их средств к существованию нас не касается: нам нужны собственные средства к существованию. Нельзя прожить чужую жизнь – хотя бы потому, что она уже занята. Нравится нам это или не нравится – но мы живём собственной жизнью.

Это правило – обоюдоострое. В нём и наше сопротивление Западу, и наш страх «боярской измены», который никогда не покидает нас. Мы – это мы. Хорошо или плохо мы живём – мы не хотим потерять свою жизнь. Мы не хотим стать, по заповеди либерала Л.Новожжёнова «печенью добропорядочного американского гражданина» после пересадки органов.

У нас есть система продуктопроводов, которая нам необходима для выживания. Если «лучше гор могут быть только горы», то «лучше продуктопроводов могут быть только продуктопроводы». Наша система с дефектами, не без греха, не без протечек, изрядно изношена.

Но мы видим тех, кто потерял свои продуктопроводы – молдаван, таджиков, теперь вот укров – жалкими побирушками наших городов, клянчащими на чужбине кусок хлеба на любых условиях. Это те, кто добежал. А сколько полегли в неведомых, не обозначенных ничем ямах экономического геноцида?

И потому, хороша наша жизнь или плоха – нашу на чужую мы менять не намерены. Нет дураков, чтобы «скромное своё» обменять на чужое изобилие, добавив к чужому рублю ещё и свою копейку! Пусть битые небитых возят только в сказках – таков наш сказ…

+++

Продуктопровод — технологическое, а в моём лексиконе ещё и экономическое понятие, в общем смысле, система, предназначенная для транспортировки любых искусственно синтезированных веществ. Термин, вводимый мной в экономическую науку из нефтегазовой отрасли, означает систему, предназначенную для доставки на значительные расстояния любых пригодных для этого объектов.

У продуктопроводов (любых) – есть менеджеры, абоненты и посторонние лица. Идёт ли речь о нефтепроводе или газопроводе, о денежных проводках из централизованных бухгалтерий на зарплатные карточки, о подвозе товаров в магазин – мы всегда встречаем эти три категории:

-Администраторы процесса
-Пользователи процесса
-«Левые» лица.

Если у вас нет денег, то для вас безразлично, что и когда доставят в магазин возле вашего дома. Вы отключены от этого продуктопровода. То есть он действует, хорошо (как нынешний) или плохо (как советский дефицитный) магазины, но не для вас. У него есть какая-то группа абонентов, которая подключена к его сетям, эту группу продуктопровод и снабжает своим продуктом.

Таким образом, вопросы вашего подключения к продуктопроводу гораздо важнее даже, чем качество его работы. Чужой продуктопровод для вас – ноль без палочки. Он, может быть, бесперебойно разливает жидкое золото по вёдрам, да только вы-то тут при чём?!

+++

Демократизация потребления означает, что к продуктопроводу подключаются новые абоненты. И не думайте, что это радует старых абонентов! Новые врезки в систему могут существенно ухудшить качество её работы, сделать бесперебойное снабжение (узкого круга) – прерывистым, доступность благ – их дефицитом, пустые торговые залы – длинными очередями и т.п.

Поэтому в наше время больше практикуется игра «крысиный король» - когда тех, кто послабее, отключают от продуктопроводов, чтобы тем, кто посильнее, всё досталось без дележа. Самый простой способ отключения целых слоёв – рост цен (хотя есть и экзотические, вроде обсуждаемой ныне отмены пенсий). Кого-то выбрасывают за борт: и благодаря этому оставшимся посвободнее, попросторнее на борту.

И вот тут зерно «боярской измены», которой мы все так боимся (причём начиная со средневековья): конфликт между системой продуктопроводов и личными доменами.

+++
Чем беднее и проще человек – тем более в его интересах демократизация потребления в стране. Наоборот: именно администрация продуктопроводов менее всего заинтересована в новых абонентах. Она у истоков, ей лично на себя всегда хватит, а отправлять по трубе далеко – кажется попросту транжирством: тратить на людей то, что на себя могли потратить…

А более всего заинтересован во взрыве продуктопровода тот, кто много воровал при его прокладке! Ведь сами посудите: нет системы, нет и спроса! Если система взорвана, погибла – то посчитать, сколько было при её возведении украдено, затруднительно. А кем – тем более. Для этой цели вороватые кладовщики во все времена устраивали пожары на складах, да и вороватые городничие не отставали: «скажи, церковь строилась, но сгорела!»…

Здесь – объективное противоречие между широкими слоями населения России и её узкой боярско-приватирской стратой. Мы – головой и жизнью – заинтересованы в наших продуктопроводах, хороши они или плохи. Мы не хотим их сравнивать с чужими, потому что чужие для нас – параллельны.

И как может человек в здравом уме сравнивать своё и чужое имущество?! Сжечь свою избу – потому что барский особняк круче? Но ведь особняк имеет хозяина – и хозяин с тобой после пожара не поменяется! Ты просто сжёг своё и остался ни с чем (как советские граждане, «вливаясь в Запад» по итогам «перестройки»).

Неспособность понимать связь между фактами объективной реальности и самими собой – это наиболее массовая болезнь пост-советизма. Скажем, где-то есть «мерседес». А вот я. Оттого, что где-то есть «мерс» - мне ни жарко, ни холодно. Смысл будет только тогда, когда между мной – и фактом его существования появится какая-то связь. То есть Я и факт пересекутся, не останутся в параллельных плоскостях.

Пост-советский человек в большинстве случаев этого не понимает. Все эти майданные бучи – следствие несоотнесения фактов с самим собой. Кто-то где-то что-то выиграет, а ты-то сдохнешь… Но для тебя важнее тот, чужой выигрыш – нежели собственная плачевная судьба!

+++

На этом и строится боярская измена: бояре делают, как им выгодно, в надежде, что простой человек будет думать не своей, а «ихней» головой, станет радоваться их успехам – не замечая собственного провала.

Возьмите приватизацию в РФ (и уж тем более в других пост-советских республиках): 1 выигравший, 10 проигравших. Силовое соотношение явно на стороне обделённых. И если бы они это поняли – всю воровскую приватизацию сдуло бы, как шарик ветром! Но, к счастью приватиров – очень многие из страшно проигравших продолжают жить в ослеплении чужими приоритетами. То есть боярская измена не пресекается незамедлительно (как было бы в адекватном обществе) – наоборот, «молодшие» помогают врагу врата города открывать…

+++

И пока это так - наша жизнь есть агония нежизнеспособного социума. Разум делает человека человеком. Безумие же - делает его сперва зверем, потом охотничьей дичью, и, наконец - трупом истории.

Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 24 августа 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..