Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Путь культуры и тупик либерализма

Путь культуры и тупик либерализма Есть жизнь разумная, и жизнь неразумная. В основе разумной жизни лежит принцип определённости. Определённость помогает не только ясно поставить цель, но и добиться её воплощения. Почему? Да потому что нельзя получить желаемое, если не знаешь, чего желаешь! Если ты не сформулировал своего желания в объективных, проверяемых, однозначных метрических единицах – то оно не может быть реализовано. Потому что вообще неизвестно – что считать его реализацией? Если поставлена цель каждому гражданину предоставить полнометражную квартиру – то эта цель, хоть и очень трудная, но в принципе реализуемая. Движение к этой цели можно проверить (и объективно!) на каждом этапе.

Просто берёшь рулетку и замеряешь: сколько уже есть, и сколько ещё осталось. Если темпы замедлились - это сразу же видно. И заставляет искать разумного выхода. Но если у тебя, как у либералов, цель – «достичь свободы» - то никакой рулеткой движение к этой цели не измеришь. Темпов не определишь: ускорилось ли движение или замедлилось? Про любое состояние общества всякий может заявить, что «это и есть свобода». Как и наоборот: что это «несвобода».

Самое худшее, что есть в западной идеологии, сломавшей очень проблемный и весьма несовершенный советский проект – полное отсутствие проектирования. Цели поставлены так нелепо, что ни движения к ним, ни их воплощения измерить попросту невозможно!

Куда мы идём? К «честным выборам и честным судам»? Тот, кто победил на выборах или в суде, скажет, что они честные. Кто проиграл – скажет, что нечестные. Но дело не только в этом! Инструмент превращён в самоцель, «честные выборы» предлагаются не для какого-то итогового результата, а просто ради самих себя. Это как если бы трактор существовал не для повышения урожайности, а для экономии (или наоборот, растраты) топлива! Кстати сказать, либеральная финансовая система – как раз и есть такой трактор: её задача «снижать издержки» и «экономить деньги», «сдерживать инфляцию» без оглядки на результаты экономии. Это трактор, который лучших результатов добьётся, если его вообще не заводить, потому что тогда будет 100% экономии ГСМ!

Если в основе разумной жизни лежит принцип определённости, то в основе неразумной - принцип неопределённости. Очень роковым образом эта неопределённость смыкается с понятием «свободы» в либеральной идеологии. Есть угроза, уже во многом состоявшаяся, что в погоне за «свободой» заряженная либерализмом толпа потеряет всякую разумность, всякую рациональность, исчислимость и определённость.

В идеале демократии нет цели реализовать какой-либо определённый проект, тот или иной. В нём цель – обеспечить и настойчиво внедрить чехарду проектов, их постоянную сменяемость, когда партия, выкопавшая яму, сменяется партией, яму закапывающей, и наоборот. Сколько бы циклов эти партии не сменяли друг друга – итог их бурной деятельности будет нулевым. В сотый раз будет закопана та яма, которая перед этим была сто раз откопана.

Это и есть принцип неопределённости, у которого цель – отсутствие целей. Чего мы хотим? Мы хотим ничего не хотеть! Мы не видим образа будущего ни через пятилетку, ни через десять, ни через пятьдесят лет. У либерального общества нет никакой науки о будущем, кроме слабоумно-восторженного «всё будет хорошо» или мрачно-депрессивного «всё погибло».

Что «всё»? Каким образом оно станет «хорошо»? И что считать за «хорошее» - в метрах, граммах, амперах и т.п.?

Если я иду в Омск – у моего пути есть и протяжённости и финал. Но если я иду в никуда – то у моей дороги нет ни расстояний, ни финиша. В ней нет ошибок, нет механизма вычисления ошибочности хода – потому что идти в никуда можно и по прямой, и по кругу, и зигзагом, никакой разницы.

Если мы захотели свободы, не оговорив, что «безумие не считается за свободу» - то именно безумие в итоге и станет нашей «свободой»!

+++

Если цель определена – мы можем к ней двигаться, упорно преодолевая все преграды. Но если цель не определена – то к ней не получится двигаться упорно. И преодолевая преграды. И вообще двигаться к ней – поскольку, в силу неопределённости, мы не знаем, в какую сторону нам к ней идти.

В мышлении либерала происходит обратный процесс: осознанные ранее человечеством опосредованные стадии, промежуточные шаги к цели выпадают из мышления.

Яблоки существуют сами по себе. Они не связаны ни с яблоней, ни с количеством яблонь, ни с необходимыми процедурами культивирования яблоневых садов, ни со сроками, в которые яблоня растёт – прежде, чем начнёт плодоносить.

Конечное благо воспринимается не как закономерный итог установленной науки цепочки действий, обоснованно и предсказуемо приводящих к цели. Оно воспринимается само по себе, без промежуточных и опосредованных операций.

Материальное изобилие и правовая защищённость в мышлении либерала должны возникнуть моментально, сами по себе и из ниоткуда. Их кто-то сделает непонятным либералу способом, а потом предоставит их либералу в готовом виде, по неизвестной причине.

Желание кушать яблоки у либерала считается достаточной причиной появления яблок. Либерал очень много рассуждает, как он хотел бы жить, и как бы он не хотел бы жить, путая своё субъективное желание с объективным источником благ.

Например, в либеральной мифологии «бизнес» или «инвестор» обладают магической способностью производить материальные блага. Магической мы называем эту способность потому, что она – необъяснима, непостижима уму. Это есть некая магия, которую нельзя изучить и повторить – например, на государственных предприятиях.

Если бы речь шла о каком-то материальном, технологическом процессе – то его можно было бы:

1) Изучить, понять.

2) Внедрить у себя и произвести.

Но речь идёт именно о магии, которая не просто неизвестна, но и принципиально непостижима разумом. А потому невозможно заменить инвестора самими собой, скопировав его действия и повторив их.

Это волшебство, доступное только бизнесу, только в случае прихода инвестора. Понять и повторить его обычные люди не могут.

Поэтому глупо пытаться самим обустроить собственную жизнь. Надобно зазывать, закликать к себе бизнес и инвесторов – и они…

…Но почему они должны делиться тем, что волшебным образом сами для себя производят? Почему майдаун убеждён, что они будут производить эту магию изобилия для него, а не только для самих себя?

Процесс ему непонятен, непостижим – результат же лаком и желаем. Лакомство делают одни люди – а лакомятся им другие.

+++

Если мы понимаем, что определённый результат – это итог определённой последовательности необходимых промежуточных действий, в которых нельзя менять ни слагаемые, ни порядок их сложения – мы можем построить разумную экономику.

Для нас такие обобщённые понятия, как «изобилие», «благополучие» - сумма вполне конкретных и определённых вещей, каждая из которых содержит жёсткую, научно выверенную технологию производства или добычи.

Анализ помогает нам понять составные элементы всякого блага, понять, сколько их нужно, чтобы благо сложилось, и откуда они берутся, чтобы из них благо сложить.

+++

Так повар готовит блюдо. Он понимает, какие продукты ему нужны для приготовления этого блюда. Понимает, где их можно взять. Понимает, как их сложить, и сколько держать на огне, и где огонь.

Либерал ничего этого не понимает, у него в голове умещаются только два образа: готового блюда и собственного желания его вкушать.

Либерал (что очень ярко ежедневно он и демонстрирует) – потребитель, который не видит никакой трагедии в падении производства, равно как и не понимает, зачем вообще нужно производство. Его не волнует, если закрываются заводы – потому что заводы он кушать не хочет, а то, чего он хочет кушать – как завод не выглядит.

В магической, по сути, первобытной структуре мышления либерала есть общая магия – например, всемогущего доллара, который по волшебству превращается во что угодно, и разного рода личные магические приёмы, призванные дать соприкоснуться с этой общей магией. В наши годы непонимание связи потребления с производством, получки с полезностью, у либералов приобрёл уже патологический, близкий к клиническим формам невменяемости, характер.

Полностью потерян образ человека, извлекающего блага из той территории, на которой он живёт. Потеряно понимание взаимной полезности обмена благами – что нужно не только получать импорт, но и обеспечивать его каким-то собственным экспортом.

Вместо этого – детские представления о волшебном импорте, который самовозникает по волшебству, самодоставляется по волшебству, даёт либералам всё, и ничего от них взамен не требует.

Таковы представления дикарей о дожде. Ты не можешь сам организовать дождь (до технологий искусственного полива они ещё не доросли), дождь приходит сам, когда захочет, ничего от тебя не требует – да и нет у тебя ничего, что было бы нужно дождю.

Инвесторы и бизнес воспринимаются либералами так же, как дикари воспринимали «бога дождя». Соответственно, и вся коммуникация с «богом дождя» - шаманская. Его нельзя понять, но нужно верить, он добрый, но карает неугодных, его можно призвать с помощью бубна, ритуальных плясок, майданных скаканий, и т.п.

+++

Человеческая цивилизация развивалась, выводя от нужного ей итога всё более и более длинную цепь понятых ею причин. Формируя всё более и более длинные цепочки действий, в которых между началом действий и желанным итогом – всё больше и больше промежуточных шагов. Так человек научился всему, начиная с земледелия и скотоводства! Например, посевные работы нужны не сами по себе, а только как промежуточный шаг к получению урожая в рассчитанной перспективе. Если не понимать этой перспективы, то в посевной увидишь только одно: безумные люди зерно в землю закапывают!

Большинство благ, которые нам нужны (которые мы желали бы иметь) – нельзя получить сразу. Они не падают с неба в готовом виде. Они – итог длиннейшей цепи странных для дикаря действий, которая имеет для тебя смысл только тогда, когда ты понимаешь стратегию перехода, связь промежуточного действия и желанного итога.

Для цивилизации обладание благом и технология его получения, извлечения – слились воедино. Цивилизованный человек посчитает смешным и глупым разговор о желании, не понимающем путей и последовательности своей реализации.

Можно сказать, что между человеком и его желанием лежит постижение необходимых условий, и оно превращается в непреодолимую пропасть, если оно для тебя непостижимо.

Мало знать, чего тебе нужно;

Нужно ещё познать, что для этого нужно.

Чем меньше развит человек умственно, тем меньше звеньев причинно-следственной связи он может удерживать в памяти и понимании.

+++

Слабость аналитического аппарата и оперативной памяти, «теряющей» звенья выводной необходимости – не столько вина социального дегенерата, сколько его беда. Даже если у него вполне нормальные, здоровые желания (что не всегда, но бывает) – у него нет адекватного представления о путях реализации.

В итоге любое желание социального дегенерата оказывается беспочвенным, неосновательным. Оно теряет характер проекта и превращается в каприз. Например, ни материальное изобилие, ни правовая защищённость человека не могут возникнуть из ничего, сами по себе, путём одного лишь «волеизъявления».

Изъявлять свою волю – трагически недостаточно. Человек с сильной волей, пригнув с крыши, разобьётся точно так же, как человек со слабой волей. Может быть, он изъявлял волю полететь, как птица, а может быть – просто нечаянно сорвался с кровли – результатом станет одинаковый труп на асфальте.

Это не значит, что человек, тем более с сильной волей – не может летать. Летать он может, что наша цивилизация и доказала. Но не путём «волеизъявления» (голосуя за полёт и тех, кто обещает, что он полетит, прыгнув с крыши). А путём создания соответствующей адекватной инфраструктуры: парашюта, дельтоплана, самолёта и т.п.

С точки зрения познания – нет принципиальной разницы между успешными полётами человека и материальным изобилием, правовой защищённостью, иными целями. Всякая цель нуждается не только в том, чтобы быть поставленной, но и в создании инфраструктуры её реализации.

Желание (любое и всякое, какое ни возьми) без понимания подлинных причин желаемого – не может стать ничем, кроме источника увечий и смерти.

Беда «демократических толп» тёмного века пост-советской реальности – не в том, что у них неправильные конечные цели, а в том, что никакого моста адекватности между нынешним своим состоянием и конечной целью, желаемым состоянием они построить не могут.

Оттого у либерально-недоразвитого человека только два пути, которые он тридцать лет уже и демонстрирует:

1) Отчаяние, разуверенность во всём, равнодушный пофигизм

2) Надежда на жуликов, аферистов, пройдох, на тех, кто сулит «волшебные элексиры».

Как это получается на практике?

Объясняю:

Допустим, мне нужно, что бы вы таскали мне каштаны из огня. Каштаны мне – а ожоги вам. Знакомая ситуация? Вам же нужно от жизни счастья. Но путей к этому счастью вы не видите, не в состоянии рассчитать в силу сумрачного состояния сознания.

И тогда я говорю вам, что путь к счастью – это таскать мне каштаны из огня. Чем больше каштанов из огня вы мне притащите – тем больше у вас будет счастья.

В неадекватной картине мира «перестройщика», «демшизы» и «майдауна» он строит своё счастье через получение ожогов.

В адекватной картине мира будет совсем иное: чем больше у меня каштанов, тем больше у вас ожогов, и ничего, кроме ожогов.

Но понять это вы сможете только после того, как сумеете понять объективную реальность и законы мироздания. И никак не раньше. Пока понимание объективное реальности вам недоступно – вас подло используют то одни, то другие мошенники, объявляя ту или иную свою шкурную цель путём к вашему счастью.

Мрачной чередой проходят перед вами все эти Горбачёвы и Ельцины, Ющенки и Порошенки, Зеленские и Тихановские с Гуайдами, и каждый из них начинает с надежд на счастье, а заканчивает, выцыганив у вас то, что ему было нужно, и, говоря современным языком, «кинув». Снова и снова – «обманули дурачка на четыре кулачка».

Невозможно проверить качество лекарства – если не знать хотя бы азов медицины и не помнить опыта практического его применения. Всякий, кто не знает и не помнит – обречён снова и снова «верить на слово», покупаться на красочные рекламные заманухи.

+++

Собственно говоря, это и происходит. Наивные надежды на то, что обострение нужды и бедствий толкнут массы обратно к более прогрессивным формам цивилизованного бытия – увы, несостоятельны.

К социализму может привести (вернуть) только одно: развитие разума, абстрактного мышления, аналитического аппарата. Никакие бедствия масс, никакая их нищета, никакие изуверские практики надругательства над человеческим существом – туда не вернут.

И хуже того: чем хуже живётся оглупевшему человеку – тем более бредовыми становятся его поиски выхода, продиктованные «потолком» его духовной и умственной деградации.

Мы наблюдаем это в параллельных процессах: жизнь объективно становится всё темнее и глуше, страшнее и безобразнее. Но вместе с этим, пытаясь залить пожар керосином, идут в молодёжи (которая ничему толком не училась и контужена зомбирующими психотропами) волны «дальнейшей либерализации».

То есть источник бедствия глупый и тёмный человек склонен не устранять, а умножать, копировать и наращивать. Чем сильнее и острее боль от ожога – тем дальше засовывает руку в пламя социальный дегенерат, и тем активнее сам лезет в огонь.

Ибо интенсивность реагирования на беду, и разумность этого реагирования - очень и очень разные вещи. Муха, попавшая в паутину, очень активно пытается вырваться, и чем активнее бьётся в тенётах, тем больше в них запутывается. Сама конструкция паутины такова, чтобы обеспечить этот эффект!

Разумная реакция связана не с масштабами бедствий, ни с их мучительностью или кошмарностью, а только и исключительно с качеством мышления. Глупого же человека как ни морозь – он всё равно на холод лезет. И чем ему хуже – тем активнее лезет, думая, что тем себя от мук избавит!

+++

И эта трагедия внутренней неадекватности обобранного, изувеченного и расчленяемого современного человека – главная трагедия нашей эпохи. Не в том главная беда, что делают с человеком изверги, а в том, как искажённо и полоумно внутренне воспринимает всё это человек.

И, как ни крути – никакого лекарства, кроме просвещения и религиозного миссионерства тут не придумаешь.

Сделайте человека человеком, умственно и нравственно – и он будет жить по человечески.

Сломайте в человеке ум и дух, сделайте его фанатом Бузовой и Моргенштерна – и он не сможет жить по-человечески, даже если очень сильно этого захочет.

Счастье наркомана в дозе, мазохиста в боли – и никаких связей с нормальными человеческими представлениями о счастье у этого «счастья» нет.

Никакие лозунги и никакие призывы, даже самые разумные и очевидно-правильные, не помогут, если вы обращаетесь к человеку внутренне-ущербному, психически-неадекватному.

Наша задача – собрать распавшегося человека обратно.

Она сложнее всех других задач?

Не спорю…

Но как иначе выйти из падения в бездну?

Александр Леонидов; 24 июня 2021

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Подписка

Поиск по сайту

  • Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь"

    Литературные новинки - "старинки": "Певчий Кенарь" А вот вам экзотики, дорогой читатель! Наверняка знакомый вам разносторонний автор А. Леонидов (Филиппов) опубликовал в столице свою повесть "Певчий Кенарь". Повесть 1990-го года, она как бы от начала этого автора, на любителя: посмотреть, чем он начинал и с чего начинался как автор и публицист. "Мне кажется, что повесть не так проста" - пишет один из комментаторов - "как кажется на первый взгляд - с её линейным, бытовым почти лишённым приключений сюжетом. Существует символический план, который всё больше приоткрывается ближе к концу: порезать вены на гулянке, о банкетный стакан - согласитесь, совсем не то же самое, что в ванной...

    Читать дальше
  • Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова

    Литературные новинки: "Числа" А. Леонидова Тому, кто уже знаком с творчеством нашего автора, будет небезынтересно прочитать его новое произведение - драматичное по сюжету, и философское по сути. Жанр его автор определил как "сентиментальный вестерн". Недавно книга выпущена в издательстве "День Литературы" в Москве. В книге мы встречаем прежнего Леонидова - человека, обеспокоенного судьбой цивилизации и человеческого Разума, но, вместе с тем, представляется, что автор "растёт", он говорит всё более ёмко и весомо, сочетает прошлые творческие успехи с совершенно новыми направлениями. "Вестернов" Леонидов доселе не писал, а суть эксперимента - посмотреть на русскую трагедию XXI века с неожиданной стороны, издалека, сопоставляя с заокеанскими реалиями. Книга получилась сложной, "просветительской", но, на наш взгляд - интересной для широкого круга читателей. Думающий человек не может не задаваться теми вопросами, которые, в меру своих сил, наш постоянный автор решает в своих "Числах"...

    Читать дальше
  • Дети, Крым, счастье, позитив...

    Дети, Крым, счастье, позитив... В нашей жизни очень много грустных новостей. И потому мы часто забываем, что кроме мрачной геополитики есть ещё и просто жизнь. Наши дети выходят в жизнь и занимаются творчеством, создают нехитрые истории о своём взрослении, создавая позитивные эмоции всякого, кто видит: жизнь продолжается! Канал без всякой политики, о замечательных и дружных детишках, об отдыхе в русском Крыму и не только - рекомендуется всем, кто устал от негатива и мечтает отдохнуть душой!

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения — Томас МАНН