Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

А.ЛЕОНИДОВ: "ДИАЛЕКТИКА КУЛЬТУРЫ"

А.ЛЕОНИДОВ: "ДИАЛЕКТИКА КУЛЬТУРЫ" Цивилизация не может быть построена из кого угодно. Она рухнет под собственной тяжестью, если человеческий материал для неё не подходит. Мы детально исследуем – откуда берётся рядовой, но цивилизованный человек для строительства цивилизации. Мы разбираем – почему, когда и куда он пропадает, сменяясь в массе своей дегродом. А.Леонидов, с которым мы беседуем убеждён, что без его исследований, вскрывающих фундаментальную природу и суть цивилизации (сообщества цивилизованных людей) – все исследования в области политики, экономики, обществознания будут лишь оторванными от жизни схоластическими умствованиями.

- Победу не могут одержать одни генералы, без солдат. - говорит Александр Леонидович. - А ведь все работы политологов, экономистов, все расчеты реформаторов – это лишь верхушечная стратегия действий.

Но при строительстве любого здания важен не только архитектурный замысел, но и качество материала. И в любой битве важны не только стрелки на картах, нарисованные в штабах, но и поведение солдат, их способность (или неспособность) воплощать штабной замысел.

Когда мы говорим о материале, из которого возводится цивилизация – то это миллионы, десятки миллионов простых и безымянных для истории людей. В любой стратегии они остаются анонимными, но именно от их настроения, их веры и убеждений – зависит судьба любого великого проекта, будь то война, строительство, реформирование и т.п.

-Кратко говоря: суть ваших исследований - это...

- Комплекс исследований, дающий пошаговые средства для восстановления человека в широкой массе населения. Исходная посылка: цивилизация находится в кризисе, потому что широкие массы населения деградируют.

Цивилизация – это сложная техническая инфраструктура, которая не может обслуживаться дегродами.

При деградации широких масс населения происходит не только гуманитарное «раскультуривание» но и инфраструктурная «децивилизация»: сложные системы уже не могут обслуживаться миллионами пользователей, ветшают строения и сооружения, заводы и лаборатории, трубопроводы и дороги. Мы идём в мир, в котором может уже не быть электричества, асфальта и централизованного отопления.

-Цивилизация человеку многое даёт, многое отнимает - например, предложи современному человеку сидеть при лучинушке в курной избе - он возмутиться. Но ведь всякое удобство в рамках цивилизации даётся не даром, не из воздуха берётся... Наверное, у вас есть формула, которая показывает в самом общем виде - по какому принципу цивилизация даёт блага, а по какому- отбирает? Убеждён, что хаоса тут быть не может, когда дала что попало, и отобрала первое, что под руку подвернулось...

ормула нам известна. «Возрастающая беспомощность каждого – возрастающая ответственность всех».

Вначале первые самолёты могли садится на любой, более-менее ровной лужайке. И, согласитесь, это было удобно! А потом пришлось строить бетонные полосы для посадки более современных самолётов. И это по своему неудобно, потому что делает пилота более зависимым от наземных служб, чем на первых «ньюпорах»… Пилот, летавший на фанерном биплане мог сам о себе позаботится. Пилот на современном самолёте сам себя спасти не сможет, он намертво зависим от тех, кто внизу. И это неудобно, но такова расплата за совершенствование авиатехники!

Никто не станет делать узкопрофильное дело – если не будет уверен в смежниках. Всякая угроза - что смежники подведут, всякая бесконтрольность смежников – заставит человека, просто ради выживания, переходить к труду дикому, варварскому, низкопродуктивному – но автономному от смежников. Именно по этой формуле доктора наук или скрипачи в 90-е годы сами себе картошку сажали…

-А у нас нынче только и делают, что восхваляют человека, "умеющего самому о себе позаботиться"...

-Человек, который «умеет сам о себе позаботиться» и охотно этим занимается – дикарь и варвар. Вы можете легко проверить мои слова, представив в джунглях наиболее знаменитых и титулованных представителей цивилизации, чьи имена – гордость мировой науки, культуры, духа.

Цивилизованный человек, пройдя через многостороннее и многоуровневое разделение труда, как раз таки не умеет сам о себе позаботиться: он компенсирует это неумение заботой о других, ради которых делает своё узкопрофильное дело. И когда каждый делает хорошо своё узкопрофильное дело, то все вместе люди составляют цивилизацию, с её грандиозными чудесами и свершениями.

Если же человек в условиях цивилизации начнёт проявлять способности и склонности «сам о себе заботиться», как в диких джунглях, то он тем самым будет притягивать реальность диких джунглей, спровоцирует одичание городов и распад тонких отраслей. Конечно, в одиночку он этого сделать не сможет, но когда людей с таким настроением становится много – наступает кризис цивилизации, обвал и обрушение её институтов.

-Как-то это очень... нетрадиционно звучит, что ли...

-Ну, давайте заострим вопрос: вообразите, что вы доставили очень и очень крутую технику в сообщество… обезьян! Или – неважно – медведей, волков и т.п. Ведь совершенно же понятно, что это сообщество не сумеет воспользоваться сложной техникой! Оно её или сломает, или проигнорирует.

Именно таково отношение дегрода к фундаментальной и прикладной сторонам цивилизации (кстати, они неотделимы друг от друга, фундаментальная и прикладная стороны). Дегрод или сломает, или проигнорирует. У него третьего варианта быть не может!

-Цивилизация – это не только электрическая лампа, но и существование всей электротехники, правильно я понял? То есть – коли фундаментальная, теоретическая электротехника сгинет, то электролампе долго без неё не продержаться?

- Да, но электротехника в целом – это такая же отдельная лампа, которая бессильна без питающих проводов, только уровнем выше. Цивилизация, как явление, как феномен – зависима от множества слагающих её факторов. Это, во-первых, неизбежное для цивилизованного человека стремление к социалистическим формам производства, организации труда, которые по сути – лишь оборотная сторона враждебности к воровству и неопределённости. Я уже объяснил вам, что Прогресс наращивает беспомощность каждого специалиста – и может компенсировать её только наращиванием ответственности всех. Если в большой город, в силу очередной рыночной гримасы, не подвезут продукты, то огородник выживет, а скрипач – нет. Неопределённость, отсутствие гарантий снабжения со стороны власти (которая при рынке стремится самоустраниться от вопросов снабжения) – убивает сложные и узкопрофильные профессии. Глупо тридцать лет осваивать специализацию, которая потом окажется никому на рынке не нужной, не говоря уже обо всем прочем.

Во-вторых, цивилизация неразрывно связана с метафизикой, с идеями Бесконечности в человеческом сознании. В практической жизни это не всегда выражается, как религиозность, но по большей части выражается как религиозность. Человек, замкнутый в мире представлений только о конечных, ограниченных во времени и пространстве вещах – неспособен посмотреть на себя со стороны и оценить себя, как постороннего. Такой человек неизбежно начинает мельчать, и не только в нравственном плане, хотя в нравственном – в первую очередь. Он теряет различение добра и зла, неизбежно видя в них лишь преломление тех или иных интересов в ту или иную эпоху. Его ум становится сугубо практическим – отсюда путь к цинизму, показухе, двуличию и паразитизму на системе. Цивилизация создана религиозными людьми с расчетом на то, что каждый будет ей отдавать больше, чем возьмет. За счет этого цивилизация пополняется. В обратном случае она иссякает, истощается.

Приведу пример из обыденной современной жизни? Почему у нас дороги всё хуже и хуже год от года? Потому что и заказчики, и подрядчики – люди практичного эгоистичного ума, они думают как можно меньше реально вложить, и как можно больше получить. Поэтому они находят разного рода способы потратить поменьше, чтобы лично себе забрать побольше. Асфальт всё хуже и хуже.

-Какова тенденция такого рода подходов?

-Очевидна перспектива: раз дороги год от года всё хуже, то их однажды вовсе не станет. Вернутся бесплатные просёлки и грунтовки, утоптанные колеи… Паразиты, обогащаясь на деле, которому цивилизацией призваны служить – удушат в итоге это дело, как лиана-паразит удушает дерево, на котором виснет…

-Почему для борьбы с ворами обязательно нужна религиозность масс? Почему нельзя решить дело простым ужесточением контроля?

- При деградации масс никакие меры по расширению контроля ничего не дадут. Есть старая поговорка – «а кто будет сторожем над сторожами?». В условиях растления масс номинализмом[1] всякий контролёр только включается в общую схему растащиловки. Той, которая, конечно же, несовместима с цивилизацией в принципе. Каждый лишь требует себе своей доли с воровства, и не готов рисковать благополучием, самой жизнью – ради каких-то абстрактных и отвлечённых идеалов (тем более, что для номиналиста они вообще фикция, смысловая галлюцинация, сложившаяся в голове от случайного совпадения мнимых подобий).

-Но ведь должны же люди, учившиеся в школе, понимать, что ИТОГ РАСТАЩИЛОВКИ – ПУСТОЕ МЕСТО?! Тот же Чубайс, он же в школе учился…

- Да, вы совершенно правы, но с точки зрения Идеи Бесконечноости, которая сидит в нас с вами на уровне подсознания, став условным рефлексом. Вы не учитываете фактор времени! Итог любой растащиловки – когда все всё растащат – конечно же, пустое место. Но ведь не сразу. Растащиловка какое-то время будет продолжаться… Выкормыши Чубайса всё прекрасно понимают, но они живут по формуле «На наш век хватит» + «После нас хоть потоп».

Среднестатистический чиновник приходит не на работе гореть во имя абстракций – а обеспечить себе личное будущее после отставки. Это личное будущее волнует его гораздо больше, чем века и тысячелетия цивилизации, только потому и возникшей, что люди фанатичные растащиловку сумели пресечь или сильно подавить на достаточно долгий срок…

-Если бы чиновник так вёл себя в общественной среде, накалённой метафизическими идеалами…

- То он был бы растерзан, казнён, а другие – даже его близнецы полные – видя его финал, затаились бы. Прагматик в метафизически-накалённом обществе ведёт себя совсем не так, как в «обществе последнего дня». Если цивилизация разучилась противостоять зоологическому эгоизму и зоологической же стадности, стайности, то они, как сорняк на грядке, быстро забьют любую другую растительность. Высокая мечта будет вытеснена низменной похотью, чего мы, собственно, сегодня в мире и наблюдаем. Я не хочу выглядеть изувером, отрицающим низменные похоти, они тоже нужны – но они же должны знать своё место! Если же у человека нет никаких мотиваций, кроме животных, он, во-первых, сам становится животным, а, во-вторых, переделывает мир вокруг себя под первобытность...

-Значит, ни атеистической, ни капиталистической цивилизации быть не может?

- В долгосрочном режиме - нет. Это то самое нарушение сопромата при строительстве цивилизации, которое сперва обрушило СССР, а потом чуть не убило постсоветскую Россию. По сути, мы видим, что провалились и советский эксперимент, и пост-советский приватизационно-рыночный эксперимент. Кто говорит - случайность, я говорю - закономерность, описываемая социопатологией: при внедрении в цивилизацию безверия и эгоизма начинается внутреннее разложение институтов, приводящее к рассыпанию общности на множество пожирающих друг друга единиц.

-Мы это и видели?

-Мы именно это и видели...

(Беседовал Дмитрий Николаев, обозреватель газеты "Экономика и Мы")


[1] Номинализм – средневековое понятие, некогда расколовшее европейскую цивилизацию на христианскую и прото-атеистическую ветви. Номинализм – первоисточник всей антикатолической европейской культуры. В наиболее полном виде номинализм (терминизм) сформулирован в учении У.Оккама. Суть номинализма – отрицание универсалий, т.е. Общих Понятий о чем бы то ни было. Нет ничего «вообще» - а есть только конкретные случаи, каждый из которых уникален. Всякое обобщение, собирание вместе групп случаев – ложно. Так мир у номиналистов становится непознаваемым (современный агностицизм), а события – несравнимыми. Соответственно, ничего нельзя оценить. Я могу сказать, хорош или плох помидор, сравнивая его с другими помидорами. Но если помидор уникален, если сравнивать его с другими овощами и фруктами – то, конечно, его нельзя уже считать ни хорошим, ни плохим. Из номинализма многое вытекает: отречение от Бога (много позже времен Оккама) – как отречение от ОБОБЩЕНИЯ МИРА в лице Единого. Отречение от общественной пользы – как от ОБОБЩЕНИЯ ЛИЧНЫХ ВЫГОД. И т.п.


А. Леонидов-Филиппов.; 28 марта 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.