Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Ноябрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

"ЗА ЦИВИЛИЗАЦИЮ!" ГЛАВЫ 5-13

"ЗА ЦИВИЛИЗАЦИЮ!" ГЛАВЫ 5-13 Вопрос с точным, ясным, кратким и всеобъемлющим определением для термина «цивилизация» умышленно запутан и злонамеренно усложнён. ЦИВИЛИЗАЦИЯ есть выход людей из-под власти слепых, неуправляемых и непредсказуемых стихий. Говоря ещё короче – УПОРЯДОЧИВАНИЕ ХАОСА. Соответственно, степень цивилизации – это степень выхода из-под зависимости внеразумных сил.

Прогресс – это когда:

- сложное становится простым;

- тяжёлое – лёгким;

- рискованное – безопасным;

- таинственное и неведомое – предсказуемым и программируемым.

Никакого другого определения «цивилизации вообще» дать невозможно. Да и не нужно – но главное, что невозможно, не получится.

Из этого, в частности, в числе много прочего – вытекает и неразрывная связь любой цивилизации (как перехода к управлению прежде неуправляемым) с Госпланом и социализмом. Всякий, кто снижает, а не наращивает – независимо по каким причинам – уровень планирования деятельности – тащит людей в сторону от цивилизации и в сторону дикости, варварства.

Отметим, что свободный рынок есть и у шимпанзе[1]. Чтобы подняться над уровнем шимпанзе – необходима та или иная форма «несвободы» рынка.

Вражда к социализму и антисоветизм в современном мире не могут быть цивилизованными или вести к прогрессу цивилизации просто по определению. Главное его оружие в борьбе с тысячелетиями цивилизации и культуры – это естественная, присущая каждому человеку, врождённая сила явления, нами именуемого как ЭНТРОПИЧЕСКИЙ СВИЩ.

Это своего рода сквозняк в головах и душах людей, болевая реакция дикого, природного, взятого из лесного естества существа на обработку и упорядочивание его натуры.

Из-за опоры на ЭНТРОПИЧЕСКИЙ СВИЩ Запад сегодня и сам дичает, и всем остальным не может принести ничего, кроме возрастающей дикости, нарастающего хаоса.

Ведь мы уже поняли, что цивилизация – не то, что естественно. Естественное – присуще дикому состоянию. Цивилизация – всё то, что искусственно привито, вбито в голову, начиная с речи и чтения, которые редко впитываются без принуждения со стороны воспитателей.

Энтропический свищ есть во всём. Например, в строительстве есть вполне объективная сила (не связанная ни с чьим злым заговором), которая норовит обрушить камни постройки, потолок помещений. Если строить здание с нарушением технологии – то потолки рухнут, камни рассыплются – и любой строитель это знает. Энтропическое давление столкнёт их в наиболее примитивную из всех возможных комбинаций. Без всякой конспирологии существуют науки, которые противодействуют энтропическому свищу – например, сопромат.

Но если энтропия действует на камни, стремясь их сложную комбинацию переделать в простую их кучу – то просто глупо не понимать, что она действует и в экономике, и в социологии, и в политике, и во всём, что связано с человеческим мышлением, цивилизацией.

Человек, много благ получая от цивилизации – вынужден расплачиваться. И формой этой платы выступает попрание животной, зоологической, звериной свободы человека. И с этим ничего не поделаешь: это можно либо принять, или отвергнуть, как фридомиты всех веков, но только отвергнуть вместе с цивилизацией, никак иначе.

Немыслимо поддерживать сложнейшие технические системы – не мучая подрастающие поколения «кашей с гвоздями» десятилетий школярства взамен беззаботной резвости на лужайках. Немыслимо поддерживать порядок в большом городе – не терроризируя преступность и хулиганство. Немыслимо усложнять товарообмен, не ужесточая ответственность сторон сделки за срыв поставок и т.п.

Отсюда и вытекает, что вся постсоветская вакханалия рыночной истерии базируется на энтропическом свище, грамотно использованном в геополитической борьбе. Западный блок использовал боль дикаря и зверя внутри каждого из нас, пообещав обезболивающее, и заманив, по сути, на хмельной загул, на весёлый беззаботный пир тех, кто пропивает наследство предков.

6.

Возникло по своему даже трогательное единение между врагами социализма и его сектантами по вопросу разделения понятий «социализм» и «цивилизация». На самом деле это одно и то же, но враги и сектанты сообща пытаются доказывать обратное.

Для врагов социализма его уравнивание с цивилизацией, как таковой, с прогрессом, как таковым – смертный приговор, ибо тогда себя придётся признать ордой дикарей, напавшей на культурные народы (что, в сущности, тоже правда). Для сект внутри социалистического движения такое уравнивание разрушило бы миф их уникального мессианства, их бесподобности, и к тому же означало бы эволюционный дрейф вместо громов революции.

Именно поэтому выдуманы два слова: одно для обозначения развития, как такового, другое – для обозначения социальной справедливости. Это мистифицировало как тему развития, так и тему социальной справедливости. В число прогрессивных движений стали записывать и прогрессивный паралич, а за несправедливым обществом признали возможность развиваться так же, или даже быстрее, чем развивается справедливое.

Эти подходы замусорили тему цивилизации, завели человечество в тупик «толерантного мультикультурализма» - то есть (если называть вещи своими именами) - ненаказуемой дикости. Люди стали называть цивилизацией и прогрессом что попало, что им нравится и что лично им хотелось бы – не утруждая себя никаким объективизмом. В Европе и на постсоветском пространстве расцвели чудовищные очаги самой примитивной, животной дикости…

7.

Но вопрос о цивилизации – на самом деле достаточно однозначен. Переход от дикости к цивилизации – это переход от примитивных форм технической и умственной деятельности к более сложным, более совершенным и утончённым.

Это подобно раскрытию проросшего семени, когда росток выпускает всё новые и новые ветви, уловители света.

Но очевидно и другое: все эти ветви зависимы от своего корня. И цветущая сложность мыслей в развитой цивилизации – неразрывно связана с началом рассуждений, с тем, с чего когда-то всё начиналось.

Всякая сложная умственная деятельность, чтобы не стать мертвечиной или патологией – должна быть связана с первоисточником, с той догматикой, которая её произвела. Никакие логические цепочки выводов не могут возникать сами по себе и из ниоткуда: они исходят из первоначала.

Все науки и искусства, все теории в обществе – зависят от породившей их догматики так же, как теоремы в геометрии зависят от аксиом, из которых их вывели. Уберите аксиому – и теорема окажется бредом в силу полной своей необоснованности.

Почему все это понимают в связи с геометрией и мало кто - в связи с обществом. Что будет с Европой, США и Россией если выдернуть у них из под ног их общую основу – христианскую догматику, христианский обряд, ритуал и символику?

Я скажу вам, что произойдёт, и что уже отчасти произошло: всякая умственная деятельность утратит достаточное основание, уравняется в правах с бредом и глоссолалией, разучится делить истину и ложь. Всё станет равным образом обоснованным (а точнее, необоснованным) – а потому любая дикость обретет равные права с заветными святынями европейского духа.

В условиях явной деградации нашего общества мы не можем представить себе цивилизацию, только как рывок вперёд. Увязая в болотной трясине, нужно рваться не «вперёд», а на твёрдое, устойчивое место. Да и прыгнуть, осуществить скачок для увязающего в болоте проблематично. Для осуществления скачка нужна точка опоры. А в трясине её нет…

Цивилизация может быть спасена только одним путём: путём очищения, сохранения и возрождения её корней, её основ.

Цивилизацию можно представить в виде автомобиля, у которого главная задача не в том, чтобы ехать быстрее, а в том, чтобы сохранить живым седока, севшего в начале пути в кабину. Скорость, как благо, никто не отменял. Но платить за скорость смертью пассажиров, их перерождением в непонятных мутантов, утратой у них памяти о самих себе – недопустимо.

Недобросовестные мыслители пытались представить цивилизацию прежде всего, как отказ от прошлого, расставание с «отсталым прежним».

Но на самом деле (и любой, подумав, согласится), что в цивилизации сохранение преемственности поколений важнее разрыва и конфликта между ними.

Например, все понимают, что культура – это сохранение наследия прошлого, а не «перезагрузки после сбросов», которые бывают у мусороуборочных машин. Но те машины не культуру ведь перевозят!

Перезагрузка после сброса «старья» - характерная черта дикости, исторического учёта не ведущей, ничего для памяти не записывающей и т.п. Наоборот, человек тем цивилизованнее, чем заботливее и бережнее он относится к истокам своей мысли, к тому, что в своем движении через века создало его таковым, какой он есть.

8.

В силу вышеизложенного выход России, Европы и США (белой расы) из цивилизационного кризиса представляется как триединое мероприятие.

Это связано с триединством понятий «цивилизация, христианство, социализм», что является единственной альтернативой дальнейшим деградации и одичанию «белого человека».

- Перейти от дикости к цивилизации, то есть вернуть прогульщиков за парты, халявщиков на рабочие места, дезертиров на фронт, заглушив ЭНТРОПИЧЕСКИЙ СВИЩ либерально-рыночной «освобожденческой» вакханалии. Наращивать горизонты планирования в пространстве и во времени, упорядочить деятельность людей, наказать злодеев, поощрить добродетель.

- Перейти от рыхлого и аморфного мусора в головах современных людей к четкой строгости христианских понятий о допустимом и недопустимом. Фигурально выражаясь – «нужно примириться с предками, уважая их ценности – чтобы они дали воспользоваться их наследством».

- Осознать, что социализм – изначально запланированная вершина христианской цивилизации, обсуждаемая апостолами и ведущими теологами в течение ряда веков. Признать несоциалистические формы христианской веры как примитивные и отсталые «хвосты» в своей религии.

- Наша цивилизация без нашей многовековой народной веры невозможна; вера же христианская, не стремящаяся к апостольской экономике – лицемерна.

Поймите, попытки разорвать цивилизацию, христианство и социализм делались многократно: и справа, и слева. Эти попытки делали и жестокие Навуходоносоры сверху, и пылкие Прометеи снизу.

Итог таких технически-неграмотных попыток нетрудно предсказать заранее: разорванный, растащенный на детали организм не живет, а расчленённый механизм – не работает.

Всякий раз при расторжении прогресса, христианства и социализма возникал либо кризис смысла деятельности, либо кризис деятельности смысла. Советский Союз был этой расчленёнкой не просто отравлен – он был ей взорван, как будто под него тонны тротила заложили…

Всякий раз прогрессоры (любимый образ Стругацких) – если они не ортодоксы, играют в богов и превращаются в чудовищ. Всякий раз ортодоксы, если они не прогрессоры – зверят и скотинят самое святое. У них начинается перерождение знания из ПОНИМАНИЯ в безмозглый инстинкт, условный рефлекс, вопрос дрессировки и точного бездумного воспроизведения[2]. Человек в их руках превращается в машину и теряет бессмертную душу.

А что будет с социалистом, если он не прогрессор и не ортодокс? Ортодокс, не будучи социалистом, превратиться в сатаниста – ибо в отрицании социализма (возможности устроить справедливость среди людей) примет концепцию «злого бога». Прогрессор, не будучи социалистом – выстроит касту избранных и следом за лягушками начнёт из любопытства (и ради прогресса) резать живых людей, дабы изучить их анатомию…

Социалист без ортодоксии утратит смысл своей деятельности (многократно описано классиками, знатоками человеческой души: Базаров[3], Сварожич[4] и др.). Без прогрессорства социалист превратится в «великого инку» - организовавшего очень плановое распределение маиса в очень застойном обществе…

Как живое тело нельзя принять по кускам – так и цивилизацию нельзя принять по кускам. Не может дать живую ветвь христианство без технического прогресса, и оба они – без социалистических идеалов.

9.

Человеческую мысль в любой сфере, науке – можно представить в виде отряда, экспедиционного корпуса, высадившегося по воле Генштаба на чужом материке.

Прежде всего, без приказа штаба – отряд бы не высадился, не появился в этой местности. Во-вторых, что будет с корпусом при исчезновении Генштаба?! Тут могут быть варианты: он разбежится, сдастся в плен врагу, превратится в банду… Но в любом случае – при исчезновении Генштаба уже не останется в отряде той дисциплины и стойкости в преодолении неприятных ощущений ради цели.

А ведь нет цивилизации без дисциплины, и железной дисциплины для мыслей, без того, что народная поговорка называет «царем в голове»! Без «Главой Мысли», самой важной, самой ценной – невозможна никакая иерархия мыслей, немыслимо отделить второстепенное от главного, а уж тем более отложить второстепенное ради концентрации на «приоритете номер 1».

В то же время при растворении «Главной Мысли» неизбежно в мире мыслей случается сужение перспектив и целеполагания.

С такой же неизбежностью нарастают в децентрированном мышлении цинизм, нигилизм, неспособность отличать добро от зла (т.н. «моральное помешательство»).

Мысли без Главной, Генеральной Мысли – утрачивают способности к концентрации внимания, возможность долго и сосредоточенно изучать узкий предмет, начинают по детски перескакивать с предмета на предмет, становятся путаными и непоследовательными.

10.

Итак, всё становится ясным, прозрачным и понятным: цивилизация – это сила преодоления, обуздания хаоса. Для того, чтобы обуздать первобытный звериный хаос в людях (как внутри, так и снаружи) она формирует устойчивую систему ограничений. Это, своего рода, «дорожная разметка». Главные ограничители становятся ДОГМАМИ. Нельзя их подорвать так, чтобы не подорвать самой цивилизации и не столкнуть её в кровавый хаос. История много раз подтверждала это.

При этом установление контроля над непредсказуемыми стихиями требует от цивилизации ПЛАНИРОВАНИЯ.

Это – в первую очередь – формирование образа желанного будущего (светлого завтра), наличие которого отличает человека от животного. Именно доказанная возможность формировать желанное будущее мирит человека с тяготами и ограничениями цивилизации.

Цивилизация даёт плановую перспективу, накладывает бремя послушания и служения, осуществляет переход от слабости к силе, от малого к большому, от нехваток к изобилию, от примитивного – к сложному.

Из этого видно, что никакого «отдельного социализма» строить не нужно – потому что само по себе выделение из животного мира (при капитализме связанного с образом «каменных джунглей») есть строительство социализма.

Конечно, такой подход никогда не устраивал секты внутри социализма. Они в силу своего сектантства хотят подменить исходное догматическое ядро цивилизации - на аналогичное, но «собственного производства». Они разделяют вопросы цивилизационного строительства и строительства социализма, хотя даже их собственная практика это многократно опровергала.

Вообще, кстати говоря, очень опасно выставлять своё мнение в качестве истины последней инстанции, пытаясь своим мнением подменить сложившееся единомыслие общества по какому-то вопросу. То, что кажется верным одному, покажется неверным другому, а единомыслие (достигнутое на ранних этапах формирования цивилизации очень тяжёлой ценой) уже будет подорвано.

11.

Понятие «цивилизация» делится на две очевидных половинки. Это, во-первых, культура, а во-вторых – общественно-экономическое развитие. Сложив их вместе, мы и получим цивилизацию в полном смысле.

Культура занимается формированием внутреннего мира человека и воздействием на человека изнутри. Общественно-экономическое развитие занято формированием внешних условий для жизни человека.

При этом задача у культуры и общественного развития одна: ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОРОКОВ. Уже упоминавшаяся нами «свобода от греха».

Культура занимается тем, чтобы освободить человека от внутренней тяге ко греху и пороку, поселить у него разумное, доброе, вечное внутри. Прогресс (общественно-экономическое развитие) занят тем же самым, но только снаружи. Его задача – сделать так, чтобы человек не принуждался ко греху и пороку обществом.

Например, с клептоманией, внутренней тягой воровать – работает культура (как сапёр с миной). А с нищетой, принуждающей людей воровать, чтобы выжить – должен бороться прогресс, общественное устройство.

Что же в нашей схеме противостоит цивилизации? Совершенно очевидно, что:

1. Пороки личности, внутренние, личные.

2. Пороки коллективные, тайные общества и группировки, в которые объединяются злодеи, чтобы помочь друг другу злодействовать.

Отсюда, между прочим, вытекает их взаимосвязь: понятно, что тайные общества опираются на личное зло в людях, порочные души. Но и наоборот, понятно, что всякий порочный человек, настроенный на зло, ищет себе подобных, стремится соединить с ними усилия, чтобы достичь своих целей и обезопасить себя.

Из этого вытекает, что нет никакой конспирологии в теориях о мафиях (криминальных тайных обществах) и масонериях (некриминальных тайных обществах). В их существовании нет ничего странного. Наоборот, в высшей степени странно предположить, будто их нет!

12.

В нашей системе очень легко отличить культуру от антикультуры, а прогресс – от регресса и дегенератизма. Центральное направление – преодоление пороков – показывает, кто движет общество вперёд, а кто толкает его назад.

Между тем очень многие мыслители буквально заблудились в трёх соснах, отвечая на вопросы о сущности культуры или прогресса, сводя их к техническому совершенству инструментария (у растлителя или палача?!), к партийной принадлежности, к расе и национальности и т.п.

На самом деле незачем усложнять простое и городить на ровном месте турусы: есть с колыбели знакомый каждому список пороков. Берем статистику и смотрим: они сокращаются или растут? И получаем объективный ответ о качестве нашей культуры, о состоянии прогресса – или регресса.

Конечно, при такой завидной простоте нужно понимать, что ИДЕАЛ В ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАДАН ИЗНАЧАЛЬНО, а не формируется от этапа к этапу путём «виляния мозгов» и подгоняя нравственность под «классовый интерес». Технически цивилизация совершенствуется; сущностно она неизменна, иначе разрушится и погибнет, перестанет быть цивилизацией.

Это легко привести пример: вы, конкретно вы, с телеги пересели в «запорожец», оттуда в «мерседес». Машины, на которых вы ездите, совершенствуются (технический прогресс), но Вы-то, Вы сами остаётесь самим собой! У вас не отрастает третья нога, не добавляется второй ряд зубов и не меняется имя с привычками!

А если с телеги на «мерседес» пересядет кто-то другой – Вам до того какое дело? Раз он – другой, то к Вам это не имеет уже никакого отношения…

Так же и цивилизация. Идеал человека в ней задан изначально, технический прогресс обеспечивает этот идеал, НО НЕ ИЗМЕНЯЕТ ЕГО!

13.

Ещё одно условие существования цивилизации – ясная и безусловная система различения пороков и добродетелей. На этой догматике стоит всё: при малейших сомнениях по поводу детского вопроса «что такое хорошо, а что такое плохо?» - мы потеряем представления о культуре и бескультурье, о прогрессе и регрессе, о «верхе» и «низе», разучимся отличать полёт от падения, и т.п.

Понимая это – переходим к главному. Два условия существования цивилизации очевидным образом противоречат друг другу. Снимается это противоречие только с помощью догматического ядра необсуждаемых истин.

1 условие существования цивилизации – нарастание интенсивности умственной деятельности.

2 условие – сдержанность и ограниченность этой умственной деятельности.

Соответственно, две угрозы цивилизации и культуре, прогрессу – слабоумие и шизопатии. Слабоумные ничего не смогут создать, а блудомыслы – создадут такое, что лучше бы они были слабоумными…

Осознание человеком жизни, бытия – является вместе с тем источником жизни. Так возникает «мысль-жизнь», построенная на противопоставлении бытия небытию.

Её обслуживает множество технических и вспомогательных мыслей, составляющих как бы её свиту. С ростом общего числа мыслей возрастает угроза проникновения в сознание мыслей-хищников и мыслей-паразитов.

Историками собран богатейший материал, который показывает все стадии становления цивилизаций (как флоры догматического ядра) а так же все ситуации их гибели, разложения, деформации при угасании интенсивности мышления – или при нарастании интенсивности шизо-параноидальных его комплексов.

В этой книге шаг за шагом мы рассмотрим, как Жизнь под именами Цивилизации, Религии, Социализма боролась с нежитью и мертвечиной, прикрытой масками дикарства, регресса и фридомии.



[1] Он свободен от налогов, от административных барьеров и проверок, а также ничем не ограничивает свободную конкуренцию шимпанзе между собой и с другими биологическими видами. На этом «рынке» нет ни таможен, ни пошлин, полная свобода обменов и взаимной конкуренции и т.п.

[2] Мы, археологи, находим в большом изобилии архивы древних, архаических, давно погибших обществ. От их расшифровки многого ждали, но не дождались почти ничего. В основном это хозяйственный учет – кому, когда и сколько нужно выдать зерна, масла и т.п. Других вопросов архаические архивы не решают – да и не ставят перед собой. Это как бы письменность, существующая ДО культуры: фиксация текстов уже есть, но фиксируется всякая преходящая ерунда, нисколько не связанная с проблемами подлинной культуры.

[3] Полный крах, который происходит в мировоззрении героя романа «Отцы и дети», воинствующего атеиста Базарова, проявляется в его разговоре с Аркадием.

Главный герой уже не ощущает себя “хозяином в мастерской природы", а сравнивает с песчинкой в огромном мире. Базаров уже не считает нужным обрести свою миссию “расчистить место" для построения нового общества. “Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?" И жизнь, и кончина Базарова патологичны по всем характерным чертам.

[4] Герой романа С. Арцыбашева «Санин», после закончивший самоубийством, социалист Юрий Сварожич рассуждает о тщетности идеала, чтобы «у рабочих тридцать второго века не было недостатка в пище и половой любви». Главный вывод – «Да черт с ними, со всеми рабочими и нерабочими всего мира!». Санин придерживается этой нормы, поэтому и не страдает, как революционеры, вроде Новикова или Сварожича.

Александр Леонидов; 27 января 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..