Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Д.РУДЗИТ: ЧЕРНОМАГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ БАЛТОВ...

Д.РУДЗИТ: ЧЕРНОМАГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ БАЛТОВ... ​Как человек с балтийскими корнями, выходец из Латвии, я всегда с болью и тревогой смотрю на то, что происходит в современной Прибалтике. Война с прошлым – дело дурно пахнущее. Воевать с мертвецами, сводить счёты с могилами – в этом есть очевидный комплекс неполноценности занятых этим и живых (пока) людей. Но кроме дурного трупного запаха есть в войне с мертвецами (первым, кстати, её начал Н.С. Хрущев – и проиграл) куда более страшная вещь. Это попытка подменить Судьбу волюнтаризмом. Одно дело, когда ты недоволен Судьбой, клянёшь свой злой рок, и это было делом лириков со времён древнеегипетской «Песни орфиста».

Другое дело, когда ты влезаешь в прошлое с намерением его… отменить. Мол, не было ничего, и всё тут, а память – заровняем и зальём бетоном, и новую на её место приделаем. В этом странном и чудовищном деле очевиден элемент чёрной магии.

В то же время в нём очевидно и богоборчество. Человек ставит себя на место Бога и «подправляет» свершившуюся в виде Судьбы Божью волю: Ты судил так, а я – инстанция повыше Тебя…

Здесь встаёт философский вопрос: а есть ли у детей право судить родителей, а у внуков – судить дедов? Не станет ли такой суд грубейшим нарушением причинно-следственной связи, основы бытия и отражающего бытие связного (логичного) мышления?

Не имеем ли мы дело с грубейшим и отвратительным извращением? И – параллельно с какой-то внутренней неполноценностью, ущербностью сознания и личности?

Скажем, победа красных, эпоха СССР – это исторический факт, определивший весь ХХ век. Этот факт может лично вам очень не нравится; но если своё субъективное желание победы белых вы превратите в убеждение, что белые-таки победили в 1921 или 1922 году – вы запустите очень серьёзный психопатический процесс, разрушающий выстроенное на причинно-следственных связях сознание.

Именно этим занимаются в современной Литве. Понятно, что в вымирающей стране без экономики, в которой половина молодёжи сбежала на «дальний Запад», а другая половина просто не родилась, в стране, на 80% живущей на непонятного основания выплаты из Евросоюза, делать больше нечего. И литовцы, видимо, в силу ограниченности ума, не в силах придумать ничего нового, стали ДУБЛИРОВАТЬ уже принятые русофобские законы, расширяя и дополняя их попытками СТЕРЕТЬ ПАМЯТЬ И ПРОШЛОЕ.

Декоммунизация давно уже запущена и проведена. Но она всякий раз оказывается «неполной», и сейм снова и снова «дополняет» её, стремясь выкорчевать ХХ век, и не задумываясь, где окажется в результате такого корчевания…

Конечно, нет ничего нового в том, что литовская клика предлагает переименовать улицы и демонтировать памятники, «символизирующие советскую идеологию».

Но те расширительные толкования, которые неонацисты дают «символам» - загоняют общество в ситуацию, в которой всё, кроме канонически-гитлеровского нацизма будет запрещено и станет считаться «советским».

На днях депутаты Сейма от партии «Союз Отечества» — Христианские демократы внесли в парламент законопроект о «запрете пропаганды коммунизма и других тоталитарных идеологий в общественном пространстве». Закон с аналогичным названием в Литве уже действует: он, в частности, запрещает использование советской или нацистской символики, публичное исполнение гимна СССР, публичную поддержку «оккупационного режима».

Консерваторы Аудронюс Ажубалис и Лауринас Кащюнас предлагают расширить действие закона на «объекты общественного пространства» — улицы, скверы и памятники — так или иначе пропагандирующие коммунизм, обязав муниципальные власти переименовать или демонтировать их.

Как быть с памятником Наполеону в Париже, Кромвелю в Лондоне, статуей Робеспьера[1], памятником русскому царю в Финляндии[2] и египетскими пирамидами, при постройке которых жестоко использовался массовый рабский труд?

Человек вменяемый (сегодня большинство их собралось в Китае) понимает, что переделка будущего – это одно, а переделка прошлого – совсем другое.

Китайцы живут, не переделывая прошлого, чтобы не «потерять лица». Они нацелены заниматься будущим, а не прошлым. Прошлым обычно активно занимаются те, кому нечего предложить на будущее, у кого нет никакого образа грядущего…

Литва, как и Латвия, и Эстония – яркий пример лимитрофных республики без будущего.

Как писал поэт –

…Во мне найдёшь, быть может, день вчерашний,
Но ничего уж завтрашнего нет…

Это наиболее чистые, лабораторные, незамутнённые случайными, посторонними примесями ЗООЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ, АНТИЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ АЛЛЕРГИИ животной природы в человеке на ХХ век.

В чём принципиальная разница между животным существованием и цивилизацией? Животное существование замкнуто в цикл. Оно движется по кругу и приходит к тому, с чего начинало. И так раз за разом, снова и снова. Цивилизация бросила этому замкнутому циклу вызов. Она развивается линейно (потому часто непредсказуемо) – её этапы не являются многократными повторениями, подобными чередованиям зимы и лета.

То есть цивилизация в целом (5 тыс лет) и социализм в частности (ХХ век) – это прорыв из замкнутого круга, в котором не происходит ничего нового. Из века в век, из тысячелетия в тысячелетие одно и то же…

Главная задача антисоветизма сегодня – стереть прорыв ХХ века, вернуть человечество в круг вечного сна, сословно-кастовой дрёмы, в которой века схожи, словно близнецы…

А как это сделать? Стирая память: мол, ничего не было. Ни свершений, ни жертв. Ни порывов, ни успехов, ни провалов, ни взлётов, ни катастроф. Откатим в 1900-й, и начнём оттуда…

Но не получается в 1900-й, там Российская Империя, а она чревата новым временем, она несёт в себе зародыш грядущего цивилизационного рывка… И тогда откатывают за пределы Российской Империи, в родо-племенной строй, куда-то в глухое средневековье…

Вот, к примеру, депутаты Сейма вдохновились инициативой Вильнюсской администрации, где в последние недели идут дискуссии о судьбе нескольких памятников общественным деятелям, которые, по мнению городских властей, были слишком тесно связаны с советской властью.

По словам члена городского совета Пауле Кузмицкене, главы специальной комиссии по культуре памяти (прямо какое то «министерство правды» Оруэлла), дискуссия началась с обращения группы учащихся Вильнюсской гимназии, предложивших убрать из сквера в центре города памятник писателю Пятрасу Цвирке.

Помимо Цвирки, хотят еще нескольких литовских мертвецов-литераторов советского периода — Саломею Нерис, Антанаса Венцловы, Людаса Гиры. Если эксперты сочтут их пособниками коммунистического режима, горсовет будет решать вопрос о переименовании любых объектов, названных в память о них.

Депутаты Сейма Ажубалис и Кащюнас своим законопроектом решили поддержать инициативу Вильнюсского горсовета, а заодно придать процессу централизованный характер.

«Мы знаем, что историческая память — это много эмоций. Регулярно то один, то другой памятник вызывает вопросы, — говорит депутат Кащюнас. Он уверен: поскольку такие «спорные» объекты — головная боль для любого муниципалитета, информации по каждому из них у самоуправлений предостаточно. Депутаты предлагают муниципалитетам поделиться этой информацией с профессиональными историками, которые составят справку по каждому объекту: когда и в честь кого был установлен памятник или названа улица, кем является та или иная историческая личность, каковы ее связи с советской властью. В общем, проведут своеобразную инвентаризацию и предоставят информацию по каждому объекту в правительство.

«Главный критерий — символизирует ли тот или иной объект советскую идеологию, — говорит Кащюнас. — Кончено, памятников или бюстов людям, которые представляют эту идеологию, не должно быть».

В Центре геноцида инициативу депутатов, в целом, приветствуют. «Я думаю, что сам шаг правильный, — считает Тереза Бируте Бураускайте, директор центра. — Нужно один раз поставить все точки над i. Мы с этим сталкиваемся все время: есть какой-то памятник, одни приносят цветы, другие переживают по этому поводу — обращаются к нам и те, и другие. В обществе … нет нужного спокойствия».

Сегодня даже литовские историки не «готовы решать, что считать пропагандой коммунизма». Но склоняются они к тому, что пропаганда коммунизма – это любая пропаганда социального развития. Ведь нужно, по словам Терезы Бируте Бураускайте, чтобы «в обществе было нужное спокойствие».

А вдруг кто-нибудь из поэтов ляпнет, что деньги в руках не у избранников неба и не у помазанников божиих? И богатые как-то неправильно распоряжаются своими богатствами?!

Нужно понимать, что пропаганда коммунизма с этого и начинается: а вдруг кто-то усомнится в богоизбранности миллионеров или заикнётся о том, что нищета нищих – не есть общественный идеал?!

А потому для «нужного спокойствия» нужно занудно стирать всё, что выпадает за канонический буквализм литовского национализма. Чтобы в «стране» (страной этот лимитроф можно называть только в шутку) было полное единомыслие, а все споры носили характер средневековой уточняющей схоластики МЕЖДУ догмами единственно верного курса Вильнюса.

Литовских националистов ничуть не смущает, что этим же занимались и не в меру рьяные, малообразованные, по-деревенски наивные идеологи КПСС. То есть насаждали «единственно-верный» канонический буквализм и карали за малейшее отклонение от линии властей.

Ведь литовские, эстонские, украинские и прочие «наци» - ещё более необразованная деревенщина. Они без всякой тени улыбки вам скажут, что предыдущая «единственно-верная» идеология была неправильная, а вот их нынешняя, такая же «единственно-верная» - самая, что ни на есть, правильная.

И потому поклонятся предыдущему канону есть преступление, уголовно наказуемое, между прочим, а нынешнему канону поклонятся бездумно – «самый цимус».

А в жертву своей убеждённой хуторской ограниченности литовские депутаты готовы принести всё: они уже думают, что делать с памятниками, которые входят в реестр объектов культурного наследия? И что делать с мемориалами, установленными на месте братских могил солдатам, погибшим во время Второй мировой войны?

Если снести к чёртовой матери, как они давно мечтают – то, глядишь, Израиль не одобрит… Ничто другое литовских депутатов не тревожит, они слишком тупые, чтобы отвлекаться на рефлексию. Но Израиль – это серьёзно! Это вам не русский Ванька, которого бей по щекам – он только другие подставлять станет…

Мы же писали, что выкручиваясь (то есть отделяя хорошие убийства русских, белорусов – от плохих убийств евреев) вице-мэр Биржайского края, небольшого северо-восточного района Литвы, где установлен мемориал «героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины», разместила рядом с ним табличку, гласящую: «Записи советского времени не соответствуют исторической правде».

То есть тут захоронены не герои, они за свободу и независимость Родины не воевали, и вообще выводить Литву из-под оккупации Рейха не стоило. Ещё бы с Израилем вопрос решить, чтобы он не «возникал» по поводу антисемитизма III Рейха – и Гитлера канонизировать можно!

Когда дегероизирующие борцов с нацизмом таблички были расставлены, многие самоуправления тут же заинтересовались таким «сравнительно безболезненным» решением вопроса «спорных» памятников. И ныне депутаты литовского сейма надеются, что их законопроект пройдет первое чтение до конца года — тогда есть шанс принять его до начала летних каникул парламента.

+++

Я не хотел бы, чтобы моя статья воспринималась только как узко-этническая обида русского человека за топтание на костях его предков и шельмование его народа. Этот мотив, конечно, поневоле присутствует в описаниях проделок прибалтов или бандеровцев, но…

Гораздо важнее то, что в общечеловеческом смысле они заняли позицию стирания прошлого, отменяющего свойственное демократии многообразие его оценок. Есть нечто черномагичекое в попытках отменить писателя, художника или поэта за то, что он был членом КПСС. За этим стоит стремление не только вычеркнуть эпоху, но и подменить её своей виртуальной поделкой.

Мол, нам не нравится прошлое, и мы придумали для вас другое, «правильное» прошлое, а того, что нам не нравится – просто не было.

С одной стороны, это напоминает коммунистов с их одержимостью разрыва связи времён, с их попытками «начать с чистого листа», стерев «наследие проклятого прошлого». Коммунисты не только не пытались смягчить конфликт поколений, но наоборот, раздували его и засыпали раны солью с перцем.

Моё мнение: это у них было неправильно, ошибочно. Чем сносить чужое «до основания», а «затем» строить новое на его месте, не лучше ли новое построить рядом? Чтобы нагляднее было видно: вот старое, а вот новое, смотрите, какие мы молодцы, на сколько этажей выше…

Но коммунисты ведь не только разрушали. Разрушая, они и строили. Да, они были не в ладах с прошлым (и это их исторический грех) – но они видели и предлагали конкретное, осязаемое будущее. Их диктатура была насилием во имя прогресса – научного, технического, образовательного, урбанистического, атомно-космического и т.п.

Позаимствовав у них методы «единственно-правильной» идеологии, прибалты или бандеровцы насаждают не менее (мягко говоря) жёсткую идеологическую диктатуру. Но это уже диктатура регресса, деградации. Человека берут за шкирку, и пинками гонят в прошлое, в XIX век и ниже…

А я скажу так: нет ничего страшнее, чем диктатура регресса. Диктатура прогрессоров тоже, иной раз, перегибала палку, спору нет, но во имя чего-то главного и светлого. А эти – во имя чего?! Чтобы увековечить господство господ и рабство рабов?

+++

С некоторых пор я не хочу говорить с антикоммунистами. Не потому, что я такой гордый и заносчивый, и, типа, умнее их. Вовсе нет.

Просто с некоторых пор я начал понимать, что эти люди, носители витиеватых концепций, элементарно не знают жизни. Они никогда не работали на заводе, на фабрике, на прополке поля или в тепличном хозяйстве.

Они не знают, «как мокра вода и как страшен ветер лютый». Это люди, избалованные доставшимися им условиями, и не повзрослевшие. Свой хлеб они воспринимают как генералы у Салтыкова-Щедрина, само собой образующимся. Они – инфантилы, не сумевшие выйти за грани детской склонности творить выдуманные сказочные миры, Мордоры и Нарнии…

И вот скажите, о чём всерьёз можно говорить с великовозрастными детинами, умственно не вышедшими из детского сада? В причудливой фантазии которых хлеб возникает из свободы, которую они даруют другим (а почему они?).

То есть очевидна неосознанная, и оттого ещё более глупая модель самозванного «доброго барина», считающего себя вправе другим выдавать свободу (а то без него не возьмут!) и брать с них за это оброк хлебом и прочими вкусняшками…

При всём многообразии антикоммунистов – они (от увешанных иконами монархистов до отвязных либертарианцев[3]) все умом-дети, живущие за чужой счёт, в комфортных (более или менее) условиях и фантазирующие «против рожна».

+++

Я знаю, как это лечится. Это лечится годом работы на современной капиталистической фабрике. Или в агрохолдинге на полевых работах. На общих основаниях и без поблажек. Их ни в какой ГУЛАГ сажать не нужно, просто нужно год заставить поработать в реальном секторе, и не руководителями (от слова рукой водить) а самыми что ни на есть непосредственными исполнителями.

Уверяю вас, через год вся дурь у них из головы выветрится[4], они начнут понимать жизнь, как она есть, а не как им захотелось её вообразить при детском богатстве фантазии.

Те же литовцы: они же ещё и не начинали работать по-капиталистически! Они живут на пенсию Евросоюза, которому нужны русофобские лимитрофы вдоль границ с Россией. Если бы для этих умничающих депутатов сейма включили режим Бангладеш, или режим Индонезии, или режим Эквадора, Либерии, Мексики – они бы сразу «лучше поняли» писателей-коммунистов и поэтов-сочувствующих…

И однажды они это узнают. Когда мировой власти просто надоест кормить их даром, как вывеску евроинтеграции. И им предложат вписаться в мировой рынок. А вписываться им абсолютно нечем…

Тогда, я думаю, качели пойдут в другую сторону. Потомки этих литовцев начнут резво сносить памятники, поставленные в наши дни. И восстанавливать снесённые.

Что, на мой взгляд, тоже контрпродуктивно, потому что прошлое нельзя стереть, его можно лишь осмыслять.

Пусть поставленное – стоит. Нравы и мнения меняются, но история должна оставаться непрерывным потоком.

Потому что мы существуем (причинно-следственная связь) – в силу предшествовавших событий. Отрицая прошлое, мы отрицаем самих себя.



[1] Статуя Робеспьера в Париже размещена в Пантеоне.

[2] Памятник Александру II— памятник великому князю Финляндскому и российскому императору Александру II, установленный в Хельсинки перед Кафедральным собором Хельсинки на Сенатской площади, и являющийся её главной доминантой. Памятник был создан скульпторами Вальтером Рунебергом и Йоханнесом Таканеном и открыт в 1894 году, в память о восстановлении императором Александром II финского парламентаризма. Император изображен в форме финского гвардейского офицера. У подножия пьедестала разместились фигуры, которые олицетворяют «Закон» (Lex), «Мир» (Pax), и «Просвещение» (Lux), «Труд» (Labor).

[3] Крайняя форма рыночного либерализма, сторонники экономических и прочих свобод в максимальной степени.

[4] Был такой эксперимент: в целях борьбы с коммунизмом Ватикан направлял молодых католических священников на заводы и фабрики в качестве рабочих с целью укрепить влияние католицизма в массах. Выполняя это послушание, т.н. «священники-рабочие», оказавшись в положении рабочих, стали поддерживать их выступления в защиту своих интересов и прав, принимать участие в профсоюзном движении и политических демонстрациях. В итоге в 1953 Ватикан потребовал прекращения эксперимента со «священниками-рабочими».

Дмитрий РУДЗИТ, специально для "ЭиМ".; 13 декабря 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше
  • "Нержавеющее ядро" истории человечества

    "Нержавеющее ядро" истории человечества Продолжаем публикацию глав из книги А.Леонидова "ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ: Происхождение. Значение. Перспективы". В 13 главе автор рассматривает экономические основания цивилизованного образа жизни (ЦОЖ) и доказывает, что они не могут вырастать из самой экономики. Они являются туда идеологически привнесёнными. Глава называется ​"ЭКОНОМИКА ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЦОЖ ПРОТИВ РАЗБОЯ", и разъясняет роль идеи справедливости вне и поверх индивидуальной экономической выгоды в становлении не только социализма, но и вообще государства, права, человеческой морали и критериев психиатрии. Рекомендуется к прочтению самым широким кругом думающих людей, поскольку содержит в себя целый ряд свежих идей по проблемам междисциплинарных исследований общества, юридической сферы, экономических систем и др.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.