Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

ВОПРОСЫ ПЕРВОИСТОЧНИКА

ИЩЕМ ИСТИНУ ВМЕСТЕ

ВОПРОСЫ ПЕРВОИСТОЧНИКА Наша главная проблема в том, что, как сказал ещё Ю.Андропов – «мы не знаем общества, в котором живем». Мы не вооружены адекватной базовой теорией для понимания сути происходящих процессов, оттого впадаем либо в морализирующий интуитивизм, либо в прокрустов архаизм, пытаясь старыми словесами описать новую реальность общественных отношений. По сути дела, с XIX века не создавалось никаких целостных концепций, которые единообразно объясняли бы суть всех частных явлений и конкретных процессов.

Историческая заслуга марксизма в том, что он выдвинул целостную теорию объяснения экономических и социальных процессов, объединив в единой теории все стороны и аспекты человеческой жизни. Со времен возникновения марксизма прошло достаточно много времени, однако марксизм оставался до последнего времени, по сути, единственной ЦЕЛОСТНОЙ И РАЦИОНАЛЬНОЙ описательной картиной целокупности социальных процессов.

Противники марксизма выдвигали либо дробные, частные теории, которыми ничего объяснить нельзя, либо доктрины воинствующего иррационализма, подменяющие познание культом непознаваемости (теория свободного рынка, который непознаваем, неуправляем, и при этом лучше всего на свете).

Это обеспечило марксизму идеологическую монополию в ХХ веке, когда даже его противники продолжали жить в нем, строя всю свою деятельность не на утверждении альтернативы марксизму, а на отрицании марксизма.

Конечно, в XXI веке марксизм выглядит уже крайне архаично и не отвечает на очень многие вопросы, поставленные жизнью. 

Реальной целостной мировоззренческой теорией, которая не противостоит марксизму, а диалектически сменяет его, способна его заменить (а не просто отрицать) – это идеология современных «зеленых».

Попробуем кратко и сущностно её описать. С точки зрения марксизма мир делится на угнетателей и угнетенных. Угнетатели присваивают прибавочный продукт, который производится трудом угнетенных. Изъятие прибавочного продукта делает угнетенного угнетенным, а получателя – угнетателем. 

«Зеленая» идеология включает в схему экосистемы и особую роль даров природы. В этом она диалектически возвращается на новом витке к учению физиократов.

Безусловно, «зеленый» взгляд адекватнее марксисткой политэкономии. Он говорит, что человек НА САМОМ ДЕЛЕ не производит не только прибавочной стоимости, но и необходимой стоимости. Он не производит не только излишнего продукта, но даже и необходимого для собственного выживания продукта. Человеческая деятельность – ничто без щедрых субвенций окружающей среды (субсидий, не востребованных к возврату).

«Зеленая» идеология полагает, что деление на угнетенных и угнетателей – плоско, ущербно и примитивно. Здесь предлагается принципиально иное деление людей на классы:

РЕСУРСОВЛАДЕЛЬЦЫ

РЕСУРСОПОЛЬЗОВАТЕЛИ

«ЛИШЕНЦЫ»

При этом главный конфликт истории человечества вовсе не в борьбе угнетенных и угнетателей, а в борьбе всех ресурсопользователей с лишенцами, отсеченными от ресурсов лицами. 

Дело в том, что угнетенный и угнетатель – понятия весьма зыбкие и относительные. Всякий ресурсовладелец стремится сдать свое владение в аренду. При этом арендатор часто передает ресурсы в субаренду. По отношению к владельцу арендатор выступает угнетенным, а по отношению к субарендаторам – угнетателем. При этом почти не существует чистых видов угнетателей и угнетенных, то есть угнетателей, которые не были бы никем угнетены, и угнетенных, которые сами бы никого не угнетали.

Но важно не это, а то, что угнетатели и угнетенные (владельцы и арендаторы-субарендаторы) находятся в системе ресурсопользования, ОНИ НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ. Геноцид же развернут не по отношению к угнетенным (которые нужны угнетателю), а в отношении «лишних людей», которые угнетателю не нужны, а угнетенным – конкуренты в борьбе за внимание и милость угнетателя.

Что такое потребление? Это опосредованное трудом пользование природными ресурсами. Например, если у вас есть 10 гектаров леса, то их можно продать на корню, можно в виде кругляка, можно в виде пиломатериалов, а можно в виде мебели. Понятно, что на корню лес будет дешевле, чем в виде мебели (сказывается посредничество труда), но в принципе, и дикий лес, и мебель – в одинаковой степени товары, исчисляемые в одних и тех же денежных единицах.

Труд же не есть товар, и ни в каких денежных единицах он не исчисляем. Сколько бы пота вы не пролили, занимаясь толчением воды в ступе или ношением воды в решете – никто вам за это не заплатит.

Поэтому деньги так тесно связаны с СУВЕРЕНИТЕТОМ НАД ТЕРРИТОРИЕЙ, на которой расположены те или иные ресурсы, и никоим образом не связаны с трудом. Труд, к несчастью человечества, оплачивается произвольно или вообще не оплачивается. 

Коллектив "ЭиМ" приглашает вас посетить новый проект"ЗЕЛЕНЫЙ БАШКОРТОСТАН"

Александр Леонидов; 31 марта 2013

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..