Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Январь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

И.Вайсман: "Совесть"

Совесть – что это и для чего?

И.Вайсман: "Совесть" Многие помнят, что во времена Советского Союза слово «совесть» употреблялось очень часто и, как правило, многим было очень неприятно, когда их упрекали в отсутствии совести. В наше же время это слово редко услышишь. Если назвать бессовестным представителя молодого поколения, то чаще всего он даже не воспримет это в качестве упрека. Все идет к тому, что скоро понятие совести и само это слово исчезнут из употребления.

Живой классик отечественной литературы Фазиль Искандер заявляет, что в 1991 году наша страна освободилась не только от тоталитаризма, но и от стыда, совести и морали: "Стремление к абсолюту совести породило великую русскую литературу. А стремление к абсолюту свободы - великое одичание общества. Советская власть, загнав народ в яму, тем самым невольно оградила его от пропасти. А сейчас мы, не удерживаемые ничем, балансируем на самом краю нравственной бездны».

О том же говорит башкирский писатель Камиль Зиганшин: «Сейчас многое предается забвению, даже такое главное качество человека, как совесть. Я уже много лет не слышу, чтобы люди говорили друг другу: «Где твоя совесть! Как тебе не стыдно!» Такое ощущение, что само это понятие умышленно выводится из употребления. А ведь именно совесть – самый мощный фильтр и защита от неправедных поступков. Если провести аналогию с компьютерной сетью, совесть – все равно, что программа Касперского, защищающая компьютеры от вирусов».

Что же такое совесть? В самом ли деле она так необходима человеку или, может быть, о ней стоит забыть, как и о других, не оправдавших себя ценностях СССР?

Справедливости ради надо сказать, что хотя при коммунистическом режиме совесть безусловно считалась высшей ценностью, ее сущность понимали немногие. И если бы мы спросили любого среднестатистического советского человека: что такое совесть? он вряд ли сказал бы что-то вразумительное. Скорее всего, вопрос вызвал бы у него большое замешательство. А более просвещенный ответил бы примерно так: «Я не знаю, но это что-то сидящее внутри меня, какой-то внутренний цензор».

И, похоже, это так и есть. Где внутри меня находится совесть? Откуда она взялась и почему командует мной? На эти вопросы нет однозначных ответов. Можно лишь предположить, что совесть – одна из составных частей человеческой души, изначально в нее заложенная. Судя по всему, по замыслу Высших сил о человеке, совести отводилась роль весов Фемиды в каждом индивиде, безошибочно указывающих ему на правильность его мыслей, желаний и поступков. Без этих весов ни человек, ни общество просто не смогут существовать.

«Я думаю, что совесть - вещь врожденная, - говорит писатель Даниил Гранин. - Это то, что в нас вложено. Кем? Зачем? Ведь совесть невыгодна человеку. Она не приносит доходов. Она мешает нам. Быть может, она и в самом деле представитель Бога, его надзор и соглядатай, глас Божий в сознании человека, дар свыше, который может взрасти, а может и погибнуть? Она есть у каждого. Но тяготы жизни у кого-то заглушают ее, а кто-то остается ей верен». «Совесть есть место Божие внутри каждого человека, - писала «Православная газета». – Глас Божий, слово Божие, энергия живого Бога живут в каждом человеке, если человек слушает свою совесть и живет по тому, что внушает ему присутствие Божие, глас совести в нем. Он имеет надежду, потому что совесть внушает ему и ее, и веру».

С этим солидарны ученые, мыслители и писатели разных эпох и стран. «Закон, живущий в нас, называется совестью», - писал Иммануил Кант. По А.Ламартину, «совесть есть закон законов», а по Виктору Гюго, совесть – это высшее правосудие. Лидер бывшей Концептуальной партии «Единение» Константин Петров высказывал следующую мысль: «Человек лишь тогда состоится в качестве человека, когда он руководствуется разумом и совестью».

В книге «О Библии и Евангелии» Р.Н.Волкославский дает такое определение: «Совесть – непосредственное ощущение человеческой души, ее отношение к тому нравственному закону, который ею признан и неподкупно свидетельствует внутри человека, одобряя или осуждая его». А В.Т.Лободин в книге «Путь к единству» определяет смысл этого слова так: «Совесть» - Высшие силы, посылающие человеку весть». Согласно Патриарху Русской православной церкви Кириллу, «совесть – сигнальная система, вложенная Богом в человека». А по Виктору Франклу, «…совесть аппелирует к чему-то, что больше и выше человека». «То, что называют совестью, - пишет В.Франкл, - погружено в глубины бессознательного, коренится в подсознательной основе. ...она алогична или, еще точнее, дологична. ...совесть предстает как интуитивная по своей сущности функция...задача совести - открыть человеку «то, что надо». Только совесть может как бы согласовать «вечный», всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека».

Мудрые люди считают совесть показателем человечности. Если же говорить о практической стороне дела, то совесть можно сравнить с компасом, который в каждом конкретном случае указывает правильное направление. Это направление часто не совпадает с выгодой, тем не менее дальнейшие события говорят о том, что оно было подсказано совестью правильно. Правда не все это в состоянии понять, и потому продолжают игнорировать голос совести, делать ошибочный выбор и совершать роковые ошибки.

Может ли совесть быть случайным явлением? Маловероятно. А поскольку человек существо общественное, значение совести значительно возрастает. В чем состоит ее вселенский смысл? Либералы заверяют, что главное в человеке – стремление к свободе и обретение свободы – цель его жизни. Но с точки зрения интересов Космоса все с точностью до наоборот. Необходимо ограничить число степеней свободы для того, чтобы все объекты природы подчинялись строгим закономерностям, для того, чтобы не нарушался Естественной порядок вещей.

Желания и стремления каждого индивида не могут быть неограниченными, так как в этом случае они вступают в конфликт с желаниями и стремлениями других индивидов. Что же служит сдерживающим началом? Оно существует в нас помимо законодательства, иначе каждый «тянул бы одеяло на себя», и наша цивилизация не состоялась бы. Но поскольку она все же состоялась, можно говорить о наличии некого противовеса желаниям и стремлениям человека, который находится прямо в нем, в его душе, в самой его сути. Этим противовесом и сдерживающим началом и является совесть.

«Что такое молитва? Это наша просьба к Богу ограничить нашу свободу, чтобы жить с волей Божией», - говорил Патриарх Кирилл. В мире свободен только Бог.

Представим камень. Ему не нужно вводить ограничители степеней свободы, они и так у него велики. Камень не имеет своей воли и беспрекословно выполняет заложенную в него программу. У животных, представляющих гораздо более высокую ступень организации материи, число степеней свободы резко возрастает. Мировому центру управления всеми процессами необходимо как-то ограничить жизнедеятельность животных, иначе они станут неуправляемыми, и появление столь сложноорганизованных материальных объектов в природе окажется бессмысленным. Неуправляемые процессы несут опасность разрушения. Ограничение числа степеней свободы у животных достигается действием вложенных в них инстинктов и некоего внутреннего табу, которое животные не способны преодолеть. Это внутреннее табу – закон, живущий в них.

У человека по сравнению с животными еще больше степеней свободы. Если их ничем не ограничивать, человек превратится в значительную разрушительную силу и станет опасным для планеты, а возможно и части Космоса. Роль инстинктов в человеке ослаблена, поэтому в качестве ограничителя была заложена совесть.

Не только отдельные люди, но и общество в целом нуждается в ограничении степеней свободы. «Что такое табу, ограничение, запрет? – спрашивает Михаил Веллер. – Дополнительные заборы и перегородки в жизни. А иначе: усложнение структуры социо-культурного пространства. Что значит снять табу? Упростить структуру жизни общества. А тем самым: снизить энергетическую напряженность структуры и повысить ее энтропию. Шаг к хаосу. А хаос – это конец, распад, смешение всего, разрушение структурного порядка, гибель. Любое снятие табу снижает упорядоченность системы».

Давно замечено: если бы все люди руководствовались в своей жизни голосом совести, мы бы сейчас жили в совершенно другом мире. Этот мир был бы тем самым светлым будущем, которое обещали лидеры Советского государства или раем на Земле, о котором еще раньше говорили христианские иерархи. Все проблемы, возникающие у отдельного человека, в семье, в коллективе, в любом сообществе, как и проблемы между сообществами и государствами вызваны дисбалансом между желаниями с одной стороны и совестью с другой.

Игорь Вайсман, Уфа; 13 апреля 2015

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"?

    В.Авагян: "СЕЯЛКА ИЛИ ДАВИЛКА"? ​Основное противоречие США, как мирового гегемона заключается в конфликте расширяющейся, углубляющейся политической экспансии – и сжимающимся контуром экономических отношений. Чем больше поглощает империя – тем больше она разоряет тех, кого поглотила. Если у нормальных империй после захвата начинается восстановление разрушенных борьбой экономик, уже на своей территории, то для США после их победы начинается разорение, выжирание и вымаривание дотла побеждённого.

    Читать дальше
  • …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ…

    …И С ВЕЧНОСТЬЮ ДЫШАТЬ В ОДНО ДЫХАНЬЕ… «Можно изображать становление национальной буржуазии» – говорит герой новой книги «Волки из пепла» Александра Леонидова – «А можно национальной интеллигенции… Но когда это в одном лице – то смешно получается». И действительно, получилось смешно. Но не в том смысле, что получилось плохо, а в том, что всё произведение пронизано тонким и психологическим юмором, включило в себя сочное богатство народного анекдота, именно язык, а не сюжет анекдотической (в хорошем смысле слова) речи. Если говорить о сюжете, то действительно, персонаж не солгал: основное содержание – становление в РФ национальной буржуазии и национальной интеллигенции. Они метафизически противопоставляются космополитам и компрадорам во власти и быдловатой, худшей части народной толпы.

    Читать дальше
  • В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ"

    В. АВАГЯН: "ТРИЕДИНЫЙ ДЕКРЕТ" ​Вот представьте, что вы – производитель сковородок. Конкурентов у вас нет: продуманный протекционизм вытеснил с рынка иностранные сковородки. При этом зарплаты и пенсии в стране растут. И при этом повышать цены запрещено. Людям куда деваться? Они идут и покупают ваши сковородки. Чужих они купить не могут: чужих с рынка удалили. Не покупать – зачем тогда деньги? Продать им дороже твёрдой цены вы не имеете права. Таким образом, перекрывая все сливы капиталов (за границу, в спекуляцию и др.) вы канализируете энергию производительного труда в рост производства. Ваше производство сковородок растёт, предложение расширяется. Вы обновляете производственные фонды, обеспечиваете занятость на рынке труда, ищите новые технические решения, придумываете новые виды продуции...

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..