Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

В.Авагян: ЭСТЕТИКА РЕСОВЕТИЗАЦИИ

 В.Авагян: ЭСТЕТИКА РЕСОВЕТИЗАЦИИ Читая новый роман Саши Леонидова «Терновая серенада» я задумался вот о чём: однажды на нас напали пожирающие душу мертвецы. И мы стали, конечно, им сопротивляться. И постепенно в нашей жизни не осталось ничего, кроме них. Понимаете? Они добились своего, пусть не через наше смирение, так через наше сопротивление. Они постоянно нападают, мы постоянно огрызаемся, и каждый, вроде бы, при деле, каждый на своём месте в этой антисистеме.

А нужно ещё и жить. Очень важно оставаться живым и полноценным человеком, даже если осаждён мертвецами-пожирателями. Нужно отыскать силы на эстетические наслаждения, на любовь и радость, на чтение романов и походы в театры, на всё то, что называется культурологией, и выходит за рамки поглотившей нас с вами политологии.

На фото: персонаж в гостях у автора…

Нам нужна не только контр-культура (ответ на вопрос «как нельзя делать?») но и своя эстетика, полноценная жизнеутвержающая позиция, эстетика ресоветизации. Нужно ведь предложить некий позитивный образ, а не только смаковать гнойники образов омерзительных.

На мой взгляд, А.Леонидову это удалось. Конечно, начало и концовка его произведения романтизированы, в той части, где говорится уже о современной Новороссии (и это правильно, и так должно быть в РОМАНЕ) – но основное содержание – предельная правда жизни. Он населен реальными людьми, чьи имена лишь немного изменены.

Ставший Тимофеем Тимур остаётся «Тимой», а ставшая Ксенией Оксана остаётся в семье «Ксанкой». Неизвестно, что они скажут автору, на весь свет раззвонившему о закрытых темах их юности. Иронично поданный Иван Имбирёв – не узнать в нём самого Александра Леонидова может только совсем незнакомый с Леонидовым человек…

Поскольку мои читатели сразу догадаются, кто такой мелькающий в повествовании «казак Вазген», поясню, что к образу «казака Вазгена» у меня претензий нет…

Но впервые за довольно долгое время правда жизни, почти натуралистическая, подана о позднесоветском времени не в фокусе обличения. Художники всех жанров обрыскали этот злосчастный 1990-й год в поисках грязных закутков и обгаженных тупиков, создав довлеющую над нами эстетику неизбежности прерывания этой традиции, её эстетическую обречённость. Гадость, пришедшая на смену гадости – рождает отчаяние, но не волю к сопротивлению. Потому что таков традиционный, попавший в колею эстетический образ позднесоветского времени…

Леонидов, как художник слова, переворачивает пласт. Не отрицая фоном присутствующего гниения и разложения, он находит ростки превосходности и восхитительной перспективности в позднесоветское время. Ростки – которым не суждено было взойти, но которые меняют наше представление об исторической динамике.

Много говорилось уже о внимании Леонидова к мелочам, о его бытовой тщательности. Автор вскрывает эпоху, гнусную и отвратительную, словно бы консервным ножом.

Он – протоколен. Он опирается на свои дневники и местную прессу тех времён. Он расскажет, что было за столом его юности, дотошно перечислит кулинарию старой Уфы (1990-го года), он передаст диалоги своего детства, мечты и фантазии, мелкие детали досуга, одежды, улиц и дворов, лозунги и заголовки. Историк остаётся историком даже в писателе Леонидове; но не вытесняет художника, а наоборот, помогает ему.

Вековечная тема о любви благородных рыцарей к прекрасным дамам сопровождается фоновой темой о любви к Великой Державе. Той, как показывает Леонидов, без которой даже любовь рыцаря к прекрасной даме станет лишь крысятничеством.

Как может рыцарская тема не быть окарикатурена прикосновением к 1990-91 годам – об этом вы и прочитаете в романе «Терновая серенада».

Я и сам полагал, что такой эстетический конструкт обречён, что он будет или ложью «фентези», или злой пародией на рыцарский роман, насмешкой над возвышенным духом старинных менестрелей.

И вот, прочитав «Терновую серенаду», весьма постаревший со времён её действа «казак Вазген», убеждается, что даже в 1990-м году рыцарскую тему можно подать без лжи и пошлости. Для 1918 года это сделал М.Булгаков, образом Турбиных. Для 1991 года это делает Леонидов, попутно обозначая шов единений «красных» и «белых». А как это возможно – прочитайте у него самого.

Свободный доступ к роману «Терновая серенада» открыт из любой точки планеты по адресу:

=> ЧИТАТЬ РОМАН А.ЛЕОНИДОВА


Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 24 июня 2015

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.