Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

СОЦИОПАТОЛОГИЯ: ПОПЫТКА КОНЦЕПТУИРОВАНИЯ

СОЦИОПАТОЛОГИЯ: ПОПЫТКА КОНЦЕПТУИРОВАНИЯ ​Злые языки утверждают, что социопатология – это такая «лженаука», которая всякую нормальную человеческую деятельность сводит к строительству религиозного социализма. А всё, что за пределами строительства религиозного социализма, относит к социопсихическим расстройствам, социопатиям. В таком виде научная дисциплина «социопатология» выглядит узкой сектой, нетерпимой к оппонентам, и вешающей ярлыки «социопата» на любого несогласного. А потому, конечно, следует объясниться – в чём злые языки правы, а в чём нет.

От редакции: автору этой статьи, Александру Леонидову, сегодня исполнилось 44 года. От всего сердца поздравляем его и желаем дальнейших творческих успехов и счастья в личной жизни. Вы нужны людям, Александр! Редакция "ЭиМ".
--------------------------------------------------------------------------------

Начнём с той аксиомы, что цивилизация запрещает «думать как попало», вести неряшливую и неразборчивую психическую деятельность, лишённую представлений о мыслительной гигиене, бездумно глотать всякую мыслеобразную дрянь.

Единственной формой разумности является СВЯЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Ему противостоит бесконечное множество мышлений бессвязных, разорванных, кусочковых, клиповых.

Разорванное мышление – это когда некое утверждение (речевое выражение мысли, так ведь?) непонятно откуда взялось (лишено начала) и не имеет продолжения, и вообще контекста.

Например, в клинике больной с разорванным мышлением говорит: «Завтра четверг, потому что вчера был листопад» или «Мел белого цвета, так как светлые цветовые вариации часто вселяют в людей оптимизм».

А за пределами клиник такого нет? Просто в нашем повседневном быту – нет?! Когда любой астрологический прогноз обещает нечто вроде: «Завтра тельцы должны быть особенно аккуратными, потому что Марс входит в противостояние с Луной».

Поэтому деление на психически больных и здоровых довольно условно: тут нет чёткой грани, а есть лишь степень помешательства, слишком ярко выраженного или латентного, воспринимаемого обществом терпимо.

СВЯЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ в океане самых разных бредов имеет очевидные признаки-выделители:

  • 1)Мысль не беспричинна, она имеет начало, преемственна от предыдущих мыслей, не «самозарождается» в голове, не возникает просто так, ни с того, ни с сего (закон достаточного основания в логике[1]).
  • 2)Кроме основания, соединяющего мысль с прошлым, нужны и доказательства, соединяющие мысль с будущим. Мы моделируем ситуацию в голове, которая должна найти подтверждение в жизни, на практике.

В двух словах это называется «мысль находится в логической цепочке». Мысль – это звено цепи. Она соединена с прошлым причинностью и с будущим – последовательностью.

Если мысль вырвалась из цепи, она становится разрушительной сперва для мышления человека, его сознания, а затем (поскольку поступки мотивируются сознанием) – для жизни и попросту для выживания человека в окружающем его мире.

Безумец, не понимающий причинно-следственных связей, не может выжить сам: единственный его шанс выжить – опека вменяемых и адекватных людей, спасающих его[2].

+++

Термин «религия» происходит от латинского глагола «religare», означающего «связывать», «соединять»[3].

Это не просто забавная игра слов; «связность-religare» - это совершенно актуальное требование начинать мышление с начала, и не обрывать на полуслове. Иначе мысль будет беспричинной и лишена последствий, то есть бесполезной или даже убийственной для мыслящего существа.

Без связного мышления разумности быть не может – без него мысль может существовать только в режиме бредов и бессвязных галлюцинаций.

Жизнь, хотим или не хотим, но устроена так, что все дела, действия, поступки человека (и человеческих коллективов) делятся на три группы:

- Дела, без которых нельзя выжить – их нельзя не делать.
- Дела, без которых можно выжить – их можно не делать.
- Дела, которые мешают выжить – их лучше не делать.

Важно отметить, особенно в связи с демократическими иллюзиями и культом плюрализма мнений наших лет, что все три категории дел человеческих существуют объективно. То есть – независимо от мнения и желания людей. Жизненно-необходимое дело не перестаёт быть жизненно-необходимым, как бы остро его не желали делать.

Напротив, дело суицидальное – от того, что люди вдруг очень захотели им заниматься – не утрачивает своего убийственного характера.

Например, если люди, вдохновившись демагогией проголосовали за слом системы отопления – то они зимой замёрзнут. И в том случае, если за слом голосовало 51% избирателей, и в том случае, если 99%. Электоральные предпочтения, субъективный выбор человека в вопросе разделения всего массива действий на необходимые, полезные, бесполезные, вредные, убийственные – ни на что не влияют.

Есть вещи, которые человеку необходимо делать. А есть вещи, которые ему ни в коем случае делать нельзя. Хочется или не хочется делать – другой вопрос.

+++

Наука в её строгости – не признаёт «хотелок» и субъективности. И если человека довольно легко (порой) обмануть демагогией, софизмами – то объективная реальность управляется законами естества и равнодушна к эмоциям. Или человек (а так же и власть) делают то, что нужно. Или они погибают. Третьего не дано.

Вся суть социопатологии, как науки – в том, что обхитрить людей можно, а обхитрить жизнь – нельзя. Например, избрать мэром боксёра с отбитыми мозгами, как в Киеве – а потом не получить проблем с водоснабжением, отоплением и т.п.

Социопаты в нашем научном понимании (а оно далеко от бытовой, обыденной речи) – это жертвы обмана или самообмана. Они поменяли местами в своей голове дела ненужные и вредные с делами необходимыми и жизненно-важными. Вредное дело стало активно делаться, а полезное, даже жизненно-необходимое – игнорироваться.

Законы естества, природы и человека – можно изучать, изучив – использовать, но их нельзя произвольно перекроить под собственные бредовые представления. Между тем, вся пост-советская история – это попытка воевать с законами естества, с объективной реальностью, упорно проталкивая в жизнь неработающие и калечащие/убивающие людей схемы отношений.

+++

Как не бывает теорем (доказательств) без аксиом – так и общественного мышления не бывает без догм, религиозно-идеологических скреп.

Чтобы было что-то общее (сама способность к коммуникации) – необходимо центробежным силам зоологических инстинктов противопоставить центростремительную силу общего дела.

Иначе общества не получится, понимаете? Люди или сожрут друг друга, или разбегутся. Получается как бы тавтология: если у людей нет того, на чём все они сходятся – тогда на чём им сходиться?!

Где то пространство общности, которое перевесит очевидную и неопровержимую закономерность деления материальных благ: «тебе, значит, не мне, мне, значит не тебе»? Уберите сакральную догматику – и все поссорятся со всеми, как в фильме «Гараж»…

Под «религией» мы понимаем то, что связует людей, превращает случайную толпу в общество («связность-religare»). О формах связности мы не говорим: они могут быть те или эти, одни или другие, порой жёстко конфликтуя друг с другом (недаром писал зоопсихолог Лоренц, что внутривидовая конкуренция жёстче межвидовой: обычно конфликт между двумя компартиями или двумя христианскими конфессиями гораздо глубже и острее, чем с принципиальной иной партией или буддизмом).

Но если не будет в обществе «связности-religare», то не будет и самого общества. Оно уподобится дому, кирпичи в котором не связаны между собой раствором.

Вот и получается, что отрицание религиозно-идеологических скреп (не конкретных, а вообще, как таковых) – социопатия. Такое отрицание – удел психически больных людей, которые в итоге угробят сами себя или будут угроблены соседом-конкурентом.

При этом совершенно не важно, что люди сами о себе думают, как они себя видят изнутри: это не вопрос личного выбора или голосования.

Закон естества: или ты признаёшь скрепы, или у тебя нет общества, нет никакой социальности (кроме, может быть, зоологической – стадной, стайной, клановой).

Можно, конечно, тысячу раз сказать, что вы с этим не согласны, «обидевшись» на объективную реальность, выраженную в неопровержимом опыте истории. Но сколько раз не скажи «халва» - во рту слаще не станет.

+++

Если мы с вами исходим из той аксиомы, что безумию противостоит разум (то есть умственная деятельность делится на разумную и безумную), то выводы очевидны.

Разумность, как явление – требует подчинения разуму всех отраслей жизни. В частности, она требует разумного производства и разумного распределения. Что это такое? Разумное производство – это первичность замысла над результатом (т.е. планирование). Речь идёт о программировании желательного (утверждённого) будущего.

Каким путём? Наука знает только один путь программирования будущего: изучение, понимание и запуск причин, производящих задуманное следствие.

Чтобы достичь определённого результата, нужно включить его причины, а чтобы их включить – нужно их вначале отыскать, изучить, понять.

Только таким образом можно достичь реального соответствия средств целям.

Речь идёт о том, чтобы рассчитать будущее заранее. И действует принцип «чем точнее – тем умнее». Имеется в виду - человек и общество. Люди и социумы, которые совсем не умеют планировать – совсем дикие и неразвитые. Люди и социумы, которые планируют плохо, со множеством сбоев – на низкой степени развития. Люди и социумы, которые научились планировать наиболее виртуозно – наиболее культурны, наиболее разумны, наиболее цивилизованны.

Поймите важную вещь: вне планирования нет ни цивилизации, ни культуры. Одна зоология. А если мы имеем людей, которые ненавидят и отрицают плановую экономику, требуют больше хаоса в жизни? Больше неопределённости, несправедливости, непредсказуемости в обществе?

Давайте иметь мужество сказать честно: в таком случае мы имеем дело с социопатами. Чем социопаты отличаются от простых психопатов? Массовостью.

Психопатии – расстройства, имеющие уникально-индивидуальную природу.
Социопатии – расстройства психики, имеющие массово-типовую природу (характер индуктивного психоза[4])

+++

Любое историческое общество (за исключением, может быть, гибнущих в последние их дни перед окончательной гибелью) имеет два атрибута общности, единства:

1) Религиозно-идеологическая платформа.
2) Антикриминальная социальность.

Весь опыт истории доказывает, что при отсутствии этих двух атрибутов – общество в какой-либо единой форме существовать не может.

Повторим, потому что ОЧЕНЬ важно.

Религиозно-идеологическая платформа говорит нам о том, что общества без общих ценностей не бывает.
А если общие ценности есть – то формулируй! Как сформулировал одно для всех – так и получил религию или идеологию…

Суть такого явления, как антикриминальная социальность (без которого немыслим цивилизованный образ жизни) сводится к тому, что тайные помыслы человека – соответствуют его явной декларации.

Обратите внимание, мы не говорим о качестве законов! Они могут быть те или иные, в истории бывали и ужасные законодательства. Мы говорим о том, что человек, принимая закон (тот или иной) – принимает его искренне. Он действительно собирается жить по тому закону, которому присягнул, а не обманывать других.

Ещё проще: «делаю, что думаю. Думаю, что делаю».

Если мы уберём антикриминальную социальность, то получим криминальную асоциальность. Она в том и выражается, что человек не распространяет на себя те нормы жизни, которые навязывает другим и пропагандирует открыто.

Декларации криминального асоциального элемента говорят одно, а действия – прямо им противоположны.

Можно ли такое считать нормой, в том числе психической жизни?

Нет. Ведь в криминальной асоциальности (столь распространённой в наши дни, забившей собой все коридоры власти) очевидно шизофреническое раздвоение личности => двуличие.

Человек внутренне презирает то, об уважении к чему говорит, и внутренне боготворит то, о чём говорит с напускным лицемерным презрением.

Оттого наиболее частая причина безумия общества – это двуличие и лицемерие его членов. Они не хотят жить по тем законам, которые они же признают правильными. При этом не меняют ни себя, ни законов. Диагноз – социофрения. В ней и живём…

+++

Все живые общества живы одним.
И все гибнущие гибнут от одного и того же.

Только называют это одно и то же по-разному.

А наша задача - за шелухой и мусором слов - отыскать единые законы всегда единых явлений.

Тем и занимаемся.



[1] Закон достаточного основания — принцип здорового мышления, согласно которому каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) может считаться достоверным только в том случае, если были приведены достаточные основания, в силу которых его можно считать истинным. Закон достаточного основания введён из здравого смысла, и направлен против размышления, принимающего на веру произвольные, ничем не обоснованные суждения. Он призван выразить то фундаментальное свойство логической мысли, которое называют обоснованностью или доказанностью.

[2] Иногда это добрые люди – врачи в психиатрической лечебнице. А иногда это злые люди – американцы, которые искусственно выкармливают безумие украинизма (например). Безумие давно бы уже раскололо себе лоб об стену, на которую всё время бросается, но опекуны всякий раз подставляют подушку безопасности…

[3] Именно так определял термин уже известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (+330 г. ). Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин (+430 г.) , он считает, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т. е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение.

[4] Индуцированное бредовое расстройство — бредовое расстройство, при котором единый бред разделяется несколькими (часто многими) лицами. Бредовая симптоматика при индуцированном бреде демонстрируется «реципиентом бредовой фабулы» (человеком, которому индуцируется бред), в то время как источником бреда («индуктором бреда») является другое лицо: обычно это альфа-бредовый больной, имеющий авторитет для реципиента бредовой фабулы — индуцируемого или индуцированного лица. Яркий пример – С.Бандера и бандеровцы: психически больной маньяк-альфа и его авторитет у индуцированных лиц.

Александр Леонидов; 19 октября 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • Наш сайт (ЭиМ) глушат!

    Наш сайт (ЭиМ) глушат! Одно дело - слышать про такое со стороны. Другое - лично столкнуться.В РФ начиная с 30 сентября сего года неизвестными лицами произведено техническое веерное отключение сайта ЭиМ, который для большинства пользователей вдруг стал "недоступным". У нас он работает, как ни в чём не бывало, но мы - в локальном пузыре, а с мест сообщают, что сайт нигде не открывается.

    Читать дальше
  • ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ...

    ​«АПОЛОГЕТ»: ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИСКРЕННОСТИ... Можно спорить о художественных достоинствах или философских идеях романа «Апологет» А. Леонидова, на днях опубликованного замечательным издательством «День Литературы»[1]. Об одном спорить не приходится: с такой стороны революцию и советский строй ещё никто не осмыслял! Ни сторонники, ни противники таким образом её не рассматривали, факт. Остальное – спорно. Как, в общем-то и должно быть с художественным произведением, главное требование к которому во все времена – свежесть и оригинальность. И это есть…

    Читать дальше
  • ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике

    ​О. Василий (Литвинов): Слово об экономике В первой части Открытого Письма (Слово о счастье) мы выяснили, что сверхбогатым людям мешает обрести счастье внешняя и внутренняя агрессия. Чтобы найти способ преодоления проблемы, надо определить её источник. Так, где же "собака зарыта"? На данный момент политэкономия указывает нам: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу. Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..