Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 60,1482 руб.
  • Курс евро EUR: 67,1495 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,1536 руб.
Июнь
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

ГАЗЕТА "ЗАВТРА" ОБ "УРАВНЕНИИ АВАГЯНА"

От ухаря-купца до эффективного менеджера…

ГАЗЕТА "ЗАВТРА" ОБ "УРАВНЕНИИ АВАГЯНА" В удивительное время мы как-то незаметно окунулись, друзья! Обозначить оное можно было бы, как «время тотального насыщения плоти» (во всех мыслимых смыслах)! Особенно остро это ощущается во времена экономических кризисов – этих родимых пятен капитализма, один из которых, так сказать, очередной, мы и наблюдаем в эти дни. Вспомните благословенной памяти советское время (за исключением, быть может, последних конвульсивных лет доживания)! Воистину, «два мира – две судьбы»! Временами в прессе и новостях поднимались волны сообщений о разразившемся кризисе в странах Запада, массах враз обнищавших людей, о череде самоубийств и прочих прелестях капиталистического бытия. У нас же: тишь да гладь, да Божья благодать!

Всюду «требуются кадры», всюду строятся миллионы м2 жилья, заметьте бесплатного! В институты страны устремляется «абитура», подавая заявления (тоже заметьте – бесплатно!) на физмат, архитектурно-строительный, тяжёлого машиностроения, гражданской авиации и авиастроения, геолого-разведки и проч. проч.

Но вот произошло то, что произошло, то, что каждому из нас известно и в обсуждении которого мы здесь сломали немало копий и вдрызг разбили множество воображаемых стульев, чего, вероятно, не одобрил бы и сам Фурманов. Произошедшее это с чугунной неотвратимостью вынуждает и всех нас, так сказать, быть участниками доселе чуждого нам процесса, заставляет и нас вкусить в большей мере горьких плодов дарвиновского выживания при капитализме. Не думаю, что большинство из нас в восторге от такого положения вещей; и это подтверждается множеством ностальгических материалов о том приобретшем за годы разлуки налёта очаровательности и шарма беззаботности времени, которые регулярно появляются, в том числе и на ресурсе «Завтра».

А по большому счёту, вопрос ставится ребром: что такое хорошо в этом «капиталистическом изобилии» и что такое в нём же плохо? И решался он со времён седой античности, если вы помните, неоднозначно. С одной стороны незатейливые теории эвдемонизма и гедонизма – ешь, пей веселись, ибо жизнь коротка, а значит, бери от неё сколько можешь унести и желательно побольше! С другой стороны, праотец древнеэллинской философии Антисфен выдавал категоричное: «Я бы предпочёл безумие наслаждению!». И он же, когда услышал, как группка молодых афинян с восторгом обсуждала роскошную жизнь знатной персоны, мечтательно произнёс: «Такую бы жизнь детям врагов наших!». Вдумайтесь, граждане! Детям ВРАГОВ наших, а не СОБСТВЕННЫМ НАШИМ детям, о чём, чего там греха таить, мечтал или мечтает, вероятно, каждый из нас! А если у кого память коротка, то вспомните хотя бы застольные тосты на свадьбах детей ваших! Знал ведь великий мудрец о разлагающей мощи материального барахла! Понимал, не нам чета!, что душу греет и способствует спокойным снам по ночам только трудами праведными добытая копейка («В поте лица своего будешь добывать хлеб свой насущный…»!). Нынешнее, взращённое законами джунглей поколение, само собой, вряд ли задумывается, если и знает, о Божеском завещании и о предостережении древних мудрецов. Всю эту архаику они вполне презирают, списали её как ненужный хлам отжившей и чудаковатой в их понимании философской лирики. Они, эти «эффективные менеджеры» современности, совсем не склонны к романтической сентиментальности, совсем не расположены к философскому идеализму, ибо они – жёсткие реалисты. И степень этой их жёсткости зависит от жестокости писаных и неписанных законов, при которых эти волчата росли!

Существует некое любопытное «Уравнение Авагяна», разъяснение которого не удержусь, чтобы не привести полностью: «Уравнение Авагяна» или «закон прибыльности упырей» - алгебраическое отображение теории экономиста, академика ЕврАПИ В.Л. Авагяна, согласно которой наилучшие позиции в свободном рыночном обществе получают наихудшие из людей.

«Уравнение Авагяна» показывает схему, в соответствии с которой при свободных ценах и отношениях средства накапливаются у обманщика и мошенника, и наоборот – иссякают с каждым оборотом у совестливого и скромного человека.

Предположим, что товары Х с затратами Y – продаются за 2 Z, а товары T c затратами Y – продаются за 0,5 Z. Хотя затраты времени, труда, образования, сырья и т.п. на производство двух разных товаров одинаковы (Y) – более наглый участник сделки ("впаривший" свои товары за 2 Z) получает «премию» в размере 1,5 Z. "Премия" тратиться на дальнейшую экспансию, агрессивную рекламу и "впаривание". Отсюда в экономическую науку и вошло «уравнение Авагяна», которое он сам называл «законом прибыльности упырей»:

P x Y = P x (0,N)Y + A.

Величина «А» в уравнении – коэффициент асоциальности рыночного игрока, который позволяет осуществлять неэквивалентный обмен в условиях свободных цен и отношений».

Не берусь судить о математических достоинствах этой интересной формулы, но вот моральную её подоплеку, думаю, поймут и согласятся с нею многие.

О том же, как у нас на Руси относились к разбогатевшим и стремящимся к богатству людям, можно много почерпнуть из исторических и литературных источников. В давние времена удельных княжеств к купцам, скажем, относились как к «ухарям-молодцам», в силу того, что стезя эта таила в себе немалые опасности и трудности, что она была тогда ещё стезёю трудовой и даже ратною, окроплённою потом, а порой и кровушкой, которая, как известно, не водица! Когда немудрено было на ней и «живота лишиться» и головушку буйную потерять (вспомним-ка Садко!). Народ относился к этому с долей уважения и почитания – не каждый был способен тогда «идти поприще купеческое», не всякому было оно по силам. Со временем такое отношение немало изменилось, увы, ибо нет ничего постоянного в подлунном мире. И вот уже старуха-процентщица в мыслях Раскольникова представляется, как вредное ненужное насекомое, которое заслуживает и достойно смерти!

В наши же дни (O tempora, o mores!) успешные и «благополучные» представители рода человеческого ассоциируются, как правило, с понятием «эффективные менеджеры», то есть с теми, кто умеет жить, умеет вертеться, умеет добывать, умеет потреблять, умеет тратить и много ещё чего умеет. Но, по-моему, не умеют они, разучились быть чем-то, что намного важнее, чем быть «эффективными менеджерами» – это считать себя неотъемлемой частью народа, сочувствовать горестям людским, сопереживать о судьбе своей страны и способствовать её, а не своему личному, процветанию, больше мыслить о высоком, о «небе в алмазах», как ни пафосно это звучит, да просто быть людьми, в лучшем смысле этого слова, а не только лишь субъектами в рамках того нелепого и куцего словосочетания…

Газета государства Российского "ЗАВТРА", 26 августа 2015 7

По сообщениям информационных агентств; 25 сентября 2015

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..