Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Н. ВЫХИН: "КОРРУПЦИЯ, КАК ДЫХАНИЕ СИСТЕМЫ"

Н. ВЫХИН: "КОРРУПЦИЯ, КАК ДЫХАНИЕ СИСТЕМЫ" ​Есть две формы «борьбы с коррупцией». Называются они одинаково, но смысл в них вкладывается не только разный, но даже и противоположный. Первый вариант «борьбы с коррупцией» - собственно борьба с коррупцией. То есть следствие против криминала. Второй (ныне преобладающий) – это конфискация собственности под лозунгом о «священной частной собственности». Так- то она в целом, теоретически, священна, но вот этот конкретный человек негодяй, и надо у него отобрать. И отдать… Нет, не государству, и не сиротскому приюту… А другому человеку, который ни разу не есть негодяй…

Потом в очередной раз выясняется – «ах, обманулись!». «Оказался наш инвестор не инвестором а сукою!». То есть следствие выступает на стороне одной банды против другой банды. Это уже не борьба с коррупцией, а борьба между коррупционерами. На мой взгляд, она бесперспективна для общества. А вы как думаете?

Лично я вижу только один способ РЕАЛЬНОЙ борьбы с коррупцией: возвращение к советскому строю или чему-то близкому к нему по содержанию. Если вы не готовы к такой радикальной пилюле, то незачем и жаловаться на коррупцию: вся пост-советская реальность есть лишь торжествующая коррупция, и, в более широком смысле – торжествующая преступность.

И все «реформы» проводились в этой реальности только с одной целью: сделать преступления доминирующих мафий безнаказанными.

Все разговоры о том, что «реформаторы» хотели народ от чего-то освободить (но у них не получилось), чего-то дать (но не дали), в чём-то помочь (но им, как плохому танцору, помешали придатки не той конфигурации) – я считаю, разговоры в пользу бедных. И даже не бедных, а богатых. Но только разговоры, пустой трёп…

Как же можно бороться с коррупцией в странах, где у власти находится партия-гегемон победившего криминала? И где криминал – класс-гегемон? Очевидно, что только переливая из пустого в порожнее и перекладывая взятки из кармана в карман…

Ведь что такое советский строй? Уравниловка? Нет[1].

Цивилизационная ценность советского строя – это попытки рационального обоснования доходов и владения.

Такие попытки свойственны всей человеческой истории, с самого её начала. Феодалы якобы имели санкцию на господство от Бога, буржуинство старого времени – упирало на «протестантскую трудовую этику». Всякий правящий слой пытался рационально объяснить своё превосходство. Это правило универсально – просто со сменой эпох уменьшается СТЕПЕНЬ НАИВНОСТИ объяснений, они становятся всё более научными и строго выверенными.

Человек что-то имеет, потому что имеет на это право. Иметь право – значит, заслужить. Иметь, или хотя бы имитировать заслуги перед обществом, чтобы получить право владеть чем-то… У человека с орденом должен быть документ или хотя бы подделка документа о праве носить этот орден!

Этим человек отличается от зверя. Зверь владеет просто потому что владеет. «Иметь право», «иметь лево» - это зверю непонятно. Дикарь, сорвав с кого-нибудь орден, рассматривает этот орден как ювелирное украшение (изначально это ведь и была брошь, даруемая монархом, просто ювелирная поделка, как серьги у женщины). Конечно, дикарь охотно напялит на себя все ордена, какие сможет урвать (они ведь такие замысловатые!) – но дикарь не понимает их исходного смысла. Отсюда пышная военная форма и обилие самых невероятных по форме орденов у всяких племенных диктаторов-людоедов центральной, и не только центральной, Африки, и не только Африки…

Чем более дик человек, чем ближе он к зверю – тем меньше в нём представлений о «праве владения», и тем больше в нём захватной реальности владения. Что схватил, то и твоё – пока другие не отобрали.

Так снимается рациональное обоснование всякой собственности или дохода и появляется «всемогущество, ограниченное смертностью» недочеловека, цивилизационного дегенерата (приватизатора, в том числе).

Человек, в принципе, смеет всё, но должен помнить, что за многое убить могут. А других ограничений нет ни для него, ни для окружающих…

+++

Такой подход в корне противоречит не только советскому строю, но и всей цивилизации в принципе, всей логике исторического развития от примитивных форм к более совершенным общественным формам.

Конечно, вы можете (и даже вправе) считать, что советская система материального стимулирования заслуг и достижений была несовершенна. Но, если вы цивилизованный человек, то просто обязаны требовать рационализации доходов. Построения фразы в таком стиле: «Это человек владеет этим имуществом (получает этот доход), потому что…, на основании того, что…» и т.п.

Ну нельзя же, не будучи безумцем и животным, мирится с тем, что один имеет всё, непонятно почему, другой же всего лишён, и тоже непонятно, на каком основании…

Советский строй – со всеми его извращениями, очевидными патологиями, перегибами и прочими сомнительными «прелестями» исторических гримас - по крайней мере теоретически, и собственность и доход человека обосновывал его заслугами.

И доходы, даже ненавистные «спецпайки» партхозноменклатуры – были ОБЪЯСНИМЫ с рациональной точки зрения. Основание их начисления можно оспорить. Но его потому и можно было оспорить, что оно БЫЛО.

А если бы его не было – то как оспаривать, и что оспаривать? Парочка молодых владельцев для Норникеля – это же очевидный сюрреализм, это Кафку сделали былью! А главное – что тут оспаривать, когда ещё до начала любой тяжбы уже очевидна иррациональность?

+++

Наш разговор о коррупции неизбежно и неразрывно связан с рациональным основанием владений и доходов. Потому что коррупция – это сбой распределительской логики. Это когда письмо, адресованное вам, попало ко мне, или наоборот. Но ведь чтобы был сбой логики – нужно сперва иметь эту самую логику!

Какой может быть «сбой логики» в театре абсурда, посреди сюрреализма, на полотне Босха или С.Дали?

Чтобы вычислить тех, кто НЕ ИМЕЕТ ПРАВА на данный доход – следствию нужно сперва дать определение – А КТО ИМЕЕТ?

А иначе мы получим учебник по борьбе с коррупцией в авторстве «Ельцина-Навального» с участием того же Кафки:

1. Коррупционер – тот, кто нам не нравится.
2. Честный человек – тот, кто нам нравится.
3. Всё.

+++

Есть заслуги – и они вознаграждаются. Пусть не все согласны с этими заслугами – скажем, я сильно сомневаюсь в заслугах многих академиков. Но формально они академики, и если они живут лучше меня, то мне хотя бы понятно – на каком основании!

Нам же предложили модель, в которой нет, да и не может быть никакого рационального объяснения ни богатству, ни бедности. В лучшем случае нам травят байки про «жизнь-лотерею», про языческого божка «Удачу», про то, что одним повезло, другим нет[2]. В худшем же и самом распространённом нам указывают на место у параши, со словами «не ваше собачье дело».

Говорить о борьбе с коррупцией в такой ситуации просто смешно. Мол, чиновнику нельзя ездить на «майбахе». А банкиру можно. Частное лицо может отгрохать любой дворец. А должностное – нет. Чиновник не человек, что-ли?

Что это за закон, который для чиновников один, для частных собственников другой – как, а главное, зачем его соблюдать?



[1] Есть такой коэффициент децильный — соотношение, отражающее дифференциацию доходов; отношение средних доходов 10% наиболее высокодоходных и средних доходов 10% наименее обеспеченных граждан. Так вот, в 70-х годах ХХ века он в СССР и США не так уж сильно различался. В СССР имел показатель в 4 раза, в США – в 6 раз. Согласитесь, не принципиально. Как отмечал А.Паршев – разница между сталинскими владельцами элитных квартир в московских высотках и нынешними их владельцами не в уровне отрыва от бедняков (он в обоих случаях запредельный), а в том, что сталинским не стыдно было объяснить, за что они получили такую роскошь…

[2] Достаточно известный в СССР литкритик М. Золотоносов сердито писал в «перестройку»: «Мифологемы «Справедливость» и «Право на счастье» (счастье в обмен на временную бедность и праведность) вошли в самую основу советского менталитета. Две вехи – фильм «Кирпичики» (1925 г.) и «Москва слезам не верит». (Цитируется по журналу «Октябрь», 1991 г.1991 г.). А на самом деле, по мнению журнала «Октябрь» - «Жизнь случайна и бессмысленна... счастье нельзя получить по векселю, счастье получают только в подарок.Его незаслуженность и неожиданность – непременные свойства; его могло бы не быть, нас самих могло бы не быть».

Николай ВЫХИН, специально для «ЭМ»; 6 декабря 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше
  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.