Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

В.АВАГЯН: КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ ЖИЗНИ...

В.АВАГЯН: КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ ЖИЗНИ... Надеюсь, вы помните незабвенную школьную тетрадь «в клеточку»? Так вот, на картинке – заштрихованные клеточки на страничке в такой тетради. Они нужны нам для удобства и наглядности понимания мега-проблемы рода человеческого. Для начала примем, как данность: все производимые или дикорастущие блага – находятся на площади (на территории, в пространстве и т.п.). Таким образом, деньги – это отведённая лично вам для жизни полезная площадь планеты. Денежные знаки – бумага, макулатура, пустышка, денежные знаки лишь обозначают ту или иную площадь с благами, которая за ними стоит.

Посмотрите на картинку: чтобы у вас была копейка – надо, чтобы на вас работал такой квадратик площади. Сами ли вы на таком квадратике колос выращиваете, или кто-то за вас – дело пока десятое.

Если вы съели хлеб – то вы съели колос, а колос должен был где-то вырасти. И если хлеб съели вы – то колос рос для вас. А если не вы – то не для вас. Даже если вы его лично растили – рос он не для вас.

Чтобы у вас в кармане была реальная (а не выдуманная в рамках, например, настольной игры «Монополия») копейка – вам нужен такой квадратик земной площади, работающий на вас. Чтобы было две копейки – нужно два квадратика. И т.п.

Наша модель – условная. В реальной жизни квадратики различаются по продуктивности, естественно[1]. Кроме того, продуктивность квадратиков со временем меняется[2]. Но, как говорят об «условном топливе» – так и мы имеем права говорить об условном квадратике-копейке (или центе).

В среднем исчислении на абстрактный квадратик приходится какая-то стоимостная величина, которая и ОБЕСПЕЧИВАЕТ СМЫСЛОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ. Ведь без доступа к благам площади (её территории, недрам, плодородному слою, воздушному пространству, транзитным возможностям и т.п.) любые деньги потеряют смысл.

Если вам за деньги не дают больше материальных благ – значит, ваши деньги перестали быть деньгами. А материальные блага – всегда в пространстве материального мира.

Отсюда мегапроблема:

Наделённость, включённость человека.

Не все включены. А те, кто включены – по разному включены. Кому квадратик полагается маленький, а кому – гигантский. Пользователь гигантского квадрата угнетает пользователя маленького, но оба они вдвоём морят того, на кого площади вообще не выделено.

Трагедия капитализма заключается в экспансии неограниченной прибыли – которая формируется, конечно же, не «из воздуха», а за счёт переориентации на доминирующего пользователя новых площадей планеты Земля.


Неограниченность прибылей => требует поглощения ресурсов неограниченно. (Точно так же, как поездка без ограничений – требует и горючего в бензобак без ограничений, лимитов и норм).

+ Правовой нигилизм. Нельзя ограничить поведение человека законами – и при этом не ограничить его обогащения.

***

В чем же правда жизни? И рациональное зерно советского Госплана?

В том, что можно удовлетворить ограниченную норму.

Но нельзя удовлетворить безразмерные амбиции.

Можно дать человеку чашку риса. Потом понять, что это очень мало, и дать две. Три, наконец, пять – пусть обожрётся, раз урожайность позволяет. Но нельзя дать человеку неограниченное количество чашек риса.

Как и любого другого, приобретаемого за деньги, продукта, товара, услуги.

Во-первых, бесконечности благ нет в природе – а денег можно напечатать любое количество, ноли на купюре добавлять несложно.
Во-вторых, тот, кто себе возьмёт слишком много – другим оставит слишком мало. Начнётся процесс ВЫМИРАНИЯ ОБДЕЛЁННЫХ – на которых площадь Земли больше не работает, потому что вся ангажирована доминантом…

С уходом из оборота ограниченной нормы потребления благ на человека – уходит из общества нормальность, вменяемость в целом, начинается процесс раскручивания аномии, патологической ненормальности…

***

Столкнувшись с силами природы – люди ощутили на себе всю их негостеприимность. Как проклятие, изрекает книга «Бытие», открывающая Библию: земля «…терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят…».

Для того, чтобы земля произращивала не только тернии и волчцы, но и что-нибудь полезное (я имею в виду не только сельское хозяйство, но и всё, что делается на земле) – нужны человеческие усилия. Желательно – коллективные. В борьбе с природой, со стихиями люди объединяются. А в борьбе друг с другом – наоборот, разделяются. Схема тут такова:

Человек => природа => антропогенная среда

Человек => антропогенная среда => захват

То есть, воздействуя на природу, человек производит из неё ВСЕ потребительские блага, антропогенный ландшафт. А воздействуя на этот антропогенный ландшафт – человек производит захват.

Для того, чтобы расчистить поле – человеку нужен другой человек. А для того, чтобы владеть расчищенным полем – другой совсем не нужен.

Отсюда мы встречаем шизофрению всей истории, как-бы раздвоение личности исторического человека:

= В борьбе с природной средой, «терниями и волчцами», человек видит в других людях союзников.

= В борьбе с другими людьми – он воспринимает их, как врагов.

***

Упорядчивание среды => преодоление межчеловеческой вражды

Межчеловеческая вражда => преодоление упорядочивания среды

Вражда возникает для захвата упорядоченной среды – но в ходе вражды среда разрушается, становится менее упорядоченной. Ожесточаясь, эта борьба за дело чужих рук – в конечном итоге побеждает всякое представление насчёт общечеловеческих интересов. «Человек-друг» оборачивается «человеком-волком», что, возможно, и породило легенды про оборотней…

***

Из шизофрении исторического процесса мы можем извлечь правильное представление о ВЕЧНОМ противостоянии вечного капитализма и вечного социализма. Это не формации, не текущие исторические временные реалии. Эта сама суть истории. Тот материал, из которого история сложена.

Раздвоение личности исторического человека – включает в каждого из людей и стремление упорядочить Землю, победить на ней тернии и волчцы, и стремление к захвату чужой, готовой упорядоченности.

Историческая шизофрения свойственная всем людям и прослойкам общества. В момент их торжества, наступления – у них увеличивается соблазн капитализма, получает конкретное обоснование стремление хапнуть от жизни побольше.

В момент поражения, отступления – усиливается ностальгия по всем историческим моментам социалистического уклада. С некоторыми поправками на свободу воли личности – чаще всего, человек, который бьёт – капиталист, а человек, которого бьют – социалист. Если они поменяются местами (опять же с оговоркой – о свободе воли) – с высокой долей вероятности поменяются и их настроения.

Разорившийся капиталист гораздо более восприимчив к идеям социализма, чем успешный. И напротив – какой энтузиазм вызывает капитализм у начальников общества мы видели на примере верхушки КПСС…

***

Вечные капитализм и социализм – не просто теоретический диспут. Азарт борьбы, азарт погони хищника выходит за рамки рациональности, и зачастую успешный капиталист совершает совершенно иррациональные зверства, предаётся замутнённому безумию. О таком говорят – «опьянел от крови»…

Полон эмоциями и вечный социализм. Страшной, лютой, накалённой становится у практиков эмоциональная ненависть к «укравшим жизнь». Осознавая, что обобраны до нитки, и часто не в одном поколении – эти люди заряжены иррациональной ненавистью к верхушке, к богачам, к начальству.

Мы встречаем в истории тут и там кровавые расправы верхов над низами, и низов над верхами, попеременно отражающие меру и степень взаимной ненависти в борьбе за земные ресурсы, составляющие материальные радости жизни.

***

Человек разумный – потому и называется разумным, что не может радоваться никакой кровавой расправе, и сопереживать никакому эмоционально-иррациональному, непропорциональному воздаянию.

Человек разумный изучает разлитую в истории ненависть – чтобы ввести рациональные ограничители этой ненависти. То есть засадить зверя ненависти в клетку, а не выпустить его на волю.

Для этого теоретик обязан понять то, чего категорически не понял ни К. Маркс, ни марксисты. А именно: разделение процессов УПОРЯДОЧИВАНИЯ и «ОСВОБОЖДЕНЧЕСТВА».

Упорядочивая землю, чтобы она не только тернии и волчцы нам растила – мы обязаны упорядочивать и самих себя.

Это означает, что власть норм над человеком не сокращается, а усиливается. То, что можно было себе позволить дикарю, и что для дикаря вполне терпимо в поведении – для цивилизованного человека немыслимо и нетерпимо.

Трагедия революционного движения XIX-ХХ веков в том, что оно в горниле борьбы намертво сплавило в единый слиток ВАГНЕРИЗМ[3] и БАКУНИЗМ[4], теории планового производства, распределения – и разнузданного анархического освобожденчества в стиле незабвенных строк А. Блока «…Эх, эх, без креста!».

Но ведь понятно, что ни плановое производство, ни плановое распределение – освобождения человеческой разнузданности не порождают, и даже совсем наоборот. Они складываются антагонистически:

Упорядочивание: "надо".

Освобожденчество: "хочу!"


***

Или общество делает то, что, хорошенько подумав, оно признало необходимым – пусть даже и неприятным лично для исполнителя. Или же его члены делают, что хотят, идут, куда их тянет и занимаются исключительно тем, что им нравится.

Во втором случае – вскоре не станет ни общества, ни его членов, потому что это матрица животного, зоологического поведения.

***

Общество, которое своим членам слишком много воли дало – дичает и разрушается. Естественной смертью ему умереть не дадут – соседи по планете зорко следят – где выкроить ещё квадратик-другой площади, из тех, что делают деньги деньгами.

Власть над территорией – источник денег, причём единственный.

Страсть человека к обогащению – требует от него территориальной экспансии как в открытом (колониализма), так и в латентном (неоколониализм) виде.

Поэтому экономику исходно мы должны рассматривать как участок для питания, и шире говоря, жизни в любой её форме. Будем помнить, что для врага только мёртвый – удобрение, а всякий живой – даже нищенствуя, потребляет ресурсы Земли и тем истощает кошелёк врага.

Участок, необходимый для жизни - защищается оружием и волей к сопротивлению. Это материальная реальность, грубая в своей материальности.

Но она неотделима и от духовных процессов. Для тех, кто намерен всерьёз, настоящим образом – сражаться за жизнь и право продолжить род, за территорию, единственный источник всех и всяческих благ – нужен и свой особый «участок духа» – защищаемый и оберегаемый в духовном смысле.

Конечно, дух – не материя, и он не имеет площади, протяжённости. Но я имею в виду особое «пространство» святынь и традиций, национального духа – покушение на которые мобилизует людей в едином порыве.

Живут (не вымирают, не истребляются) – в конечном счете, только такие люди…



[1] Один приносит 10 копеек, другой – 0,1 или даже меньше.

[2] Как писал Н.И.Вавилов – «задача учёного сделать так, чтобы вырастало 2 колоса там, где раньше рос один». То есть квадратик может удвоить, утроить продуктивность с течением времени. Может, и наоборот, потерять её, деградировав, в процессе опустынивания и т.п.

[3] Адольф Вагнер (1835 - 1917) — немецкий экономист. Сформулировал в 1892 году закон о постоянном возрастании государственных потребностей и расходов, который впоследствии стал носить его имя.

[4] Михаилич Бакунин (1814 - 1876) — русский революционер из рода Бакуниных, один из идеологов анархизма. Стоит у истоков социального анархизма.

Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 6 марта 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше
  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.