Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Январь
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

​ВЛАСТЬ И ПУСТОТА: ЭМАНСИПАЦИЯ "ЭЛИТ"...

​ВЛАСТЬ И ПУСТОТА: ЭМАНСИПАЦИЯ "ЭЛИТ"... Одним из серьёзнейших вызовов современности, как нашей стране, так и человечеству в целом – является загадочное и малоизученное явление, условно называемое нами «ЭМАНСИПАЦИЕЙ ЭЛИТ». Это сложнейший процесс, подразделяемый на эмансипацию чиновничества, государственной службы, эмансипацию представительств и представительных органов, эмансипацию бизнес-элиты, эмансипацию культурной элиты и т.п. Что такое эмансипация, как таковая?

Слово «еmancipatio» означает отказ от различного рода зависимостей. Это прекращение неких ограничений, приобретение новых прав[1].

Подобное действие — отказ от своих полномочий и передача их другому лицу — было юридическим актом, зафиксированным ещё в основополагающих для римского права «Законах двенадцати таблиц», где так и называлось: emancipatio[2].
В конце XIX — начале XX веков под детской эмансипацией стали понимать освобождение детей бедноты от непосильного (наравне со взрослыми) труда. Под женской – равноправие с мужчинами.

Конечно, нет ничего хорошего ни в «освобождении» детей от сыновьего и дочернего долга, ни в «освобождении» женщин, чреватом их отказом от семьи и деторождения. Но мы сейчас не об этом, а о другом, ещё более опасном. Много говорят об эмансипации женщин, детей – и почти ничего об эмансипации элит. А ведь это – пожалуй, главное веяние времени!

Поясню, что я, как социолог и политолог (а так же историк и философ) имею в виду: если мы возьмём эпоху, например, Петра I, то увидим с предельной очевидностью одну вещь.

Ни чиновники, ни дьяки с подьячими, ни купцы с фабрикантами не существуют сами по себе, сами для себя. Всех их – как госслужащих, так и частных предпринимателей – могут в любой момент казнить, пытать жесточайшими пытками, выпороть кнутом или розгами, отнять всё имущество и отправить в Сибирь в мужицком тулупе и т.п. С чего такая немилость к высокопоставленным членам общества?!

+++

В многовековой истории человечества «элита» существует как функция. Перестав выполнять свои функции, она теряет и свою роль. И нет сомнения в двух вещах:

1) То, что «элите» хотелось бы освободить себя от функциональности, стать самодостаточной и самоцелью.
2) То, что эмансипация «элит» превращает их сперва в бесполезных, а потом и смертельно опасных паразитов общества.

Паразит ведь не только истощает организм, но, сильно размножившись, может и убить донора.

Паразитарная «элита» испытывает к простому человеку чувства презрения и ненависти. Презрение порождено представлением паразита об уме, как приспособленчестве: раз он позволят мне себя жрать, то он глуп, «лох», «терпила» и т.п. Ненависть порождена страхом перед возмездием за свой паразитизм, профнепригодность и дисфункциональность.

Ведь в нормальном обществе «элита» - от государственной до художественной – существует не ради того, чтобы ей хорошо жилось. Она существует для служения – вере, церкви, монарху, идеологии. Её успехи или её наказание зависят от качества службы.

Если купец не обеспечил поставок металла Петру I, то он будет бит, выпорот, а может, и казнён, невзирая на то, что он – «частный предприниматель». Тут война – а он дурака валяет! Царю он нужен (и ценен) только как поставщик, а не справился – загремит в кандалах.

Точно так же и Сталин посадил известнейшую певицу Русланову, когда она с мужем проворовалась, и не было ему никакого дела до её «элитного» положения всесоюзной любимицы. Если ты нужен делу в роли начальника – тогда будь начальником. Если не нужен, или тормозишь, или, не дай Бог, стал вреден делу – то пошёл вон…

Изначально дворянин – воин, справляющий службу. Перестал справлять – перестал быть дворянином (а казак – казаком).

+++

Эмансипация «элит» - вопрос, который волнует «элиты» сильнее всего и ближе всего к их сердцу.

Они всегда стремились и стремятся поставить телегу впереди лошади – то есть свои привилегии вперед Дела, за которое они выдаются. Так чтобы Дело, по возможности, вообще исчезло бы, а привилегии остались, и выросли…

В основе такого стремления элит лежит всем хорошо знакомое разделение трудовой занятности на работу и зарплату. Понятно, что это разные вещи.

Может быть работа без зарплаты. А может быть и зарплата без работы. И в итоге в деградирующем обществе работа становится досадной помехой, вредной примесью к сладостному дню получки. Дегроды всё активнее думают – как бы сделать так, чтобы получка осталась, но за неё ничего бы с тебя не спрашивали?

Поскольку у «элит» получка максимальная, им общество даёт всё самое лучшее, и в первую очередь, они в первую очередь допускаются ко всем дефицитам – то и попытка избавиться от «досадной необходимости» служения делу у них максимально сильно и остро проявляется.

+++

Сама по себе цивилизация – это проект. На практике проект разума приобретает черты государственного планирования (далеко не только в СССР), при котором мега-идея, покорившая умы властителей (сумевшая их убедить, обратить в свою веру) выдвигает этапы достижения цели, со сроками и исполнителями.

На любом строительстве, начиная со строительства пирамид в Древнем Египте, есть рядовые работники, и есть начальники строительства. У начальников строительства есть работа, сложная и ответственная, за которую могут вздуть и взгреть, если не справишься. И есть оплата – завидная, высокая.

Все завидуют оплате, но никто не завидует его "собачьей", нервной работе. Сорвёт начальник план – бить-то его будут, а не рядовых…

+++

На определённом этапе зажравшаяся и заласканная «элита» теряет понимание своей связи с проектом, и начинает видеть в нём мучителя, тирана. Так рождается сперва бытовой (самый опасный), а потом и теоретический ЛИБЕРАЛИЗМ. Учение об освобождении самого себя, «любимого», от всякой ответственности, от всех и всяческих проверок, при сохранении (и, желательно, умножении) – выплат и привилегий.

Идеальное общество для либералов – это лишённое (только в их больных фантазиях) конфликта владычество паразитов над недочеловеками.

При этом слабоумны как те, так и другие.

Детишки «элиты» не учатся ничему толковому, потому что не хочется, да и незачем: и так всем обеспечены будут. Дети обслуги не учатся – потому что им не дают (а часто они и не понимают, что это такое – учёба).

Главный лозунг - «Рента делает свободным». Получатель ренты – по сути, пенсионер, от которого нет никакой пользы обществу с самого его рождения, но который при этом постоянно получает всё лучшее, что у этого общества есть.

Никаких квалификационных требований к рантье нет. У него есть деньги (т.е. власть, членство в правящем заговоре) – и потому ему не нужны ни дипломы, ни аттестации, ни сдача экзаменов, ни пресловутый «конкурс на вакансию» и т.п.

Это слой неизбежно деградирующих в отсутствии всякой требовательности и всякого дела паразитов дополняет «сфера обслуживания», в которую превращается в этом обществе всё, от космодромов до религиозных храмов.

Чем меньше требований паразиты предъявляют к себе, тем больше и капризнее их требования к сфере обслуживания, созданной исключительно для их ублажения и комфорта.

Тут махровым цветом расцветают все эти хорошо нам знакомые требования – когда работнику чуть ли не в зубы смотрят, как на рабском рынке – а нужен ли данный человек правящим паразитам? Или не нужен – тогда зачем его кормить?!

+++

То есть возникают «хозяева жизни», которые, по их убеждению, вообще никому ничего не должны (последним актом они обычно освобождают себя от самого расплывчатого и абстрактного религиозного долга, отменяя вслед за всеми обязанностями и самого Бога).

Их дополняют некие работники сферы обслуживания, которые не имеют никакой самоценности, и рассматриваются как дешёвый расходный материал.

Всё это чудище лишено как обязанностей государства по отношению к народным низам («долой социализм!») так и обязанностей по отношению к верховной власти («даёшь демократию!»).

А обязанности перед верховной властью делятся на земные и перед Богом: говоря иначе, это внешний контроль и самоконтроль человека. Земной правитель карает бессовестного человека, а совесть карает совестливого.

Бытовой либерализм отметает как тиранию царского контроля, так и «совесть-лучшего контролёра». Неконтролируемый сверху, он плевать хотел на то, как там внизу: сколько из «расходников» помрёт за ненадобностью и неоплатой, а сколько «выиграет конкурс» на право «оказывать услуги» рентному паразиту…

+++

Такое общество никуда не идёт, ничего не строит, и по сути, лишь прожирает наследие предков. Оно выпадает из логики истории и ткани цивилизации, потому что в его основе – животные мотивации.

Голодный зверь рыщет в поисках пищи, и ни о чём больше не думает. А сытый зверь спит. То есть у зверя два состояния – голодное рысканье и сытая дрёма. У либерального общества остаются тоже только они…

Когда «элита» окончательно эмансипирует себя от всяких обязанностей, и сама, в режиме заговора, возьмёт в свои руки процедуры собственного «переизбрания» - тогда само представление о проектах и делах испаряется, и линейность истории замыкается в зоологический цикл тупого приспособления к окружающей среде, без всяких попыток её совершенствования…



[1] Само это слово происходит от латинского глагола emancipare — освобождать ребёнка от родительской власти, в более широком смысле — отказываться от каких-либо полномочий или прав собственности, причём формально эти полномочия и права не уничтожались, а передавались другому лицу, и эмансипированный таким образом обретал не свободу, а нового властителя.

[2] Позднее об эмансипации стали говорить не только применительно к римскому праву, называя так аналогичные действия в других правовых системах, например в германском праве.

Александр Леонидов; 20 декабря 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше
  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..