Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 56,0794 руб.
  • Курс евро EUR: 60,8461 руб.
  • Курс фунта GBP: 71,8994 руб.
Апрель
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

А. СИТНИКОВ: ДЕТЯМ О ДЕНЬГАХ

А. СИТНИКОВ: ДЕТЯМ О ДЕНЬГАХ Наш друг и обозреватель А.Ситников продолжает адаптировать для детского возраста, в помощь родителям и педагогам, теоретические материалы о сущности жизни из газеты "Экономика и мы". Он убеждён, что нельзя без этой правды о сути вещей вырастить полноценного человека, а потому понимать реальность ребёнок должен учится со школы и с детского сада. И в этом с ним трудно поспорить. Всякая наука, включая, конечно же, и экономику - ничто без педагогики и дидактики. И экономика - особенно, даже: ведь каким только маразмом про деньги не пичкают мозги подрастающего поколения. Поэтому слово А. Ситникову (по материалам телепередачи для подростков).

Дорогие друзья!

Как поётся в одной известной песенке:
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа.
А без денег жизнь плохая –
Не годится никуда!

Мы (текст будет читать ребёнок-диктор, прим. ЭиМ) уже достаточно взрослые и у нас иногда водятся «карманные» деньги. Мы понимаем, что за деньги можно приобрести в магазине или на базаре тот или иной товар. А вот что такое деньги – без лишних словесных нагромождений – мы сейчас ответим. Если взять «википедию», то там написано:

Деньги — особый товар, являющийся универсальным эквивалентом стоимости других товаров и услуг.

То есть, чисто внешне, - есть бумажки – всё хорошо – мы в поряде!

А вот теперь давайте возьмём и порассуждаем. В предыдущем сюжете мы разобрали, откуда появляются все материальные блага. Они берутся из окружающих нас природных ресурсов, которыми владеет наша страна.

То есть страна является владельцем ресурсов. Ну, логично же? Ресурсы эти кто-то распределяет? Это, разумеется, руководитель – ну такой коллективный.

Раньше это были царь и бояре, потом генеральный секретарь и правительство, сейчас – президент и правительство. Это тоже понятно, надеюсь. То есть руководство страны (неважно как оно в данный момент называется) является распределителем ресурсов.

Ну а все остальные, в том числе и мы с вами, пользуемся ресурсами и, значит, являемся пользователями ресурсов. Естественно, что разделение тут не такое явное, так как обычно все мы и распределяем и пользуемся ресурсами.

Ещё раз: есть ресурсы, государство – владелец, руководитель страны – распределитель, все остальные – пользователи.

Мы, пользователи (а это и заводы, рудники, фабрики, крестьянские хозяйства и т д.), должны извлечь из нашей земли ресурсы (например, руду или хлопок, или продукты питания и т. д.), изготовить из них изделия и ими пользоваться.

Так вот, чтобы нам их (ресурсы) извлечь, и изготовить, например, одежду, нам нужно получить на это разрешение у того, кто ими распоряжается. То есть руководитель страны должен дать разрешение на использование данных ресурсов. И вот это разрешение и является, по-настоящему, деньгами.

Совершенно понятно, что ни царь, ни президент никогда в жизни не смогут выдать каждому это именное разрешение – физически не смогут, вот поэтому и был придуман такой эквивалент разрешений – как деньги.

Понятно, что я это опять говорю в очень и очень упрощённом варианте.

При этом сами деньги могут быть выражены самым разным образом: и в привычных нам денежных знаках, и в компьютерных банковских циферках, и в трудоднях, которые в тетрадь раньше заносили, как записи о проделанной работе. Никакой стабильной формы у денег нет. Они могут быть металлическими, бумажными, кожаными, из ракушек. Могут быть и вообще "честным словом" или электронным сигналом. Такие деньги в руках нельзя подержать, а купить на них товар - можно.

Удивляет это вас? Ну, вот допустим, вы у родителей попросили разрешения включить телевизор. Телевизор не ваш, покупали папа с мамой, они и владеют. Вы просите разрешения и получаете его. Можете вы это разрешение от папы или мамы подержать в руках? Нет, это же слово!

Ну, а если вы без спросу включите телевизор? За это могут и наказать! За что же вас наказывать, если вы в своём доме включили свой же домашний прибор? За то, что вы сделали это без разрешения! Вот так же руководство всех стран наказывает тех граждан, кто ворует (берёт блага без спроса), кто делает фальшивые деньги (подделывает разрешение власти).

Конечно, строже их наказывают, чем вас папа с мамой. Да ведь и государство - больше, чем дом семьи!

Вот простейший пример про деньги - разрешения.

Представьте себе поле – на нём стоит крестьянин. Рядом, в селе, стоит трактор и лежит семенная картошка. Крестьянин не пашет и не сажает картошку, потому что нет денег (по его словам). Вдруг, некто приносит портфель с деньгами и ставит посреди поля – и о, чудо – трактор заработал, поле вспахано, картошка посажена.

Ну как это возможно – спросите вы – чтобы портфель с цветными бумажками произвёл такой эффект?

А вот как: это всё равно, что если бы вместо портфеля с деньгами, пришёл лично руководитель страны или его полномочный представитель, взял бы крестьянина за руку, отвёл к трактору (владельцу трактора дал бы разрешение на использование его техники), потом (уже на тракторе) забрали бы с крестьянином картошку (владельцу тоже бы дали разрешение), также поступили бы и на бензоколонке и на поле.

И всё бы заработало – то есть, крестьянину разрешили всем пользоваться...

Потом бы только крестьянину сказали – отдай за эти разрешения часть своего урожая. Крестьянин бы развёз свою, уже выращенную, картоху и владельцу трактора, и владельцу поля, семян и солярки. Или бы просто продал её на базаре за те же деньги-разрешения и рассчитался со всеми. Вы спросите, а как же получают эти разрешения производственники, крестьяне и другие?

И каким боком здесь, например, люди не имеющие прямого отношения к разработке ресурсов. А вот каким: например, учитель получил зарплату, то есть – деньги – разрешения. Пошёл в магазин и купил там ту же картошку. И тогда от продавца, по некой цепочке, часть этих денег дойдёт и до непосредственного производителя.

В нашем случае – пахаря-картофелевода. То есть, учитель передал часть своего разрешения на обработку природных ресурсов крестьянину. И также дела обстоят в других сферах. То есть сначала дали разрешение (деньги) на обработку сырья всем, а потом эти разрешения перетекают по цепочке до самого начального производства.

Понятно, что также они перетекают и по обратной цепочке (в виде прямых платежей или налогов и пр.), ведь крестьянину нужно учить своих детей и пр.

Но мы говорим об этом, как об идеальном варианте, когда деньги (в нашем случае разрешения) помогают разрабатывать недра и выпускать товар. Есть ещё вариант, когда деньги даются в рост и из денег получаются не товары, а опять деньги, но это тема другого разговора, т. к. тут вопрос уже нравственного толка.

10 марта 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше
  • ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Говоря о проблеме частного предпринимательства, мы должны разъяснить те стороны вопроса, которые не понимали коммунисты, и не понимают либералы. КПСС после Сталина (подчеркиваем – ПОСЛЕ Сталина) вообще обходилась без частного предпринимательства, что и сделало систему в определённом смысле инвалидом, и предопределило во многом её крах. Либералы же – напротив, думают заполнить всё и вся частным корыстным интересом, думая, что «тут-то и жизнь хорошая начнётся». Но жизнь устроена не так, как думают коммунисты. И не так, как думают либералы. Истина – оказалась между двух основных стульев, на которые сел ХХ век…

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.