Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 59,1409 руб.
  • Курс евро EUR: 69,4314 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,1380 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

​Т.Савченко: "Патриотическое воспитание"

​Т.Савченко: "Патриотическое воспитание" Это произошло зимой 1983 года. Кажется. Точно не помню. Во время перемены мы – ученики младших классов, выбежали на улицу играть в снежки. И так увлеклись, что не заметили, как один из нас, промахнувшись в товарища, угодил снежком в стелу с ликом Владимира Ильича. Но если мы не обратили на это внимания, то проходивший мимо «добрый самаритянин» пришел в праведное негодование: отловил нас и всех отконвоировал к директору школы. В директорском кабинете нам пришлось выслушать часовую лекцию о том, как надо любить партию и Ленина. Парадоксально, но после этого случая мы как-то охладели и к дедушке Ленину и к идее коммунизма вообще, хотя и были до этого «правоверными» октябрятами.

Этот эпизод пришел мне на память после посещения военно-патриотической конференции, прошедшей недавно в ейском Морском рыбном техникуме. С трибуны звучали стихи о Великой Отечественной войне, призывы любить Родину, собравшиеся в зале ребята громкими аплодисментами выражали свое одобрение. Но присмотревшись внимательнее, можно было заметить, что большинство ребят занималось во время докладов своими делами: кто-то достал планшет, кто-то что-то обсуждал вполголоса с товарищами. В общем – вели себя как пионеры 80-х, которых согнали на линейку. И дело вовсе не в том, что тема военно-патриотического воспитания не является важной. Напротив – она слишком важна и требует особого внимания и специального подхода. Не следует считать, что молодежь настолько примитивна, что ее можно вдохновить лозунгами «времен Очакова и покоренья Крыма». Отнюдь. К тому же, необходимо учитывать особенности детской и подростковой психики – если что-то навязчиво, безыскусно насаждать, происходит реакция отторжения.

Давайте вернемся в качестве примера к идеологическому воспитанию советского периода. При всем несовершенстве строя, нельзя отрицать, что этой задаче в СССР уделялось очень много внимания(я не имею в виду период застоя, о чем шла речь выше). О том, какие это давало результаты можно судить по знаменитым комсомольским стройкам, когда тысячи молодых людей отправлялись поднимать целину, строить БАМ, возводить новые города. И не наживы ради, не из-за денег, а за идею. Много ли найдется сейчас добровольцев готовых повторить подобное? Сильно сомневаюсь. Кроме того, не стоит забывать и о том, что в советские времена существовала и такая важная вещь, как социальный лифт. Каждый октябренок знал, что имеет шанс стать пионером, комсомольцем, далее, если хорошо себя зарекомендует, попасть в райком ВЛКСМ, далее – в обком, вступить в партию и так далее. То есть существовала реальная возможность достичь определенного положения в общественно- политической иерархии. Имеет современный подросток такую возможность продвижения на общественном поприще? Опять же, по этому поводу большие сомнения…

Пойдем далее. Рассмотрим, к чему сводится современное военно-патриотическое воспитание? Оказывается, венцом всему является армейская служба. Не маловато ли? Во-первых, сама идея «рекламы» службы в вооруженных силах актуальнее выглядела бы в 90-е годы, когда молодежь шарахалась от армии, как черт от ладана. Сейчас, когда армия переходит на контрактную основу и престиж ее высок, попасть на службу по контракту уже не так просто. Во-вторых, допустим, что тот или иной юноша, проникся идеей службы. Отслужив год, в красивой парадной форме он возвращается домой. А что дальше? Все? Патриотизм закончился, дальше любить Родину не обязательно?

Далее. Чем сейчас пытаются привить молодежи основы патриотизма? Увы, как таковой идеологической идеи-то и нет. Все вертится вокруг почитания героев Великой Отечественной войны. Никто не умоляет подвиг ветеранов, но невозможно строить будущее постоянно озираясь на одно только прошлое! Кроме того, давайте сравним отношение к борцам с фашизмом в наше время. Красноармеец, освобождавший Донбасс 72 года тому назад – герой, покрытый славой, орденоносец, имеющий ряд льгот. Между тем, двое наших земляков – членов общественной организации «Боевое братство», совсем недавно отдали свои жизни в Новороссии, борясь с фашизмом XXI века. Думаете, их родные и близкие получили какие-то льготы, компенсации? Установлен памятник этим людям? Нет, ничего подобного. Какие-то «двойные стандарты», как принято сейчас выражаться.

Возможно, у кого-то возникнет мысль – а нужно ли вообще патриотическое, идеологическое воспитание? Вон Европа живет безо всякой идеологии и ничего…

К сожалению, к счастью ли, но человек, в отличие от животного, без идеи, без цели полноценно жить и развиваться не может. И не стоит слишком идеализировать Европу. Вырождается Старый свет, деградирует. Христианские храмы переделываются под мусульманские мечети или места развлечений, однополые браки узаконены церковью и так далее. Нечему завидовать. Впору сочувствовать. На фоне этого декоданса и поднимают голову радикальные течения, типа ИГИЛ. Кстати, все мы знаем, что в рядах этой организации насчитывается несколько тысяч наших соотечественников и далеко не все они выходцы из мусульманских семей. В основном это бывшие члены запрещенных националистических организаций. Не станем давать моральную оценку этим людям, но в наличии активной жизненной позиции им не откажешь. И не стоит упрощать мотивы их становления под знамена радикального ислама одной лишь жаждой наживы – во главе угла стоит именно идея. Разрушительная – да. Жестокая – конечно. Но идея. И кто знает, были бы сейчас эти парни и девушки боевиками в далекой Сирии, если бы наше общество дало им достойную цель на Родине.

Проблема современной России заключается в том, что разрушив старые советские идеалы, мы не создали им альтернативы. Не создали какой-то национальной идеи, ради которой стоит жить, и даже не жаль умереть. Процесс по ее формированию, конечно, продвигается, но до полного становления еще далеко. Как только идея сформируется, тогда и можно будет говорить о Великой России всерьез. Без избитых лозунгов и пряничного патриотизма.

Тимур САВЧЕНКО, аналитик "ЭиМ", Южный федеральный округ.; 13 октября 2015

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..