Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,5118 руб.
  • Курс евро EUR: 67,8927 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,5302 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

В. АВАГЯН: БУДУЩЕЕ В РУКАХ РАЗУМА!

В. АВАГЯН: БУДУЩЕЕ В РУКАХ РАЗУМА! Есть такой, в высшей степени благородный, и в высшей же степени утопический принцип: «каждый труд должен быть оплачен». Это попытка гуманистической философии и вероисповедания вторгнутся в экономику. Из принципа следует: отдал человек работе час, и получил почасовую оплату, два часа – две почасовых, и т.п. Вслушайтесь: «отдал – получил». Получается, что труд – это хлеб, который всегда с тобой. Если хочется покушать – начни трудится, и вкусишь всех благ… А что может человеку помешать начать трудится? Да ничего! Было бы желание! Что же получается, все бедные – просто лентяи и лодыри?!

Конечно же, нет. В том-то всё и дело, что труд сам по себе не является источником материальных благ, не даёт прибыли, не вырабатывает продукта. Хотя труд всегда с голодающим (бери да трудись!) – но очень часто голодающему просто НЕГДЕ работать.

Это не значит, что у него руки отрезали. Это значит, что от него отрезали те природные и инфраструктурные ресурсы, в приложении к которым труд производит блага. Без подключения к ресурсной базе труд не производит ничего и не значит ничего.

Поэтому и является абсолютной утопией принцип «каждый труд должен быть оплачен». Звучит красиво, а примените-ка на практике!

Сядет человек толочь воду в ступе: час толчёт, и вы ему уже должны рубль, два толчёт – и вы задолжали ему уже два рубля. Работа очевидна: мускулы напряжены, пот градом льётся, любой прибор зафиксирует физическую работу (движение, перемещение). Но общество, которое станет каждому толкарю воды в ступе платить почасовую, обанкротится.

С этим, кстати, во многом связаны были проблемы советской экономики: всеобщую занятость плановая экономика обеспечила, а всеобщую ПОЛЕЗНОСТЬ этой оплачиваемой занятости – нет.

Отсюда возникли проблемы и диспропорции в экономике. Если оплачивать с гарантией каждый час каждого труда, то скажите: сколько стоит час толчеи воды в ступе?

Закон экономики таков: бесполезные усилия не оплачиваются. Даже если они были очень затратными по времени и по силам…

+++

Но вот какая получается проблема: труд есть факт, его можно объективно зафиксировать. Выход на работу учесть и т.п. А что такое польза?

Либералы в силу их примитивности, говорят: что пользуется платежеспособным спросом, то и полезно. Но они не ответят вам на вопрос – а откуда берётся этот платежеспособный спрос? Кто те люди, которым дано право судить труд, карать его или миловать рублём?

Приведу простейшие примеры (а ведь есть и более сложные):
-Школьник ненавидит школу.
Дай волю школьникам – они бы дружно не пошли на занятия, и если бы платили они – то они охотнее оплачивали бы прогулы, чем занятия (чем они и заняты, по сути, в коммерческих образовательных учреждениях).
В то же самое время:
-Наркоман обожает наркотики
Если взять учащегося-наркомана, то для него учитель враг, а толкач наркоты – друг.

Вывод: не всё востребованное полезно, не всё невостребованное ненужно.

Строение и уклад цивилизации, как сложной архитектуры культурной преемственности, вступает в жёсткий конфликт с повседневным потребительским спросом.

Проще говоря – люди склонны оплачивать вредное обществу. И при этом не склонны оплачивать то, что обществу нужнее и полезнее всего (в долгосрочной перспективе).

+++

Как ни крути, но правило почасовой оплаты ВСЯКОГО труда даёт переходник, мостик между человеком и продуктами потребления. Хочешь иметь продукты – трудись.

Принцип «полезности» (неизвестно кому – но ясно же, что не самому себе, а кому-то постороннему) не даёт никакого мостика, никакой смычки между человеком и продуктами.

Что нужно делать, чтобы иметь потребление? Трудиться? Труд объявят бесполезным и не оплатят. Везение оказаться в нужном месте в нужное время? А вдруг не повезёт?

+++

На заре инфернальных «реформ», в 1991 году такую философию «случайности счастья и жизни» нам активно внушали. Публицист М. Золотоносов сердито писал[1]:

«Мифологемы “Справедливость" и “Право на счастье" (счастье в обмен на временную бедность и праведность) вошли в самую основу советского менталитета. Две вехи – фильм “Кирпичики" (1925 г.) и “Москва слезам не верит".

Золотносов и его журнал «Знамя» сознательно или несознательно выражали взгляд «перестроечных» дегенератов на счастье, свойственный только ворам и проституткам[2]:

«Жизнь случайна и бессмысленна... счастье нельзя получить по векселю, счастье получают только в подарок (От кого?!-ЭиМ). Его незаслуженность и неожиданность – непременные свойства; его могло бы не быть, нас самих могло бы не быть».

Свою ущербно-извращённую идею «счастья-лотереи» Золотоносов почему-то приписывал Солженицыну (не знаю, обрадовался ли тот от такого истолкования своего творчества), и даже называл её «сверхидеей «Архипелага».

Так замыкался круг: взамен «протестантской трудовой этики» вырастала анти-мораль лотерейности жизни и успеха в жизни…

+++

Фокус прокатил, и катастрофа, которую мы должны были предотвратить – свершилась.

Теперь, когда катастрофа обнищания миллионов (а в масштабах планеты и миллиардов) людей стала фактом – надо думать, как из неё выходить?

+++

Государство и общество обязаны продумать систему оплачиваемой полезной занятости.

Чтобы человек мог выйти и сказать: «Я готов трудится, предоставьте мне оплачиваемый труд, а какой – дело плановых органов!»

Они обязаны быть достаточно компетентны, чтобы занятость оплачиваемых работников оказалась полезной, а не битьём баклуш, точением ляс и ношением воды в решете…

Это не очень удобно и очень хлопотно, особенно для власть имущих.

НО!

Только этой системе под силу остановить прирост НЕНУЖНЫХ ЛЮДЕЙ. И катастрофу «великой депрессии».

Иначе огромные массы начнут перемещаться во всё более низкооплачиваемые слои, пока не окажутся совсем за бортом жизни.

Человечество потому и живёт так мучительно из поколения в поколение, потому и не может никак прийти ко всеобщему благополучию, что – увы! – удобства одних людей неразрывно связаны с неудобствами других людей.

Мысленно сконструировав свой собственный торг с сантехником, каменщиком, плотником, сапожником или портным, с любым обслуживающим персоналом, вы обнаружите, что вам напрямую, грубо выгодны их бедность и отсутствие у них заказов.

Чем беднее и невостребованнее обслуживающий персонал, тем дешевле и комфортнее обойдётся вам сервис. Допустим, вы бюджетник, сидите на твёрдом окладе 100 р. Конечно, вам выгоднее, чтобы сантехник работал на вас за 10 рублей, а не за 20, 30, 40. И чтобы он при этом был «вышколен» - то есть панически боялся потерять ваш заказ. Опуская его, вы поднимаетесь сами. Если у него много заказов, то он будет с вами грубоват, и возьмёт за свои услуги много (для вас) денег. А если он помирает с голоду – то он за сущие копейки вам хоть на голове спляшет!

В силу этого закона экономики определённым слоям населения оказывается очень выгодна «дешёвая раб-сила», которую даёт общее снижение уровня жизни в стране.

Любой работодатель стремиться найти себе работников подешевле – а потому работодатели соревнуются не в повышении, а в снижении зарплат.

-Что? – говорят они миллионом лужёных глоток – Оплачивать твой труд?! А кто тебе сказал, что твой труд полезен?! Может быть, снисходя к твоей бедности, если будешь ползать на коленях, мы тебе и заплатим половину (четверть, восьмушку) того, что ты запросил… Но учти: это не ты нам нужен, это мы тебе нужны позарез… Что касается тебя – то таких, как ты, под каждым забором по десять штук валяется, так что если тебе жизнь дорога – старайся нам ни в чём не перечить…

Итогом такого диалога НЕНУЖНЫХ людей с работодателями является многократно описанный классиками в самых мрачных красках МОЛОХ капиталистической трудовой занятости.

Не надо думать, что он остался в прошлом: МИЛЛИАРДЫ жителей земли подтвердят вам сегодня, что нужно только пустить экономику на самотёк – и она произведёт МОЛОХ XIX века с точностью до мелких деталей.

Потому что работодателю дьявольски выгоден шантаж, опирающийся на его право признавать труд полезным или бесполезным. Любое количество труда можно объявить бесполезным – следовательно, и не оплачивать.

+++

Как это выглядит на практике. Возьмём простой пример – землю. Количество пахотной земли (и вообще любой) – жёстко ограничено со времён открытия Америки. Новых континентов, извините, нет. А количество денег? Оно, в принципе, безгранично. Можно напечатать любое количество купюр и любое число нолей на купюрах…

Вывод: тот, кто печатает деньги, сам, или через приближённых лиц, скупит ВСЮ землю. А что тогда делать остальным? О трагедии безземельного крестьянства по соседству с крупными латифундиями мы уже читали у классиков литературы всех народов!

Возникнет ситуация, при которой владелец земли может нанимать безземельных лишенцев на ЛЮБЫХ условиях. То есть выдвигать им любые условия, какими-бы тяжёлыми или унизительными они ни были.

А как же быть? Ограничить размер участка, продаваемого в одни руки? Но это УЖЕ выход из рыночной экономики, уже фундаментально-антирыночный закон, который вызывает воспоминания об "уравниловке", проклятой либералами...

Это – аграрный вопрос. Но города и промышленность то же самое, только менее заметно. Что такое металлургия, например? Это руда, которая в Земле, и домна, которая стоит на Земле. Плюс перевозки, которые идут по Земле. То есть, как ни крути, металлургия – это Земля, пока с Марса металлов не завозят…

Если количество ресурсов ограничено, а количество денег – не ограничено, то тогда не ограничены и возможности шантажа со стороны тех, кто купит (для них стоимость не важна) ВСЕ ресурсы.

Марксисты много писали о капиталистах-угнетателях, но они не написали о… профсоюзах-угнетателях! А ведь бывает и такое, и ещё как бывает: сплотившиеся вокруг производства трудящиеся «прессуют» безработных и отгоняют их от труда (поименовав «штрейхбрейхерами»), порой грубым насилием:

" В 1905 году, в разгар железнодорожной забастовки, Елецкое земское собрание приняло резолюцию: «Сытые бастуют, обездоленное население черноземных губерний голодает... Пусть те, кто не хотят работать, уходят с железных дорог и очистят место нуждающимся в работе крестьянам»[3].

То есть – суть и основа моей теории: угнетает не капиталист сам по себе; угнетают ресурсовладельцы – лишенцев, монополизировав возможности распоряжение необходимыми для полезного труда ресурсами.

+++

Но что же получается? Одни слои населения (а так же страны, нации), которые я называю доминантами (в зоологическом смысле слова) – преследуя свою прямую и очевидную выгоду, УХУДШАЮТ жизнь рецессивным слоям (странам, нациям).

Это – стволовой рыночный процесс. Преимущества одних покупаются ущербом у других.

Формулирую в формулу: вы с обслуживающим вас персоналом делите сумму «Х». Чем меньше будет величина «n/x», которую вы отдали за услуги, тем лучше для вас, тем больше вам останется на развлечения и другие услуги. Отсюда секрет «популярности» у нанимателей бесправных гастарбайтеров, вытесянющих местное население из сфер чёрного труда. Никто не говорит, что таджик сделает лучше, чем славянин: но все знают, что таджик возьмёт дешевле, и будет (в силу своего бесправного положения) покорнее славянина.

+++

Но ведь совершенно очевидно, что это путь в никуда, путь к морлокам и элоям. Единственный, достойный человека и человечности выход – НОРМИРОВАНИЕ и труда и оплаты, государственные твёрдые расценки, которые не позволяют играть трудом и занятостью.

Советская система была несовершенна – но она не была ИНФЕРНАЛЬНОЙ, как те, что пришли ей на смену. Она – при качественной переработке и совершенствовании, переосмыслении многих узлов и деталей – способна построить нормальное человеческое будущее.

Рыночные системы в итоге построят только ад на земле…



[1] 1991 г., Журнал «Октябрь», монография «Отдыхающий фонтан».

[2] Недаром много позже художественный фильм с участием К. Собчак, дочери перестроечного политического авантюриста А. Собчака, так и назывался «Воры и проститутки». Это классово близкий Собчакам и прочим советским демократам элемент

[3] С.Ольденбург, фундаментальное исследование "Царстование Николая II":

Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 6 июля 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..