Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Май
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

​ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ? ВЕРСИЯ…

​ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ? ВЕРСИЯ… Главная проблема современности в том, что почти всем, и почти на всё наплевать. Народная масса сформировалась в нашем поколении как беспрецедентно-инертная, она приходит в какое-то движение только в случае внешней стимуляции (принуждения, подкупа). Сама же почти не имеет ни взглядов, ни пристрастий. Тает добровольный интерес к популяризации знаний и культуре, чтению – а тот, который есть, либо носит остаточный характер, либо симулируется (из соображений престижа – когда автора читают или на концерт ходят не ради самого действия, а потому что автор или оркестр «раскрученные» - вот, мол, и я возле них выгляжу «успешным»).

В политике произошло невероятное оскудение обоих противоборствующих сил – как оппозиционных так и охранительных. И толпа и госаппарат сонливы, порой минимальные усилия способны обрушить колоссальную державность. Отсюда и феномен «цветных революций» - совершаемых лентяями против засонь, без пулемётов и картечи (или в минимальном их количестве). Ещё в XIX веке такое было просто немыслимо: вспомним двусторонний накал красных и белых, революции и реакции в европейских странах!

Выдающийся фантаст И.Ефремов ещё в 70-х годах сетовал на растущее безразличие молодого поколения, утрату им такого качества, как «добросовестность» в порученных делах. Футуролог С.Г. Кара-Мурза уже в наши дни вспоминал позднесоветские времена- и ту ярость, которую вызывало у молодёжи любое напряжение сил, любая нагрузка. Недавно газета «Завтра» жаловалась, что под разговоры про «трудную жизнь» даже в небогатых семьях растут дети, способные выживать только при опеке, только в офисе с кондиционером и кофейной машиной. Это поколение моментально сгорает при малейшем усилении напряжения…

Для человеческой цивилизации АПАТИЯ – явление очень опасное, потому что цивилизация с апатией несовместима. Сама передача колоссального искусственного мира и «принуждения к знанию» требуют колоссальной энергии и силы чувств. Прогрессирующее безразличие в стиле «что воля, что неволя» (помните детскую киносказку?) – не даст человеку ни защитить, ни сберечь ни себя, ни тот культурный пласт, который ему обеспечили предки. Если ни бороться, ни работать, ни учиться не хочется – то очевидно, что получим капитуляцию, разруху и всеобщую безграмотность в итоге…

+++

Но как мы дошли до жизни такой? В которой угасают все импульсы – и человек всё чаще соглашается не в силу согласия, а только чтобы «отвязались»? С чем связана нарастающая сонливость общества, которому ничего не хочется, которое ничем не горит, ни на что не откликается?

Как рассказывал мне Т.В. Савченко, много лет живший в Киеве – «если не 90, то 80% точно из жителей Украины – нормальные люди, такие же, как ты и я. Но 5% психически больных (и хорошо оплачиваемых Америкой) подонков гоняют их, как маленькая шавка коровье стадо. Основная модель поведения большинства – убежать, спрятаться, «сховаться», уклониться. Авось как-нибудь пронесёт и переждём грозу…»

С.Г. Кургинян не раз писал о пророчестве старой армянской коммунистки, высказанном в 80-е годы: «Это общество «ням-ням». Его зарежет даже один волк».

Произошли очень существенные и массовые перемены в человеческой психике. Она существенно сместилась, переродив активного и настойчивого преобразователя в пассивного и безвольного приспособленца. Про таких с досадой говорят: «положишь – лежит, посадишь – сидит»…

+++

Вы, дорогой читатель, знаете основную мою теорию: все психические заболевания являются концентрированными сгустками процессов, представленных в обществе в разреженном состоянии.

При снижении плотности заболевания увеличивается его объём и охват. Например, в наиболее тяжёлых формах паранойя свойственна относительно немногим людям (хотя и их число неуклонно растёт). А вот в смягчённых латентных формах она же (паранойя) – как склонность, «странность», индивидуальная особенность характера присуща значительно большему количеству людей.

То есть социальные психопатологии (в этом и состоит моя теория) слабее и легче клинических психопатологий, представляют из себя их лайт-версию, или, фигурально выражаясь, «разбавленное вино». Но именно за счёт того, что это «вино» разбавляют – его гораздо больше, чем креплёного!

То есть социальные патологии (мягкие и латентные формы клинических) – куда шире распространены, чем заболевания психики в тяжёлой, фиксируемой медиками, форме.

+++

Так вот, в этом ключе: медики пишут, что клиническая апатия представляет собой разновидность защитного механизма психики. Стрессовая ситуация отнимает довольно много психической энергии, в ответ на это начинаются процессы нервного торможения. То есть: если человек в один период тратил много эмоций – он должен компенсировать перерасход в другие периоды сниженной восприимчивостью. Чем активнее прошёл день – тем крепче ночной сон…

Этот механизм в нормальных условиях не даёт человеку «перегореть» от избыточного напряжения, как предохранитель. Маятник должен качаться от сильных чувств к слабым, от перенапряжения к расслабухе, от обилия впечатлений – до невосприимчивости…

Но при этом апатия может стать и клиническим вариантом депрессии. Причина всё та же: разум перенапрягся – разум должен расслабиться, обилие сильных эмоций снижает чувствительность к раздражителям, делает человека «эмоционально-глухим».

Теперь представьте человека столыпинской эпохи плюмажей, карет, лакеев в ливреях, эпохи лаптей и лучинушки. В этом мире (длившемся с малыми переменами тысячелетиями) амплитуда человеческих впечатлений была очень пологой. Новые впечатления были очень редки, и доставались немногим. Мир 90% людей замыкался их деревней – почему сельскую общину мужики и звали «мiром», то есть своей вселенной. Но даже самые богатые в поисках впечатлений были необыкновенно бедны в сравнении с ХХ веком. Нам, чтобы послушать всемирно-известного тенора, достаточно щёлкнуть кнопкой. А им – нужно было дней тридцать ехать до Рима или Милана… Нельзя было смотреть театр весь день, лёжа на диване, и у театра программы с пульта не переключаются…

Всякое знание – как и всякое растление (грань между познанием и растлением очень тонка) – приходили в малых дозах, «в час по чайной ложке». В этом мире обеднённого восприятия, где большинство вещей вокруг тебя знакомы тебе с детства до старости – очень развивался «слух души», уровень восприятия. Человеку мало было куда смотреть – и потому туда, куда удавалось глянуть, он глядел очень пристально. Отсюда и свойственная классической культуре глубина проникновения в предмет, невероятная, как под микроскопом, ДЕТАЛИЗАЦИЯ любого, даже самого поверхностного впечатления…

Человек этой эпохи гулкой тишины – нам всего лишь прадед, а многим даже и дед. Это всё было буквально вчера – прежде, чем на человека хлынула лавина информации, впечатлений, зашкаливающей скорости и новизны. А человек сформировался тысячелетиями в совершенно ином уровне информационного шума, он был совершенно не готов к такому обилию впечатлений и быстрой смене мизансцен…

+++

А теперь читаем строго-медицинскую информацию из учебника по психиатрии с учётом вышесказанного:

Апато-абулический синдром — психопатологический синдром, сочетающий апатию и абулию и характеризующийся выраженным эмоционально-волевым оскудением[1].

Лица, страдающие апато-абулическим синдромом, проводят много времени сидя в одиночестве или просто лёжа в постели. Могут часами смотреть телевизор, при этом не запоминают просмотренные передачи. Основная характеристика их личности — лень, которая доходит до предельных уровней: они отказываться мыться, стричь волосы, чистить зубы, умываться, спят в постели одетыми (из-за того, что лень раздеваться и одеваться), личная гигиена их совсем не волнует. В более тяжёлых случаях болезни они могут испражняться и мочиться в постели, так как им лень дойти до туалета.

Таких людей невозможно привлечь к деятельности или призвать к чувству долга, и такое чувство как «стыд» им чуждо[2].

Но при этом синдром лени, апато-абулический синдром - может приводить к растормаживанию простейших влечений (например, гиперсексуальности и прожорливости). Тут нет противоречия: отсутствие активности в высших сферах психических сферах растормаживает автономную от разума активность инстинктов.

У больных апато-абулическим синдромом разговоры с другими людьми не вызывают интереса. Речь их монотонна. Отказ от общения постоянно мотивируется «усталостью»[3].

Эмоционально-волевое оскудение прогрессирует постепенно — от лёгкой пассивности и равнодушия и до состояний с эмоциональной тупостью, характеризующуюся эмоциональной холодностью, равнодушием, безразличием к близким родственникам, утратой эмоциональной откликаемости и в целом сильным эмоциональным обеднением.

Апато-абулический дефект - «конечное» состояние при шизофрении, когда развитие психического дефекта с негативными симптомами проявляется с наибольшей степенью выраженности…

+++

И вот теперь я вас спрашиваю: а не узнаёте ли вы в этой клинической картине современного общества и особенно его подростков? И не тут ли ключ к беде цивилизации?

В ХХ веке человечество оглушило само себя сверхвозможностями и сверхинформацией. Скорость перемен моментально разогналась до космических величин. Но был ли готов к этим техническим сверхвозможностям органический человек? Есть очень много вещей, которые технически возможны, но органически недопустимы (есть такие перегрузки, которые аппараты выдерживают легко, а человек погибает).

Не будем забывать, что сверхяркая вспышка, особенно внезапная – может вести к слепоте. Снежная болезнь – утрата зрения в результате воздействия на зрения сверкающей белой светлой равнины. Точно так же, как сверхяркое может обратиться в слепоту, во тьму – сверхмножество событий оказывается подобным полному отсутствию событий. Когда событий слишком много – мозг отключается, и получается, что событий вообще нет. Потому что всё уже воспринимается не как событие, а как часть шумового эффекта.

А если, как мы читали выше, апатия – реакция психики на сверхраздражение, автоматически включающаяся защитная функция перегруженного сознания – то концы начинают сходиться с концами… Человечество впало в апато-абулический синдром и он угрожает перейти в апато-абулический дефект «с наибольшей степенью выраженности». Новейшее время своей внезапной бурностью и скоростями оглушило и ослепило органического человека, формировавшегося в совершенно иных условиях, в совершенно иной плотности событий.

+++
Если это так – то лечить общество нужно тишиной. Нужно снижать информационное воздействие на человека, бесконечную череду сверхярких событийных вспышек, чтобы человек обратно научился видеть и анализировать простое и малое.

Нужно снизить шараханья человека по поверхностям разных отношений, чтобы он научился углубляться в них. Это касается и СМИ, и сферы образования, и шоу-бизнеса, и политики, в наших условиях давно выродившейся в шоу-бизнес. Перестаньте глушить человека бесконечными переменами!

Нужны стабильная работа, привычный и неизменный круг жизни, устойчивый достаток, консервативное образование - в котором внуки учат те же стихи и воспринимают те же ценности, что и их деды. Сделайте между событиями приличные интервалы, не опасаясь пустоты, которая в газетном деле зовётся при вёрстке "воздухом на полосе". Чтобы свадьба снова стала свадьбой, похороны - похоронами, трудоустройство - трудоустройством, а смена правителя - сменой правителя. Если частить это ежедневно - то всё теряет и смысл и восприимчивость, радости уже не радуют, а печали не печалят - и всё из-за плотной череды... Память человеческая вырождается до памяти аквариумной рыбки, как у майданных активистов, для которых события месячной давности кажутся смутной древней историей...

Дайте человеку осознать себя в некоем устойчивом пространстве, например, с царём, который сорок лет не меняется – КАК ЭТО И ДОЛЖНО БЫТЬ, И ТЫСЯЧИ ЛЕТ БЫЛО, между прочим, пока не стали греметь во все тазы и кастрюли…

Иначе человек в вашей информацинно-либерально-предвыборной вакханалии теряет местожительство, как таковое, его жизнь превращается в постоянный транзит. Вместо вида за окном дома у него всё время смазанный вид за окном поезда… А то и вовсе вид за иллюминатором самолёта, вообще ничего не разглядеть…

Так получилось, что прогрессу на определённом витке оказались свойственны великие потрясения… А нам нужно великое человечество!



[1] Жмуров В. А. Апатия // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.

[2] Аведисова А.С., Гехт А.Б., Захарова К.В. и др. Апатия в структуре психических и неврологических расстройств позднего возраста // Журнал неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. — 2014. — № 6. — С. 77—85.

[3] Г. В. Морозов, В. А. Ромасенко. Нервные и психические болезни. — М.: Медицина, 1987.

Александр Леонидов; 16 января 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЛИРИЧЕСКАЯ ПАУЗА: ГОЛОС ПРОЗЫ

    ЛИРИЧЕСКАЯ ПАУЗА: ГОЛОС ПРОЗЫ В издании Союза писателей России недавно опубликована эта повесть. Пронзительное произведение, можно сказать - "ироническая трагедия", пронзительная правда о пережитом. Если мы забудем пережитой в 90-е ад, мы рискуем его повторить! А художественная проза порой может сказать больше статистики и аналитики, если она с живой душой... Кто может и желает - нехудо бы распространять анонс: в эпоху майданов такие книги должны выходить огромными тиражами, а они... Ну, словом - высокая литература в гетто... Как комментируют читатели - "только документальная проза, написанная по реальным событиям и верная интерпретация и мягкий анализ (через понимание героями произведения) и есть основа основ в литературе ... и является настоящей умной прозой". И мы с этим совершенно согласны...

    Читать дальше
  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше
  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.