Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 59,0396 руб.
  • Курс евро EUR: 69,5900 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,8895 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ

ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ ​Программа продовольственной помощи малоимущим гражданам (в США на таких сидит более 10% населения) с внедрением так называемых «продуктовых карт» запускается в России. Сейчас инициатором программы выступает Минпромторг, который предлагает продовольственные карточки, отоваривать которые малоимущие граждане смогут в магазинах. Есть и другие идеи реализации помощи самым бедным. Само по себе признание проблемы голода и нищеты, принятие ответственности за зоны бедствия – является для власти мужественным поступком. Это движение в правильном направлении.

Когда о таком говорили в ГД РФ 12 лет назад, то дело было сорвано обвинением: «вы хотите вернуться к карточной системе». На самом деле аналогичные «карточные системы» действуют не только в США, но и практически во всех богатых странах. Может быть, потому они и богатые?

Подходы меняются. В лучшую сторону меняются… Вспоминая (видимо, с некоторым внутренним запоздалым покаянием) времена Е.Гайдара, Юрий Лужков, Гавриил Попов написали статью «Еще одно слово о Гайдаре»:

«Был февраль 1992 года. На совещании, которое вел Егор Тимурович, рассматривались неотложные меры по финансированию социальных программ. <…> Шло обсуждение социальных вопросов по строительству школ, по пенсиям, к тому времени почти обнуленным, по сбережениям граждан, тоже превратившимся в пыль.
И все тот же один из авторов этой статьи проинформировал Гайдара о том, что в Зеленограде наша медицина зафиксировала 36 смертей из-за голода. На это Гайдар ответил просто: идут радикальные преобразования, с деньгами сложно, а уход из жизни людей, неспособных противостоять этим преобразованиям, — дело естественное.
Тогда его спросили: Егор Тимурович, а если среди этих людей окажутся ваши родители? Гайдар усмехнулся и сказал, что на дурацкие вопросы не намерен отвечать».

Сегодня «дурацкие» для Гайдара вопросы стали считать важными, и отвечать на них намерены. Сенатор Лисовский, например, предлагает доставлять продукты для малоимущих «Почтой России». Он очень интересно это мотивирует:

- В продовольственный набор для малообеспеченных граждан следует включать только ту продукцию, которую производят отечественные аграрии. А прямая доставка от производителя к потребителю, минуя торговые сети, приведёт к удешевлению стоимости…

Возникает и другой вопрос: приоритет по исполнению Программы продовольственной помощи малоимущим гражданам останется у Минпромторга, или будет передан Минсельхозу? Инициаторы переноса хотят одновременно поддержать и малообеспеченных жителей, и российских аграриев.

Как говорит Лисовский: «Мы считаем, что в такой набор должны войти продукты, которые в большом объёме производят наши аграрии, — подсолнечное масло, крупы, сахар, мясные консервы из курицы и свинины», — говорит первый зампред комитета. У всех этих товаров длительный срок хранения, благодаря чему их можно доставлять «Почтой России» без товарной наценки. А сэкономленные на продуктах первой необходимости деньги малообеспеченные граждане потратят на овощи, фрукты, свежую рыбу, мясо и другие товары. Включать их в набор, с точки зрения сенатора, нецелесообразно из-за малого срока хранения и невозможности заставить торговые сети отдавать предпочтение продукции отечественных производителей».

По его подсчётам, согласно проекту Минпромторга, из 300 миллиардов рублей, выделенных на реализацию программы, 150 миллиардов достанутся торговым сетям.

А если изменить оператора госпрограммы и саму систему распределения, то удастся сэкономить бюджетные средства и максимально снизить товарную наценку.

Казалось бы, речь идёт о частном благотворительном вопросе. Но позвольте оценить его с точки зрения ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Ведь на самом деле, забота о каждом – это обязанность прогресса, «прогресс только для избранных» пахнет рабовладением и фашизмом.

В этом смысле автоматизация снабжения человека всем необходимым для жизни – одно из основных направлений развития цивилизации.

Где прогресс? Где хлеб стал человеку доступнее. Чем доступнее хлеб человеку, чем менее получение хлеба обставлено всякими условиями (порой просто невыполнимыми) – тем более цивилизованным можно считать общество.

Идеал в этом смысле – моя школьная столовая из 80-х. На каждом столе тарелка с нарезанным хлебом, плюс прибор с сахаром, солью, горчицей. Горчицу старшие звали «профсоюзным маслом» - если у человека совсем нет денег, он брал бесплатный хлеб и мазал бесплатной горчицей. Ну, а если есть деньги – тогда ещё что-то заказывал. Однако наличие денег = выставлению условий, и, повторюсь, не всегда выполнимых. Абсолютная доступность хлеба – это когда его получение (пусть в ограниченных количествах) – не связано ни с какими условиями или ограничениями (за исключением, может быть, уголовных).

Всякое изобилие с червоточиной, если нет гарантии его сохранения на завтрашний день (чем грешит всегда рыночная экономика).

Ведь это только дикарь мыслит настоящим временем, человек же цивилизованный живёт в трёх измерениях времени: прошлом, настоящем и будущем. Дикарю лишь бы сегодня обожраться, а завтра хоть трава не расти… Цивилизованный человек хлеба к обеду возьмёт в меру, но желает, чтобы эта мера не уменьшалась ни при каких условиях.

В этом смысле продовольственные карточки, как страховой механизм для гражданина – очень важны для прогресса и цивилизации. Можно сказать даже, что общество не является цивилизованным, если его гражданам не предлагается гарантированный минимум.

Это касается уже древних цивилизаций: вспомним Афины с их «оболами» - по сути, продуктовыми карточками правительства полиса для обнищавших сограждан…

Но речь идёт не только о принципах человечности – о взаимопомощи, вытесняющей звериную конкуренцию за место под солнцем. Отрабатываемый на продуктовой карте механизм отношений очень важен для всех, открывает прогрессивную цивилизационную перспективу для всего общества.

Прежде всего, такие карточки – зародыш национальных денег. В них заложен избавленный от спекуляций на мировых биржах принцип полного цикла: от пашни до стола, от первой производственной операции до конечного продукта.

Человек, который не держит в своих руках весь цикл обеспечивающего его производства – подобен тому, кто лишён ключей от собственного дома.

Если ты не контролируешь какую-то стадию производства необходимого тебе продукта – ты слишком уязвим для шантажа.

Допустим, семенной фонд тебе доставляют из-за границы. Если вдруг перестанут доставлять – ты же останешься без хлеба! А как ты можешь контролировать заграничных поставщиков?

Поэтому только тот имеет ключи от собственного дома, кто контролирует весь цикл обеспечивающего производства. От семени, брошенном фермером в землю, через все промежуточные стадии, до каравая на обеденном столе.

Именно этот механизм и заложен в продуктовых картах: определённый объём оплачиваемого производства ими фермеру гарантирован, как гарантирован и некоторый объём пищи малоимущему. Производитель и потребитель связаны долгосрочным фьючерсным контрактом, в чём нам видится будущее всей экономики, если цивилизация будет развиваться. А не деградировать, как сегодня.

Дело ведь не только в том, чтобы гарантировать нужный продукт каждому гражданину. И не только в том, чтобы гарантировать оплату труда отечественного крестьянина, избавив себя от возможного шантажа иностранными поставщиками. Дело не только в понимании ПРОИСХОЖДЕНИЯ продукта, в понимании того, что продукт берётся из земли путём обработки (в фантазиях либералов продукт «возникает» из воздуха после демонстрации пачки долларов США).

Цивилизация ставит перед управленцем как экономические, так и экологические задачи.

Экономическая задача – снижать цены. Делать дорогое дешёвым. Долгосрочный фьючерсный контракт содержит в себе механизм кардинального снижения цен. Производитель отдаёт продукт без посредников (без накруток) – и не вкладывает в цену продукта риска за несбытую часть товара.

Чем ниже риск остаться с товаром на руках, не распродав его весь – тем ниже и накрутка самого производителя. Если тебе заранее гарантирует оплату определённого количества картофеля тот, кто непосредственно этот картофель потом ест – то цену на картофель можно кардинально сократить. Ни посредников, ни рисков остаться без сбыта производителю в цену закладывать не придётся!

Это решает и экологическую задачу. Если фермер не продал часть урожая, и она у него сгнила – это ведь не только убытки фермера. Это и напрасно нанесённый экологии вред. Трактор коптил, горючее жгли, почву истощали – ради чего? Продукт-то в итоге испортился, не найдя сбыта…

В долгосрочном фьючерсном контракте сбыт гарантирован на годы вперёд. Это шанс перестать переводить невосполнимые ресурсы в никуда, и производить строго-нужное количество продукта, без переработок, убытков и экологического ущерба.

В целом, одним словом, я называю это ЦИВИЛИЗАЦИЯ. То есть – власть ума и расчёта.

Если человек настолько развит, что может, с ручкой и блокнотом в руках, рассчитать, сколько ему нужно картошки или пшена на год вперёд – то он получает денежную премию за развитость.

Премия эта заключается в низкой цене гарантированных поставок через «Почту России». Заказал килограмм в день – тебе привозят килограмм в день. И стоит этот килограмм в 2, в 3, в 4 раза дешевле, чем на свободном рынке. Вот тебе и премия за ум!

Если же человек недоразвит, считать умеет плохо, рассчитать объём потребления наперёд не может – то цивилизация на него возлагает денежный штраф за тупость: иди на рынок и покупай там втридорога, раз не в состоянии наперёд предусмотреть, что заказать в заявке!

Таково экономическое будущее цивилизации, и ему нет альтернативы, если не считать альтернативой культурный регресс…

Александр Леонидов; 20 июля 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..