Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Атаманщина между «свободой» и деспотией

Атаманщина между «свободой» и деспотией Основной опорой любой иерархии является представление о сакральной (т.е. священной) природе власти. Из священности вытекает неприкосновенность правителя. Кроме основной опоры действует вспомогательная: силовая. Верующее большинство подавляет силой неверующее и разлагающее единство системы меньшинство. Именно меньшинство – которое, когда станет большинством в своём неверии в священность действующей власти – уничтожит её, и никакой террор не поможет. Так уже было и в 1917, и в 1991 году, хотя в обоих случаях карательных органов хватало. Но они «не выстрелили».

Эти опоры – вера и насилие, основная и вспомогательная, в итоге порождают третью точку опоры, имеющую сугубо вторичный характер: системно-прагматическую.

То есть: лояльность, правильное с точки зрения власти поведение начинают поощрять материально. Люди получают материальные блага за «правильное» поведение и лишаются каких-то благ за «неправильное».

Почему нельзя изначально выстроить прагматическую мотивацию лояльности? Объясняю: если я подарю вам вашу квартиру или вашу машину, то вы справедливо удивитесь: а с какой это стати я дарую вам блага, которые и без меня вам принадлежат? Для того, чтобы получить материальное благо от власти – нужно СПЕРВА признать право этой власти распределять блага.

Если власть, с вашей точки зрения, не имеет права или возможности распределять – то чего она дарит чужое? Дарит вам те вещи, которые вы и без неё запросто можете взять, воспользовавшись ЗАХВАТНЫМ ПРАВОМ, самым первым, естественным и очевидным в человеческой истории правом.

Это и происходит в эпохи атаманщины, когда почувствовавшие запах крови, свою власть и силу, непосредственно вооружённые, окружённые лично-преданными приспешниками атаманы БЕРУТ, НЕ СПРАШИВАЯ.

Зачем им разрешение от какой-то бессильной и неуважаемой далёкой инстанции – если они сами себя считают властью?

Для того, чтобы рыбачить или собирать грибы в близлежащем лесу – мне не нужно разрешение правительства Аргентины. Потому что это правительство – кто бы там не победил в упорной борьбе за власть – не имеет никакого отношения ни ко мне, ни к реке, ни к грибному лесу. Если кто и может мне запретить – то моё правительство. Но никоим образом – правительство Аргентины или Ямайки!
Но как так получилось, что существует государство Аргентина, и существую я, совершенно вне этого государства? Ведь это означает, что я могу точно так же оказаться вне государства Россия, как однажды случилось с мирно спавшими жителями Донецка, Луганска и Харькова…
Они легли спать в России (СССР), а проснулись за границей, в какой-то Украине… Почему «в Украине»? Почему не в Эфиопии?

+++

Ослабление какой-либо власти, вероисповедное и силовое (они неразрывно связаны) – приводит к злокачественным опухолям атаманщины. Возникает чаемое либералами состояние «свободы» - под которой они понимают «полиархию», множественность соперничающих за власть группировок.

Романтиками свободы и теоретиками демократии ошибочно считается, что утрата единовластия приводит к повышению прав и гражданского участия каждого человека. На деле «полиархия» не ведёт ни к чему, кроме самой разнузданной атаманщины, то есть порождает тысячу тиранов взамен одного.

Нетрудно понять, что права человека неразрывно связаны с треугольником «сильный-слабый-верховная власть». Если выкинуть из этого треугольника верховную власть, то волки и овцы останутся один на один, а защищать абстрактные «права человека» станет элементарно некому. Ведь нельзя же вооружённого бандита обуздать какими-то абстракциями, бумажными кодексами, перечислением своих прав и т.п.

+++

Правда жизни в том, что человек никогда не подчиняется человеку (за исключением психических отклонений, носящих патологический характер). Для такого человек – слишком независимое (по образу и подобию божьему) создание.

Человек подчиняется либо символу веры, либо насилию (ну, и их сочетанию). На человека можно воздействовать, убеждая его, сделав его единоверцем. Или на человека можно направить оружие.

Единоверие действует всегда, независимо от присутствия или отсутствия правителя. Несколько поколений католиков могут оставаться католиками, и подчинятся римскому папе, ни разу его вживую не увидев.

Оружие действует только до тех пор, пока оно направлено, то есть пока правитель в тебя целиться. Как только ты пропал из его зоны видимости – он перестал быть твоим правителем.

Именно это и объясняет дробную лоскутность атаманщины и отличает атаманщину от нормальной государственной власти. Госвласть может быть очень жестокой – разница вовсе не в уровне жестокости, а в присутствии доктрины, спаивающей исполнителей в нерушимое единство.

Власть же атамана ограничивается, в буквальном смысле слова, зоной его видимости. Чего атаман не видит – то ему уже не принадлежит и не подчиняется ему. Там уже атаманит свой атаман, и тоже в пределах его видимости.

+++

Глядя в самый корень проблемы, мы с вами обнаружим, что внутри человека в единстве и борьбе пребывают две системы: уровень цивилизованности (цивилизационной зрелости) и зоомотивации, в условиях культурного общества превращающиеся в зоопатии.

Цивилизация, по мере своего вызревания – теснит зоологические мотивации человека. Те отвечают на угнетение поведенческой нормой - бурными взрывами поведенческих атавизмов.

Если мы посмотрим, как складывалась история, то увидим сперва малые кочующие, пребывающие в полной свободе семейства, которые затем сливаются в роды, затем в племена, затем в народы, затем в империи. То есть цивилизация – это, в числе прочего, укрупнение и опосредование управления (защиты и воздействия).

В процессе деградации социума наружу вырываются архаичные атавистические реакции и мотивации, что и случилось при угасании СССР. Процесс идёт у социальных дегенератов в обратную сторону: империя распадается на народы, народы на племена (украинизм – явный пережиток племенного сознания у наиболее умственно-отсталых представителей русского народа).

Соответственно, и «большая доктрина» державшая большинство в тонусе единоверчества, а меньшинство – в страхе наказания, распадается на атаманщину.

Главный принцип атаманщины: «мне не нужно просить у власти того, чего я сам, вооружённой рукой, могу взять».

С одной стороны, это порождает огромное количество беспомощных и замученных жертв, бессильных перед атаманской кровавой вольницей, перед разнузданным произволом банд. С другой стороны – что ты взял вооружённой рукой, то у тебя такой же рукой и отобрать могут. Пространство распадается, разваливается, как тающая льдина: большие куски дробятся на малые и т.п.

+++

В принципе, эту проблему распада нельзя решить насилием, хотя это первое, что приходит в голову, когда видишь бесчинства бандитов вокруг себя. Даже если ты силён и ловок, успешно одолеешь бандитского атамана – то в твоём лице просто появится ещё один атаман, которому подчиняются только в зоне его непосредственной видимости.

Восстановить культурное общество из того, что можно назвать «украинщиной» (не только от слова «украина», но и от слова «край, предел распада») – можно только через единоверие. Да, оно должно быть с кулаками, но кулаки мертвы без головы.

Единоверие – это предложение символа веры, вокруг которого могут собираться все, уставшие от феодальной раздробленности и бандитских войн. Только в случае единоверия власть строится на доверии, а не на терроре, и, следовательно, может быть единой на больших пространствах. Возникают священные символы, оберегаемые добровольно и бескорыстно, что в условиях атаманщины немыслимо (там в бой вступают или принужденные, или подкупленные).

Противостоит единоверию широкий спектр зоопатий, смысл которых сводится к рвачеству, мародёрству, попыткам любой ценой и не считаясь с последствиями завладеть лично какими-то материальными ценностями.

В итоге даже мастера манипулирования, американцы, собаку съевшие на колониальных технологиях – и те не могут управлять украинствующей сволочью, стремящейся в кровавом хаосе только к личному воровству, разворовывающей даже то, что хозяева из США категорически запретили разворовывать.

+++

Поглощая людей, низводящая их к зверям зоопатия (крайняя, животная низменность побудительных мотивов поведения) ликвидирует все условия для существования любой из культур, любого, порождённого сложной цивилизацией института.

Не то, чтобы зоопат сознательно мечтает закрыть и разрушить Академию Наук или Университеты, или Генштаб, или Союз композиторов. Нет. Но он пытается их:

1) Захватить, поглотить, возглавить
2) Поглотив – использовать не по назначению, а для растаскивания и разграбления с целью личного (крысиного) обогащения.

По мере того, как это происходит, цивилизация из актуальной реальности превращается во всё более и более расплывчатое воспоминание. Видя, что в академиях и университетах, издательствах и студиях нет ничего, кроме воровства, кумовства и блуда – люди задаются вопросом: «а зачем они вообще нужны?»

То есть микроскоп, которым постоянно колют орехи, превращается в орехокол, теряет свои возможности, заложенные в нём, как в микроскопе.

Иллюстрацией этого является практически вся современность, с её страшным, удручающим одичанием по обе стороны Атлантики. Бескультурье охватило не только бывшие социалистические страны, но и страны традиционного капитализма, в которых верхи в корне поменяли отношение к культуре.

- Ранее (в XIX веке) принадлежность к богатым давала право на преимущественный доступ к культуре
-Ныне (в XXI веке) принадлежность человека к богатым используется им для максимального уклонения от духовного и умственного развития.

Культуру парадоксально сталкивают в «достояние бедных» - которым, казалось бы, попросту некогда заниматься высокой культурой в постоянных поисках пропитания. А те, у кого в силу привилегий, море свободного времени – тратят его на животные удовольствия, потому что ярко выраженные зоопаты.

Вы сами можете увидеть вокруг себя, насколько неинтересны для современного человека любые интеллектуальные, и просто сложные формы времяпрепровождения. Чем больше у него свободы выбора – тем более примитивен (доходя до патологии слабоумия) его выбор.

+++

Во всём этом кошмаре духовного раскулачивания – раскультуривания, конечно, сложные формы государственности уже не могут быть. Государство повсеместно отступает, сдаёт позиции атаманщине. Разгул атаманщины, утрата централизованной властью монополии на насилие происходят даже в стране, ведущей репрессии, превосходящие масштабами сталинские[1] – в современных США. Репрессии сильнее, чем в 1937 году – а всё равно на улицах перестрелки, массовые жертвы разных «стрелков»…

«Реформы» и приватизация в России – большой всплеск атаманщины, буйство зоопатий – вторичной волной которых являются современные украинские события.

При этом рядом теоретиков эта звериная, оскотинивающая человека атаманщина воспринимается как путь к свободе или проявление свободы. Конечно же, это не так.

Всё, на что способна атаманщина – это породить в итоге террористическую деспотию самого низкого, с точки зрения цивилизации, уровня. То есть такую, в которой прямое и непосредственное насилие преобладает, а символическое, которое для культурного человека заменяет прямое насилие в условиях цивилизации – почти отсутствует.

Чтобы объяснить это проще – поясню: предупредительный выстрел есть символическое насилие, выстрел в человека – прямое. В цивилизованном обществе часовой обязан делать предупредительный выстрел, или даже два. В примитивных деспотиях патроны на вразумление не тратят – «вразумляют» сразу убийством…

+++

И, конечно же, атаманщина вовсе не освобождает человека от давления власти, а наоборот – делает это давление чрезмерным, непредсказуемым, резким и преступным по его структуре. Атаманщина – по сути, всё, чего добились десоветизаторы…




[1] США лидируют по количеству заключённых в абсолютном значении — около 2,2 млн человек находятся за решёткой. Это 25% всех заключенных планеты (больше чем в 35 крупнейших европейских странах, вместе взятых, и на 40% больше, чем в Китае), хотя население США составляет всего 5 % населения мира. Содержание пенитенциарной системы обходится налогоплательщикам США в 80 млрд долларов ежегодно. Соединённые Штаты Америки также обладают первенством в удельном числе граждан, находящихся за решёткой. Для сравнения: в 1937 году общее население всего ГУЛАГа составляло 1 млн 196 тыс. человек. Из них осужденных конкретно за контрреволюционные преступления было 105 тыс. человек.

Александр Леонидов; 27 ноября 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше
  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.