Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,6360 руб.
  • Курс евро EUR: 62,2699 руб.
  • Курс фунта GBP: 71,9585 руб.
Март
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

МЕЖДУ РАЦИО И ИНФЕРНО

МЕЖДУ РАЦИО И ИНФЕРНО Рациональность выражена прежде всего в точности измерений, определённости, жёсткой мерки, строго ограниченных параметров. Вся история развития науки и техники показывает, что это история развития точности, преодолевающей приблизительность, мерку «на глазок». Примитивные механизмы допускают люфт деталей, причём порой значительный. Чем сложнее механизм – тем точнее измерения при его изготовлении. Но что такое «точность измерений»? Это ГАРАНТИЯ НЕОБХОДИМОГО И ОТСУТСТВИЕ ЛИШНЕГО. Не одной единицей измерения меньше, но и ни одной больше! Поэтому мы можем видеть цивилизацию как процесс перехода от неопределённых множеств к определённым множествам.

Очень многие мыслители и очень справедливо опасались этой РАСТУЩЕЙ ТОЧНОСТИ И ОПРЕДЕЛЁННОСТИ ПРОГРЕССА.

По их справедливому мнению это может означать превращение людей в роботов, неспособных – в силу предельной точности алгоритма действий и предельной точности инструкций сделать «шаг вправо-шаг влево».

Именно поэтому мы и говорим постоянно об инфинитике[1] как противовесе удушающей и засушливой для мозга детализированной точности технократии.

Далее – рациональность неотделима от поступательности и последовательности.

Если пять минут назад я до смерти чего-то желал, а пять минут спустя мне это стало не нужно – то я попросту дурак, говоря народным языком. Поэтому вернее всего найти формулу рациональности в ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ТОЧНОСТИ.

Мы знаем также, что последовательности противостоит каприз.

Рациональность способна просчитать потребности на годы вперёд (например, отправляя космический корабль, и на годы вперёд рассчитывая, что в полёте понадобится космонавтам). А каприз – безмозглая инфантильность, которая не знает даже, чего ей захочется через пять минут.

Поймите раз и навсегда: если знаешь, чего хочешь, то ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ можешь его получить и быть счастливым. Если же сам не знаешь, чего хочешь, то и не получишь, и счастливым не будешь. Если знаешь свою норму, то всё, приходящее сверх нормы можно без колебаний и искренне направить на помощь другим людям. А если живёшь по принципу «чем больше, тем лучше» - то и сам никогда не насытишься, и никогда не сможешь другим помочь. «Хлеба к обеду в меру бери» - говорит народная поговорка. То есть не бери лишнего, ненужного тебе – тогда и твоя совесть будет чиста, и другим останется хлеб…

Когда мы установили РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – как последовательную точность потребностей и устойчивую норму – нам нетрудно дать определение и противостоящей рациональности ИНФЕРНАЛЬНОСТИ.

Ведь очевидно же, что инферно (ад на земле) возникают в случае людской «несознательности» (калькированно переводя – иррациональности), когда люди непоследовательны, неточны, неустойчивы в выборе и нормы их размыты, расплывчаты, смутны и туманны (а вместе с нормами – сумрачно состояние их сознания, потому что оно на нормах стоит).

Существует такая штука, как АППАРАТ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ, и он либо создаётся, совершенствуется, либо разрушается, разваливается. И тому, и другому причиной – действия людей.

Люди голодают – но берегут посевное зерно до весны. Люди помирают – а хлеб идут сеять. Что это они делают? Они мостик возводят между дикой природой, окружающей средой, ландшафтом – и своим выживанием. Так-то между голым полем и выживанием человека пропасть! Отключенные от АППАРАТА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ мы умрем в муках (множество примеров таких жутких корч даёт рыночная современная экономика).

Вначале человек в противостоянии убийственным силам природы перебрасывает к выживанию лёгкий навесной мосток. А потом, по мере сил, возводит уже магистральный мостище, по которому и самосвалы могут ехать, и трактора – так что выживание становится делом легче лёгкого: только руку протяни – тебе в неё хлеб положат…

Как вы понимаете, может быть и совсем наоборот. Люди безумные уже построенный аппарат жизнеобеспечения ломают, крушат. Доступность «хлеба насущного» (в широком смысле слова) не возрастает у таких людей, а падает.

И тогда «толстый сохнет, а худой сдохнет». За примерами далеко ходить не нужно – вон ельцинизм, разве не ярчайший, недавний пример разрушения жизнеобеспечительных систем?!

Сказать «не ломайте аппарат, не отключайте людей от системы жизнеобеспечения» могло бы показаться банальностью, прописным и азбучным занудством – если бы на наших глазах так часто не ломали и не отключали!

+++

Итак, цивилизация, это, с одной стороны, вычислительные, расчётные усилия, доходящие до мелочности. С другой стороны то, что мы назвали «инфинитикой» - то есть увлечённость и заинтересованность таинством бесконечности и вечности. Бесконечность (я об этом много писал в других работах) – не есть Неопределённость (как думают многие примитивные люди)[2].

Вам обрисованная комбинация ничего не напоминает? Я тоже не сразу догадался: идеал человека-монаха, идеал учёной монастырской аскезы! Который (идеал человека просвещённого[3]) возник уже в древности, и возник, конечно же, не на пустом месте…

Точность расчётов в области материальных потребностей, стремление свести к минимуму зависимость от материального мира (который не принадлежит тебе, оттого лишает тебя свободы искушениями, шантажирует отключением от благ), совмещённая со стремлением максимально высвободить себя для вечных ценностей и бесконечных перспектив…

На самом деле это всё просто и неопровержимо. Наша свобода коренится в духе и мысли. Только там мы по-настоящему свободны, и воображаем, выдумываем, что хотим. А материальный мир порабощает нас.

В мире духа и мыслей у каждого человека своя Вселенная. А в материальном мире – одна Вселенная на всех. Материальный мир человеку не принадлежит.

Например, М.А. Булгаков силой воображения мог создать целый бальный зал для сатаны, но в материальном мире не мог получить даже «маленькой квартирки с умывальником в полуподвальчике», о которой так очевидно мечтал в коммунальной комнатушке. Но чтобы получить «квартирку» в полуподвальном помещении, а тем более квартиру в доме советских литераторов – Булгакову нужно было бы писать не «Мастера и Маргариту», а роман «Цемент» и всё такое прочее. А он не хотел. Он хотел оставаться свободным и не подхалимничать, не лизоблюдничать. И за это ему квартиру не давали. Как нельзя служить сразу и Богу и маммоне, так нельзя одновременно иметь свободу и богатство. Сейчас если что и изменилось для людей по этой части, то только в худшую сторону: советская власть была властью романтиков, кровавых, но романтиков. А ныне власть циников (кстати, не менее кровавых). Они себе романтических жестов «внезапной щедрости» не позволяют…

Поиск высшей формы свободы, свободы от греха, от порабощённости искушению и шантажу – это одна часть идеала человека-монаха. Мысли о вечном и горнем – вторая его часть.

Никакого иного идеала человека у цивилизации быть не может. Это доказала сама жизнь: режимы, пытавшиеся решительно порвать с христианским наследием (в силу разных причин) – идеалом человека всё равно оставляли самопожертование идейного аскета.

Это герой советской идеологии, и одновременно герой классической буржуазной светской литературы.

Скажем, П.А.Столыпин социалистов совсем не жаловал, а революционеров даже вешал, как мы помним, однако на идеал цивилизованного человека не покушался: «главная цель – самозабвенное служение престолу, и пусть меня похоронят там, где убьют».

Освобождая идеал человека от заскорузлых, отживших своё исторических форм, очищая от налипи минувших эпох, от всего случайного и наносного, что неизбежно в исторической реальности – мы с читателем выделяем это ядро: ТОЧНОСТЬ РАСЧЁТА (РАЦИО) ПРИ РАЗВЁРНУТОСТИ ДУШИ В ВЕЧНОСТЬ И БЕСКОНЕЧНОСТЬ (ИНФИНИТИКА).

+++

Если говорить РАЦИОНАЛЬНО, то есть думать холодной трезвой головой, а не «опьянев от наслажденья» в ситуации «потребительского оргазма», в котором пребывает верхушка приватизаторов («приватир» – одно из обозначений пирата, наряду с корсаром, флибустьером и т.п.) – то придётся признать нижеизложенное.

Задача человечества двуедина:

1. Избежать гуманитарной катастрофы, восполнив несовместимые с нормальной человеческой жизнью нехватки материальных благ.
2. Избежать экологической катастрофы, прекратив разбазаривание ресурсов, сырья и энергии на производство излишеств, на то, чем не пользуются, что сразу же идёт в помойку.

И то и другое – порождено СБОЕМ ТОЧНОСТИ в машине экономического воспроизводства. Вместо того, чтобы произвести, сколько нужно, производят то слишком мало, то слишком много. Как говорится, то недолёт, то перелёт.

Мы не может решить проблемы нормального питания, квартирный вопрос для миллионов сограждан; в то же время на яркие упаковки, которые выбрасываются сразу же после покупки, приходится около 40% себестоимости товара. 10% от суммы, расходуемой в мире на рекламу алкоголя и табачных изделий, хватило бы, чтобы решить проблему голода в мировом масштабе!

40% сырья и энергии тратятся на захламление городских помоек и загородных свалок. 40% усилий человеческих, трудового напряжения и даров природы тратятся на вещи, совершенно ненужные, востребованные только кривлянием рекламной рыночной конкуренции!

+++

Решение двуединой задачи выживания человечества и его цивилизации – связано с точностью и последовательностью, которых необходимо неукоснительно и последовательно прививать людям взамен капризов и самодурства.

Однако цели создать из людей роботов, питающихся строго по инструкции, не делающих ни шага влево, ни шага вправо от намеченной линии – конечно же, не стоит. Между тем точность и неукоснительная последовательность сами по себе создали бы роботов, зомби, кукол.

Для повышения в человеке ВНУТРЕННЕГО чувства долга и ВНУТРЕННЕЙ ответственности в противостоянии как гуманитарной катастрофы нищеты, так и экологической катастрофы нелепых излишеств потребления – необходимо преодолеть естественную при дележе благ враждебность, ненависть, взаимное отталкивание.

Эту задачу решает только инфинитическое сознание – которое, сверх и помимо рациональной точности техники заряжено идеями вечности и бесконечности.



[1] ИНФИНИТИКА – комплекс идей и представлений, а так же стремлений к вечности времени и бесконечности пространства, напряжённое обдумывание, и, как следствие – руководство в поведении вечными ценностями и бесконечными перспективами.

[2] Парадокс бесконечности есть «чудо, данное в ощущениях», но никакого отношения к неопределённому множеству оно не имеет. Число (и даже цифра) «∞» - вполне определённое число, как и любое другое число и цифра. (∞) – это «не 5», «не 1000» и «не 8», тогда как неопределённое число «N» может замещаться любым обозначенным числом.

[3] Изначально «просвещение» как образование, книголюбие, учение и «просвящение», как придание святости, обряд освящения означали одно и то же и писались одинаково.

Александр Леонидов; 8 ноября 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше
  • ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Говоря о проблеме частного предпринимательства, мы должны разъяснить те стороны вопроса, которые не понимали коммунисты, и не понимают либералы. КПСС после Сталина (подчеркиваем – ПОСЛЕ Сталина) вообще обходилась без частного предпринимательства, что и сделало систему в определённом смысле инвалидом, и предопределило во многом её крах. Либералы же – напротив, думают заполнить всё и вся частным корыстным интересом, думая, что «тут-то и жизнь хорошая начнётся». Но жизнь устроена не так, как думают коммунисты. И не так, как думают либералы. Истина – оказалась между двух основных стульев, на которые сел ХХ век…

    Читать дальше
  • ИЗДАТЕЛЬСТВО КНИГАМИ ПОЛНИТСЯ!

    ИЗДАТЕЛЬСТВО КНИГАМИ ПОЛНИТСЯ! Отдохнуть душой в кипящих буднях огневой современности поможет наше братское уфимское начинание - сетевое издательство "Книжный Ларёк". Он даст вам представление о живом литературном пульсе российской глубинки.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..