Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 59,6564 руб.
  • Курс евро EUR: 66,6780 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,9903 руб.
Июнь
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

РЫНОК ПРОТИВ МАСЛОУ

РЫНОК ПРОТИВ МАСЛОУ Главная причина деградации человека при рыночных отношениях современного типа (и даже формула деградации) – в том, что идеология потребительства не содержит никакой (даже условно-умозрительной) нормы удовлетворения низших потребностей. Нет такого рубежа, после которого рыночная идеология сказала бы – все, хватит, предел совершенству! Напротив, в ней чем больше, тем лучше. Иметь 600 кв.м. жилплощади на человека лучше, чем 300, 1000 лучше чем 600, и т.п. Таким образом новая вера Запада закладывает догмат О ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ НЕУДОВЛЕТВОРИМОСТИ НИЗШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Поэтому при рыночной идеологии на удовлетворение ВЫСШИХ потребностей не остается ни времени, ни места, ни сил…

Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Анализ человеческих потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы — весьма известная работа Абрахама Маслоу, знаменита больше под названием «Пирамида потребностей Маслоу».

Давно забыто, что сам автор никаких пирамид никогда не рисовал. Ведь иерархия потребностей, изображенная в виде пирамиды, стала весьма популярной моделью мотивации личности в США, Европе и России.

При этом сам Маслоу осторожно отмечал, что «каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень». В пирамиде его имени эта осторожность уже начисто стерлась: никакой частичности, нельзя пройти на второй этаж, полностью не миновав первого. Нельзя пройти половину лестницы 1-го этажа – и быть уже на втором.

Маслоу в этом сам виноват: он недостаточно заострил вопрос о НОРМЕ И АНОРМИИ в удовлетворении всех видов потребностей. То, что Маслоу называет «частичным удовлетворением» потребности, на самом деле просто полное удовлетворение аскетического формата потребности. А то, что Маслоу называет полным удовлетворением – расширенная, гедонистическая форма удовлетворения потребности.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу думал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. В этой мысли уже проявляется ЛАТЕНТНАЯ АНТИРЫНОЧНОСТЬ Маслоу, ибо «сытость без страха и тревоги» рынку с его внезапными поворотами и кризисами недостижима. Рынок порой достигает очень высокого уровня текущего потребления, но он не может по природе своей гарантировать его в будущем. Слишком уж часто человек – по совершенно независящим от него самого причинам – вылетает в трубу.

Это даже заставило рыночных идеологов сменить традиционное деление «хороший-плохой» человек на деление «винер-лузер». Дело в том, что «плохого» общество наказывает за его личные проступки, а «лузера» - просто за то, что ему не повезло, и в азартной рыночной игре он поставил не на ту карту…

Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса. Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта.

Маслоу полагал, что у каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Это утверждение Маслову опровергает его базовое предположение, что потребности человека имеют последовательную иерархию. Последовательность ступеней исчезает!

Мы прекрасно знаем (мы, русские – лучше кого угодно), что есть люди духовные, которые и голодая, терзаются в первую очередь духовными потребностями. И есть люди животного склада, которых никакая степень бытового благополучия не подтолкнет на более высокую ступень Маслоу. Они могут умереть от обжорства, но читать стихов или смотреть в телескопы все равно не станут…

Но это – отдельный вопрос для отдельной работы. Нас интересует не он, а ТОТ ОЧЕВИДНЫЙ ФАКТ, ЧТО РЫНОЧНАЯ ТЕОРИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАЧИСТО ОТРИЦАЮТ МАСЛОУ!

Это тем более странно, что в рыночных экономиках Маслоу пользуется большой популярностью у маркетологов. Но никуда не уйти от того факта, что рынок поощрением потребительского обжорства отрицает и перечеркивает переходы на высшие этажи  пирамиды.

Мы уже отмечали, что НОРМА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ у Маслоу не разработана. Не указано в калориях, сколько пищи должен получить человек, дабы перейти к поэзии. Но Маслоу не был глуп: неужели он не понимал, что без четкого указания НОРМЫ никакие переходы будут невозможны?

Очевидно, Маслоу побоялся. Всякий разговор о пределе достаточности для человека вызывает в рыночной среде визг и вой о «тюремной пайке», «талонной системе», «несвободе потребителя» и т.п.

А это именно истерический вой, порой доходящий до мата. Так, писатель-либерал А.Никонов (a_nikonov — 27.11.2012) с яростью обрушился на знаменитого А.Вассермана, за то, что Вассерман «осмелился» предположить: мол, в далеком будущем будет достигнута НОРМА потребления товаров ширпотреба.

Никонов пишет: «Вкратце людям… позиция Вассерана известна: раньше плановая система была хуже рыночной потому, что не существовало необходимых вычислительных мощностей, дабы просчитать экономику до последнего винта. Но они вскоре появятся! Потому как рост вычислительной мощности идет по экспоненте. И году эдак к 2020-му техническая возможность для построения социализма, как тотально плановой системы, будет достигнута. И социализм снова наступит на горло свободе, только на более высоком уровне.

Вот только одно мне не очень понятно. Ну, допустим, распланировал Госплан-2.0 все точно-точно. Положено каждому человеку два рулона туалетной бумаги на месяц. Но откуда в суперкомпьютере "Вассерман-2020" возьмутся данные о дяде Васе из Усть-Пиз***ка, который - гнида такая! - повадился антинародно вытирать ж**у, складывая бумажку не в два, а в три слоя, потому что однажды два слоя порвались, и Василий испытал на своих пальцах нравственные страдания? Кто заложит эти данные в "Вассерман"? А если не заложат, возникнет дефицит туалетной бумаги».

Позиция Никонова тоже «вкратце» очень даже понятна: нет такого рубежа, при котором снабжение человека туалетной бумагой можно считать закрытым вопросом. Невозможно произвести достаточно туалетной бумаги, чтобы больше её уже не производить, и задуматься о чем-то кроме туалета.

Понятно, что туалетная бумага взята тут не сама по себе, а как символ удовлетворения низших (по Маслоу) потребностей. А раз их невозможно из-за потребительских капризов «Дяди Васи из Усть-Пиз***ка» удовлетворить ПРОСТО НИКОГДА, то и перехода к высоким мыслям у человека не будет ПРОСТО НИКОГДА.

Ненасытность (распространяемая только на платежеспособных, при чем за счет неплатежеспособных, которым предлагают подтираться дикорастущим лопухом) порождает деградацию личности и культуры ПРЯМО И НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ СЕБЯ. Человек в борьбе за дополнительные квадратные метры и более высокую марку автомобиля проживает жизнь ТОЛЬКО на первом этаже Маслоу, при чем вне всякой зависимости от уровня своей платежеспособности. Сколько бы товаров не купил – некупленных то все равно больше осталось!

Так рыночная идеология сделала из пирамиды Маслоу плоский безразмерный блин. Рыночная идеология – раковая опухоль, выросшая из клеток вполне рациональной и благородной ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ДЕМОКРАТИИ, которая сперва требовала просто РАСШИРЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ, доступа масс к тем благам, которые прежде были доступны только для избранных.

Но одно дело, когда мы, «в желаньи правды и добра», требуем преодолеть голод, нищету,  и совсем другое, когда мы требуем ни о чем, кроме жрачки, не думать. Так и возникает – из благих намерений – раковое перерождение клеточек вполне здравой идеи широкого потребления базовых благ.

Одно дело – преодоление страданий. Это действо имеет вполне отчетливые рамки. Например, тарелка супа и плошка каши для голодного = прекращению мук голода. Другое дело – рост наслаждений. Он (особенно в извращенных своих формах) – в принципе неисчерпаем, он как огонь – чем больше кормят, тем более алчным становится.

Именно по этой причине (ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НЕУДОВЛЕТВОРИМОСТЬ НИЗШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В РЫНОЧНОЙ ИДЕОЛОГИИ) ХХ и XXI века со всей их сказочной технической мощью по преодолению нищеты не стали веками взлета духовности и культуры. Наоборот, в  XXI веке мы имеем отчетливый итог: культурное вырождение белой расы, её стремительная духовная деградация, её зацикленность на все более примитивных потребностях, парадоксально нарастающая по мере роста потребления.

И на Западе и в СССР мы видели странную, и совершенно немыслимую по схеме Маслоу картину: чем лучше и больше удовлетворялись потребности людей, тем более животными становились их мотивы и более несчастной жизнь. Например, человек из 50-х отчетливо счастливее и радостнее (не говоря уже, что образованнее и духовнее) человека из 70-х годов ХХ века. В «нулевых» же годах ХХI века мы вообще имеем нарастающую массу двуногих, на глазах теряющих навыки к членораздельной речи и прямохождению…

Рыночная идеология поймала человечество в ловушку: не ограничив жестко (пайком нормы) низшие потребности человека, она поставила его перед РАСШИРЯЮЩИМСЯ ГОРИЗОНТОМ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ.

Давно известно: чем меньше окружность, тем короче грань, которой она соприкасается с внешней средой.  Если у меня нет никакого жилья, то я буду рад и комнате в коммуналке. Но перейти от комнаты к маленькой отдельной квартире легче, чем от маленькой квартиры к большой. Что, в свою очередь, технически легче, чем перейти от большой квартиры к очень большому многоэтажному особняку.

Сколько бы не имел западный или советский человек низших благ – ему все время кажется, что их меньше, чем нужно. И чем больше он их получает – тем больше ему кажется, что их катастрофически недостаточно.

М.Прохоров в этих своих ощущениях ненасытного человека, зараженного вирусом рыночного потребительства, дошел до того, что рассказывает, как он голодал в советское время. Все страдали от ожирения, а он один голодал! Но лет через двадцать он и про нынешние годы «вспомнит», что тоже голодал. Ненасытные всегда голодны – они не врут, они находятся скорее, в особого вида «мании обнищания» - фрумерофрении. Иначе говоря – все их субъективное ощущение мира складывается из постоянного голода их ненасытности.

Но тут и возникает вопрос к покойному Маслоу: а как же быть с переходом к ВЫСШИМ ЭТАЖАМ вашей пирамиды (которую вы, правда, и не составляли) – если фрумерофреник ПОСТОЯННО ГОЛОДЕН? Он ведь – именно в силу своего психического расстройства (спровоцированного рыночной идеологией) НИКОГДА не перейдет к высшим формам психической деятельности и абстрактного мышления!

Оглянитесь по сторонам, наивный Абрахам Маслоу: что и требовалось доказать!

Сергей ВЯЗОВ, специально для ЭиМ; 3 февраля 2013

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..