Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 59,6564 руб.
  • Курс евро EUR: 66,6780 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,9903 руб.
Июнь
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

​НЕОКОЧЕВНИКИ: ИТОГИ ТОРЖЕСТВА

​НЕОКОЧЕВНИКИ: ИТОГИ ТОРЖЕСТВА ...Хирург ошибся, неправильно делал операцию, и больной умер на операционном столе. Ужасно, трагедия, но разве это повод отменять хирургию, как таковую? Водитель машины сбил человека. Тоже трагедия – но не повод отменять автомобильный транспорт. Или ещё, вообразите, некие малограмотные технари собрали паровой (допустим) двигатель – чего-то там при сборке «накосячили», и двигатель в итоге взорвался. Должны ли мы из этого сделать вывод о том, что никакие двигатели собирать вообще не нужно, а использовать в быту следует исключительно палку-копалку и каменный топор?

Всё, о чем я говорю – это цивилизационные сбои, сопряженные с покушением на саму цивилизацию в принципе.

На трудном пути человеческого восхождения к звёздам много чего взорвалось, сломалось, оказалось неправильно спроектированным или неверно собранным. Практически ни один опытный образец у инженеров-изобретателей С ПЕРВОГО РАЗА НЕ РАБОТАЕТ. Но никакое устройство никогда не возникнет без ПЕРВОГО (того самого, не работающего) опытного образца...

Я разговаривал с конструкторами, они говорят, что более-менее рабочим в лучшем случае станет четвёртый-пятый опытный образец новой машины. А такого, чтобы экспериментальная модель с первого раза завелась и повела себя, как мечтал изобретатель – почти никогда не бывает. И если это касается паровых машин, то уж, тем более, касается машин социально-экономических, связанных с устройством общества.

Поломки предполагают ревизию технического замысла – но ни в коем случае не отмену самого принципа технического творчества. Если самолёт не полетел – это не значит, что стремление в небо преступно и запретно. И если машина с первого раза не поехала – это не значит, что нужно навечно вернуться к телегам, и о большем не мечтать…

Только очень больные на голову люди могли придумать, что технические проблемы и сбои в системе государственного планирования – это повод для вывода экономики из-под контроля государства.

В числе актов антицивилизационного мракобесия акт «возвращения в рыночные джунгли» займет, безусловно, одно из лидирующих мест. Изначально речь шла, напомню, о чисто технической корректировке сбоящего механизма Госплана в СССР (да и вообще в мире, в ХХ веке учившемся у СССР).

Техническая корректировка – она и есть техническая корректировка, и касается только технических параметров. В ней нет места ни для отрицания социализма, ни для антисоветизма, ни вообще для какой-нибудь «истерии перемен». «Широкое крыло у этой машины не пошло – давайте попробуем узкое крыло» - что-то вроде таких вот разговоров авиаконструкторов должно было прозвучать в Кремле (сперва и прозвучало)…

Но «истерия перемен» разгоняясь на трассе психологической экзальтации нездоровых психически людей – привела вместо пробы новых крыльев к погрому лабораторий и сожжению библиотек.

Потому что заведшие современный мир в кровавый тупик эксперименты по «выводу государства из экономики» носят характер густопсового вандализма, и по сути, ничто иное, как рецидив дикости в цивилизованном обществе.

Изначально, на ранних стадиях становления человеческой цивилизации (отвоевывавшей у диких джунглей место для искусственных, в первую очередь культовых, построений) возникает неразрывная связь между обществом, общиной и обобществлением.

Общее имущество – это плоть общества. Общество не может существовать в качестве бесплотного духа, только в сознании своих членов. Если у людей нет никакого общего дела – то они и общества никакого не составят, попросту разбегутся.

Если же у них есть общее дело – то оно неизбежно обрастает общим имуществом, той совокупностью предметов и устройств, которые являются (с первых шагов цивилизации) – обобществленными.

Комплекс обобществленного имущества и аппарат управления им – с неизбежностью оказывается передовым, перспективным, потому что он возник вместе с обществом и отчасти создал само это общество.

Частная же собственность, очевидным образом, выросшая из захватного права у животных, имеет зоологическое происхождение, и потому с точки зрения цивилизации бесперспективна.

Пока её не поставят на службу обществу – она не станет даже в полном смысле слова человеческой, не говоря уже о том, чтобы она стала цивилизованной. Тут всё открыто, как на ладони: общее имущество создаётся возникающим и развивающимся обществом, а частная собственность – создана зоологией.

Глупо спорить и с тем, что вся цивилизация, в каком бы веке мы её не взяли – строится на усилении контроля общества над поведением личности. Порой это очень некомфортно, порой от этого люди бегут – но куда? В дерби, в дремучие леса, в дикое поле… Давайте сравним первобытного человека и цивилизованного, хотя бы времен средневековья.

Первобытный человек, охотник и собиратель, не связан никакими законами и не платит никаких налогов. Всё, что он захватит – его частная, личная собственность, за которую он никому не даёт ответа (да никто про неё и не знает, учета не ведет). Первобытный человек никому не навязывает свои верования, поклоняется своим богам, и равнодушен к тому, что другой поклоняется другим богам. Он не подлежит мобилизациям, не имеет никаких «административных барьеров» в своем «бизнесе» и т.п.

Вся эта свобода, включая, конечно, экономические свободы – на протяжении всей истории теснится и сжимается в рамках становления цивилизации. Экономическую практику стесняют законы (которых у дикаря просто не было!) и административные барьеры. Появляется сбор налогов – и становится всё более ощутимым гнётом. Полная вероисповедная свобода времен неограниченного многобожия сменяется принудительным и карательным монотеизмом.

Цивилизация немыслима без контроля общества за человеком. Причем тенденция очевидна: рост и детализация этого контроля, этой, доходящей порой до мелочности, регламентации поведения. Появляется тысяча ограничивающих правил, вплоть до «не сморкайся, не рыгай, не испускай газов на людях», и даже помочится можно только в специально отведенных местах (тогда как первобытный человек делал это где хотел и когда хотел).

Нас учат сумасшедшие «реформаторы»: «государство не должно вмешиваться в экономику». Но если оно не будет вмешиваться в экономику, тогда, прямо скажем – ему незачем и быть.

В чем состоит предмет власти на территории – если она не контролирует потоков благ на этой территории?

Ведь без контроля за распределением благ власть становится попросту беспредметной, сродни заявлению психически больного: «Я владею Вселенной – хоть ничем в ней и не распоряжаюсь». Но если ты ничем не распоряжаешься – в чем тогда предмет твоего «владения»?

Штука в том, что невозможно нигде в истории отделить государство от экономики, а цивилизацию – от государства. Государство – это и продукт, и творец цивилизации. Оказаться в догосударственной эпохе – скажу вам, как историк с «красным дипломом» - НЕ ДАЙ БОГ!!!

Это такой мрак и ужас… Поверьте на слово, а если хотите проверить – достаньте любой школьный учебник про первобытность и догосударственные стадии…

Четкой грани между государством и обществом нет. Государство – высшая стадия становления общества, а разные общества – это ряд промежуточных стадий между государством и звериной дикостью. Общество сперва возникает (см., к примеру, общество кактусоводов) – затем формализуется, и формализовавшись до упора – превращается в государственное ведомство.

Например, если кактусы – важная экспортная статья бюджета – то добровольное общество кактусоводов обязательно преобразится в министерство кактусоводства. Другое дело, что между добровольным обществом и министерством – будет ряд промежуточных стадий, но в целом-то динамика ясна, мне кажется?!

Цивилизации не бывает без государства, и доказывать я вам это не хочу, если нужно – берите тома «Всемирной истории» любого издания, они вам это докажут.

Но как цивилизации не бывает без государства, так и государства не бывает без контроля за экономикой.

Потому что без контроля за экономикой государство превратилось бы в бесплотный призрак, в привидение, в «правительство в изгнании» (хотя и правительство в изгнании тоже, извините, кто-то должен кормить).

Такие призраки хорошо знакомы политологии. Сегодня, например, существует Дом Романовых, возглавляющий Российскую Империю, раздающий чины и титулы, но не контролирующий экономические процессы на территории России. Параллельно со всеми атрибутами государства (кроме экономики) существует Верховный Совет СССР, он регулярно проводит свои сессии, избирает председателя, а живет тем, что торгует советским орденами…
С точки зрения формального права и у Дома Романовых, и у Верховного Совета СССР никак не меньше юридических прав называться властью России, чем у действующей власти России. Если же мы как-то отделяем власть призрачную от власти реальной, и не уравниваем председателя ВС СССР с президентом РФ – то лишь по одному признаку: кто распоряжается ресурсами и распределяет блага. Если бы ресурсами распоряжался и зарплаты военным платил бы ВС СССР (как когда-то и было) – то он стал бы всем, а президент РФ – ничем.

Этого, мне кажется, достаточно, чтобы понять: нет государства без контроля над экономикой. А без государства нет цивилизации.

Круг замкнулся: повышение контролируемости экономики есть продвижение цивилизации и преодоление дикости.

Это настолько азбучные вещи, что они понятны даже ребёнку. Никоим боком, ни в каком месте наращивание хаоса, неопределённости, приблизительности взамен точности – не может работать на цивилизацию. Везде и всегда наращивание хаоса работает против цивилизации.

По той простой причине, что предельный хаос (неопределённость) отношений – это и есть самая первичная, самая примитивная дикость, из которой тысячи лет назад стартовала цивилизация.

Мы не знаем – куда именно она стартовала. Зато мы точно знаем – откуда, и нормальный человек не захочет туда возвращаться.

Азбучность этих истин шокирует: когда на них покусились либерал-реформаторы, то нобелевские лауреаты по экономике писали им коллективные письма, объединившись в главном: вы совершаете чудовищный антицивилизационный акт! «Только не трогайте Госплан» - так заклинал ельцинско-гайдаровских реформаторов известный американский экономист, иностранный член АН СССР Джон Гелбрейт. Ну а что другое он, образованный человек, мог сказать?!

Ведь нужно же стать вконец полоумным, чтобы покусится на сам фундаментальный принцип цивилизации: по мере её развития общественный и государственный контроль над всеми процессами (экономическими – в первую очередь) растёт.

И в любом случае – он не снижается. А если его снизить с достигнутого уровня, то провалишься в нижнюю, уже пройденную стадию исторического развития. И будешь по второму кругу карабкаться через рабовладение, феодализм и т.п. Зачем?!

Адольф Вагнер, самый выдающийся экономист ещё эпохи Бисмарка, давно всё описал. Экономической науке известен «Закон Вагнера», который показывает неразрывную связь прогресса, развития с постоянным возрастанием государственных расходов[1].

А если госрасходы снижать? Совершенно очевидным образом мы получим то, что получили: регресс вместо прогресса, деградацию вместо развития.

Ибо полная свобода дикарей «инвестировать» во что угодно ничего, кроме каменного топора, в догосударственную эпоху не произвела.

И попробуйте поспорить со мной в этом, с археологом, который лопатой и кисточкой эти каменные топоры лично извлекал, как продукт миллионов лет «свободы частных инвестиций»!

***

В числе многих, выделенных нами с читателем, отличий цивилизации от дикости, отметим и такое:

-Цивилизация живет воображаемыми, ещё не произведенными, но проектируемыми на будущее предметами.
-Дикость живет растаскиванием уже существующих, уже сделанных предметов, и при своей небогатой фантазии вообразить «вещи будущего» не в состоянии.

Кроме очевидной шпильки коммунистам (насчет того, что цивилизованные люди идеалисты, а дикари – грубые фетишные материалисты), из выведенного нами правила следует и другое, более важное. А именно: деградация общества проявляется в ослаблении контроля общества над личностью, что через растащиловку ведёт к одичанию.

В наше время нужно быть просто слепым и глухим, чтобы этого не увидеть и не услышать. В качестве социопатолога я предложил в своё время термин «энтропический свищ», действием которого и объясняются все «либеральные реформы» XXI века, погружающие человечество в кровавую мглу от Карабаха и Алеппо до Приштины и Горловки.

Кратко говоря, в человеке живет зверь (первородный грех) – который постоянно лоббирует разрушительное и опустошительное упрощенчество.

Этот зверь зовёт человека к прогулам, запоям, мародёрству, к описанному Чеховым «растаскиванию гаек с железной дороги» - потому что гайки нужны на грузила к удочке, а поезда с рельсов сойдут – «и хрен бы с ними»…

Так вот, вся эта мировая либеральная вакханалия, которая вместо технической корректировки Госплана привела к его упразднению (по принципу «кот из дому – мыши в пляс») – ничто иное, как действие ЭНТРОПИЧЕСКОГО СВИЩА, зверящего и скотинящего человека без противодействия ему институтов цивилизованного общества.

***

Полоумная оргия рыночников подошла к концу, упираясь в «брега распада» - и не только в наиболее пострадавшей от них России. Уж, казалось бы, США – каких себе только выгод не получили, всё человечество на них пахало четверть века, развивайся – не хочу…

Итог? На высшем уровне американских элит, от лидирующего кандидата в президенты США Д. Трампа слышим:

- Экономика США находится на пороге масштабной рецессии[2]. Высокий уровень безработицы в сочетании с переоцененным фондовым рынком США создают прекрасную почву для последующего экономического спада. «Я думаю, все мы сейчас находимся в экономическом, финансовом пузыре», — заявил миллиардер в интервью The Washington Post.

«Показатели безработицы у нас составляют явно не 5%. Они не менее 20%, если смотреть на реальное положение дел», — отметил он, добавив, что официальные показатели безработицы «разрабатываются статистическими службами, явно для того, чтобы создавать благополучный имидж политикам, в частности, президентам.

При этом давно никем не контролируемый госдолг ведущей сверхдержавы – достиг отметки более чем в $19 трлн долларов!

Если в 1945 году 50% мирового промышленного производства было сосредоточено с США, то в 90-е годы - уже 25%, а сейчас - уже менее 18%. Из этого явно следует, что США - потенциальный банкрот, причем при таких темпах стоит уже на грани банкротства.

Америка - это культ штампуемых зеленых бумажек и оргических увеселений, доводящих человека до стадии исступленного оскотинивания.

И вот уже главком сухопутных войск США заявил о неготовности к войне с Россией. И с такими странами, как Китай, Иран и КНДР… (сообщает агентство Reuters). По словам Милли, нынешний уровень состояния сухопутных сил не позволяет говорить о должном выполнении военных задач или о приемлемом уровне потерь.

В 2016 году крупные мировые инвесторы продолжили переводить свои финансовые активы в физическое золото. Тут стоит отметить, что, по данным Нью-Йоркской биржи Comex, где торгуют фьючерсами на золото, по сравнению с августом 2015 года запасы физического золота упали в 8 раз, при этом остался неизменным суммарный объём контрактов на поставку жёлтого металла — 40 млн тройских унций. В результате в Нью-Йорке на конец января 2016 года 99,81% торгуемых фьючерсов на золото не были физически обеспечены этим металлом. А соотношение между «бумажным» золотом (контрактами на поставку) и физическим на текущий момент составляет 1:300 в пользу «бумажного».

Два крупнейших исследователя американского общества — Джим Клифтон, глава корпорации Гэллап, мирового флагмана в области статистики и социологических исследований, и Роберт Вольф, советник по экономике американских президентов (в том числе некоторое время самого Барака Обамы):

- так называемый «уровень участия в трудовых ресурсах» (то есть доля трудоспособных американцев, так или иначе производящих ВВП страны) за время Обамы снизился с 65,7% до 62,9%. Это самый низкий показатель за сорок лет — с марта 1978 года.

- Американская нация стремительно и уже безвозвратно превращается в нацию социальных иждивенцев — и вовсе не только пенсионеров. События в Балтиморе и Фергюсоне вскрыли факты того, что многие «протестующие» выросли в семьях, где три поколения ни один из членов семьи ни дня не работал.

- процент американцев, находящихся за чертой бедности, вырос по последним данным переписи населения с до 14,8% в 2014 году — сразу на 3,5 процента.

- упал средний доход американского домохозяйства — с $54.925 до $53.657 в год. Падение около 4%, которые семьи не проедают и не тратят на дом, а откладывали «на развитие».

- число тех, кто обратился за бесплатными талонами на питание для бедных выросло на немыслимые ранее 40% — с 32.889.000 до 45.874.000. К концу этого года пятьдесят миллионов жителей самой богатой экономики планеты сочтут для себя возможным попросить у государства бесплатную еду для бедных семей.

- Впервые за тридцать пять лет за год предприятий в Америке умирает больше, чем рождается… Американский бизнес банально вымирает… …До прихода администрации (Барака Обамы) в течении года закрывались примерно 100 000 стартапов… Но это никого не беспокоило, риски учитывались инвесторами, и динамика роста числа предприятий была положительная… Но при нынешней администрации мы получили ежегодный чистый минус 70 000 предприятий в год…

- Конкурентная среда в США не стала более суровой, кредиты не стали менее доступны, законы стали даже либеральней к новым предпринимателям, но… итог – смерть деловой среды…

США утратили технологию пилотируемых космических полетов, и у них никак не получается ее воссоздать, так что у них стратегическая зависимость в этом вопросе от России. У Штатов идет системная деградация промышленного производства и серьезная привязка по этой теме к Китаю.

***

Давайте кратко, по существу: это что за результаты? Чего? Катастрофы цивилизации, причем в стране-хозяйке мира изрядно смягченные по сравнению с результатами других, менее привилегированных стран… Что загрузили – то и получили.

«Разгосударствление» - дало только то, что оно и могло дать, при неразрывной связи госконтроля и госрасходов с цивилизацией, как таковой: рассыпание в труху достижений прошлого века и провал в «тёмные века».

Ничего, кроме энтропического свища, т.е. эксплуатации самых низменных и тёмных позывов в человеке – за «неокапитализмом» XXI века не стоит.

Растащили цивилизацию, как вандалы – Рим. Кто-то здорово погрел на этом руки.

Капиталы, как у воров и принято – делались не за жизнь, а за день: украл – и уже сразу миллиардер…

Но в итоге это кончится – я не преувеличиваю – отключением электричества, центрального отопления, светофоров на улицах и сожжением городов неокочевниками.

Увидите – если нам всем не повезёт дождаться конца этой безумной и бессмысленной вакханалии.



[1] Это, по Вагнеру обусловлено тремя основными причинами:

социально-политической (на протяжении истории происходит существенное расширение социальных функций государства (пенсионное страхование, помощь населению при стихийных бедствиях и катастрофах);

экономической (научно-технический прогресс, и, как следствие, увеличение государственных ассигнований в науку, различные инвестиционные проекты и др.);

исторической (государство для финансирования непредвиденных расходов прибегает к выпуску госзаймов, год за годом происходит рост размера государственного долга и процентов по нему, иными словами, расходов на его обслуживание).

[2] Опубликовано: 04.04.2016, AP_donald_trump_3_jt_151122_12x5_1600

6 апреля 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..