Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,5118 руб.
  • Курс евро EUR: 67,8927 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,5302 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

«Формула религии». Может ли теология быть наукой?

«Формула религии». Может ли теология быть наукой? Теология в России утверждена в качестве научной специальности. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) определила статус дисциплины. Об этом агентству «Интерфакс» рассказал председатель ВАК Владимир Филиппов. «Теперь нужно прописать паспорт научной специальности, что в теологию войдет, что будет относиться к философии, к истории и так далее», — заявил Филиппов. Глава ВАК добавил, что кандидатов и докторов теологии в России не появится — присвоение степеней будет производиться в областях философии, социологии, педагогики и культурологии.

Что такое теология, как новая наука будет развиваться в России? Об этом Business FM спросила ученого из близкой, но уже устоявшейся научной сферы — петербургского профессора и религиоведа Сергея Фирсова.

Сергей Фирсов

профессор и религиовед

«Формально говоря, это некое систематическое изложение, толкование религиозного учения того или иного, также догматов определенной религии, например, христианской. Это некий комплекс дисциплин, который занимается изучением, изложением, обоснованием защиты учения о Боге, божественной деятельности в мире, откровении божеском, а также связанных с ним учений о нравственных нормах, реформах богопочитания. Что касается современной теологии в России, то, безусловно, здесь будет делаться акцент на научном изучении тех или иных проблем, связанных с религией, но с неким определенным конфессиональным акцентом. Из этого вовсе не следует, что современная российская теология, как ее предполагают сформулировать, будет предметом пристрастным, но, безусловно, предметом пристрастным в смысле апологетики».

О необходимости включения теологии в список научных дисциплин заявил в начале года патриарх Кирилл, выступая перед членами Совета Федерации и депутатами Госдумы. «Во всем мире можно стать доктором теологии, а в России нельзя. А ведь на самом деле речь идет о широком гуманитарном образовании», — сказал тогда глава Русской православной церкви.

Формализацию изучения теологии в России следует считать положительным знаком для дисциплины, считает почетный доктор теологии Тюбингенского университета в Германии Евгений Барабанов:

Евгений Барабанов

почетный доктор теологии Тюбингенского университета

«Безусловно, теология является или может быть наукой, если понимать теологию в той западной традиции, в которой она сформировалась, в отличие от православного богословия. Это несколько разные вещи. И основания этой теологии, с одной стороны, прослеживаются в истории, а с другой стороны, если говорить о сегодняшнем дне, они предполагают широкое поле различных новых ходов, новых интерпретаций и так далее. То есть это, безусловно, наука. То, что вкладывается здесь внеконфессиональная теологическая традиция как научная традиция, мне кажется, очень важный момент, потому что теология как наука, конечно, не может быть всецело подчинена конфессиональным заданиям».

Министр образования уже утвердил состав экспертного совета Высшей аттестационной комиссии по теологии. Согласно приказу министра, который приводит «Интерфакс», совет возглавил президент Российского государственного гуманитарного университета, член-корреспондент Российской академии наук Ефим Пивовар. Заместителями главы совета стали представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, а также центра библеистики и иудаики РГГУ. Всего в состав совета вошли более 50 светских ученых.

Источник

Российское аналитическое агентство.; 8 сентября 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.