Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

АД СЛАВИТ СВОИХ "ГЕРОЕВ"...

Реабилитация нацизма — явление, характерное для многих стран на постсоветском пространстве. Вот и в Эстонии уже снимают классику местного кинематографа, посвящённую «героям» из батальонов Waffen-SS, переворачивая реальную историю с ног на голову. О настоящих же «подвигах» эстонских эсэсовцев читайте в новом материале уже публиковавшегося в "ЭиМ" Николая Калинина.


В последнее время история все чаще перестает быть наукой и превращается в мощнейший инструмент психологического воздействия на человеческое общество. Правда, в этом случае от истории, как науки факта, мало что остается. Или не остается вообще ничего, а под «историческими фактами» обществу преподносится чудовищная ложь.

Для чего это делается? Разумеется, для достижения политических целей. За примерами далеко ходить не надо: в 1991 году приход к власти «демократических» сил состоялся на волне эксплуатации темы репрессий, раскулачивания, ГУЛАГа и прочих исторических событий, раздутых и извращенных до степени грандиозной пропагандистской кампании, направленной на полную дискредитацию КПСС и всего советского строя. Два года назад у руля Украины встали люди, захватившие власть в процессе грандиозной эксплуатации темы виновности русских в голодоморе, а также темы ОУН и Бандеры как спасителей Украины. В современной России история также нещадно используется в политических целях: возьмём хотя бы повсеместное козыряние советской символикой (даже гимном) при либеральном правительстве и совершенно антисоветском экономическом курсе.

В Эстонии… Но про Эстонию мы поговорим отдельно. Тут случай совершенно уникальный. Иногда даже создается впечатление, что в этой стране наука История умерла полностью, а ей на смену пришли сказки разного формата, разной степени бреда и идиотии.

В 2015 году в прокат вышел художественный фильм «1944» совместного эстонско-финского производства, посвящённый солдатам 20-й эстонской войсковой гренадерской дивизии SS и, в меньшей степени, солдатам 8-го эстонского стрелкового корпуса Красной Армии. Естественно, солдаты Waffen-SS показаны благородными воинами, борющимися за независимость Эстонии от «кровавых большевиков». Фильм начинается с диалога двух эсэсовцев, один из которых рассказывает, как его семью депортировали в Сибирь. Тема "зверств" советской власти красной линией (уж извините за каламбур) проходит через всю картину и показана с помощью разных приемов: это и диалоги героев, и различные эпизоды, среди которых расстрел эстонских мирных граждан с советского самолета, или попытка советского капитана расстрелять эстонских подростков.

Режиссёр Элмо Нюганен

Не менее интересен и другой идеологический реверанс сценаристов. Создатели фильма даже умудрились дистанцировать эсэсовцев от нацизма весьма своеобразным образом: в фильме эстонские солдаты SS очень пренебрежительно отзываются о Гитлере (которому они,смеем напомнить, присягали на верность).[1] Кроме того, в нём нет ни одного упоминания о реальной истории этой дивизии Waffen-SS - в частности, о чудовищных преступлениях перед русским, эстонским, белорусским и еврейским народами.

Можно даже констатировать, что непрерывные военные преступления 20-й эстонской гренадерской дивизии SS – это и есть главная история этой дивизии.

О каких же исторических фактах «забыли» упомянуть создатели фильма? Как вообще получилось у авторов полностью проигнорировать историческую правду и заменить фактический образ эстонских эсэсовцев как кровавых убийц гражданского населения и военнопленных на фантастический образ «защитников независимости Эстонии»?

20-я эстонская дивизия СС

Для начала следует вспомнить процесс создания этой дивизии. Примерно в конце лета 1941 года, административными инстанциями Вермахта были сформированы шесть эстонских охранных батальонов (Estnische Sicherungs-Abteilungen), имеющих нумерацию от 181 до 186. Затем, в ноябре 1941 года немцы формируют эстонские шуцманшафт-батальоны общей численностью в 9000 человек. Эти батальоны сначала имели нумерацию от 29 до 42, несколько позже от 286 до 292. А 22 декабря 1943 года были переименованы в эстонские полицейские батальоны (Estnische Polizei-Bataillone).[2]

В начале августа 1942 года Гитлер разрешает создание Эстонского легиона. Официально Эстонский легион SS создан приказом SS-FHA в октябре 1942 года. В мае 1943 года он переформирован в 3-ю эстонскую добровольческую бригаду SS, а она, в свою очередь, в январе 1944 года - в дивизию. Официальное название стало таким: 20-я войсковая гренадерская дивизия SS (Эстонская №1).

Документально установлено, что в неё вошли следующие эстонские и немецкие части и подразделения: три эстонских охранных батальона, которые позже получили наименования «восточных батальонов»,[3] примерно 250 эстонцев из местных шума-батальонов.[4] В феврале 1944 года в район станции Мыхва прибыл 33-й учебный запасной батальон бригады и личный состав различных полицейских формирований, которые вместе с новобранцами последней мобилизации сформировали новую дивизию.[5] В неё также попала 1-я рота батальона Waffen-SS специального назначения (1.Kp./Bataillon der Waffen-SS z.b.V.).[6] Таким образом, в 20-ю эстонскую войсковую дивизию SS попал личный состав всех ранее сформированных эстонских подразделений (некоторые вошли в полном составе, некоторые, после расформирования, лишь частично), а также немецкие подразделения Waffen-SS.

Символика эстонских нацистов

Для чего я акцентирую внимание на всех этих военных формированиях? Только для того, чтобы в последующем перечислении фактов было четкое понимание того, что все они имеют самое прямое отношение к 20-й эстонской войсковой гренадерской дивизии SS.

Теперь поговорим о фактах. Начнем с 1941-42 годов - периода массового уничтожения гражданского населения на оккупированных территориях Прибалтики и Белоруссии.

Зимой 1941-42 года командованию полиции порядка Белоруссии были подчинены несколько литовских, латышских и эстонских шуцманшафт-батальонов, так как немецкие полицейские батальоны, выполнявшие свои функции в Белоруссии, были отправлены на фронт. Прибывшие из прибалтийских республик были задействованы в массовых убийствах еврейского населения и советских военнопленных в Белоруссии. Например, в октябре-ноябре 1941 года два литовских шума-батальона, выполняя приказы командования полиции порядка Белоруссии, участвовали в убийстве более 17 000 евреев и советских военнопленных в районе Минска.[7] 8 августа 1942 подобный приказ был издан для нескольких прибалтийских шума-батальонов, среди которых находился 36-й эстонский. Исходя из этого приказа, подобные действия должны были быть выполнены в Слониме, Столбцах, Налибоках, Логойске и Новогрудке.[8]

А 281-й охранной дивизии был передан 39-й эстонский шума-батальон. Он в августе 1942 года ликвидировал две еврейские семьи под предлогом возможной поддержки ими партизан и распространении листовок.[9] Кроме 39-го эстонского шума-батальона, в 281-ую охранную дивизию вошёл еще и 40-й эстонский шума-батальон.[10] Оба они находились в составе дивизии до конца 1943 года, периодически участвуя в кровавых антипартизанских операциях на территории Ленинградской области (ныне Псковской). Часть населения в районах проведения таких операций уничтожалась, а другая часть депортировалась в концентрационные лагеря “Lublin” и “Auschwitz” по приказу рейхсфюрера SS Гиммлера.[11]

В сентябре 1943 года, 30-й эстонский шума-батальон был задействован в мероприятиях в рамках «Акции 1005».[12] Специальная команда, сформированная из служащих этого батальона и немецких полицейских, приняла участие в мероприятиях по ликвидации массовых захоронений ранее уничтоженных советских граждан в районе Пушкина, Красногвардейска, Вильнюса и Каунаса. В качестве рабочих по извлечению трупов и их кремации были использованы лица еврейской национальности. Под Красногвардейском после окончания работ, рабочие были расстреляны и сожжены в амбаре с соломой. Затем подобные мероприятия проводились в районе Мги, Чудово, Слуцка и Вильнюса. Число рабочих в каждом районе варьировалось от 15 человек в Красногвардейске до 60 человек в Вильнюсе. После окончания работы их расстреливали и их трупы также сжигали на кострах.[13]

Фото 1. Лагерь Klooga. Одна из первых фотографий с места ликвидации узников лагеря.

Лагерь Klooga. Одна из первых фотографий с места ликвидации узников лагеря.

Упомянутая выше 1-я рота батальона Waffen-SS специального назначения, которая также вошла в состав 20-й эстонской дивинзии SS, больше года находилась в составе айнзатцгруппы А и вместе с подразделениями её, такими как зондеркоманда 1b, занималась уничтожением гражданского населения Белоруссии. Например, в октябре 1942 года рота была задействована в массовых убийствах евреев в районе Минска. Она участвовала в расстрелах женщин и детей без оглядки на возраст.[14]

В ноябре 1943 года эстонская бригада SS приняла участие в крупной антипартизанской операции «Генрих». Операция проводилась в треугольнике Полоцк – Себеж – Невель и имела цель ликвидировать так называемую «Партизанскую республику Россоны».[15]

Итог операции – 5452 человек местного населения были убиты, изъято 476 единиц стрелкового оружия. Это значит, что из этого числа убитых, вооруженных партизан было около 500 человек, а остальные пять тысяч – гражданское население района проведения операции. Кроме того, в концентрационные и трудовые лагеря было угнано 15810 человек местного населения.[16]

В сентябре 1944 года эстонские солдаты Waffen-SS из 20-й эстонской войсковой дивизии SS были задействованы в уничтожении узников трудового лагеря “Klooga”. Этот лагерь находился в 70 км юго-западнее Таллина. В нём содержалось около 3000 евреев, мужчин и женщин, а также около 100 советских военнопленных. Лагерь охранялся немецкими и эстонскими солдатами Waffen-SS. 19 сентября 1944 года в 5 ч. утра заключенным приказали построиться. Комендант Вильгельм Верле сообщил узникам о том, что они будут якобы эвакуированы в Германию. Вскоре после этого, 300 заключенных, под предлогом подготовительных работ по эвакуации, были направлены в лес, где примерно в 1 км севернее лагеря находилась лесная поляна. Там находилось 700 эстонцев, арестованных за уклонение от мобилизации. Всех этих людей задействовали: одна группа должна была заниматься заготовкой дров, остальные должны были соорудить 4 костра из досок, поленьев и веток. После того, как основания костров, размером 6 на 6 метров, были готовы, немцы приступили к мнимой «эвакуации» заключенных лагеря. Из 2400 евреев и 100 советских военнопленных формировались группы по 30 человек. Группы заставляли лечь лицом вниз на подготовленное основание костра компактными рядами по всей его площади. После этого, команда немецких и эстонских солдат SS убивала заключенных выстрелом в затылок из пистолетов и пистолетов-пулеметов. Затем на расстрелянных укладывался ряд поленьев, после чего операция повторялась вновь: новая группа укладывалась сверху и расстреливалась. Таким образом, убивали практически всех узников лагеря, в том числе и женщин, а также больных и персонал лагерного госпиталя. После этого костры поливались бензином и поджигались. Спастись удалось лишь нескольким узникам, совершившим побег во время проведения этой операции.

Фото 4. Относительно сохранившиеся трупы с места преступления.

28 сентября 1944 года подразделения Красной Армии ворвались в лагерь и обнаружили в лесу последний подготовленный костер из сложенных рядами поленьев и трупов, который немцы не успели поджечь. В отчете советской комиссии военных прокуроров и судебных медиков сообщалось, что, по свидетельским показаниям, не все во время расстрелов были убиты. Многие из них ранены и, как установлено медицинскими исследованиями обгоревших трупов, сожжены при жизни.[17]

В 1960 году в Берлине проходил судебный процесс над гауптштурфюрером SS Вильгельмом Шеффером (OG vom 20.05.1961, 1 Zst (I) 1/61). Во время своей службы в 20-й эстонской гренадерской дивизии SS подсудимый занимал должность командира взвода мотоциклетного батальона дивизии. С 1943 и до начала 1945 года он и его подразделение участвовали в большом количестве антипартизанских мероприятий. Во время таких мероприятий арестовывались люди, подозреваемые в партизанской деятельности, которых после допроса помещали в специальный лагерь. По прошествии некоторого времени все они расстреливались. Расстрелы проводились специально сформированной командой из солдат дивизии. Если во время таких рейдов «подозрительных» граждан не удавалось обнаружить, то деревня сжигалась, а ее население угонялось солдатами SS на сборный пункт дивизии. Угонялись все без исключения: мужчины, женщины, дети и старики, которые также были расстреляны специальной командой дивизии. За проведение подобных мероприятий Вильгельм Шеффер был награжден Железным крестом 2-го класса.[18]

Фото 2. Фотография советской комиссиии военной прокуратуры.

Фотография советской комиссии военной прокуратуры.

Вот лишь несколько ярких эпизодов из реальной истории эстонских солдат Waffen-SS, которая представляет непрерывную череду кровавых и иногда совершенно изуверских преступлений (как ликвидация узников лагеря “Klooga”). Что удивительно во всей этой истории с фильмом «1944», так это полное отсутствие какой либо официальной реакции со стороны российских государственных министерств и ведомств на факт создания и показа в нашей стране этого фильма.[19] Режиссер - Эльмо Нюганен - регулярно работает в России, ставит свои постановки, например в Большом драматическом театре им. Георгия Александровича Товстоногова в Петербурге. Все это происходит на фоне постоянных судебных процессов в Эстонии над советскими ветеранами ВОВ, например над 88-летним подполковником советской милиции Павлом Илларионовичем Бойцовым, или над 89-летним фронтовиком, Героем Советского Союза Арнольдом Мери и многими другими… Нет, Эльмо Нюганена никто не судит за пропаганду и реабилитацию нацизма и он спокойно продолжает работать в России, в то время как в эстонских судах продолжают доводить до инфарктов и инсультов ветеранов ВОВ и ветеранов правоохранительных органов СССР, некоторые из которых умирают в эстонских тюрьмах.

Сегодня в Эстонии этот фильм также используется в пропагандистских целях как «уникальный и великий» шедевр Эстонского кинематографа. Диски с этим фильмом не просто продаются на каждом углу, а преподносятся в подарок к любым товарам, покупаемым населением в магазинах. Что наводит на очень тяжелые размышления, так как где-то мы это уже видели…

[1] Текст присяги легионеров Waffen-SS: «Я клянусь в этой святой клятве перед Богом, что я, в борьбе против большевизма, буду верен фюреру и главнокомандующему германского Вермахта Адольфу Гитлеру и как смелый солдат буду готов в любое время ради этой клятвы отдать свою жизнь!»

[2] Dictionnaire de la Waffen-SS Tome 3, Charles Trang, Heimdal (March 2012), S. 161.

[3] Ost-Bataillon 658 (Estn.), Ost-Bataillon 659 (Estn.), Ost-Bataillon 660 (Estn.)

[4] Dictionnaire de la Waffen-SS Tome 3, Charles Trang, Heimdal (March 2012), S. 161-162.

[5] Семенов К.К., «Войска СС». Москва, ЯУЗА, Эксмо, 2004 г. с. 154.

[6] Dictionnaire de la Waffen-SS Tome 3, Charles Trang, Heimdal (March 2012), S. 162.

[7] Die deutsche Ordnungspolizei und der Holocaust im Baltikum und in Weißrußland 1941 – 1944, Wolfgang Curilla, Schöningh Paderborn; Auflage: 2., durchges. Aufl. (Dezember 2005), S. 399.; MacQueen Massenvernichtung, S. 29 Anm. 34.

[8] Die deutsche Ordnungspolizei und der Holocaust im Baltikum und in Weißrußland 1941 – 1944, Wolfgang Curilla, Schöningh Paderborn; Auflage: 2., durchges. Aufl. (Dezember 2005), S. 400.

[9] Jürgen Kilian: Wehrmacht und Besatzungsherrschaft im Russischen Nordwesten 1941 - 1944. Praxis und Alltag im Militärverwaltungsgebiet der Heeresgruppe Nord, Ferdinand Schöningh; Auflage: 2012. S. 492-493. (BA-MA RH 26-281/8, Schuma-Btl. 39 an HSSPF vom 24.8.1942, Erfahrungs- und Tätigkeitsbericht.).

[10] Jürgen Kilian: Wehrmacht und Besatzungsherrschaft im Russischen Nordwesten 1941 - 1944. Praxis und Alltag im Militärverwaltungsgebiet der Heeresgruppe Nord, Ferdinand Schöningh; Auflage: 2012. S. 563.

[11] RFSS an HSSPF im Osten u.a. vom 6.1.1943, abgedruckt in: Heiber: Reichsführer, S. 225f.

[12] В 1942 году нацистское руководство начало разрабатывать план мер, необходимых для ликвидации следов массовых убийств гражданского населения и военнопленных на оккупированных территориях и в концентрационных лагерях. Проведение мероприятий такого рода было поручено штандартенфюреру SS Паулю Блобелю, командиру зондеркоманды 4а (SK 4a) айнзатцгруппы С. Блобель должен был разработать методику ликвидации большого количества останков в братских могилах при помощи кремации. Форсированное выполнение этого задания началось после того, как в феврале 1943 года советское правительство продемонстрировало зарубежным журналистам огромные братские могилы уничтоженных советских граждан под Ростовом, который был только что освобожден. Для выполнения поставленной задачи были сформированы три подразделения: Sonderkommando 1005 A, Sonderkommando 1005 B, и Sonderkommando 1005 Mitte. Такие акции также проводились всеми подразделениями айнзатцгрупп и полиции под руководством представителей SK 1005. Непосредственно во время работ, когда надо было извлекать трупы из могил и сжигать их, привлекались узники лагерей и военнопленные, которые по окончании мероприятий подлежали уничтожению с целью соблюдения секретности мероприятий. Подробное описание «Акций 1005» - Jens Hoffmann: Das kann man nicht erzählen. Aktion 1005 – Wie die Nazis die Spuren ihrer Massenmorde in Osteuropa beseitigten. KVV Konkret, Hamburg 2013.

[13] Wolfgang Curilla: Die deutsche Ordnungspolizei und der Holocaust im Baltikum und in Weißrußland 1941 – 1944, Schöningh Paderborn; Auflage: 2., durchges. Aufl. (Dezember 2005), S. 756-757.

[14] Wolfgang Curilla: Die deutsche Ordnungspolizei und der Holocaust im Baltikum und in Weißrußland 1941 – 1944, Schöningh Paderborn; Auflage: 2., durchges. Aufl. (Dezember 2005), S. 484, 494, 859.

[15] Dictionnaire de la Waffen-SS Tome 3, Charles Trang, Heimdal (March 2012), S. 163.

[16] Christian Gerlach: Kalkulierte Morde. Die deutsche Wirtschafts- und Vernichtungspolitik in Weißrußland 1941 bis 1944. Hamburger Edition; November 2000. S. 902.

[17] Jens Hoffmann: Das kann man nicht erzählen. Aktion 1005 – Wie die Nazis die Spuren ihrer Massenmorde in Osteuropa beseitigten. KVV Konkret, Hamburg 2013. S. 330-333.; Wolfgang Curilla: Die deutsche Ordnungspolizei und der Holocaust im Baltikum und in Weißrußland 1941 – 1944, Schöningh Paderborn; Auflage: 2., durchges. Aufl. (Dezember 2005), S. 769, 856.

[18] DDR-Justiz und NS-Verbrechen, Band III, Amsterdam 2003, Lfd.Nr.1079, Ob.Gericht der DDR 610520 Az.: 1Zst(I)1/61. S. 341.

[19] Фильм был показан в Петербурге в киноклубе «Синемафия» в мае 2015 года на Неделе кино Эстонии в Петербурге.

Авторы: Николай Калинин

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше
  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..