Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,2721 руб.
  • Курс евро EUR: 67,3577 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,5190 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ОБРЕТЕНИЕ ВЕЧНОСТИ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ОБРЕТЕНИЕ ВЕЧНОСТИ В этом новом мире – Интернете – мы столкнулись с явлением, которое никто ещё толком не осмыслил: своеобразным сетевым коммунизмом. Пока одни пытаются заработать на Интернете, а другие – использовать его для диверсий и вредительства, основная масса пользователей стремится бесплатно и бескорыстно помочь человечеству, обеспечив доступ ко многим произведениям науки, искусства, публицистики, философии на безвозмездной основе. Интернет – это прежде всего прочего, огромное количество БЕСПЛАТНЫХ даров – тех вещей, которые раньше стоили бы денег: ведь и книгу нужно купить, и граммофонную пластинку, и видеокассету – оплатив если не труд автора, то хотя бы носитель информации…

Сетевой коммунизм, в котором люди ЗАЧЕМ-ТО пишут и корректируют бесплатно статьи в разных «Википедиях», ведут просветительские блоги, создают кинозалы и библиотеки – отражает тот двигатель цивилизации, который и в марксизме, и в либерализме теоретики проглядели. Он отражает исконное стремление нравственно-неповреждённого человека сделать благо человечеству, именно бесплатно и бескорыстно. Это нравственное чувство, требующее от человека бескорыстного служения его роду (а вовсе не жажда наживы) вела через века великих учёных, художников, творцов и созидателей. Вот что двигало прогресс – а вовсе не материальный интерес жуликов и аферистов, как полагал Маркс и полагают сегодня либералы.

Не капитализм двигает цивилизацию. Капитализм – гриб-паразит на её стволе, и чем больше в ней сил, соков, тонуса, тем больше и гриб-паразит. Оттого может показаться, как Марксу показалось, что рост древа определяется ростом гриба-паразита, а не наоборот.

А мы говорим: нет. Гриб-паразит не помогает росту берёзки, увеличиваясь. Он берёт соки от её роста (без него она росла бы быстрее), он увеличивается по мере её роста, но в конечном итоге может убить деревце, если слишком уж (как в наши дни) разрастётся.

Один человек думает – как помочь человечеству. Он донор, он отдаёт себя. Другой человек думает – как паразитировать на достижениях человечества. То есть, в конечном счёте, как паразитировать на доноре, на том, кто отдаёт себя человечеству. Все великие открытия и достижения сделаны бескорыстными идеалистами, верящими в человечество и его светлое будущее. Но пользуются ими, среди прочих пользователей, проходимцы и мошенники.

И Маркс, и либералы считают, что личный интерес эгоиста движет науку и технику: мол, пытаясь увеличить продажи, эгоист думает, как выпустить новые товары, больше, дешевле, чтобы они были технически более совершенны и т.п.

То есть, получается, из низменных побуждений человека вырастает возвышение человечества? Множество жадных эгоистов делают много плохих дел - а в сумме всем становится хорошо? Это конечно, не так, и жизнь сто раз это доказывает каждому поколению.

Эгоист и рвач стремятся поднять цены, а не снизить, они выжимают всё из старого мира, а не творят новый. Для творчества нужны иные ориентиры – соприкосновение души человеческой с Вечностью и вечными ценностями. Историю мы видим, как попытки лучших людей облегчить жизнь человечества, отягощённую грибами-паразитами худших людей, стремящихся на этих попытках и их успехе паразитировать.

Но там, где речь заходит о мотивациях вечными ценностями, о диалоге человека с Вечностью – там не избежать терминов «Абсолют», «Метафизика», «Мировой Разум» и т.п. То есть в общем и целом цивилизация с её прогрессом оказывается восхождением верующих во что-то вечное к их религиозному (по исходной природе, если не по форме) идеалу.

Собралась кучка идеалистов, и договорились между собой начать делать жизнь лучше: придумать пахотное устройство, поливальную машину, лекарство от распространённой болезни, и т.п.

Люди вокруг к такой затее относились по-разному. Одни не понимали и в упор не видели эту «секту», активно обменивающуюся между собой добытой информацией о мире, другие смеялись над ней. Третьи же поддакивали и прилаживались воровать – понимая, что идеалиста обокрасть легко, он в своей возвышенности всегда оставляет зазор для хищений его имущества посторонними циничными личностями…

Но кто двигал прогресс и цивилизацию? Склонные к тупому равнодушию? Насмехавшиеся? Воры? Совершенно очевидно (но не Марксу и не либералам), что нет.

Всякое движение человечества вперёд (если это не случайная находка, на которую наткнулись в упор) – продукт деятельности людей, мотивированных Вечностью.

Кто думал о Вечности – служил грядущим поколениям и человечеству в целом. Кто оставался в рамках своего времени – думал о себе, своих удовольствиях и в итоге грабил человечество.

Этот раздел главный, определяющий суть истории, а вовсе не борьба классов.

Конечно, во все времена бедные завистники пытались сесть на место богатых; несомненно, и богатые эгоисты пытались законсервировать бедность своих слуг, расширить кастовую пропасть. Но эта борьба носит зоологический характер, её ведут все звери на Земле, а потому (раз у зверей прогресса и цивилизации не возникло) – НЕ ОНА породила движение человечества к Ноосфере.

Классовой борьбой можно объяснить шараханья истории из стороны в сторону, но ей нельзя объяснить подъём, движение вверх. Ведь есть же что-то, что носит нас не просто из угла в угол, а поднимает, возвышает… Помимо возни, в которой каждый думает только о себе, есть и взлёт, творцы которого думают обо всех (а о самих себе часто забывают).

Выдернув эту, идеалистическую, основу из социализма – вы сделаете ужас чубайсова пришествия необратимым. Что, собственно, и доказала трагическая советская история…

Александр Леонидов; 4 июля 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.