Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,5118 руб.
  • Курс евро EUR: 67,8927 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,5302 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

​Прекрасное далёкое …

​Прекрасное далёкое … Августовские дни всегда наполнены родительскими хлопотами по сбору детей в школу, а так же переживаниями по поводу качества обучения. Предстоящая реформа образования добавила волнений всем участникам образовательного процесса, родителям, учителям, ученикам. Насколько полезна реформа образования, не только школьного, однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Взгляды на неё диаметрально противоположны. Нет ясности: если реформа необходима, то, в первую очередь, кому из участников конкретно; кто получит наибольшую выгоду от её реализации. Раз процесс реформы запущен сверху, для начала хорошо было бы выяснить следующее. Каков предполагаемый результат?

К примеру, чего может быть больше в образовательном процессе, проблем или задач?

Понимание этой разницы очень важно для принятия решений. Между проблемой и задачей есть фундаментальное различие. Задача решается известными уже алгоритмами действий, наработанным способом. Проблема устраняется нестандартным способом, найденным в результате творческого поиска её решения. Как только новый алгоритм действия найден, проблема автоматически становится задачей.

Для основной массы населения реформа образования запускает ситуацию проблемы. Для Министерства образования реформирование – целевая задача. На чём основано это предположение? Приведу примеры высказывания по поводу образования, поясняющие его.

- Молодёжный форум на Селигере, 2007 год. А. Фурсенко: «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатом творчества других».

- Санкт-Петербургский государственный университет. А. Фурсенко: «пока идеология образования в большинстве своём осталась прежней, советской: убеждены, что нужно готовить творцов, а творцы не всегда и нужны».

- М. Прохоров говорит о том, что единственная цель просвещения – не более чем оказание бизнесу образовательных услуг по подготовке востребованной рабочей силы. Предложения: резко сократить высшее образование; сделать упор на подготовку рабочих массовой квалификации; предельно сократить профтехобразование, заменить обучающими курсами, вне всякого воспитания личности. Ввести идеологию рабочей силы по демпинговым ценам. (Источник Интернет-ресурсы).

Напрашивается мысль, что реформа Министерства образования направлена на подготовку специалистов для решения задач, поставленных бизнесом. Такова основная цель реформы и её программы. Идёт целенаправленное программирование родителей, учителей, учеников через алгоритм решения бизнес-задач вразрез творческой природе человеческого сознания и целям образования в широком смысле. Для российского общества это большая проблема. Раз она большая, и одному человеку с ней не справиться, нужно коллективно думать, как избавить детей от произвола программирования их жизни, искать нестандартные способы её решения.

Коллективно, индивидуально, мозговым штурмом, откровением, озарением – как угодно. Противостоять реформам образования испытанными способами собирания подписей, митингами, соглашениями не получилось, и не получится. В бизнесе нет ничего личного. Бизнес решает свои задачи, невзирая на личности. Это нужно понять в первую очередь, и не отдавать своих детей на заклание. Вот тут в моих рассуждениях, возможно, таится напрасная надежда. Скорее всего, инертность всё тех же родителей, предпочитающих не особенно вникать в проблемы, оставит коллективное ментальное поле в покое. Тогда, через некоторое время, у нас появятся заезжие талантливые инженеры, космонавты, певцы, актёры, художники. И усреднённый, отформатированный народ, способный решать чужие задачи и потреблять чужие товары.

Мысли мои направлены в сторону творческих людей, которым небезразлично будущее детей. Не беру в расчёт «креативный класс», которого и в помине пока нет, уж слишком большие смысловые претензии в названии оного. В своём большинстве «креативный класс» - красивая обёртка для офисных сотрудников, которые натасканы на алгоритмы решения бизнес-задач: продажу идей, проектов, объектов и проч., управление персоналом. Они обучались решению задач на тренингах и семинарах по уже готовым лекалам. Успешное решение задач требует чёткого выполнения программного алгоритма. Лишь малая часть из этих людей может раскрыть свой творческий потенциал и проявить его в случае возникновения проблем.

Вообще, бизнесу, который в нашей стране находится во главе угла, нужны всего лишь два класса: класс, способный решать бизнес-задачи и класс потребителей. И всё. Больше не нужен никто. Оба класса не нуждаются в творческих людях. Министерство образования, исходя из потребностей бизнеса, создаёт коридоры образования для народа: из тех, у кого нет денег для обучения, формируется класс потребителей; у кого есть некоторые средства на образование – пополняет «креативный класс». Будущим творцам жизни предоставлены элитные учебные заведения. Естественная потребность каждого человека в развитии своего потенциала, творческих способностей никого - ни государство, ни бизнес, не волнует. Волнуются лишь родители, направляя все силы на то, чтобы ребёнок попал в тот или иной социальный слой.

Ситуация в образовании становится проблемной в силу того, что педагоги, боясь потерять работу, в основном молчат. Родители, оставшиеся один на один с реформой образования, так или иначе, приспосабливаются к ситуации. В целом взрослые приспосабливаются, решая свои взрослые задачи старым проверенным способом, а проблема «прекрасного далёкого» молоди, отданного взрослыми на откуп бизнесу, остаётся нерешённой. Зерно проблемы будущего поколения формируется людьми, участвующими в образовательном процессе сейчас: государственными чиновниками, бизнесменами, учителями, родителями. Сейчас может возникнуть каркас, матрица будущего общества, в котором самореализация творческого потенциала может быть труднодоступной для многих людей. Общества, в котором из-за потери возможности реализовать свой природный дар, талант, может появиться множество психических расстройств, болезней и суицидов. «Прекрасное далёкое» может оказаться для них жестоким. Это не страшилки будущего. Реализованная модель такого общества уже есть. В ней детям с пеленок назначают психотропные средства, а взрослые не могут обойтись без личного психотерапевта.

Соблазнительно думать, что проблема реформы образования затронет, возможно, многих людей, но только не меня. Наличие или отсутствие денег на образование детей имеет большую значимость, но полюса сходятся в центре усреднённого формата. Со временем природная матрица отформатирует и богатых, и бедных: одних спустит с небес, других поднимет. Внутри любой социокультурной модели есть природная, которая регулирует процесс всей системы. Для природы не существует денег, положения, класса. Природа отбирает по матрицам – совершенным образам. И если образование мало соответствует совершенному образу, отформатирует, выровняет систему через системный кризис.

Система меняет вектор своего развития, если 25-30% её элементов объединяются и действуют в одном направлении. Примерно к 2003 году критическая масса населения России приспособилась к новым условиям жизни, научилась потреблять и работать в алгоритме бизнес-программ, в результате чего вся социальная система автоматически перешла на иной вектор развития. Культура и образование остались прежними. Делалось и делается всё возможное, чтобы в общей системе образовательные и культурные процессы сменили векторы своего развития и догнали социальные. Искать виноватых сейчас сизифов труд. Все вместе постарались и получили то, что создали – социально-культурное обустройство, в котором безобразия больше, чем образования и культуры.

Разумеется, всё не так однозначно. Стоит помнить и о том, что векторы развития появляются не сами по себе. Посредством современных психотехнологий в начале 90-х годов «мягкой» силой были кардинально изменены условия жизни народа. Сила была направлена, в первую очередь, на слом его природного инстинкта самосохранения. Метод слома был отработан на основе экспериментов с собаками. Эксперименты показали, что живое существо, пережившее насилие, склонно приспосабливаться к нему. После окончания насилия возникает слом инстинкта самосохранения. Даже если есть возможность уйти от него, жертва не уходит. Формируется отношение к насилию как к норме. Учёные назвали это усвоенной беспомощностью. Сейчас в России наблюдается социальная апатия, беспомощность, выросшие на почве сломанного инстинкта самосохранения. Всё, что вредно: алкоголь, наркотики, проституция, бомжевание и пр., человеком со сломанным инстинктом самосохранения воспринимается как норма. Одновременно совершается циничное, прямое воздействие, направленное на усугубление состояния психики человека, через СМИ, Интернет, культовые фильмы. В силу своей профессии знаю реальное положение дел в сфере расстройства человеческой психики. Этот вал идёт по нарастающей.

К счастью, в живой системе есть то, что невозможно изменить или сломать, чему невозможно придать тот или иной вектор развития – духовный аспект человеческой природы. Он неизменяем, вечен, вокруг него крутится вся мировая система, которая на него равняется, из него черпает силы и вдохновение, им очищается и восстанавливает своё равновесие. Константа духовности, если держаться за её постоянство, даёт возможность выбрать и удержать направление на созидание здорового, образованного, культурного общества вопреки всем негативным прогнозам и силовым воздействиям извне. В ней нет проблем, сама же она наполнена множеством алгоритмов выхода из любых проблем.

Пожалуйста, взрослые, ради счастья будущего поколения, соотнесите реформирование образования с духом вечности, поставив во главу образования базовую потребность человека в реализации Богом данного ему таланта. Проявите великодушие, объединитесь в этом направлении мышлением (мы-слиянием) соборно, возможно, на площадке «Русского голоса». В этом мы-слиянии таится неограниченный ресурс энергии коллективной мысли, которая способна менять любые векторы развития и создавать новые тренды.

И, наилучшие пожелания всем участникам образовательного процесса – родителям, учителям, чиновникам Минобразования, ученикам. С новым учебным годом! Успехов всем!

Л. Алексеева; 26 августа 2013

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..