Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,5336 руб.
  • Курс евро EUR: 68,5801 руб.
  • Курс фунта GBP: 77,3194 руб.
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

ОБЪЕВШИЕСЯ ПРАГМАТИЗМОМ...

ОБЪЕВШИЕСЯ ПРАГМАТИЗМОМ... Если мы возьмем доисторического человека на дологической стадии мышления, доверчивого к любому мифу и со всей остротой детской непосредственности в восприятии любых впечатлений, то сможем отметить: у него действия не делятся на желанные (в удовольствие) и служебные. Все его действия – желанные, как у маленького ребенка, проходящего в своем развитии все стадии развития человечества.

Понимание дологического человека на стадии мифа ответит на наш вопрос о ДВИЖУЩИХ СИЛАХ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ НЕКРОЛЮЦИИ, которые очень волнуют и беспокоят нас. Например, движение «Суть времени» постоянно говорит об этих движущих силах, как об утрате некоего «Огня», не очень хорошо понимая (скорее чувствуя наощупь) что из жизни выпало что-то самое главное.

Выдающийся футуролог Максим Калашников видит и ощущает некролюцию в облике «утраты космической перспективы», стремления выйти в Космос, аналогичное в учении Калашникова «Огню» С.Кургиняна.

Но это все чувствование катастрофы. Чувствование, которое передается и самым умным представителям властей РФ, все острее ощущающим, что некая катастрофа происходит с людьми, но не могущим понять – какая именно…

Пусть на помощь придет сухое древо научной теории! Если, повторимся доисторический и дологический человека, как дитя малое, не имел служебно-вспомогательных действий, и делал только желанное, то, соответственно, на другом полюсе – у пост-исторического и пост-логического человека произойдет обратное: будут утрачены действия самоценно-желательные и останутся только дрессированно-инерционные служебно-вспомогательные действия и мотивы поведения. Если доисторический человек есть яркая вспышка эмоций, то пост-исторический обладает серо-пепельной душой, где все способное гореть уже перегорело дотла.

Об этом и говорит Кургинян поэтично – «нет Огня, не осталось Огня!». Почему не осталось? Да и о чем, в конце концов, идет вообще речь?

Начнем с азов. Всякое человеческое движение имеет два психических моторчика + инерцию привычных (выдрессированных) форм движения при утрате смысла. Первый психический моторчик – сакрократия, власть над человеком его святынь и его вожделений. Это стремление слиться со святыней, «сделать» себя с её эталона. Второй психический моторчик – фобократия, власть над человеком его страхов и стремление оттолкнутся от всего пугающего.

Грубо говоря, человеку можно придать прямое движение обещанием рая и обратное движение угрозой ада.

Спросят – а где же прагматический стимул? Кроме тяги к святыни и страха у человека есть ещё и мотиватор выгоды. Или нет?

Дело в том, что в чистом виде – нет. Согласно теории «инфопсихических препаратов» А.Леонидова-Филиппова, основоположника социопатологии, как науки, разум принимает идеи подобно тому, как мы принимаем порошки. Есть чистые идеи, неделимые, без примесей, а из них делаются идейные смеси, как если бы несколько разных порошков ссыпали в один пакет или несколько разных жидкостей смешали в одном флаконе.

ПРАГМА (мотивация выгоды) – по Леонидову есть смесь, составленная из смешивания разных моно-идей. Сама по себе выгода не существует, она существует только по отношению к желанному или пугающему в качестве промежуточного транспортного средства доставки или бегства.

Прагма по отношению к сакре и фобии – то же самое, что теорема по отношению к аксиоме. То есть логически выводимая конструкция из принципиально недоказуемых и не подлежащих никакому критическому осмыслению догматов сакры и фобии.

Прагматик – приспосабливается. Но нельзя приспособится «ни к чему» или наоборот – ко всему сразу. Прагматизм приспосабливается к ситуации, созданной отнюдь не им. Как вьюн не существует без ствола, который обвивает, как пристройка не существует без того, к чему пристроена – так и прагматизм не может быть сам по себе. Он всегда – вторичное явление по отношению к созданной фанатиками реальности.

Наш умозрительный идеально-доисторический человек, скакавший в первобытной саванне, не имел теорем. Все его мышление строилось из одних аксиом – взятых на ум сразу, в готовом виде и целиком. Затем, в процессе умственного развития между аксиомами (они же догмы) стали произрастать теоремы (они же логическое мышление) как процесс приспособления второстепенного к нуждам и велениям Главного.

Пост-исторический человек в суперсовременном мегаполисе рискует погибнуть от нарушения умственной деятельности, потому что остается с одними теоремами, без аксиом. Теоремы, лишившиеся аксиом (логика, лишенная веры) – это все равно что растения, лишенные влаги и почвы. Теоремы роятся в голове такого пост-исторического человека и разлагаются в его сознании на мертвенные инерционные ходульные штампы. Происходит НЕКРОЗ СОЗНАНИЯ – нет веры, нет и логического мышления, и вообще никакого мышления нет: оно умерло…

Что же такое прагма и чем этот «инфопсихический препарат» опасен для разума? Прагма образуется посредине сакрократии и фобократии, в зоне их диффузии, как пограничное явление. Человек постепенно понимает, что помимо прямого удовлетворения стремления или отталкивания существуют ещё стратегии непрямых действий. Действия эти сами по себе не нужны (очень важно!). Они сами по себе не приносят ни наслаждения, ни избавления от страха. Но в результате их цепочки можно прийти и к тому, и к другому.

Это и называется – выгодное дело. Например, хорошо и сладко покушать – это не есть «выгодное дело», это удовольствие, ставшее результатом прежде совершенных выгодных дел. Если результата бы не было (денег не дали, кушать купить не удалось), то и действия были бы признаны невыгодными.

То есть – выгоды самой по себе не существует. Выгода продиктована личными страхами и личными святынями человека. Действия, безусловно выгодные, прагматичные в одной системе страхов и святынь категорически невыгодны и непрактичны в другой системе.

Поэтому прагма – это зола, пепел, огарки того «Огня» о котором много пишет С.Кургинян. Огня святынь и страхов. Огонь горит, зола образуется, ею удобряют почву, на которой растут деревья-дрова для поддержания огня. В этом кругообороте все важно: и огонь, и зола. У каждого состояния умственного процесса своя роль и функция.

Если говорить научно, и даже технически, отбрасывая поэзию Кургиняна, то прагма – это технология СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ В СЕТИ. Искусство находить линию наименьшего сопротивления при проходе сигнала.

Какой электроприбор (при прочих равных качествах) мы сочтем прагматичным выбором? Очевидно (при прочих равных) – тот, который более экономно расходует электроэнергию. А двигатель – из двух равных по мощности – прагматично поставить такой, который меньше «жрет» топлива.

Перенося понимание прагмы, как средства снижения напряжения в область психических процессов, мы понимаем всю колоссальную опасность прагмы для психики.

Прагма была создана, чтобы снижать ЧРЕЗМЕРНОЕ напряжение. Но никакой инструмент сам по себе не думает и сам себя не останавливает. Если «переесть» прагмы, чрезмерно её наглотаться – то она совсем погасит «нить накаливания» в человеческой голове.

Главная цель прагматизма – снижение напряжения личности – лучше всего реализуется через некроз духовной сферы. Вначале прагма найдет способ предотвратить дальние поездки, потом близкие, вначале найдет способ избежать тяжелого труда, потом и легкого, в итоге подскажет очень прагматичный способ вообще не выходить из дома и ни о чем не думать. Напряжение для личности будет спадать, спадать, удобство для личности – нарастать, нарастать, и в итоге это приведет к полному распаду личности.

Ведь ещё Шопенгауэр доказывал, что для атеиста самое прагматичное – лечь и умереть сразу, потому что в итоге все равно к тому же и придешь, только тяжелой и окольной дорогой…

Огонь сакральности, напротив, раскаляет нить накаливания в сознании. Если сакральность будет разгораться, не присыпаемая от неё же образуемым пеплом прагматизма, мозг перегорит, расплавится от перенапряжения в жажде деятельности и бесконечной устремленности вверх. Раскалившись, сакральность перестает различать детали и отдельные вещи, мир для неё воспринимается как ослепительная вспышка единородного сияния, не делимого никаким логическим анализом ни на какие части.

Человеческое мышление, каким мы его знаем- это тонкое сочетание, соотношение прагматизма и сакральности. Чрезмерная стимуляция сакралистической или прагматической реакции приведет к поломке разума либо от перегрева, либо от переохлаждения.

В качестве примера перегрева можно привести в пример исламский современный фанатизм – полную ослепленность священными и высшими сакралиями, неспособную ни на какие логические операции, бесчувственную ко всякому трезвому анализу.

В качестве примера переохлаждения можно привести в пример современную западную ПРАГМАПАТОЛОГИЮ, когда полное угасание маяков священности (при одновременном устранении большинства страхов из быта) - приводит к квазилогическому зацикливанию разума в безцельных привычных циклах-кругах.

Выгода не бывает сама по себе, она бывает для какой-то цели, к которой человек упорно движется. Если же целью становится сама выгода (я ничего не мечтаю купить, мне деньги нужны ради самих денег) – то это подобно змее, пожирающей себя с хвоста, или собаке, гоняющейся за собственным хвостом.

Прагматизм только тогда на своем месте, когда ему противостоят азарт и стремление к чему-то сверхжеланному вопреки всякой выгоде. Главный оппонент прагматизма – ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ. Потому что когда все устроено прагматично – то все достается легко, без конфликта и напряжения, и жить становится попросту неинтересно.

Иначе говоря, если человек экономит для предстоящих сверхтрат на чем-то важном для него – то перед нами нормальный человек. Но если человек экономит ради самой экономии – то перед нами свихнувшийся психопат.

Шире: мы снижаем напряжение в одном месте, на маловажных участках, чтобы дать максимум напряжения в другом месте. там, где мы считаем – самое главное поле деятельности. Если же мы снижаем напряжение психической активности ВЕЗДЕ И СРАЗУ ВСЮДУ, то мы получаем некроз сознания – болезнь европеоидов XXI века.

Сергей ВЯЗОВ, специально для ЭиМ; 24 июля 2013

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..