Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 56,0701 руб.
  • Курс евро EUR: 63,0116 руб.
  • Курс фунта GBP: 72,9528 руб.
Май
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

А. ЛЕОНИДОВ: БЕСЕДЫ НА ПЕПЕЛИЩЕ...

А. ЛЕОНИДОВ: БЕСЕДЫ НА ПЕПЕЛИЩЕ... ​Наши с тобой, друг-читатель, дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки – сумели перенести немыслимые, невероятные для современного человека страдания, чтобы сохранить две вещи: державность и социализм. В отличии от нас с тобой, запутавшихся в шоколадно-мармеладных тенётах, эти простые, деревенские, зачастую малограмотные люди – твёрдо знали, зачем им нужно штурмовать Перекоп, а потом и Берлин. Их не нужно было агитировать политрукам. И без всяких политруков (часто нёсших сущую ахинею) – крепким и цельным крестьянским разумом они понимали ценность земли и личной связи с землёй. Видя весь цикл воспроизводства жизни – в их времена скудной и жёсткой, но от семени до каравая, они не нуждались в теориях, в книжках, вроде этой.

Ещё Л.Н. Толстой писал, что пешком проходя Россию от края до края, солдаты из крестьян понимали собственным умом, что на такую прорву земли охотники всегда найдутся. Оттого и жил в них земляной, корневой патриотизм, неразрывно связанный с личным интересом личного выживания.

Зачем нужна Великая Держава- крестьянин знает без лекторов: потому что Земля может работать на тебя, а может и не на тебя. Задача врага – отнять её у тебя, а твоя задача – удержать. Нежелающие – вон в могилу, места всегда вакантны…

Зачем нужен социализм – крестьянин тоже знает без лишней пропаганды. Всё по той же причине: земля или на тебя работает, или не на тебя.

Это не только касается иностранцев, которые тебя вместе со ВСЕМ твоим НАРОДОМ сживают со свету.

Это касается и местных мироедов, которые со свету сживают тебя – отдельно от себя.

Жить, и жить по возможности хорошо, в достатке, должен лично я. И потому мне нет дела до какого-то Стива Смита, который хорошо живёт за океаном. Рад за него, но мне моя синица в руке дороже его журавля в небе. Он изловчился богато жить – теперь дело за мной: мне нужно тоже изловчится, и он об этом заботится не станет… Если мне нет дела до Стива Смита, то мне нет дела и до Ивана Петрова, Петра Иванова – которые живут со мной по соседству. Мне интересна только такая социальная система, которая ЛИЧНО МНЕ привезёт хлеб. А система, которая возит все мешки с хлебом только к Ивану Петрову и Петру Иванову – мне неинтересна. Она лично меня обделяет – и моя задача такую систему так или иначе сломать.

Защита человека от внешних посягательств – единая система, но у неё много контуров. Можно сравнить её с самозащитой человека, плывущего по океану на огромном лайнере.

Если лайнер в океане потонет – то потонут все, кто на нём, в том числе и я. Поэтому я имею ЛИЧНЫЙ интерес – чтобы лайнер не потонул.

И если я, простой пассажир, обнаружил в трюме течь – то я не стану отмахиваться – мол, есть капитан, вахтенные офицеры, команда, пусть они и беспокоятся.

Никакой разумный человек, будучи пассажиром на корабле, не может быть равнодушен к судьбе корабля в целом: это и есть исходная формула государственнического патриотизма.

Однако у всякого пассажира на лайнере, каким бы огромным лайнер ни был, есть и более узкий круг проблем. Допустим, лайнер не тонет, на море штиль, ход машины ровный, и всё такое. А тебя – лично – не кормят. Других кормят, а тебя нет. День-другой-третий – ты и помер. По морской традиции тебя в мешок и за борт, на корм рыбам…

То есть разные пути могут привести тебя на дно. Один путь – утонуть вместе со всем кораблём (как это случилось с французами Алжира, сербами Краины, армянами Карса). Другой путь – утонуть отдельно от корабля. Некоторые наивные скажут: во втором случае ты лично утонешь, а в первом не лично, но это враньё.

В обоих случаях утонешь ты лично. И если со всеми. И если в «гордом одиночестве».

Потому что твоё личное тело окажется на морском дне. Какими путями – дело десятое. Поэтому и спасение корабля В ЦЕЛОМ, и спасение себя самого на корабле ОТДЕЛЬНО – это важные части сугубо личного интереса.

Вот наши бабушки и дедушки, защищавшие советскую страну – знали это без аллегорий и басен иносказательных. Они это впитали с молоком матери, с запахом пашни. Они, может быть, не смогли бы сформулировать это словами, но они знали без всяких слов: НАРОДУ-ВЕЛИЧИЕ, МНЕ – ДОЛЮ.

А это и есть формула великодержавного социализма. Мне не нужны иноземные хозяева, видящие во мне рабочий скот, недочеловека. Но я и своих соседей опасаюсь тоже – как бы не придавили.

Я не хочу быть рабом у Стива Смита, но я подозреваю, что Иван Петров, деревенский кулак-земляк, тоже видит во мне раба.

И никакого противоречия тут нет.

У раба может быть один хозяин, другой, третий… Это жизнь у раба одна, а хозяев может быть хоть пять за год!

***

Вот такую разумную систему, за которую костьми ложились мудрые деды-прадеды, мы разрушили и сдали. Причина проста, хоть и ужасна: в «перестройку» мы массово сошли с ума. Нам, конечно, активно помогали свихнуться, но если бы мы были твёрже – этот номер бы не прошёл.

Мы одновременно распылили земли своего народа, и отказались от гарантий своей личной доли в общей добыче нации! Давайте подумаем над этим, не как угоревшие полудурки, а как нормальные, связно мыслящие люди…

Мы имеем права разбазаривать вотчины? Нет. Их дали нам предки, и для того, чтобы мы, попользовавшись, передали потомкам. Земля – это не помидоры, которые через год снова вырастут. Земля – это такая вещь, которую теряешь навсегда…

Теперь о личном пае в общем деле. Он у нас был. Теперь его у нас нет. Как же так получилось?! Мы же не чужое благополучие в помойку выбросили, а своё собственное, причём бездумно и в рамках карнавальных плясок…

Ведь любой разумный человек понимает ПРОПАСТЬ между правом, гарантией – и возможностью, вероятностью. Возможность, по большому счету, вообще ничто: может, выживешь, а может, нет. Может найдёшь работу – а может, не найдёшь. Может, ты нужен обществу – а может, лишний для него… Экономика, может, вырастет, а может и провалится… Заранее разве скажешь?!

Многие сегодня говорят с пафосом, что мы предали дело отцов, идеалы, предали то да сё, пятое, десятое. Но мы скажем без пафоса: предали мы, прежде всего, самих себя.

Мы переместили сами себя из мира безопасного и благополучного в мир опасный и непредсказуемый. Ладно бы кого другого – а то самих себя!

Потому что мы спятили, потому что в голове у нас разрослись социопатологические «клюквы», потому что наши желания оторвались от наших объективных потребностей, а наше поведение – от нужд нашего же выживания. Во многом это продолжается и сегодня.

Люди увлекаются ЧУЖИМ уровнем жизни, забывая ту простую истину, что ЧУЖОЕ - это не твоё. Либо оно тебя вообще не касается, либо ещё хуже - из твоего кармана взято. По свидетельству Максима Горького, такие чудаки были и в его время:

"...С явным увлечением они подсчитывали количества нефти, хлеба, сахара, сала, пеньки и всяческого русского сырья... иногда казалось, что они говорят больше цифрами, чем словами.Говорили о будущем Великого сибирского пути, о маслоделии, переселенцах, о работе крестьянского банка, о таможенной политике Германии..." Это хотя бы о своей стране; а сейчас наследники "пикейных жилетов" "с явным увлечением" подсчитывают доллары и евро в карманах американцев и европейцев.
Я не то, чтобы против таких разговоров - на досуге отчего же не покалякать? Но ведь надо же понимать, если ты не свихнулся окончательно, что важны не количество масла или пеньки сами по себе, а ТВОЯ В НИХ ДОЛЯ. Очень может так случится, что и масла, и пеньки будет очень много - а вот тебя лично не станет. Для тебя лично в их мире не найдётся места... Синица в руке важнее журавля в небе!

Конечно, в этом большая вина старой власти, которая не умела воспитывать и объяснять, поддерживать в человеке инфинитические начала психики.

Но, обвиняя старую власть в том, что она о нас не позаботилась – мы снова впадаем в инфантильность, снова ждёт заботы о себе – от посторонних, чужих дядек и тёток.

Да, все они – Горбачёв, Ельцин, Собчак, Шеварднадзе, Яковлев – поступили с нами подло, обманули. Обещали одно – а завели в тёмный лес.

Ну, а мы сами где были, когда нас в тёмный лес заводили? Уши развесили, слушая бредовые сказки, как хорошо отказаться от личных гарантий и перейти к личной неопределённости положения?

К такой, когда государство и общество, и эти вот подлые дядьки – ничего нам уже не будут должны? Ну, они и рады стараться: живите, как получится, а помрёте, так помрёте, дело ваше, нас не касается…

***

Дело в том, что мире сложного разделения труда, в мире больших городов, большой индустрии – человек утратил присущее крестьянину ВРОЖДЁННОЕ здравомыслие, автоматически поступающее через открытость взгляду всего процесса жизнеобеспечения.

Вот я, вот поле, вот зерно, сено, скотина, вот хлеб, мясо, молоко… Что откуда вытекает – даже маленький ребёнок видит.

А теперь возьмём горожанина. Где он? А где поле, которое его кормит? А где та корова, из которой ему молока надоили? И кто надоил, если он сам не доил? И почему? Ведь даже просто так задуматься – странно: кто-то для вас месит навоз, доит корову… Неужели он вас так сильно любит? Он ведь вас и не видел ни разу в жизни…

И горожанин, оторвавшись от корней, начинает ЗАВИРАТЬСЯ. Он врёт другим, вешает лапшу на уши – чтобы урвать побольше. Он и самому себе неизбежно начинает врать. Всё это враньё смешивается, закручивается в хоботы ментальных торнадо, и в итоге грозит опрокинуть цивилизацию…

Человеку традиционного общества не нужна была наука СОЦИОПАТОЛОГИЯ, потому что он и так всё понимал.

Рассказывать такому человеку про виды социопатий – всё равно, что деревенского мальчишку учить ботанике его края.

Он скажет: дядя! Я лучше тебя знаю, где тимофеевка луговая, где клевер, а где подорожник! Я их каждый день вижу, и не в книжке, как ты, а вживую…

Значимость социопатологии, исследования убийственных мыслеформ – возрастает по мере индустриализации. Человек, который всю жизнь штампует шайбочки, не зная, зачем они нужны, который не видит ни начала, ни конца процесса жизнеобеспечения – может уверовать в любую туфту, и тем охотнее – чем тяжелее, скучнее и монотоннее его труд.

Самая главная проблема – такой человек утрачивает понимание разницы между собственными личными интересами – и декларациями политических сил, с которыми начинает себя отождествлять.

Это подобно ролевой игре, когда человек ВООБРАЖАЕТ некое несуществующее собственное положение, а реального своего положения не понимает. Человек увлекается ЧУЖОЙ красивой жизнью – а свою, неказистую, некрасивую, прозаическую – перестаёт ценить. В итоге просто теряет её, свою жизнь. Не улучшает, а теряет. А чужая как была в стороне, так в стороне и остаётся.

Например, на Украине одно время увлечённо сравнивали уровень жизни в России и в Европе на предмет – где лучше, кого выбрать. Но это же безумие! Жизнь в Европе – это то, что отвоевали европейцы ДЛЯ СЕБЯ. А жизнь в России – то что отвоевали для себя россияне. Какое отношение это имеет к посторонним людям? Их никто не приглашает жить ни в Европе, ни в России. Им нужен хлеб в собственный рот, а не десять в чужой.

Мы же в «перестройку» дошли до такого безумия, что чужой уровень жизни стали примерять на себя: это как если бы мужик, побывав в барском поместье на балу, с досады спалил бы свою избу…

Изба-то сгорит, а вот поместья на пепелище не появится!

Александр Леонидов; 16 марта 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.