Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,5118 руб.
  • Курс евро EUR: 67,8927 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,5302 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

ЭЗОПОВ ЯСАК

О невидимых налогах на малый и средний бизнес

ЭЗОПОВ ЯСАК В России необходимо создать максимально широкие возможности для ведения малого и среднего бизнеса – таков основной пафос представленного в конце декабря 2011 года Президентом РФ Д.Медведевым Послания федеральному собранию. Тема не нова – но не сказать, что неактуальна. Более того – чем чаще о ней говорят, тем актуальнее она становится.

Медведев вновь подтвердил парламентариям, что считал и считает: в России необходимо создать максимально широкие возможности для ведения малого и среднего бизнеса, для получения выгод от инноваций и создание миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест.
Кроме того, нужно создать условия для привлечения частных, в том числе иностранных, инвестиций в промышленность, высокоэффективное сельское хозяйство, транспортную инфраструктуру, жилищное строительство, сферу услуг, заметил Медведев.
"Повторю то, что уже неоднократно говорилось: улучшение предпринимательского климата — это наилучший способ обеспечить высокие темпы экономического роста. Нет лучше способа", — сказал президент.
Что мешает предпринимателю прежде всего? Это не официальные налоги. Это – поборы, сборы, высокие трансакционные издержки, «ЭЗОПОВ ЯСАК» — т.е. скрытая, неочевидная дань хозяевам жизни, которую бизнес обязан платить, и которая подрывает производственный бизнес.
Это изъятия из доходов бизнеса при высокой инфляции и процентных ставках по кредитам, это технические транзакции налогового и таможенного администрирования, а также неполноценная реализация программы приватизации госимущества.
Это невидимые в отчетности налоги-поборы при не снижении до приемлемого уровня (за счет развития конкуренции и за счет уменьшения законодательных и финансовых рисков) кредитных процентов, цены кредита. Эзопов ясак, скрытая от статистики дань-побор – ещё и потрясения ни на валютном рынке и в банковской сфере.
Почему в стране, в которой роль гегемона вместо пролетариата играет малый бизнес, именно этот новый гегемон страдает больше других? Почему в стране, где все для бизнеса на словах – на деле бизнесу везде колья и капканы?!
Тут нужно копнуть аналитически, глубже. Корни эзопова ясака на предпринимателя – заключаются в том, что БИЗНЕС БИЗНЕСУ РОЗНЬ.
Главным пороком социалистического планового хозяйства была  неотлаженность  адекватной системы поощрения ума, равно как и системы наказания глупости.  Это было очень удобно неучам  и лентяям, прятавшимся в общей массе «добренькой» экономики, кормившей их невозбранно, пока количество их не зашкалило за критический уровень.
Одного изобретателя забыли наградить, другого проглядели… Одного некомпетентного удержали в начальниках, другого… Глядишь, а экономическое соревнование уже и проиграно, потому что в рыночной экономике некомпетентных руководителей «репрессирует» (равно как и умных – награждает) сам рынок, а в плановой социалистической – вышестоящий чин.  А людям свойственно ошибаться…
Предприниматель (как социальная фигура) хорош тем,  что и за достижения свои, и за провалы он получает награды и наказания АВТОМАТИЧЕСКИ.  Кто такой предприниматель? С этим в РФ путаница, давайте дадим четкое научное определение:  Предприниматель – это человек, осуществляющий личные капиталовложения (личные деньги, личное имущество,  личные ценности и т.п.) в деятельность с неопределенным результатом.
Иногда на предпринимателя внешне похожи вор или кладоискатель, иждивенец или эксперт-консультант, вкладчик, акционер, коррупционер – но это только внешнее сходство, не отвечающее сущностному определению.
Предпринимательство – институализированное выражение такого необходимого здоровому социальному организму КАЧЕСТВА, как предприимчивость, смекалка, сметка, в идеале совмещающиеся с рачительностью и хозяйственностью. Предприимчивость – это способность найти наиболее остроумный, дешевый, простой и быстрый путь решения проблемы, причем, не только в экономике. Сотня тысяч предпринимателей в экономике – это сто тысяч остроумных ответов на вызовы общественной потребительской и иной среды.  Казалось бы, после таких комплиментов предпринимательству остается только благословить его в путь и всячески способствовать его освобождению, раскованности, но…
Достоинства наши всегда лишь продолжения недостатков. Чем предприниматель для общества хорош, тем и опасен. Он, как необходимый орган, ампутация которого сделает общество безнадежным инвалидом (пример тому КНДР).  Но он же, пораженный раковой опухолью, может выпустить зловещие, убивающие общество метастазы.
Давайте рассмотрим этапы предпринимательской социальной онкологии.
Находясь под гнетом репрессивного воздействия рынка, карающего за всякую ошибку,  и награждающего за каждое угаданное полезное решение, предприниматель оптимизирует свою работу. Это – рационализация и инновация.
Далее, предприниматель оптимизирует работу подчиненного ему коллектива, устанавливая наиболее эффективные системы поощрения каждого члена коллектива. Здесь уже может проявляться социальная жестокость, самодурство «хозяина-барина» и т.п.
Нетрудно заметить, что в вышеприведенных схемах предприниматель – слуга общества. Несомненно, положение слуги всегда тяготило и будет тяготить человека. Предприниматель прекрасно понимает, что выгоды от общества можно получить не только в качестве заслуженной награды, но и путем обмана, хищения, наконец – прямого насилия над обществом.
Никто не отменял той истины, что заговор (смешанным составом – бизнесмены, госчиновники, представители гражданского авторитета) – наиболее эффективная из всех возможных форм бизнеса.
Возникает ГЭЗ (Группа Экономического Заговора), уже не обслуживающая  нужды общества, а ведущая  с обществом лютую войну. Это свидетельство того, что предприниматель, как клеточка организма страны, превратился в её раковую опухоль. И начнет работать ОТКУПЩИКОМ – т.е. организатором сбора скрытой частной дани, эзопова ясака…
Чтобы извлечь мед предприимчивости, но при этом не быть покусанными пчелами бизнеса, нужно закрепить за предпринимателями статус ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, нужно чтобы предприниматели только решали уже поставленные государством и обществом задачи (с максимальной прибылью для себя в итоге оптимизации решения), но ни в коем случае сами не ставили бы условий задачи.
Государство заказывает цель и базовые условия её достижения: предприниматель с выгодой для себя отвечает за оптимизацию ХОДА К ЦЕЛИ, находит нестандартные, оптимальные, остроумные СРЕДСТВА И МЕТОДЫ для решения поставленной государством задачи.
Это теория. Практическое отражение теория имеет в сверхсложных сплетениях современных сетей аутсорсинга и субконтрактации, связывающих крупные предприятия всех форм собственности и инновационных предпринимателей в единый комплекс модернизации производства. Предприниматель в аутсорсинговой цепочке, с одной стороны, остается автономной фигурой, получающей личную прибыль в зависимости от рыночного результата своей деятельности, с другой же стороны – он часть и элемент макропланирования, включая сюда и индикативное государственное планирование!
Предприниматель должен решать новые, нестандартные задачи, а не пользоваться чужими решениями.
Если государство СТАВИТ задачу, жестко оговаривает ее условия, контролирует ее исполнение и не обманывает с обещанной наградой – предприниматель получает свой доход не в ущерб, а  на пользу обществу. Во всяком ином случае у предпринимателя будет очень большой соблазн добиться личной прибыли за счет причиненного обществу ущерба. В тяжелой форме это выражается в приоритетности даже копеечной личной прибыли перед даже миллионными общественными убытками.
Поймите, тот, кто подожжет город, чтобы продать огнетушители – ТОЖЕ предприниматель (человек, осуществляющий рисковые вложения в деятельность с неопределенным результатом). Но он сам поставил себе условие задачи, а не решал задачу, предложенную обществом.

Александр Леонидов; 31 января 2012

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..