Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,5336 руб.
  • Курс евро EUR: 68,5801 руб.
  • Курс фунта GBP: 77,3194 руб.
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

​Т. САВЧЕНКО: ОТ СТОЛИЦЫ ДО СТАНИЦЫ

​Т. САВЧЕНКО: ОТ СТОЛИЦЫ ДО СТАНИЦЫ - Сгинь! Сгинь, нечистый! – молодой казак отпрянул от берега, судорожно сжимая вспотевшими ладонями рукоять бердыша: прямо из воды на него уставилась жуткая усатая голова с выпученными глазами. В следующее мгновение раздался глухой всплеск, и кошмарное видение исчезло. Гладь Дона снова была тиха и неподвижна. - Что, Васятко, сома испужался? – раздался над ухом знакомый хрипловатый голос атамана, а на плечо опустилась его тяжелая рука- казак и не заметил, как тот подошел сзади. – Как же ты с нами в Сибирь-то собрался, ежели такой робкий?

- Ничего я не испугался, Ермак Темофеевич! – вытягиваясь в струну, выпалил Василий. – Просто… А какая она – Сибирь эта? – тут же перевел он разговор на другую тему, что бы скрыть смущение.

- Бают люди, что зело велика, - отозвался Ермак, задумчиво глядя на воду. – Пушным зверем богата, златом. Так что добудешь изрядный хабар!

- Хорошо бы! – оживился Васятко. – Тогда и к Любаве посватаюсь. А то батюшка ее – Фрол Игнатьевич о свадьбе и слышать не хочет. Мол, не отдам мою кровиночку за этакого голодранца, - с досадой добавил он, шмыгая носом.

- Иди почевать, голодранец, - хохотнул атаман. – Завтра на заре выступаем. А то заждались уже нас купцы Строгановы в своем Соль-Вычегодстке. Их там Кучумка – хан сибирский набегами беспокоит…

Берег опустел. А Дон-батюшка неспешно нес свои воды к Азовскому морю. Несет он их и по сей день.

Язык до Старочеркасской доведет

Никто уже не скажет сейчас сейчас, как начинался поход Ермака Тимофеевича в Сибирь. Как и не все историки уверены в том, что он родился на Дону. Существуют уральские, волжские, версии происхождения покорителя Сибири. И хотя, любой житель Ростовской области категорично заявит – «Ермак – наш!» - не будем утверждать этого со стопроцентной уверенностью. Но одно известно доподлинно – испокон веков родила Донская земля отважных казаков, чьи имена вписаны в российскую историю: Матвей Платов, Емельян Пугачев, Степан Разин, Кондратий Булавин… Туда – на берега Тихого Дона я вас сегодня и приглашаю. Мы побываем в заповедной станице Старочеркасская, увидим первый каменный храм на Дону, побываем на традиционном фольклорном фестивале казачьей песни. В дорогу, читатель!

Ростов. Еще на подъездах к столице Юга стало видно, как идет здесь подготовка к Чемпионату Мира по футболу 2018. Движутся неутомимые башенные краны – возводят новый стадион, растет футуристический корпус роскошного отеля «Шератон», расширяются дороги, оборудуются новые транспортные развязки… Кипит жизнь в городе. Но не станем здесь задерживаться, лучше – разузнаем у ростовчан, как нам добраться до станицы Старочеркасской. Сделать это оказалось не так-то просто. Опросил с дюжину прохожих на привокзальной площади – все лишь разводили руками. Лишь шофер маршрутки припомнил, что добираться туда надо через Аксайский поворот. Тяжелая вышла поездка, безалаберная. Вам же, читатель, не придется повторять моих ошибок: прямо на вокзале садитесь на автобус, или троллейбус до Площади Карла Маркса.

А от нее, в станицу, каждый час отправляется маршрутка – за часок доедете, не заблудитесь! Между Ростовом и Старочеркасской 30 километров расстояния и 250 лет разницы в возрасте. Черкасск, или Черкасский городок – такое имя получил город - был основан казаками-запорожцами(черкасами), в 1590 году на острове, омываемом Доном и Протокой, и на протяжении нескольких веков являлся столицей Всевеликого Донского казачьего войска. Немного странно, что донскую столицу основали казаки запорожские, переселившиеся в эти места с Днепра. Но удивляться особенно нечему – черкасы были легки на подъем. В XVII веке они стали первопоселенцами города Пензы, до которой от их родных мест более 1000 верст.

Да и не делились казаки на своих и чужих. Не важно с Волги ты, с Днепра, или со Смоленщины – поселился человек на Дону, значит стал своим – донским казаком. А с Дона, как известно, выдачи нет. Обширна была территория расселения донских казаков! Нынешняя Ростовская область – лишь часть донской земли. Во времена расказачивания, ее изрядно урезали, раздав соседним областям традиционные казачьи районы. Даже Краснодарскому краю, где тоже шли гонения на казачество, досталось несколько сел в Щербиновском районе. Тоже произошло и со станицами Донбасса(Харцизская, Иловайская, и.т.д.), переданными большевистским правительством Украине…

Лейся песня

Однако не станем отвлекаться – вот мы уже въезжаем в Старочеркасскую, виднеются за деревьями каменные колокольни храмов, зеленые улочки и площади станицы полны народа. Катают туристов ладные, крепенькие лошадки, запряженные в нарядные брички, а со всех сторон раздается звуки музыки и песен.Традиционный казачий фестиваль «Нет вольнее тихого Дона», проводится здесь в каждую последнюю субботу каждого летнего месяца, и собирает тысячи участников и зрителей. Так, в нынешнем году, на праздник приехало более сорока творческих коллективов со всех уголков Ростовской области, а так же из Ставрополья, Волгоградской области и с Кубани. К сожалению, не нашел среди участников ейчан – поленились наши певуны ехать на фестиваль. А жаль. Например, довелось послушать песню про «курку-чебатурку» в исполнении коллектива из станицы Вешенской. Хорошо спели – ничего не скажешь, но наши артисты из Александровки исполняют ее вообще бесподобно: с гиканьем, присвистом, на кураже. Не чебатурка, а чебатурище! Зато местные исполнители, узнав о том, что я специально приехал на фестиваль из Ейска, очень обрадовались. И о своих творческих планах рассказали, и былыми победами в конкурсах похвастались, а на прощанье еще и уговорили совместное фото сделать на память. Даже фуражку на меня надели, чтобы хоть немного на донского казака походил – не стал отказываться. А то от наших певунов таких предложений ни разу не получал. Главная сценическая площадка фестиваля расположилась в сквере в центре станицы, а зрители сидели на пластиковых стульях, на траве, лежали на расстеленных покрывалах, и, даже, на надувных матрасах. Каждое выступление сопровождалось дружными аплодисментами и криками «любо» - помнят на Дону традиции. Но не только со сцены звучали красивые казачьи мелодии – сложилось впечатление, что вся станица поет. Идешь по улице, а навстречу тебе казаки и казачки в народных костюмах. Идут и поют. Ни для зрителя, ни для камеры, а для души казачьей. Тут же, среди зелени, торговцы всех мастей со своим товаром. Кто нагайки и бурки предлагает, кто свистульки глиняные, кто посуду расписную. И что самое приятное – станица-то, хоть и является музеем-заповедником, но она при этом живая. Со старинным храмом соседствует обычная хата с палисадником, где во дворе сушится белье и квохчут куры, а на пороге дремлет рыжий кот. Рядом с усадьбой XVIII века новенький коттедж расположился, и, стилизованный под старину, ресторанчик с дымящим дровяным самоваром на террасе. Смешались в Старочеркасской и современность, и глубокая старина. Продолжается на Дону жизнь вольная, казачья.

Взлет и забвение

А что это за приметный белокаменный комплекс с белеными кирпичными стенами? Атаманское подворье – родовое гнездо знатной казачьей династии Ефремовых. Здесь и храм расположен, и фрагменты крепостной стены с дозорными башнями, и хозяйственные постройки, и атаманский дворец – не слишком красивый, но добротно и обстоятельно построенный. Сейчас в нем расположен музей. Зайдем в него – узнаем об истории станицы подробнее. Множество интересных экспонатов хранится под каменными сводами бывшего атаманского дворца! И оружие старинное – всякие пищали, шестоперы, чеканы, протазаны, да палаши. Знамена боевые, утварь, картины, мебель… Глядя на них, представляешь себе Черкасск в период расцвета, когда был он богат и многолюден, когда в нем процветали ремесла и торговля, когда только возводились здесь красивые белокаменные храмы. Кстати, о храмах: здешний войсковой собор был заложен в 1709 году. В ту пору по всей Руси каменное строительство было запрещено – возводилась новая имперская столица и весь строительный камень, все мастера стекались в Санкт-Петербург. Но для донских казаков, Петр I сделал единственное исключение – ценил и уважал самодержец военное сословие. Но как же так получилось, что процветающий город превратился в обычную, заурядную станицу? А виноват во всем, оказывается батюшка Дон. Был он не только кормильцем, транспортной артерией и защитником казачьей столицы от вражеских набегов, но и разрушителем. Город расположен в низине, и каждое половодье Дона, приносило немало бед. Даже дома в Черкасске имели два этажа – в верхних жильцы укрывались от воды во время разливов. Так продолжалось более полутора веков, пока Дон не разбушевался особенно сильно, и не навредил казакам больше обычного. Тут-то атаман, генерал от кавалерии Матвей Иванович Платов, подсчитав убытки, и принял решение о строительстве новой войсковой столицы – Новочеркасска, а родной Черкасск «разжаловал» в станицу Старочеркасскую. Было это в 1805 году. На долгое время утратила с тех пор бывшая столица свое значение. Рушились и ветшали старинные здания и храмы, паслись на бывшей главной площади – майдане овцы и коровы… Второму рождению обязана станица лауреату нобелевской премии, автору «Тихого Дона» и «Поднятой целины» Михаилу Шолохову. Именно он настоял в 70-е годы прошлого века, чтобы был создан в центре Старочеркасской музей-заповедник, в который сегодня приезжает множество туристов со всей России и из-за рубежа. Приезжают побродить по старинным улочкам, полюбоваться величественными храмами, закатами над Доном, побывать на концертах и выставках, проходящих здесь. Давайте же и мы с вами, прощаясь со Старочеркасской, зайдем в огромный и мощный, как настоящая крепость, в которой и осаду можно выдержать, войсковой собор. Послушаем церковное песнопение, поставим свечку перед иконой, молча постоим у резного красивого алтаря. Всмотримся в лица казачьих атаманов, чьи портреты висят в нижней храмовой галерее. Потрогаем, нагретые солнцем, стволы трофейных турецких пушек и цепи, в которые был закован в свое время Степан Разин. Неспешно выйдем к тихому Дону, на чьих берегах выросли многие поколения героев и бунтарей- казаков – стойких защитников России. Кинем монетку в зеленоватую воду – побывав здесь однажды, хочется вернуться сюда снова.


Тимур САВЧЕНКО, аналитик "ЭиМ", Южный федеральный округ.; 29 августа 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.