Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 59,0396 руб.
  • Курс евро EUR: 69,5900 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,8895 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ.СУДЬБА.

ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ.СУДЬБА. Житель д. Бурцево Сергей Муравьёв с самого начала кооперативно-фермерского движения в нашей стране участвует в нём, пройдя без малого тридцатилетний путь животновода и хлебороба. Вообще-то Сергей Анатольевич уфимец, 10 лет проработал на Уфимском моторостроительном производственном объединении. Так как родители родом из Иглино и всю жизнь работали в сельском хозяйстве, то и труд агрария ему не чужд. Поэтому, когда в 1990 году втроём с братьями Виталием и Геннадием увидели объявление, что в агрофирму «Нива» (с. Шмидтово) приглашаются фермеры, то долго не раздумывали. Председатель колхоза Виктор Некрасов отнёсся к желанию братьев работать на земле положительно и в дальнейшем шёл им навстречу по многим вопросам.


Житель д. Бурцево Сергей Муравьёв с самого начала кооперативно-фермерского движения в нашей стране участвует в нём, пройдя без малого тридцатилетний путь животновода и хлебороба.

Вообще-то Сергей Анатольевич уфимец, 10 лет проработал на Уфимском моторостроительном производственном объединении. Так как родители родом из Иглино и всю жизнь работали в сельском хозяйстве, то и труд агрария ему не чужд. Поэтому, когда в 1990 году втроём с братьями Виталием и Геннадием увидели объявление, что в агрофирму «Нива» (с. Шмидтово) приглашаются фермеры, то долго не раздумывали. Председатель колхоза Виктор Некрасов отнёсся к желанию братьев работать на земле положительно и в дальнейшем шёл им навстречу по многим вопросам.

– Всё начинали с нуля, было голое поле, – признаётся герой нашего очерка.

Передали им в аренду ферму на 250 коров. Новые хозяева навели в коровнике порядок, установили систему навозоудаления, поддерживали чистоту. Выкупили у колхоза трактор Т-40, на котором подвозили корма, увозили навоз. В общем, дело пошло. Работали семейным подрядом, только доярки были наёмными. К слову, зарплата работниц повысилась за полгода со ста до пятисот рублей.

Всё делали сами – в том числе и роды у коров принимали. Правильный подход и бережное отношение к скоту сделали своё дело: до прихода братьев до 60% телят в хозяйстве погибало от плохого ухода, у начинающих фермеров же сохранность телят выросла до 100%. Повысились и надои молока – до 3,5 тысячи литров за год. Для этого пришлось уничтожить 40% поголовья лейкозных коров. От быков тоже отказались – перешли на искусственное осеменение.

Новые хозяева установили полный хозрасчёт: все расходы полностью просчитывались, 70% доходов оставляли себе, а 30% – отдавали колхозу.

Два года спустя в колхозе произошла смена руководства, одновременно изменился и подход к правовым формам хозяйствования. Все работники, согласно законодательству, ушли на фермерское хозяйство – каждый получил свой пай. Пришлось братьям брать кредит: 400 тысяч рублей едва хватило, чтобы приобрести гусеничный трактор Т-70, зерновой комбайн «Нива», плуг, культиваторы, самосвал «ГАЗ-53».

Работа закипела по новой – приходилось обрабатывать 11 гектаров паёв на троих: стали разводить крупный рогатый скот, содержали лошадей, свиней, кур. Первой посеяли свёклу, затем засадили картофелем целое поле, кормов же засеяли в первый год только овёс под покров и люцерну. Уже потом, освоившись, стали засевать зерновыми – пшеницей, ячменём. Урожайность повысилась до 30 центнеров с гектара.

– Пшеницу сдавали на Мелькомбинат, – вспоминает Сергей Анатольевич, – да вот незадача – денег-то в те времена не платили, всё старались бартером отдавать. Так что, приходилось вертеться самим.

С 1992 по 1994 год пришлось Сергею Муравьёву, как авторитетному представителю фермерского движения, занимать общественный пост председателя Ассоциации фермерских хозяйств Уфимского района. В 1993 году даже ездил с делегацией Республики Башкортостан в Москву на съезд фермерских хозяйств России.

Время потихоньку шло, хозяйство расширялось. В 1998 году Муравьёв стал заниматься прудами в д. Бурцево – заключил договор с администрацией района на десять лет. И по сей день выращивают в бурцевских прудах толстолобиков, белого амура, карасей, щук. В среднем за год получают полторы тонны рыбы.

Ещё с самого начала стали разводить овец: в далёком 1990-м всё пошло от первой овечки-прародительницы. На сегодня вместе с молодняком держат 136 голов. Как признаётся сам фермер, держали бы и больше, да с помещениями туго. Летом овец пасут на поле, а вечером загоняют обратно в ангар площадью 270 квадратных метров.

Овец реализуют круглый год, но основные продажи – к мусульманским праздникам. Начали с пород романская и меринос, сейчас остановились на гибридах – скрещивают курдючных, романских овец и мериносов. Бараны-производители исключительно курдючной породы. А чтобы не происходило близкородственного скрещивания, каждые два года производителей меняют – привозят баранов из других хозяйств.

Овцы у бурцевского фермера всегда накормлены: летом пасутся на поле, щиплют траву до самого снега. Зимой основной корм – сено.

Как раз сейчас Муравьёвы занимаются заготовками корма – пока позволяет установившаяся погода, ударными темпами убирают многолетние травы, в основном, это люцерна.

Сергею Анатольевичу, как главе крестьянско-фермерского хозяйства, помогает вся семья. Вместе с супругой Надеждой Владимировной они вырастили двоих сыновей Кирилла и Анатолия и дочь Анну. А теперь вот и пятнадцатилетний внук Илья радует дедушку своими успехами не только в школе, но и на поле: юноша умело работает и на комбайне, и на тракторе, и «Газель» водит уверенной рукой.

Сергей Муравьёв стоял у самых истоков зарождения фермерского движения в районе. За свои заслуги в агропромышленном комплексе он награждён Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан. Уезжая из Бурцево, подумалось: побольше бы таких фермеров – настоящих хозяев на нашей земле, тогда и вопрос с импортозамещением не стоял бы так остро, да и земля находилась бы в умелых руках.

Эдуард БАЙКОВ; 9 августа 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.