Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,5118 руб.
  • Курс евро EUR: 67,8927 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,5302 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

​БЕЗВИЗ, БЕЗГАЗ, БЕЗСВЕТ, БЕЗУМ…

​БЕЗВИЗ, БЕЗГАЗ, БЕЗСВЕТ, БЕЗУМ… В преследующем человечество кошмаре либерально-рыночных «реформ» есть удручающая повторяемость. Кажется, именно здесь выпукло проявляется пессимизм крылатой фразы: «история учит только тому, что ничему не учит». Ну, в самом деле: обычно если какое-то средство доказало свою негодность – то его перестают употреблять. Раньше, например, врачи пытались «лечить» парами ртути. Потом доказали всю вредность такого «лечения» - и пары ртути перестали употреблять в медицине. И сегодня, если врач предложит вам «полечится» парами ртути – вы, во-первых, удивитесь. А во-вторых, запретите ему…

С либерально-рыночными реформами по рецептам МВФ не так. Опыты поставлены. Поставлены много раз. Не на собаках – на людях. Поставлены во всех частях света, чтобы исключить примесь национально-расовых помех ментальности.

Опыты не просто доказали изначально(логически) понятную умным людям бредовость либерально-рыночных реформ, но и доказали её с колоссальной массой человеческих жертв.

Человечеству уже вполне открыт опыт либерально-рыночных реформ, проводившихся на основании методик МВФ в Югославии[1], Мексике[2], в Болгарии[3], Греции[4], в Руанде[5], во многих других странах Африки и на Филиппинах[6].

Повсюду – идёт ли речь о неграх первобытной стадии или о культурных европейцах – опыт либерально-рыночных реформ давал эффект взрыва бомбы в комнате…

Иначе, как чудовищными нельзя назвать результат либерально-рыночных реформ в России (как полной, так и усечённой до границ РФ)[7]. Да и на самом «Старом Западе» - источнике либерально-рыночной инфекции мозга, попытки применять либерально-рыночные методы в экономике дали результаты более, чем плачевные[8].

Так чем же объяснить тот факт, что многократно поставленный опыт, доказавший принципиальную неверность и порочность рыночных реформ – не привёл человечество к запрету на них?

Почему лечить больных парами ртути или козьими какашками врачам запретили, а лечить экономику ртутным выхлопом рыночной алчности экономистам не запрещают?

Яркий пример либеральных реформ по рецепту МВФ за траншевые подачки представляет сегодня Украина. Она воплощает собой поговорку «все с ярмарки, а я на ярмарку». Хотя мода ни рыночную либеральность в мире давно прошла – Украина предпочитает щеголять в давно вышедшем из моды наряде, к тому же пропитанном ядом.

***

Для того, чтобы объяснить неугасающую у людей планеты страсть заниматься рыночным реформированием – потребуется уже не экономист, а социопатолог.

Экономист никогда не объяснит, почему сто раз подряд провалившаяся технология – снова и снова бездоказательно, но очень эмоционально провозглашается «путём к успеху».

Ведь, казалось бы, тот, кто за 25 лет пост-советской жизни ДО СИХ ПОР не понял губительность рыночных реформ – просто не имеет разума, следовательно, и апелляции к разуму бесполезны…

На самом деле всё, конечно же, не так просто. Разум человека связан с пониманием мира.

- Если у человека духовные, идеальные приоритеты – то жить разумному среди глупых и тёмных мучительно, скучно и невыносимо-одиноко. И потому человек духовный стремится сделать так, чтобы разумных существ вокруг него было побольше – элементарно, чтобы было с кем общаться, было кому понять его, было с кем разделить познавательный процесс и т.п.

- Но если у человека материальные, хищнические приоритеты – тогда всё меняется. Разум превращается в орудие подавления. Чем глупее люди вокруг – тем лучше. Идеальный вариант – сохранить монополию на знание. Чтобы никто, кроме тебя, ничего не знал, а твои знания воспринимали бы как особый дар, волшебство.

- Следствие: тебе будут поклоняться, как «богу». И все материальные блага достанутся в итоге тебе, будут распределяться тобой.

Духовный приоритет разума породил науку и просвещение, всеобщую грамотность, всеобщее образование, всемирные конгрессы по обмену опытом и т.п.

Материальный приоритет разума породил магию и масонерии. Для магов и масонеров (расширенное обозначение масонских и пара-масонских деятелей) важно не всемерное распространение знаний, а всемерное их нераспространение.

Люди, увлекающиеся в сфере разума, науки и образования секуляризацией[9] - не понимают, что блокируют истоки НАУКИ и наоборот, делают перекос в пользу МАГИИ.

Материализм крайней степени – это одновременно и крайней степени магизм, смыкающийся с фетишизмом[10] и анимизмом[11] до полной неразличимости.

Схватка науки (знания открытого) и магии (знания закрытого) – неразрывно связана с другой, базовой для социологии схваткой: ОБЩЕСТВЕННОГО ДОЛГА И ЛИЧНОГО ШАНСА…

***

Почти все, включая даже и сторонников буржуазной «демократии» замечают за ней совершенно очевидное бытовое безумие.

Но мало кто понимает его истоки и происхождение. Дело в том, что это общество, как буржуазное – работает на чьи-то личные, узко-корыстные интересы, но как «демократическое» вынуждено всё время врать, что работает на общественные интересы.

Сочетание конкретного действия – и упорного вранья о прямо противоположном действии и создаёт тот шизофренический буржуазный быт, в который мы погружены четверть века.

Здесь изо дня в день «из каждого утюга» несутся бурные уверения в том, что воровство и хищничество сильных мира сего – не во вред, а во благо обывателям.

Поскольку этот бред звучит неубедительно – нанимают опытных софистов, хитрых адвокатов, которые выворачивают всё с помощью логических трюков, подмен и доказательных кругов. И в итоге создают в массовом сознании сложнейшие химерические архитектуры, единственная цель которых – скрыть грубый и примитивный хапок очередной «генерал-гориллы» из общественного кармана.
Неудивительно, что в этом причудливом, шизофреническом мире мы видим перевёрнутое, искажённое отражение реальных процессов, совершенно неадекватное реальности. Сегодня весь Запад (не одна же Украина!) – называют сепаратистами противников сепаратизма, сторонников единства расчленённой страны. Террористами называют не организаторов теракта и даже не его исполнителей – а его жертв. Отрицание многократных всенародных референдумов-голосований называют «демократией». Не проведение выборов, а их запрещение – называют «демократией»!

Странно ли, что такое «жонглирование смыслами» создаёт вместо реального мира «как-бы мир». Ведь любимая приставка постмодернистов – «как-бы»: «как-бы страна», «как-бы сделали» и т.п.

Если мы отсеем безумие и слабоумие из современной информационной среды, то останется очевидный конфликт: между чувством долга перед обществом и личным шансом для себя.

Противники рыночных реформ сражаются за общественные интересы, всех и каждого, за систему коллективной безопасности, как международную, так и межличностную. Сторонники рыночных реформ не строят никаких иллюзий насчет их общественной пользы. Потому они не принимают аргументов разума, исходящих от лица общественных интересов.

Сторонники рыночных реформ преследуют ЛИЧНЫЙ ШАНС. При этом им абсолютно безразлично – что будет с обществом В ЦЕЛОМ, потому что они не берут в голову интересы и потребности ВСЕХ И КАЖДОГО. Ф.М. Достоевский отражал чувства эгоиста на примере апокалипсиса и чаепития[12]

Но не могут же сторонники рынка открыто заявить, что плевать хотели на всех, кроме себя, любимых? Тогда им общество не будет доверять бразды и даже попытается от них избавиться…

Отсюда и возникает шизофрения «демагога днём, людоеда ночью», в которой нас заставили в итоге жить…

***

И сторонники, и противники рыночных реформ в одном вопросе пришли к консенсусу. Они совершенно одинаково отрицательно отвечают на вопрос о возможности сосуществования рыночных реформ и разума, рационального мышления.

Разум и рынок несовместимы. И потому кто-то один должен уйти: или разум победит рыночные стихии, или рыночные стихии уничтожат разум.

Признав это, сторонники и противники рыночных реформ по разному решают вопрос о существовании Разума. Противники рынка настаивают на его торжестве, а сторонники рынка – на его ликвидации. Можно привести тысячи примеров крайних форм деградации ума, образования, науки, личного и коллективного сознания при расширении и углублении рыночных отношений.

Причем как в РФ[13], так и в США[14].

Но главное – не сыпать из рога изобилия примерами умственной, нравственной, производственной, даже потребительской[15] деградации человека под прессом рыночных реформ - а понять их причину.

***

Разум по определению – инструмент познающий и нормирующий.

Познание без нормирования невозможно.

Приведу аналогию: если вы что-то грузите в кузов грузовика – то обязательно там и укладываете. Нельзя загрузить – и при этом не уложить. Даже если специально не укладывать при погрузке – всё равно груз каким-то образом сложится. А если не сложится – то из кузова вывалится и т.п.

Точно так же Разум: принимает и укладывает. То есть – познаёт и нормирует. Отделить познание от нормирования нельзя. При попытке ликвидировать нормирование – ликвидируется и познание.

Говоря о познании и нормировании – мы попадаем в треугольник науки, религии и морали. Они, на самом деле, нерасторжимы и не могут быть друг без друга.

Наука – признание множеств. Религия – признание единого, общего. Мораль(нравственность) – соотношение множеств с Единым и частного с общим.

"Единство" и "множество", "часть" и "общее" – необходимые категории сознания.

Без них сознание не может быть здоровым[16], да и просто не может быть.

***

Разум устанавливает причинно-следственные связи. Устанавливая их в природе, он создаёт технику. Устанавливая их в мире человеческих отношений – он формирует нравственность и общественное устройство, а так же всё более и более предсказуемую и всё глубже планируемую экономику.

Всякий инженер, всякий конструктор воспримет рыночную бредятину как не собранный – либо разрушенный механизм. Детали не должны действовать сами по себе и взаимодействовать по случайному принципу – скажет любой конструктор. Они должны отвечать общему замыслу конструкции.
В чём её общий замысел? Чтобы как можно больше хлеба выдать «на-гора»? Окей, мы сопряжём усилия множества людей так, чтобы хлеба сыпалось в итоге всё больше и больше… Если нужны танки – то же самое, но только адаптированное под массовый выпуск танков.

Так в чем же проблема? Познавая природу и людей – Разум создаёт не только высокую производительность, но и оптимальные формы межличностных отношений (это и называется нравственностью). Логикой и опытом он постигает, что:

- если свинничать (причина) – то будет грязно и вонюче (следствие);
- если хищничать (причина) – то станет кроваво, страшно и очень опасно жить (следствие);
- если паразитировать(причина) – то наступит стадия истощения общества-донора (следствие), и т.п.;
Изучая следствия разных причин в природе (естественные науки) Разум изучает их и в мире людей. А осознав взаимосвязь между свинством и грязью (например) – Разум запрещает свинство…

Постепенно формируется разумная система, в которой человеку очень и очень многое запрещено: запрещённое или опасно для окружающих, или вредит им, или злит, раздражает их, или ещё каким-то образом ведёт в итоге к плачевым причинам.

Можно ли такую систему заменить на разнузданную вседозволенность эгоистичной скотины, не сломав, не разрушив Разума? Очевидно, что нет.

Для того, чтобы человек не понимал, как его обокрали, как его грабят и убивают – он не должен уметь понимать причинно-следственных связей в мире. И потому даже самые абстрактные естественные науки становятся опасны для рыночных реформаторов.

Их главная (хотя и скрытая) МОТИВАЦИЯ при организации рыночного погрома приватизаций – это ЛИЧНЫЙ ШАНС круто «подняться» при полном игнорировании общественных интересов и рисков для общества, взятого В ЦЕЛОМ.

Реализаторы личного шанса считают любые проблемы общества – не своей заботой и выводят их за рамки своего реагирования. Что бы не происходило в обществе – оно будет безразличным преследователю личного шанса, пока лично его не коснётся.

Такое расчленение в онтологически-неделимой паре «частное-общее», «единое-множественное» - конечно же, разрушительно для разума. Ведь попытки разделить онтологически-неделимое разрушают мозг так же, как попытки совместить несовместимое.

Поэтому в результате в прямом смысле слова БЕЗУМНЫХ рыночных реформ формата МВФ – происходят очень многие процессы помимо личного выигрыша какой-то части общества, сумевшей «хорошо хапнуть» на развале целостной системы жизнеобеспечения.

Мы видим, что по мере деградации принципов разумности, рациональности и перехода к воинствующему иррационализму, звериному интуитивизму альфа-самцов - происходит разложение всех устойчивых человеческих связей: семьи, рода, нации, гражданской общности, неделимых циклов производства, систем безопасности, научно-образовательных структур и т.п.

Подрыв нравственности при позиции «пусть все сдохнут – лишь бы мне хапнуть» - становится неизбежен. Но это отказ от веками, тысячелетиями наработанного опыта разумных взаимоотношений между людьми! Отказываться от нравственности – это в очередной раз наступать на те самые грабли, о которые не раз уже разбили лоб предки, и разбив – завещали не наступать туда!

Распад внутренней нравственной культуры человека делает закон формальным и мёртвым. Правоохранительные органы перестают работать – или работают вопреки правопорядку, как мафия.

Без нравственного стержня теряется коллективизм. Его сменяет узколобый, сиюминутный индивидуализм хапуги и циника. Но вместе с коллективизмом происходит и распад КОЛЛЕКТИВА.

Коллективизм – психологический настрой, а коллектив – внешняя форма, которую этот настрой принял. Уберите содержание – исчезнет и форма.

А как жить в обществе сложного, многоуровневого разделения труда – если распадаются все коллективы?!

Если из площадки совместной деятельности общего дела они превращаются в площадку взаимного унижения и уничтожения?

Коллектив – основная социальная форма цивилизации. Если он теряет смысл и целенаправленность – он растворяется. А его возможности утилизируются (ушлыми реализаторами личного шанса), как вторсырьё…

То есть был агрегат. Давал выработки на миллион. Но всем, многим. А стал металлолом. Сдан на переплавку, как металлолом. За это дали рубль. Но лично мне. Такой вот алгоритм утилизации достижений цивилизации. Если сдать библиотеку Конгресса на макулатуру – наверняка ведь сколько-нибудь заплатят за такую гору макулатуры!

***

Препятствуя этому, Разум становится врагом рыночных реформ формата МВФ номер один.

Человеческое начало упорядочивало природу и отношения вокруг себя.

Оно очеловечивало – огосударствляя. У человека есть государство, а у животных - нет. Оттого огосударствление есть очеловечивание. А вот частная собственность у животных есть. Они друг дружку за неё даже убивают - когда, например, сражаются за кормовые участки. Частная собственность основана на зоологическом инстинкте.

Либерально-рыночная теория взывает к звериному началу внутри человека.

Она пользуется тем, что зверь в человеке чувствует себя среди запретов коллективного разума, как в тюрьме. Она обещает зверю свободу: свободу от культуры и знаний, от обязанностей перед обществом, от заповедей и ограничений.

Она манит зверя свободой зверства и скотства.

При этом разгосударствляя экономику, либерализм её расчеловечивает, то есть раскручивает обратно то, что было скручено прежними веками.

Выплеск громадной зоологической энергетики, первобытной, остро ненавидящей всякую обязанность и тяготеющей к произволу – делает либерализм очень сильной (хотя и очень разрушительной) идеологией.

Либерализм – не просто игрища дурачков, как может показаться по итогам его пиршеств на руинах разваленных экономик и государств. Либерализм не то, чтобы не понимает человека – наоборот, он слишком хорошо понимает человека, тёмные и архаичные инстинкты и подсознательные позывы вглуби человеческого существа.

Играя на понижение – либерализм имеет колоссальную фору перед всеми другими идеологиями, играющими на повышение: потому что, конечно, падать всегда легче, чем взлетать, а катится под гору легче, чем в гору.

И всякий раз – пока в экономике не наступит полный «аллес капут» - либерализм своими звериными соблазнами, зоологическими прелестями забирает приз зрительских симпатий…

Высвобождаясь от обязанностей, повинностей, принудительной деятельности – человек, конечно же, освобождается от гнёта.

Либерализм отменяет серые будни и заменяет их вечным праздником, у которого только одна беда: непонятно, кто будет оплачивать банкет, и кого-то постоянно съедают, чтобы не было убыли мясным блюдам…

***

Если «праздник непослушания» включить, например, у хлеборобов, по весне – то плохо им станет только следующей зимой. А летом будет ещё очень весело и здорово: хлеб ПОКА не кончился, а ТРУД уже отменили!

Разумный поймёт динамику. Поэтому он для рыночных реформ непригоден. Нужен майданный скакун.

Для либерализма формата МВФ нужно иррациональное, лишённое связного мышления, способности делать выводы и учится на опыте жизни существо, возбуждаемое зверино-зоологическими мотивациями, и доведённое ими до полного эмоционального экстаза. Которому, к тому же, плевать на всех соседей - лишь бы его одного покормили послаще...

Разум нельзя совместить с рыночными реформами. И потому выбор рынка от МВФ – это ликвидация разума в особо крупных размерах.

Но реализаторов личного шанса это не волнует – потому что они поджигают мировой пожар, чтобы зажарить себе яичницу, и наивно верят, что найдут в огне брод, не сгорят в кромешном пламени, на которое обрекли всех окружающих…



[1] МВФ в Югославии последовательно уничтожил индустриальный сектор и постепенно демонтировал югославское государство «всеобщего благоденствия». Соглашения о реструктуризации увеличили внешний долг и обеспечили мандат для девальвации югославской валюты, что сильно ударило по уровню жизни югославов. Югославская экономика медленно впадала в кому. Промышленное производство докатилось до 10-процентного падения к 1990 году — со всеми предсказуемыми социальными последствиями. Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 1980-х годах, ушла на обслуживание этого же долга и решение проблем, вызванных выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.

[2] В 1980-е годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать так: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.

В результате реформ Мексика — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.

[3] Реформы МВФ привели к массовому вымиранию болгар, особенно на севере страны. Болгарский перец, чьё имя показывает на его происхождение – перестали выращивать в Болгарии!

[4] Стремительная деиндустриализация страны привела к закрытию по меньшей мере, 18 производственных единиц за лишь последние пять лет с 2012 по 2016 гг. Последним таким инцидентом стало прекращение работы завода Pepsico-Ivi в Биотии, центральной Греции, 31 октября. Тремя месяцами ранее, 2 августа, производитель проводов и стальных тросов Leventeris закрыл свой завод вблизи города Волос.

По умеренным оценкам Греческой Федерации Предприятий (SEV) "для того, чтобы компенсировать обнищание греческой экономики за последние несколько лет, потребуются дополнительные инвестиции - на те, которые осуществляются ежегодно в размере 100 млрд евро до 2022 года.”

Глава SEV Теодорос Фессас отмечает: "За последние семь лет, продуктивная ткань страны разрушилась. Инвестиции снизились на 62 %, заставив промышленную и производственную сферы расплачиваться за рецессию".

Среди предприятий, прекративших свое производство в 2015 году оказались марка бумажных полотенец Softex и производитель упаковки Vis, наряду с ContiTech IMAS - завода конвейерной ленты, который закрыли в марте 2015 года, а это означает, что 140 сотрудников присоединились к длинному списку безработных греков.

[5] В 1989 году МВФ предоставил Руанде заём при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (поддержка является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.

[6] Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте везде привело к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности.

[7] В результате реформы 1990-х годов в России в результате максимальной либерализации экономической деятельности, произвольного распределения госсобственности, финансовой стабилизации за счёт жёсткого ограничения совокупного спроса произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей.

Индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата — в 616 раз. Жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5—2 раза. Как отмечал в 2002 году академик Д. С. Львов, зарплата в реальном исчислении сократилась с 410 рублей (1990 г.) до 168 рублей (2000 г.). Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий.

Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. Либерализация ценообразования вызвала гиперинфляцию (и ликвидацию сбережений).

Либерализация цен и новая налоговая политика оказали разрушительное воздействие на частное предпринимательство – ради которого, вроде бы, и начинались! За 1992 год в России число малых предприятий в сфере производства резко сократилось.

Во время реформ было резко сокращено финансирование науки и НИОКР (В 6 и более раз). За два года после начала реформ только в академической науке произошло сокращение численности работников на 32 %. В 1990—1997 годах научный потенциал страны сократился на 35—40 %.

Реформы привели к значительному сокращению объёмов производства в сельском хозяйстве: сокращение посевных площадей, сбора зерна, поголовья скота. В животноводстве происходил регресс в технологии и санитарии.

Экономический и политический кризис в 90-е годы привёл к резкому сокращению авиаперевозок. В это время произошло примерно четырёхкратное сокращение как объёмов перевозки пассажиров, так и пассажирооборота.

В 90-е годы произошли значительное ухудшение здоровья населения и рост смертности. Наиболее негативным последствием системного, прежде всего экономического кризиса в России явился рост смертности населения. Для сравнения д.э.н. из ИСПИ РАН Л. Л. Рыбаковский приводит данные, что сверхсмертность в годы Великой Отечественной войны, включая гибель населения в блокадном Ленинграде, составила примерно 4,2 млн человек и соответствовала 90-м годам в РФ!

За годы реформ сократилось потребление ряда важнейших продуктов питания. Специалисты говорят о резком ухудшении его структуры, недостатке белков и витаминов. В Государственном докладе «О состоянии здоровья населения Российской федерации в 1999 году» говорилось, что «структура питания населения характеризуется продолжающимся снижением потребления биологически ценных продуктов питания».

Кроме того, в результате реформ значительная часть продуктов питания, поступавших в торговлю, была фальсифицирована[63]. «Либеральные» реформы, как отмечают исследователи, вызвали значительный рост преступности в России.

Говоря о российских реформаторах и результатах их политики, профессор Колумбийского университета и лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц отмечал: «Величайший парадокс в том, что их взгляды на экономику были настолько неестественными, настолько идеологически искажёнными, что они не сумели решить даже более узкую задачу увеличения темпов экономического роста. Вместо этого они добились чистейшего экономического спада. Никакое переписывание истории этого не изменит». В издании «Белая книга. Экономические реформы в России 1991—2001» С. Ю. Глазьев и С. А. Батчиков пишут, что «…за годы реформы страна по уровню социально-экономического развития оказалась отброшенной на десятилетия назад, а по некоторым показателям — в дореволюционный период. Никогда за обозримый период, даже после разрушений от гитлеровского нашествия, не наблюдалось столь продолжительного и глубокого снижения уровня производства почти во всех отраслях отечественной экономики». В 2007 году социолог Наоми Кляйн представила результаты социологического расследования последствий шоковой терапии в экономике, привела «сравнительный анализ между опытами по введению человека в состояние шока при помощи шоковой терапии в медицине и шоковой терапии в экономике, которую экономисты Милтон Фридман, Джеффри Сакс проводили в отношении СССР и в других странах для углубления ситуации с кризисом и развития в этих странах гуманитарной катастрофы».

[8] Вот что говорит об этом известнейший американист, большую часть жизни проживший в США, начиная ещё с советских времён, М.Таратута: «На протяжении последних 20, может быть, даже больше лет в Америке… 1% наращивал доходы, и они росли постоянно… зарплаты у топ-менеджеров десятками миллионов исчислялись. В то время как средний класс – это основа общества – там доходы не росли, но… в Америке очень выросли цены за последние 10-15 лет. И большая часть нижней прослойки среднего класса проваливалась в малоимущий класс, средний класс сокращался. Так умирала «американская мечта»: завтра жить лучше, чем живем сегодня. Дети должны жить лучше, чем их родители. Но так было, это была осуществимая мечта. И вот последние десятилетия её не стало».

[9] Секуляризация (позднелат. saecularis — мирской, светский): Секуляризация (история) —изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.

[10] фетишизм — культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.

[11] Анимизм (от лат. anima, animus — душа и дух соответственно) — вера в одушевлённость всей природы, ставящая знак равенства между живым и мёртвым, между одушевлёнными существами и неодушевлёнными предметами. Т.е. вера в то, что человек не отличается от камня, дерева, воды, огня и т.п.

[12] Слова главного героя повести «Записки из подполья» (1864) Ф. М. Достоевского (1821 — 1881): «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить». Ироническая фраза-символ крайнего индивидуализма, эгоизма.

[13] Вот конкретный факт: в 2015 году, впервые за полвека русские школьники покинули всемирную олимпиаду по математике без золотых медалей. Речь идёт об олимпиаде в Чианг-Мае (Таиланд) (56-я Международная математическая олимпиада). Впервые за всё время участия в подобных соревнованиях русские не получили ни одной золотой медали. Никто из шестерых членов нашей сборной не сумел решить хотя бы четырёх из шести олимпиадных задач. Наша команда по сумме баллов, завоёванных участниками, стала восьмой, в командном зачёте - по медалям (как на спортивных олимпиадах) – двадцать первой. Это - "небывалый" результат: советская математическая школа уверенно лидировала в мире!

[14] В том же 2016 году Обама признал, что США в их нынешнем состоянии не способны повторить полёт на Луну 60-х годов (якобы имевший место, давайте будем считать, что он был). То есть в ХХ веке могли, а в XXI не могут... При этом почти половина американских школ, финансируемых государством, в 2011 году не достигли образовательных показателей, которые были для них установлены. Об этом говорится в докладе, который 15 декабря представил американский Центр образовательной политики (The Center on Education Policy). Это наихудший показатель с тех пор, как определение стандартов для школ, получающих государственное финансирование, было санкционировано специальным законом в 2001 году.

[15] Деградация потребительского спроса – утрата человеком потребности в прежде необходимых ему потребительских благах, таких, как литература и искусство, научно-популярный интерес, философия, расширение кругозора и т.п. Сведение всех потребностей к сугубо-зоологическим, примитивным. А больше, мол, ничего и не нужно…

[16] Предполагать множество и локальности без единства, общности и центрального – и невозможно, и никому не нужно, и совершенно бесперспективно: знания о разных предметах, не объединённые единой доктриной, суть есть безумие.

Александр Леонидов; 10 февраля 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.