Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Ноябрь
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ…

ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ… Российская экономическая система сегодня находится точно посредине между прогрессивным, цивилизованным устройством экономики и его антиподом: экономической бойней. Россия находится в стадии «благотворительного патернализма», равноудалённого и от гарантий социального государства, и от «карнавала смерти» инфернальной «демоНОкратии». И тут нужно подробнее объяснить читателю, в чём мы застряли, где выход наверх, а где провал в окончательный низ…

С точки зрения всей цивилизации (который, кроме крайних маргиналов, веками никто и не пытался опровергать) – идеалом выступает экономическая система гарантированного жизнеобеспечения.

Власть гарантирует людям определённый набор благ, причём у этого есть две стороны: присяжная и технологическая. Власть присягает (клянётся), что будет обеспечивать человека по нормативу, и создаёт для этого технические возможности: ведь мало хотеть, нужно ещё и мощности иметь, дабы удовлетворить гарантированный спрос.

Такая власть является для населения экономически-идеальной. Она, во-первых, не хочет бросать гражданина в беде, а во-вторых, технически способна ему реально помочь. У неё есть и желание и средства.

Нетрудно заметить, что мы описываем устоявшую и преодолевшую временные трудности снабжения советскую систему Госплана. Исторически эта система существовала очень недолго, не имела достаточного для неё уровня технических средств (например, современных компьютеров и интернета) и подвергалась извне чудовищным сотрясениям. Поэтому здания в законченном виде мы не увидели, мы наблюдали только строительную площадку со всем её строительным мусором и хламом.

Вообразите, что система Госплана существует и по сей день (или возрождена). У неё был бы совершенно другой уровень возможностей! Считают-то уже не на счётах, таблицы сводят уже не на перфокартах! Каналы связи и обратной связи на порядок более быстрые и совершенные! Исходя из этого я и вижу идеальную экономику.

На основе всех современных технических средств человек формирует заказ. Ему не нужно стоять в очереди за колбасой – он просто написал за месяц вперёд, сколько колбасы ему нужно, и ему в положенный срок доставили, либо в пункт получения, либо на дом.

Эта система совершенствует производство, поскольку оно избавляется от нехваток – и в то же время от экологически обременительных излишков, попросту сгнивающих без употребления.

Но эта система совершенствует и человека, развивает его интеллект и ответственность. Человек учится планировать на длительное время, и через это развивается его ум, человек становится менее эмоциональным и более рациональным, у него всё меньше внезапных нелепых капризов, а каждое решение – хорошо продумано.

Ведь человек и стал-то человеком – когда попытался в первый раз планировать своё будущее, а не просто плыть по течению случайных событий…

Система именного планового заказа (фьючерсного контракта) – не только полезна для экологии, ибо избавляет природу от излишнего мусора, утилизированного невостребованного продукта и упаковочных отбросов, затрат топлива и энергии (и связанных с ними выбросов) на производство ненужных вещей. С точки зрения экономики плановый именной заказ снижает себестоимость продукта. У человека получается возможность покупать продукт значительно дешевле, чем на свободном рынке[1].

Словом, именной плановый заказ – оптимизирует производство, защищает экологию, минимизирует отпускную цену, минимизирует число спекулятивных посредников, и, помимо всего прочего, способствует умственному и нравственному развитию потребителя.

Когда покупки планируешь на год вперёд – приходится думать гораздо интенсивнее, чем во время безмозглого сиюминутного «шоппинга»- бессмысленного и беспощадного.

+++

Экономический либерализм можно выстроить из нашей картины «от противного». То есть, если всё перевернуть на 180°. Никто ничего не планирует, все живут (или не живут) – на «авось», как получится. Власть послала сограждан на три буквы, или, иначе говоря, «дала им свободу»: делайте, что хотите, ко мне не приставайте! Производители мечутся, пытаясь обмануть потребителей. Потребители мечутся, пытаясь обмануть производителей. В итоге все обманывают всех и уровень жизни неуклонно снижается…

Про экологию болтают, но так как она общая проблема, а у каждого – свои проблемы, то это «разговоры в пользу бедных» Реально экологией никто не заморачивается – пока мафии не нужно задушить конкурента под экологическим предлогом. Стоимость красочных упаковок – то есть сразу для помойки произведённого продукта – составляет до 40% стоимости товара.

Интеллектуальное развитие человека подменяется его «свободой самовыражения». Вместо того, чтобы учиться считать и познавать мир – человек учится только качать права и заедать ближних.

В итоге, естественно, производство то производит слишком мало товаров, то наоборот, слишком много. В одном случае очень плохо потребителю, в другом – очень плохо производителю. Поскольку большинство людей и покупатели, и производители, то им плохо всё время.

Наступает время КАРНАВАЛА СМЕРТИ…

+++

«Карнавал смерти» - законченная форма либерального уклада, в котором праздник успеха и похороны неудачников совмещаются в одно мероприятие. Кто-то выиграл, сорвал куш и пирует, орёт от радости. И тем заглушает вопли о помощи того, кого в это же самое время душат, убивают…

При карнавале смерти песни, пляски, веселуха следуют с убийствами "через запятую", и трудно различить, где кончается одно и начинается другое.

В сущности, это перенесённая в человеческое общество первобытная саванна. Запах торжества хищника, терзающего жертву, смешивается до неразличимости с запахом ужаса расчленяемой жертвы.

Законченный либерализм (освобожденчество) – это такое поведение людей, как если бы цивилизация, со всеми её ограничениями, вообще не начиналась. То есть она остаточно присутствует, в качестве вещи из прошлого, как археологический артефакт, но в действии уже участия не принимает (как фортепьяно в доме, где на нём все разучились играть).

Если хотите посмотреть карнавал смерти на видео – не пожалейте пяти минут времени, наберите в поисковике клип группы ВИА Гра «Убей мою подругу»… Вот уж где всё снято «от и до»! Убийство между хихиканьями, хихиканья между убийствами, хаос в блёстках, плюс эротизм, специально подобранные «породистые» девахи, которые должны (как это и бывает в житейской практике карнавала смерти) отвлекать животными мыслями от сути происходящего…

И, что тоже очень характерно, всё в шутку: и жизнь в шутку, и смерть в шутку. Поскольку всё шутейное (а народное имя сатаны – «Шутейка», или «Лукавый», т.е. шутник) – сняты грани между добром и злом, умным и глупым, красивым и безобразным. Всё в перемешку – это и есть карнавал смерти.

Клип «выстрелил» в 2002 году, на пике либерального кошмара. Сейчас бы такой, со столь красочными деталями карнавала смерти, наверное, уже не сняли бы. Хихикающие советские пожилые ведущие, хихикающий старенький дирижёр, убийство в атмосфере праздника… Кровавый абсурд - смех, подменяющий выражение ужаса на лице...

+++

Между двумя полюсами – миром рацио и миром окончательной зоологии, расположился современный российский экономический уклад. Он, что называется, «ни туда, ни сюда». Патерналистическая благотворительность не является ни убийственной, ни обязательной. Она – хотя бы в общих чертах – приостанавливает карнавал смерти, но её милости – скорее каприз, чем закон.

Чтобы это понять, вообразите бытовую ситуацию: к вам на порог приполз умирающий от голода нищий. Вы, как добрый человек, помогли ему, покормили. Потом и на второй день, и на третий… Нищий привык у вас столоваться. А потом вдруг выходит закон, по которому вы теперь ОБЯЗАНЫ его кормить! Ничего себе поворот?

Вы как бы снизошли к неудачнику, от доброты сердца ему помогли, и даже неоднократно – а теперь на вас его повесили, как обязаловку!

Любому такое было бы обидно. И власти (её персоналиям) тоже обидно. Одно дело – швырнуть милостыню, когда есть и возможности и настроение. Совершенно другое – принять на себя уже не право, а обязанность кормить и содержать тех нищих, которым ранее добровольно подавал, если хотелось…

Кремль не хочет карнавала смерти на костях страны и народа – но он не хочет и принудиловки в деле обеспечения народа.

Когда ты из доброго барина превращаешься в обслуживающий персонал, и тебе даже спасибо говорить не обязаны – потому что ты не милостыню даёшь, а обязанности свои служебные исполняешь…

+++

В 1980 году средняя зарплата составляла, если говорить о натуральных, устойчивых, сопоставимых величинах, 1084 в кг. картофеля. В 1983 году - 1144 кг. В 1988 году – 1250 кг.

В лучшем из путинских годов, 2008 – превысив более чем в три раза уровень 90-х годов, средний заработок в реальных величинах составил 1036 (в кг. картофеля). Потом пошло на спад, 2009 – 849 кг, 2010 – 718 кг… В общем и целом потребление в РФ с 2008 года сократилось более чем на 14%. Сокращается оно с уровня, составляющего меньшую величину, чем в 80-х годах прошлого века(!).

Но дело же не только в натуральных величинах. Как мы видим из статистики, да и просто помним – в советское время средняя зарплата постоянно росла. За это советскую власть никто не хвалил, и даже наоборот: ругали, что медленно. Исходили из того, что такой рост – ОБЯЗАННОСТЬ, ВМЕНЁННАЯ ВЛАСТИ. Это не то, что она такая добрая – нам дарит от души. Она всего лишь выполняет свою функцию…

Что касается власти пост-советской, после «великой криминальной революции» - то она сделала заботу о населении для себя добровольной. Не то, чтобы она злая – когда может, подкидывает деньжат… С 1999 по 2014 гг. Путину удалось увеличить потребление почти в три раза (плюс 197%). Но рост-то шёл тогда от концлагерной ельцинской пайки!

Для сравнения: за вторую половину правления Л.Брежнева, длившуюся 8 лет (1974-1982 гг.) и вошедшую в историю страны как эпоха застоя, ВВП СССР увеличивался на 1,6 % в среднем в год. Это воспринималось современниками (нами?) как черепаший шаг! Это заставляло ругаться и проклинать…

Потому что обеспечить рост – для старой власти это было обязанностью, а для дегенеративного пост-советского устройства – лишь правом. Хочу и могу – повышаю уровень жизни (я же добрый!). А надоело возится – могу и снизить, и всем пофиг…

Безусловно, вместе с крахом СССР мы имеем чудовищный общецивилизационный провал, который нельзя измерить ТОЛЬКО килограммами реальных величин.

Да, факт: в 1988 году средний человек зарабатывал 1250 кг. картофеля, в 2010 - 718 кг. Конечно результат (-532 кг.) в пользу прошлого(!) века впечатляет. Ведь новый век всегда имеет фору по сравнению с предыдущим, значительную фору! Проиграть прошлому веку – само по себе нонсенс, а уж тем более с таким разгромным счётом, доказывая, что четверть века росли наоборот, вниз…

Но, однако, выплывает нечто более важное, чем просто минус килограммы реального, товарного веса заработка. Всплывает принципиальное изменение отношения власти к снабжению населения.

То, что платёж человеку стал меньше – само собой. Но кроме того, изменилось ведь и отношение власти к платежу: власть перестала считать даже этот, сниженный, платёж – обязательным и сделала его добровольным. Могу, хочу – плачу. Надоело обеспечивать рост – бросила. И никто мне не указ…

Понятно, почему такой подход ОЧЕНЬ УДОБЕН власти, и признаётся ими куда лучше брежневского. Но понятно и другое: почему такой подход анти-цивилизационен, почему он влачит всех нас из модерна в архаику…

+++

С одной стороны мы, пережившие карнавал смерти в 90-е, всеми силами приветствуем эпоху патерналистской благотворительности. Понятно, что она лучше первобытных джунглей в стиле «убей мою подругу». С другой стороны мы, как представители человеческой цивилизации, насчитывающей более 5 тыс. лет, подчеркиваем, что конечный пункт добровольной нравственности – принудительный закон.

Всякая нравственная норма развивается через три стадии:

1. Стадия дикости. Нравственная норма вообще отсутствует (как при Ельцине).
2. Нравственная норма возникает как добровольный выбор некоторых добродетельных людей.
3.Нравственная норма становится консенсусом подавляющего большинства и принимает форму закона с принудительным механизмом.

На добровольной благотворительности ничего закончиться не может (хотя благотворителям хотелось бы, чтобы всё на ней и закончилось).

Человечество уже один раз проходило это, что сорвал ад ельцинизма: добровольность поддержания нищих со второй половины ХХ века во всех странах мира стала законом и обязанностью для богатых и власть имеющих. Есть ли иной путь?

Да, есть: в первобытную саванну, к хищному зверью. Нравственная норма не может остаться произвольным поступком. Или она движется в сторону законодательного закрепления, или она движется в обратную сторону, к полной отмене.

Такова, например, судьба содомии: сперва её перестали карать по закону, оставив общественно-порицаемым деянием, а потом испарилось и общественное порицание. Содомия стала нормой жизни и даже особой привилегией на Западе

+++

Если мы не движемся в векторе цивилизации – мы неизбежно начинаем откат обратно в дикость. Весь пост-советский период есть колоссальный откат в варварство, где-то средневековое, где-то и первобытное. Необходимо вооружится ОТЦ[2] и стать ВНУТРЕННЕ цивилизованным человеком. Выделить в себе зверя – а затем локализовать его в клетку, как делали десятки колен наших предков. Перестать холить этого зверя и потакать ему!

Это трудно – но не невозможно. А главное – в рамках общечеловеческой цивилизации этому нет никакой альтернативы.

Либералы – не просто клоуны и бестолочи. Они воплощение Зверя с большой буквы, который считает всё, что было с начала государственности (и появления государственного регулирования, государственной цензуры) - ошибкой.

Если мы уступим этому зверю – то он всех нас сожрёт. Это нужно помнить, как «Отче наш»…



[1] На свободном рынке сбыт не гарантирован, и потому торговец вынужден включать риск убытка за нераспроданные товары в цену распроданных. Например, если гарантированно берут 100 роз, то можно сделать накрутку всего в 1 рубль – и будешь со 100 рублями прибыли. Но если из 100 роз у тебя купили только 90, то 10 увядших составили твой убыток. Его нужно покрывать из цены проданных роз, больше неоткуда. Если эти розы обошлись тебе в 99 рублей, то минимальная ценовая накрутка в 1 рубль не прокатит никак: убыток 990 рублей, а прибыль 100? Словом, если нет гарантий сбыта товара – то ты вынужден продавать его дорого. Если же есть гарантии сбыта всей партии товара, то появляется возможность продавать его с минимальной накруткой.

[2] ОТЦ – Общая Теория Цивилизации.

Александр Леонидов; 26 октября 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.