Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,5118 руб.
  • Курс евро EUR: 67,8927 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,5302 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

ВЫБОР, ОТ КОТОРОГО НЕ УЙТИ...

ВЫБОР, ОТ КОТОРОГО НЕ УЙТИ... ​При Путине даже в символических деталях (деникинский лозунг «Единая Россiя») происходит реставрация белогвардейской эстетики. Вместе с нею прокралось во власть безвольное и бессмысленное белогвардейское «НЕПРЕДРЕШЕНЧЕСТВО», которое и у воюющей стороны было нелепым, а уж совсем нелепо у победившей стороны. Пора бы уж чего-то начать решать, сколько же можно перекладывать выбор на «грядущие годы»?! Белое крыло нашего общества очень хорошо понимает геополитическую задачу: собирание земель, единство страны, величие державы и т.п. Но оно совершенно в тумане в области экономики. Белое движение возникло как болевая реакция на расчленение державы троцкистами.

Однако всякая держава, как и всякий сосуд – не может существовать сама для себя. Сосуд (и границы) создают для Содержимого, чтобы оно не разлилось и не растеклось, не рассыпалось, если речь идёт о сыпучих веществах.

Сосуд глуп и бестолков, когда он пустой. Но в то же время он необходим относительно содержания…

Что наполняет союз по имени Держава? Живая, простая, бытовая, обывательская жизнь – при всём её мещанстве необходимая. Держава защищает эту жизнь – когда она есть. А когда её нет – то и державе нечего защищать…

Так на каких же принципах должна быть организована человеческая жизнь в Державе, после того, как единство державы восстановлено, она защищена от внешних врагов?

***

Как убедить людей, что всякой жизни предшествует ВЫЖИВАНИЕ, а без него не будет никакой жизни?

Влезая в рыночную конкурентную борьбу, человек обязан понимать, что он входит в тяжёлую, беспощадную, а самое главное, БЕСКОНЕЧНУЮ войну.

У неё нет конца – потому что и начала у неё нет, конкурентная грызня - обычное состояние дикой природы. Постепенно в жерновах этой войны всех против всех будет перемолото всё, что у человека сверх и помимо зоологической грызни.

Тех, кто попытается уйти в монашескую скромность – догонят и добьют, отняв даже самые необходимые для выживания ресурсы: «отдай, нам нужнее!».

Тем, кто, сражаясь, побеждает, и пока в эйфории успеха – нужно помнить, что им никогда не простят торжества, рано или поздно придут за отмщением…

Отдыха не будет, и мира тоже. Тем более не будет развития! Оно базируется на созидательном накоплении – тогда как война на прагматическом минимализме: всё «лишнее», что вы потащите в походном рюкзаке, будет снижать вашу конкурентоспособность…

Это общество постоянно будет кого-то пожирать, уничтожать – при всех излишествах «успешных» (показуха которых продиктована скорее их страхом, чем благополучием), в нём постоянно кому-то будет не хватать даже самых необходимых вещей…

Безусловно, властям удобно ОБЩЕСТВО БЕЗ ГАРАНТИЙ. Если нет гарантий - то нет и обязанностей. Нет обязанностей - нет и ответственности. Персоналиям во власти это безумно удобно - но ключевое слово "безумно". Нет ответственности - нет и развития, нет перспектив у такого общества, в котором ЛЮБЫЕ СОБЫТИЯ власть произвольно ИЛИ записывает себе в заслуги, или объявляет не зависящими от неё обстоятельствами...

***

Существует определённый набор материальных благ, которые человек должен получить, чтобы выжить. Этот набор благ (пища, жилище, одежда и т.п.) – для человека необходим, как для диабетика инсулин. И потому нужно заранее его для себя «застолбить», а уж потом вести разговоры о всём остальном, включая сложные и скользкие моменты минувшего…

Относительно категории «необходимое для жизни» есть только один вариант: «Раз необходимо – то дай». Все остальные варианты ошибочны и стоят людям жизни. Среди них хорошо нам знакомые:

-Отрицание очевидности необходимости необходимого;
-Болтовня о том, что необходимое скоро дадут, ведущаяся из года в год, «а пока потерпите»;
- Игнорирование и замалчивание отсутствия необходимого у людей;
- Показуха на тему, что якобы необходимое дано, а на самом деле оно не дано;
-И т.п.

Так вот, все эти варианты, напоминающие вопли про «неправильный мёд» и «неправильных пчёл» - ошибочны. Раз Нечто необходимо – значит, оно должно быть предоставлено. И точка.

***

От необходимости регулярно питаться не освобождают ни «идеалы белого движения», ни одержимость «украинской самостийностью», ни восхищение рыночными свободами, ни какие-то иные гуманитарные заморочки.

Можете верить во что угодно, хоть в демонов Кастанеды, но если вас (как десятки миллионов постсоветских гастарбайтеров) лишат средств к существованию (не роскоши, а самого необходимого!) – вам придётся принимать «инсулин» в виде ресоветизации. Или умереть. Третьего-то не дано.

Под каким флагом или портретом вы будете возвращать украденные у вас социальные гарантии – дело десятое, повторюсь. Не символ красит дела, а дела – символ.

Социальные гарантии нужны современному человеку – как инсулин диабетику. Он не сможет выжить на «подножном корме» в диком лесу – и лесов таких не осталось, да и людей, способных на такое, нет.

Когда вместо ясно обозначенных, имеющих вес и меру социальных гарантий подсовывают «ценности свободы» - то нужно понимать, что лица, занимающиеся этим – УБИЙЦЫ. Не в кавычках, не условно – а в прямом и однозначном смысле слова «убийца»[1].

А подмена социальных гарантий «ценностями свободы» - варварская декриминализация убийства и других уголовных статей, крах цивилизации и возвращение в первобытную дикость.

***

Понимая, что при всём уважении к булгаковским Турбиным и их белой гвардии «НЕПРЕДРЕШЕНЧЕСТВО» не прокатит, мы переходим к главному. К ПРЕДРЕШЕНИЮ собственной судьбы. Хочешь-не хочешь, а "предрешать" нужно.

Можно ли отказаться от советского наследия и остаться в цивилизации, не скатиться в дикость? Нет.

Вопросы эстетики на предмет цвета флага, наличия или отсутствия золотых погон, корон и мантий – оставим пока в стороне.

Сталин доказал, что строить социализм в золотых погонах можно, и спасибо ему за это. Нам нужно решить сущностный вопрос: что такое цивилизация и где она граничит с дикостью?

***

Звериный тип мышления – ничего, кроме зверства, породить не может. И наоборот – зверства делают люди со звериным типом сознания. Я даже не знаю, нужно ли это доказывать. Нужно - докажу[2].

Цивилизация складывается там и тогда, где и когда возникает жёсткая связь прав и обязанностей члена общества. За выполнение обязанностей от общества требуют соблюдения прав, и наоборот – общество карает, лишает прав за невыполнение обязанностей.

Отсюда берёт начало КРИМИНАЛИЗАЦИЯ РЯДА ПОСТУПКОВ. Важно отметить, что с развитием цивилизации возрастает список и многообразие криминализированных действий. Общество всё больше и больше запрещает, запреты всё более и более сложны структурно, формируются системы запретов и т.п.

Цивилизация – система совместного всеобщего выживания. Выживание человека – двуедино: человека можно убить механически, а можно лишением средств к существованию. Любой нормальный человек понимает, что факт убийства важнее орудия убийства.

То есть убийство лишенчеством – точно такое же, с точки зрения права, как и убийство ножом, пулей и т.п. Если убийца уморил жертву голодом в погребе, ему не сделают в суде «скидки» по сравнению с убийцей, прирезавшим жертву.

То есть КРИМИНАЛИЗАЦИЯ УБИЙСТВА подразумевает социализм, как набор социальных гарантий, того необходимого минимума, которого человек не может быть лишён. Отказ от социализма отказывается декриминализацией убийства, актом вопиюще-дикарским, антицивилизационным…

***

Мы уже не раз писали, что главная ошибка «освободительного движения» XVIII – ХХ веков – это попытка смешивать два принципиально разных, и даже противоположных вида свободы.

Есть свобода от нищеты. А есть свобода от норм. Возрастающая свобода человека от нищеты отражает меру и степень материальной цивилизации. А свобода от норм, правил, приличий и ограничений – отражает обратное: одичание, озверение психики общества, развал и распад цивилизации.

Когда очередной «Освободитель» - начиная с Гольбаха, Гельвеция и Маркса – пытается дать освобождаемой пастве сразу ВСЕ виды свободы, то начинается ужасная резня. Свобода от нищеты требует предотвратить распущенность, вседозволенность и разнузданную вольницу. Наоборот, вольница в анархическом стиле – свергает общество в лютую нищету, потому что сильные отбирают у слабых всё, воспрепятствовать же этому некому: свобода!

Каким образом возникает свобода людей от нищеты? Не одного человека, который ограбил окружающих, и тем освободился от бедности? А сразу всех?

Совершенно очевидно, что спокойный и мирный достаток ВСЕГО общества может быть только в том случае, если люди испытывают уважение к чужому достатку. Не только к своему (всякий зверь, и всякий варвар тащит награбленное к себе в нору), а и к соседскому тоже.

Уважение к чужому достатку, или одним словом говоря – ДОБРОСОСЕДСТВО – базируется только на прочном и твёрдом религиозно-идеологическом основании. Нельзя основать охрану собственности только на страхе и признанных в обществе смешными предрассудках.

***

Строго говоря, материальная цивилизация, со всеми её сложными обменами и отношениями между множеством людей и автономных технических устройств – это АППАРАТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ для определённого набора ценностей определённой веры, религии, идеологической доктрины.

При отказе от набора базовых ценностей – теряет смысл и весь аппарат их обеспечения, созданный для них и под них.

Цивилизация поддерживает себя ДОКТРИНАЛЬНЫМ насилием, и с его помощью преодолевает безразмерное и безграничное, бездумное зоологическое насилие каждого над каждым (гоббсову войну всех против всех).

***

Если растленный и развращённый, избалованный самолюбием человек будет видеть себя в центре мироздания – он непременно начнёт думать, как ограбить соседей, чтобы резко и быстро увеличить своё богатство. Ведь, как следует из самого корня слова, «богатство» у язычников – это приближение к богам их языческого пантеона.

Проповедь материалистического эгоизма в рыночном либерализме несовместима с уважением к чужому достатку и чужой собственности.

Эта проповедь – животного, зоологического происхождения, и она зовёт зверя в человеке на борьбу и пожирание себе подобных. Об этом криком кричат не только все фильмы Голливуда, все детективы западных авторов, но и вся наша либерально-рыночная практика.

Что началось после крушения жёсткой советской идеологической доктрины? Резня. Пусть не обманывает нас множественность форм этой резни (от войны бывших «братских» республик до криминальных убийств личности личностью): всё это одна-единая резня, связанная с конфликтом людей друг с другом за материальные блага, за собственность и ресурсы.

Первое, что делает «свободный» в рыночно-либеральном смысле слова человек (отбросивший идеологические «предрассудки») – убивает соседа, чтобы украсть его дом и участок, а его источники дохода переключить на себя. Но не всегда ведь убивает: иногда просто грабит и выбрасывает, живого, но нищего, на «большую дорогу»…

Свобода похотей и личных амбиций людей – разрушает и убивает с трудом построенную технологически свободу от нищеты, систему справедливых обменов, при которых на жизнь (хотя бы на выживание) всем хватает…

***

Для простоты понимания мы сведём все материальные блага к некоему «условному благу», например к «крупе». Допустим, существует формула «крупа = жизнь (выживание)». Есть крупа – есть жизнь. Нет крупы – нет жизни. Примитивно, только для модели, но зато сразу всё станет ясно.

Что мы с вами смоделировали? Зависимость жизни живущих от мешка крупы. Когда у каждого есть мешок крупы, то все живы. Теперь представим ситуацию, что один забрал себе 10 мешков крупы, и другим не оставил ни крупинки.

Что будет? Наверняка обречённые на смерть лишенцы попытаются с кистенями в руках отобрать крупу. Наверняка похититель попытается отбиться от атакующих, сам взяв в руки дубину…

Что здесь мы видим? Кто цивилизован? Никто.

Это всё чисто зоологические акты, которыми полна дикая природа. Тот, у кого отнимают жизнь – огрызается, отбивается. А тот, кто отнимает жизнь – тоже для этого имеет инструменты насилия. Это – ситуация ДО ЦИВИЛИЗАЦИИ, животный мир или рецидив животного мира в человеческом обществе.

***

Цивилизация сверх животных отношений возникает вместе со стремлением к плановому хозяйствованию, в котором роли разумно, рационально распределены, в котором нет огрызающихся лишенцев и алчных расхитителей с безразмерными мешками для награбленного.

Это неизбежный выбор любого цивилизованного человека, который устал жить «в мире животных». По-другому оттуда не выйдешь.



[1] «МК» от 21.01.10., статья Ю. Лужкова и Г.Попова «Еще одно слово о Гайдаре: «… Один из авторов этой статьи проинформировал Гайдара о том, что в Зеленограде наша медицина зафиксировала 36 смертей из-за голода. На это Гайдар ответил просто: идут радикальные преобразования, с деньгами сложно, а уход из жизни людей, неспособных противостоять этим преобразованиям, — дело естественное. Тогда его спросили: Егор Тимурович, а если среди этих людей окажутся ваши родители? Гайдар усмехнулся и сказал, что на дурацкие вопросы не намерен отвечать». Классическая декриминализация убийства варваром, не доросшим до цивилизации: я граблю, причем тут страдания жертв?! Так рассуждали воины Тамерлана или норманны в Европе, конкистадоры в Америке…

[2] Звериный тип сознания – назван так, потому что его поведенческим следствием являются зверства. Если бы последствий в виде зверств не было – то и тип мышления назвали бы другим словом…

Николай ВЫХИН, специально для «ЭМ»; 16 января 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..