Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,5118 руб.
  • Курс евро EUR: 67,8927 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,5302 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

«ТРЕТИЙ ПАРЕНЬ НА ДЕРЕВНЕ»

«ТРЕТИЙ ПАРЕНЬ НА ДЕРЕВНЕ» Разбуди среди ночи любого россиянина, и спроси – какие города в стране самые-самые? Каждый без запинки назовет Москву и Санкт-Петербург, но на этом, пожалуй, и запнется. Действительно, звание «бронзового» призера среди городов России, по сию пору остается вакантным. Претенденты-то имеются, но силы их примерно ровны. Новосибирск, раскинувшийся на берегах могучей Оби, бесспорно достойный град. Третий по численности мегаполис страны, признанный научный и культурный центр, столица Сибири-матушки. Однако слишком он далеко.

Екатеринбург. Признанная столица Седого Урала развивается наиболее динамично и агрессивно. Глядя на растущие в небо небоскребы Екатеринбурга, на его гранитные набережные, не сразу и поймешь, что находишься в России, а не в каком-нибудь Дюссельдорфе, или Роттердаме. Дерзкий город, живой, пульсирующий, но тоже далековат от центра.

Нижний Новгород. Этот древний город на Волге, носивший в прошлом титул «карман России», вполне бы мог претендовать на «бронзового призера», но… вот только лет сто назад. Сильно сдал «ветеран» в постсоветский период: промышленность в упадке, инфраструктура оставляет желать лучшего... Среди российских городов-миллионников, Нижний занимает чуть ли не последнее место по уровню экономики и благоустройства.

Может быть – Сочи? Летняя столица, конечно, популярна и ухожена, к тому же, и наше правительство бывает там чуть ли не чаще, чем в Москве, но все-таки не то…

Тут-то и приходит на ум имя – Казань. Уникальный город. И сердце татарского мира – второго по численности, да и по влиянию, пожалуй, народа нашей страны, и, в тоже время, древняя православная святыня. Вспомнить хотя бы самую известную в России икону – Казанской Божьей Матери. Знамениты Смоленская Божья Матерь – Одигитрия, Тихвинская и Владимирская… Но Казанская – настоящий, признанный символ православия. Такова Казань – удивительный многовековой сплав ислама и христианства, Востока и Запада, где можно услышать одновременно и звон церковных колоколов, и протяжный крик муэдзина с высокого минарета, призывающего к молитве.

Так получилось, что в Казани мне доводилось бывать множество раз – она достаточно близко от моей родной Уфы. С детства помню ее очень колоритной, но изрядно запущенной и захолустной. Помните строки Маяковского: «Крива, коса стоит Казань…» Как-то не котировался этот город при советской власти, и руки не доходили у властей привести его в порядок. Зато, прославилась Казань на весь Советский Союз в конце 80-х – начале 90-х уличными молодежными бандами, которые и Москву терроризировали долгое время, и другие крупные города. Раз и по Уфе разнесся слух, что казанские собираются на нас войной. Тогда мы – подростки, из тех, кто не струсил, даже создали всеуфимское «ополчение» для защиты родного города от супостатов: черниковские подтянулись, демские, новиковские… Явились на Южный автовокзал с подручными средствами (палками, велосипедными цепями, и прочими средствами ближнего боя), но были разогнаны своей же родной милицией. От греха подальше. А казанцы так и не явились. Оно и к лучшему.

Но кончилось детство и юность. А Казань начала расцветать. С некоторой завистью смотрел в каждый свой приезд туда, как из гадкого утенка вырастает красавец лебедь. Возможно, будь Казань не столицей национальной республики, а обычным губернским центром, такого бы и не случилось. Но руководство Татарстана смогло обернуть свой статус-кво на благо жителей города. Туда-то, на берега Волги, мы с вами сегодня и отправимся, а заодно – совершим краткий экскурс в историю.

Начнем вот с чего: у нас как-то принято отождествлять татар с теми косоглазыми, кривоногими захватчиками – ордынцами, хлынувшими на запад из монгольских степей в средние века. Тех, что с гиканьем неслись на лохматых лошадках, спалили Киев и Рязань, и которых умеючи побивали Илья Муромец с Добрыней Никитичем в русских былинах.

Это не совсем верно. Задолго до прихода татаро-монгольских полчищ на территории нынешней Татарии существовало древнее, цивилизованное государство – Булгария со столицей в городе Булгар (Казань в ту пору была лишь пограничной крепостью). Кстати, обитали в Булгарии родственники болгар – отсюда и похожие названия. Но древний Булгар был разрушен, а сама Булгария пала под натиском ордынцев, так же, как и русские княжества, Польша, Венгрия, и другие земли. А бывшая Булгария получила новое имя по названию одного из монгольских племен – татар.

Но и сейчас нет среди современных татар этнического единства. Встречаются среди них и типичные монголоиды – потомки монголов-завоевателей, но немало и голубоглазых блондинов – потомков булгар. Да что там Булгария – и нам-то, по сию пору аукается то монгольское нашествие XIV века. Если бы не оно – не было бы сейчас русских, белорусов и украинцев, а был бы единый народ. Когда пала Русь, западные ее территории на долгие столетия отошли Литве и Польше. Под их влиянием из бывших жителей Руси и появились украинцы и белорусы.

Что же до Московского княжества – будущей России – то ему пришлось сойтись в борьбе с Казанским ханством, этим осколком Золотой орды, канувшей в Лету. Но Казанское ханство представляло собой большую угрозу – ханы-чингизиды то и дело беспокоили московские земли набегами, облагали данью. Все мы помним поход Ивана Грозного на Казань 1552 года. Но не все задумываются над тем, что это событие в корне изменило отечественную историю. Представим на минуту, что Казань бы устояла. Чем бы тогда была сегодняшняя Россия? Обычной восточноевропейской страной типа Польши, к примеру. Но с падением Казанского ханства открылся путь на восток до самого Тихого океана и Китая.

Кстати, казанский поход едва не закончился для Ивана Васильевича (в ту пору еще не очень грозного) плачевно. Часть воинов по пути от Москвы к Казани умерли от разных болезней, осада затянулась, люди роптали… Летописи говорят, что приунывший Иван собирался уже плюнуть на войну, да возвращаться в Москву не солоно хлебавши. Но тут явились к нему фрязы – итальянские военные инженеры и предложили хитрый план: сделать подкоп под стены города, и взорвать их. Сказано – сделано. Взлетели на воздух каменные стены крепости, а русские войска бросились в прорыв. Страшная бойня началась на улицах и площадях. На территории казанского выставочного центра есть три красивых озера – Кабаны: Малый, Средний и Большой. Казанцы не любят вспоминать, что во время взятия города, в этих озерах было утоплено множество жителей. Всем знакомо выражение – сирота казанская. Отсюда оно и пошло.

В историческом центре сегодняшней столицы Татарстана, на пологом холме вблизи слияния реки Казанки и Волги, стоит белокаменный кремль. Отсюда мы полюбуемся раскинувшимся внизу городом, с его широкими автострадами, набережными Волги и реки Булак, пешеходной улицей Баумана, похожим на летающую тарелку зданием цирка, сверхмодным клубом «Пирамида».

Красив и наряден и сам кремль. Здесь множество кованых фонарей и лавочек. Сверкают чистотой выложенные тротуарной плиткой дорожки. Поют птицы в кронах густых деревьев. Кремль был построен по приказу Ивана Грозного в 1556 году псковскими мастерами на месте старой, разрушенной при штурме татарской крепости, и, по словам английского путешественника Флетчера, Казанский кремль, наряду с Псковским, Астраханским и Смоленским являлся самым мощным и неприступным в России.

Со всех уголков Московского царства в Казань переселяли русских мастеровых, торговцев, воинов с семьями. К концу XVI город становится оплотом православия на востоке Московской державы. Персидский посол, посетивший город по пути в Москву, писал о десятках каменных храмов, множестве жилых домов, в которых жило около 50 тысяч человек – огромное количество по тем временам. Но не только из камня отстраивалась Казань – большинство построек были деревянные. И горели они часто. Так, по преданию, после очередного пожара была обретена и икона Казанской Божьей Матери. Десятилетней Матрене во сне явилась Богоматерь и указала девочке место, где на пепелище сгоревшего дома и была найдена чудодейственная икона. Та, изначальная икона не дожила до наших дней – была уничтожена. Но ее список XVII столетия, хранившийся одно время в Ватикане, в 2004 году был подарен Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и вернулся в Россию. Сейчас икона находится в Москве, но раз в год ее привозят на «родину» в Казань на День Обретения. Происходит это в июле. Довелось однажды присутствовать на этом событии – паломников было море!

Но было бы несправедливо говорить лишь о русской и православной стороне жизни Казани. И коли уж у нас зашла речь о старинных преданиях, расскажем и татарскую легенду о Зиланте. Этот татарский аналог нашего Змея Горыновича в незапамятные времена прилетал на место нынешней Казани и устраивал бесчинства. И было так, пока не нашелся батыр (богатырь), сразивший змея. Но память о крылатом змее жива в Казане и по сию пору – он изображен на гербе города, а фигуру страшного, но симпатичного дракона можно увидеть над входом в станцию метро «Кремлевская» и даже на канализационных люках.

С далекого XVI столетия, противоречия между русскими и татарами совершенно сгладились, былые обиды были преданы забвению, а культуры двух народов стали дополнять друг друга. Это очень символично заметно по двум храмам, расположенным на территории кремля: старинному Благовещенскому собору и ажурной мусульманской мечети Кул-Шариф. Православные казанцы поздравляют своих земляков мусульман с Курбан Байрамом, а те, в свою очередь, не забывают сказать «Христос воскрес» православным на Пасху.

Мирно и дружно живут в Казани люди разных национальностей. Здесь заключается множество смешанных браков, и запросто можно встреть Алексея Исмагиловича Латыпова, или Рустема Николаевича Зинатуллина, к примеру. Подобное сочетание никого не удивляет. Правда, бывают моменты, когда татарские националисты пытаются заявить об исключительности своей нации, но Татарстан – это не современная Украина. Подобные попытки пресекаются быстро и решительно.

Сама же Казань, как и весь Татарстан, живет и развивается стремительными темпами. Растут театры, торговые центры, дворцы и стадионы, открываются новые нарядные станции метрополитена, разбиваются скверы и парки. Увеличивается год от года количество туристов. За прошлый год город посетило более 2 миллионов гостей. Казань входит в пятерку самых популярных туристических центров России.



Тимур САВЧЕНКО, аналитик "ЭиМ", Южный федеральный округ.; 31 марта 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.