Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

К. РАЙКИН: ЗВОН БУБЕНЧИКОВ С КОЛПАКА...

К. РАЙКИН: ЗВОН БУБЕНЧИКОВ С КОЛПАКА... ​Выступление известного, в основном, благодаря отцу и семейным связям «наследного» сатирика Константина Райкина на VII съезде Союза театральных деятелей, прозвучавшее с истерическими нотками 24 октября 2016 года – привлекает внимание именно типовой беспочвенностью требований, исходящих от кругов и слоёв «норковой революции» - от зажравшихся «элит» (элитами их можно называть только в кавычках). Они потеряли связь и с народом, и с реальностью, живут в мире своих междусобойчиков, «капустников», и от скуки и безделья, от пережора потребительского – погружаются эти слои во все виды извращений, не только половых…

Что же случилось? Нарушив привычный ход мероприятия, К.Райкин перевел обсуждение вопросов профессионального характера в культурно-политическую плоскость. Культуры, впрочем, было мало, политики же много.

И политики старой, ещё сатириком Салтыковым-Щедриным гениально описанной в XIX веке (словом "мерзавцы" я заменил неполиткорректное слово "еврейцы" у классика):

«Собрал начальник мерзавцев и говорит им:
— Сказывайте, мерзавцы, в чём, по вашему мнению, настоящий вред состоит?
И ответили ему единогласно:
— Дотоле, по нашему мнению, настоящего вреда не получится, доколе наша программа вся во всех частях выполнена не будет. А программа наша вот какова.
- Чтобы мы, говорили, а прочие чтобы молчали.
- Чтобы наши затеи и предложения принимались немедленно, а прочих желания, чтобы оставались без рассмотрения.
- Чтобы нас, мерзавцев содержали в холе и в неженье, прочих всех в кандалах.
- Чтобы нами сделанный вред за пользу считался, прочими всеми, если бы и польза была принесена, то таковая за вред бы считалась.
- Чтобы об нас, об мерзавцах, никто слова сказать не смел, а мы, о ком задумаем, что хотим, то и лаем! Вот коли всё это неукоснительно выполнится, тогда и вред настоящий получится.
— Ладно, — говорит начальник, — принимаю вашу программу, господа мерзавцы[1].

Именно этого, слово в слово, потребовал от властей обезумевший Райкин в крайне эмоциональной форме критикуя деятельность государственных ведомств, обвинив их в насаждении «гопнической цензуры», в закрытии выставок и спектаклей на основании «беззаконных, наглых и агрессивных наездов» проплаченных групп «якобы возмущенных и обиженных людей», манипулирующих понятиями «Родина», «патриотизм», «высокая нравственность».

К.Райкин заявил, что театральное сообщество должно вспомнить о цеховой солидарности, объединиться перед лицом грозящего возврата к сталинским временам и перестать делать вид, что власть - это единственный носитель нравственности и морали в государстве.

По мнению К.Райкина, власть не вправе решать, какие ценности нужны народу, она «вообще не должна вмешиваться».

Видеозапись выступления на съезде К.Райкина была выложена в сети Интернет, содержательные аспекты его речи активно распространялись масс- медиа, что закономерно вызвало широкую общественную дискуссию.

Так, ряд экспертов и публицистов, отмечая острую критику советского прошлого в выступлении главного режиссера театра «Сатирикон», обратили внимание на отсутствие интереса современных театральных деятелей к социальной проблематике, характерной для советского театрального искусства, отражающего нужды и чаяния простых людей.

По их мнению, основным ценителем и потребителем авангардных театральных постановок сегодня, как правило, является элитарная прослойка общества, склонная к разного рода отклонениям, в том числе морального свойства.
В отдельных материалах высказано мнение, что в будущем количество «дебоширов» и активно протестующих граждан на выставках и спектаклях скандального характера будет неуклонно нарастать, поскольку государство не формулирует четко свою позицию в культурной сфере: каким оно видит искусство современной России, на чье творчество ориентируется, что рекомендует брать в качестве примера для подражания. В итоге понимающие люди, сталкиваясь с «современными прочтениями» модных авторов и режиссеров, с сожалением вспоминают упраздненные советские худсоветы.

Кроме того, следует отметить, что своеобразной реакцией на прозвучавшие в выступлении К.Райкина обвинения в адрес общественных активистов стали пикеты, организованные в ряде крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск) с требованием прекратить навязывание пошлости в искусстве.

В сети Интернет начался сбор подписей под петицией с требованием привлечь К.Райкина к ответственности за пропаганду гомосексуализма в связи со спектаклем «Все оттенки голубого» о нетерпимости общества к людям нетрадиционной ориентации, который вызвал акции общественного протеста и был сорван в Санкт-Петербурге.

Это действительно важный вопрос: культура, искусство существуют для ПРОСВЕЩЕНИЯ или же для РАСТЛЕНИЯ зрителя, читателя, слушателя? Философский вопрос! И вообще - для зрителя с читателем существует искусство - или же для извращённого самовыражения "творцов", которые любят не искусство в себе, а лишь себя в искусстве? И бесконечно, нарциссически влюблены в свои кривляния - не замечая мира вокруг этих кривляний?

Отдельной частью начавшейся общественной дискуссии стало опубликованное сетевыми изданиями мнение лидера мотоклуба «Ночные волки» А.Залдостанова (Хирурга).

Он полагает, что под видом свободы «...эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты».

Ну, в точности по Салтыкову-Щедрину: «Чтобы об нас, об мерзавцах, никто слова сказать не смел, а мы, о ком задумаем, что хотим, то и лаем!»

Позицию А.Залдостанова поддержал глава Чеченской Республики Р.Кадыров, который подчеркнул единство десятков миллионов россиян - православных христиан и мусульман в вопросах защиты нравственной чистоты.

Попытка пресс-секретаря Президента РФ Д.Пескова защитить К.Райкина и побудить А.Залдостанова извиниться перед художественным руководителем театра «Сатирикон» за резкие высказывания успеха не имела. Да и не могла иметь… Потому что люди независимо от мнения Начальства устали бесконечно от «программы» мерзавцев –

Чтобы нами сделанный вред за пользу считался, прочими всеми, если бы и польза была принесена, то таковая за вред бы считалась.

Более того, информационное агентство «URA.RU» в этой связи распространило точку зрения представителя уральской ячейки мотоклуба «Ночные волки» М.Кайгородова, который заявил, что, прежде чем «поучать» одного из лидеров патриотического движения России, Д.Пескову следовало бы «выполнить прямое поручение президента и вернуть всех членов семьи на Родину, позаботиться о смене американского гражданства своих близких родственников».

После этого, по мнению М.Кайгородова, с пресс-секретарем Президента РФ можно дискутировать по проблемам будущего России и её культурных ценностей.
Одновременно в сети Интернет распространялись материалы о наличии финансовой подоплеки в выступлении К.Райкина, особенно после сообщений о телефонном разговоре с ним В.Мединского, его извинениях перед художественным руководителем «Сатирикона» и обещаниях дальнейшего роста бюджетного финансирования театра.

В СМИ отмечалось, что в 2016 году государство уже увеличило смету «Сатирикона» на 44 млн. рублей, которая составила в целом 235 млн. против 191 млн. по первоначальному варианту.

Отдельные авторы при этом не исключили возможности нецелевого использования средств госфинансирования на обеспечение деятельности коммерческих предприятий, входящих в фирму «Райкин- Плаза» (четырехзвездочная гостиница, ресторан, торгово-офисный центр, а также высшая школа сценического искусства).

В целом реакцию медиаресурсов и лидеров мнений, придерживающихся государственно-патриотических взглядов (газета «Завтра», сетевые СМИ «Русская народная линия», «Народный журналист», «Континенталист»), можно охарактеризовать как категорически выраженный протест против попыток «зазнавшегося меньшинства» навязать обществу свои взгляды, подменить собой государство, отнять у него регулирующие функции в области культурной политики.

Учитывая обострившийся характер дискуссии, в защиту К.Райкина выступили члены Московской Хельсинской группы во главе с Л.Алексеевой. Короче, «вся королевская рать» (если говорить об английской короне).

Телеведущий В.Познер, полностью разделяя позицию главного режиссера «Сатирикона», предложил «не обращать внимания на окрики и оговоры тех, кто почему-то считает себя голосом народа».

Аналогичной точки зрения придерживаются такие известные деятели искусства, как М.Захаров, А.Звягинцев, А.Джигарханян, А.Макаревич, Л.Ахеджакова, Е.Миронов, Е.Писарев, С.Безруков:

«Чтобы мы, говорили, а прочие чтобы молчали. Чтобы нас, мерзавцев содержали в холе и в неженье, прочих всех в кандалах».

Промежуточный итог общественной дискуссии подвел 5 ноября 2016 года известный российский режиссер Н.Михалков, который заявил, что не вполне понимает, в чем именно ущемили К.Райкина, поскольку никакой цензуре деятельность коллектива его театра не подвергалась и не подвергается сейчас.

По словам Н.Михалкова, чтобы отличить мнимую цензуру от настоящей несвободы и научиться уважительному отношению к оскорбленным чувствам верующих, «творческие работники» могут рискнуть и поставить в стране, исповедующей ислам, спектакль, порочащий пророка Мухаммеда.

Таким образом, общественная реакция на выступление К.Райкина показывает, что в общественном сознании формируется запрос на новые ценностные ориентиры в области культуры.

Отсутствие ясной позиции государства в вопросе культурных приоритетов не способствует укреплению социального единства, побуждает отдельных активных граждан, общественные и религиозные организации к инициативным действиям, направленным против аморальных, по их мнению, постановок, спектаклей, выставок.

Попытки ряда высокопоставленных чиновников и деятелей культуры самостоятельно защитить модные инновации блокируются распространением в СМИ материалов, ставящих под сомнение их авторитет, профессиональную и деловую репутацию и главное - моральное право руководить и давать советы обществу.



[1] М.Е.Салтыков-Щедрин, Москва, «Художественная литература», ПСС, т. 15, книга 1, стр. 292 — 296.

А. Леонидов-Филиппов.; 25 ноября 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше
  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.