Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,2721 руб.
  • Курс евро EUR: 67,3577 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,5190 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

От СССР - к Евразийскому Союзу!

Своими мыслями делится известный общественный деятель современной Латвии, Антон Бухвалов, магистр в сфере управления образованием.

 От СССР - к Евразийскому Союзу! Сейчас все объединения государств в рамках процессов Евразийской интеграции в глобальноном контексте могут быть охарактеризованы как «Россия+»: мощный политический и экономический геополитический актер собирает возле себя бывшие республики СССР. Есть факты, которые указывают на руководящую роль России в целом ряде направлений. Однако в будущем ситуация может измениться. Вступление Украины и еще ряда республик бывшего Советского Союза и не только, уменьшит удельный вес России в Евразийском Союзе, что вовсе не отнимет у нее шанса занять лидирующие позиции в этом объединении.



В последние годы происходит стремительное развитие интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Увеличение товарооборота между странами-участницами Таможенного Союза, создание Единого экономического пространства и планы по формированию Евразийского Союза в обозримом будущем наводят на ряд предположений.

Обратно в СССР?

Есть ли основания для утверждений о том, что создается новый Союз Советских Социалистических республик? Нет. По целому ряду причин. Одна из которых – внушительная часть населения бывших советских республик не приемлет ни единое государственное образование, ни социализм. Вряд ли руководство Украины, Казахстана или других государств рискнет своим политическим будущим и согласится на восстановление СССР.

Другая причина – глобальный характер современной экономики и международных отношений. Создааемый Евразийский Союз будет открыт для сотрудничества как для Запада, так и для Востока. Возможно, в этих условиях можно использользовать методы плановой экономики и ввести ограничения на передвижение человеческих ресурсов и капитала. Но пока это звучит не рационально.

Вполне возможно, что результате успешных процессов интеграции уже через несколько лет Евразийский Союз будет восприниматься как единый игрок в большой геополитической игре. Слияние экономик, тесное сотрудничество в военной и других сферах приведут к созданию мощного объединения, которое будет больше, чем просто «Россия+».

Однако это бросит новые вызовы. Новый Союз будет вынужден экономически и политически конкурировать с Европейским Союзом, Индией, Китаем, США и другими региональными объединениями и государствами. Но успешная конкуренция экономического оюъединения невозможна с теми, кто предлагает модели развития для всего человечества. Либеральные свобода, демократия и рыночная экономика активно продвигаются в мире Соединенными Штатами Америки. Уважение прав человека, система социальной защиты и многое другое – широко известные ценности ЕС. С чем выйдут на мировую арену страны-участницы Евразийского Союза? Что они предложат в качестве альтернативы в развитии человечества?

Учитывая то, что в Евразийские интеграционные проекты на данный момент вовлечены республики бывшего СССР, логично было бы задаться вопросом: что из советского прошлого можно было бы взять в будущий Евразийский Союз? Какие ценности могли бы вновь стать одними из скреп нового объединения?

Конечно, детализированный ответ на эти вопросы занял бы не одну статью. Сейчас же можно обозначить главные ценности, которые Союз Советский мог бы передать Союзу Евразийскому.

Союз Союзу рознь...

Сразу следует отметить, что новый Евразийский Союз будет иметь ряд коренных отличий от СССР. На ближайшие десятилетия он, скорее всего, будет иметь структуру конфедеративного государства. То есть качественные изменения будут скоординированно происходить в суверенных государствах, при взаимном объединении ресурсов, координации и сотрудничестве.

Органы управления Евразийским Союзом по своим функциям будут напоминать институции Европейского Союза. Это будет продиктовано структурой Союза и требованиями к налаживанию экономических и других связей в условиях глобализации. Было бы выгодно образовать различные фонды поддержки развития и сотрудничества, как это делается в Европе. Эти фонды могли бы дополняться деятельностью государственных структур каждой из стран-участниц.

Жить по-справедливости

Во все времена одной из главных тем в русской культуре была и остается справедливость. Ради глобальной справделивости был создан СССР, героически и почти в одиночку сражавшийся с мировым империализмом.

Запад не в состоянии удержать мир и порядок на Земле. Войны и локальные конфликты, межнациональная рознь, нищета и голод миллонов человек – вот что несут миру США и их союзники. Их сил хватило на то, чтобы создать относительно достойный уровень жизни для так называемого «золотого миллиарда». Что же делать всем остальным – так и осталось непонятным.

Небольшие государства, желающие сохранить свой суверенитет и независимость рискуют быть обвиненными в «недостатке демократии» и стать жертвой интервенции. Эти страны могут быть заинтересованы в военной, экономической и политической поддержке со стороны Евразийского Союза. Образ геополитического объединения, в котором все страны формально равны – также будет притягетелен. В Евросоюзе, например, у крупных стран есть дополнительные рычаги влияния, напрмер, большее число депутатов в Европейском парламенте. В Евразийских же проектах – в целом присутствует равноправие.

Идея социальной справедливости может быть поднята на глобальный уровень. С одной стороны, некоторые бывшие советские республики испытали тяжелые потрясения от реформ 90-х и глобального экономического кризиса. С другой стороны, именно они имеют опыт построения советского социализма. Ясно, что либеральный капитализм не способен обеспечить достойную жизнь миллионам жителей Африки, Азии и других регионов. И отдельные меры помощи здесь не помогут. Нужно новое глобальное разделение труда, новая система принятия решений в международных организациях, объединение научного и творческого потенциала народов мира. И новый Евразийский Союз мог бы стать локомотивом этих перемен.

Коллективизм и соборность

В отличии от западного индивидуализма русская и советская культуры опирались на соборность и коллективизм. Поддержка развития местных общин и коллективов, а не отдельных групп и индивидуумов, была бы более приемлемой для нового Союза. Истинное проявление демократического правления – не голосование большинства в ущерб меньшинству и не договор о разделе ресурсов и влияния между разными игроками под названием «консенсус». Истинная демократия всегда существовала как раз в русской культуре, когда совместно принимались решения с учетом всех интересов и с целью сотрудничества ради будущего. Деятельность не в маленьких группах или в одиночку, а коллективе, основанная на здоровой конкуренции, способна принести огромный успех и достижения. И бурное развитие СССР 30-х – 50-х гг. тому яркое подтверждение.

При распределении средств наднациональных фондов Евразийского Союза помимо экономической выгоды в расчет также должно браться развитие местных общин и/или рабочих коллективов. Именно они и могут составить основу обществ государств-участниц Евразийского проекта. Сотрудничество между этими социальными образованиями должно всячески поддерживаться. Причем не только в экономической, но и в гражданской и культурной сферах. Это повзолит со временем выработать единую Евразийскую идентичность, что станет одной из основ дальнейшей интеграции.

Западный предприниматель или стахановец?

Западная цивилизация очень много сделала для того, чтобы навязать всему миру свои представления о том, какими должны быть идеальный работник и начальник. Это – главным образом, движимый материальными и карьерными интересами высококвалифицированный специалист, упорно строящий свой личный успех.

Однако советское прошлое имеет другой образ, ничем не устпающий, а чем-то и превосходящий западный. Участники стахановского движения также были льдьми образованными и целеустремленными. Их коренное отличие заключалось в том, что вместо личных карьерных целей они, в первую очередь, работали ради высоких общественных целей и благ. Не деньги и слава блестели в их глазах, а преданность Родине и построению социализма. Они могли работать при нехватке ресурсов, низких зарплатах и в тяжелых условиях. Чего нельзя однозначно сказать об их западных коллегах.

Много масштабных экономических проектов в СССР было завершено опираясь на патриотизм и бессеребренничество простых людей. Стахановское движение было одним из двигателей экономического роста. Эти ценности могут стать компонентами новой евразийской идентичности. Опыт масштабных совместных проектов может пойти на пользу всем странам-членам Евразийского Союза: для создания новых предприятий и разивития инфраструктуры требуется объединение как материальных, так и человеческих ресурсов. От преданности делу и стремления к максимально возможному успеху людей будет завистеть качество выполняемой работы.

Все – не по плану, но согласованно

В востановлении плановой экономики пока нет смысла. Однако наднациональные органы управления Евразийским Союзом могут стать хорошей площадкой для переговоров об экономическом сотрудничестве. При чем как между странами-участницами, так и с соседями с Запада, Юга и Востока. Это помогло бы наиболее эффективно увеличить участие нового Союза в мировой системе разделения труда и создало бы мост между Западом и Востоком.

Согласованность действий стран-участниц должна быть видна и в сфере обороны. С развитием экономического сотрудничества и углубления интеграции возрастет потребность в коллективной обороне. Поэтому вполне возможно, что Организация Договора о Коллективной Безопасности с Россией в качестве сильнейшего игрока укрепит свои позиции.

Новое – хорошо забытое старое

Восстановление СССР невозможно, да и не требуется. Но взять то лучшее, что было в опыте построения советского государства, конечно, нужно. Не нужно заново изобретать или заимствовать из-за границы то, что уже однажды было сделано нашими предками. Построившими великую державу, победившими фашизм и создавшими первую историческую альтернативу Западной цивилизации. Чего добъется Евразийский Союз – покажет время. Его успешность зависит от ныне живущих.

ИСТОЧНИК

Искренне Ваш, редакционный коллектив газеты «Экономика и Мы».; 23 мая 2013

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..