Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 59,2490 руб.
  • Курс евро EUR: 69,6531 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,3542 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

ТОРНАДО ГЛОБАЛИЗМА

​«ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ»

ТОРНАДО ГЛОБАЛИЗМА Изучение проблем глобализации в современных условиях, влияниинациональных ценностей и национально ценностно-ориентированного сознания на общие процессы глобализации является на сегодняшний день наиболее актуальным. Масштабное движение различных цивилизаций, культур, национальных общностей навстречу друг другу, умножение и интенсификация связей между ними, активный взаимный обмен материальными, духовными ценностями, формирование глобальной культуры и этики при одновременном усилении национально-ориентированных норм серьезно актуализировали в целом проблему взаимоотношений глобального и национального.

Результатом трансформирующего воздействия процессов глобализации является противоречивый, неоднозначный и конфликтный характер вызванных ею последствий, воспринимаемых в большей степени как явления негативные и деструктивные [1].

В диалектике глобальное-национальное для определения перспектив этнического важно понимание глобализации во всем многообразии составляющих ее компонентов. В таких условиях становится актуальной проблема глобального в контексте общего развития человечества и национального в контексте глобального.

Этническое начало, закрепленное в культуре, языке, традициях, в сознании и психологии народа, передаваясь из поколение в поколение, является одним из важнейших факторов, определяющих историческое будущее народа и особенно на переломных этапах социального прогресса. Поэтому не случайно, что в условиях, когда наша страна переживает кризис, на передний план в национальных субъектах России вновь выдвинулись этнические ценности, ставшие важной основой сохранения суверенности национально-территориальных государственных образований и развития культуры [2].

Национальные ценности и национально ценностно-ориентированное сознание представляет собой не только явление психолого-эмоционального характера, но и материальные объекты, символы, знаки, признаваемые жизненно важными этнической общностью. В основе признанной важности этих ценностей в первую очередь находятся сущностные интересы человека, представителя конкретного этноса: выживание, достижение целей и идеалов. Свое активное социальное значение национальные ценности приобретают в той мере, в какой становятся достоянием большинства представителей этноса и входят в практические отношения людей этой нации, проникают в их сознание и чувства.

При этом необходимо отметить не только сохранение исторически сложившихся национальных ценностей, но и обеспечение преемственности национально ценностно-ориентированного мировоззрения поколений.

Национальное самосознание в условиях глобализации испытывает на себе мощное воздействие сложного комплекса разнородных связей, отношений, пластов — культурных, цивилизационных, идеологических, находящихся в постоянном движении. Но общеизвестно, что в таких ситуациях получает развитие явление этноцентризма (предпочтение «своего» перед «чужим» или общим), одного и самых архаичных черт самосознания индивида, группы, народа. При этом чем ниже этностатус, тем выше этноцентризм. В этом и заключается «глобализационный» парадокс: национальная специфика все более ослабевает, а ее субъективное выражение — национальное самосознание — все более усиливается. В целом же этотпарадокс проявляется, с одной стороны, впровозглашении национального равенства и выработке путей развития, отвечающих интересам участников глобализационного процесса, а с другой стороны, в снижении роли и значения национального, ограничении сфер его применения, противопоставлении национального и универсального.

Воспроизводство и сохранение этносов, их культур через преемственность поколений, социальных и духовных отношений — задача первостепенной важности. Существование и развитие этносов во многом зависят от традиций этнической культуры, благодаря которым устанавливается связь между прошлым, настоящим и будущим. Характеризуясь особой устойчивостью, традиции и обычаи этнической культуры выполняют роль регуляторов поведения в нравственных отношениях.

Прогнозы относительно судеб двух основных функций национального самосознания — осознания национальной принадлежности (национальная идентификация) и обнаружения отличия себя от других (национальная дифференциация) — в рамках глобализации различны и порой прямо противоположны [3].

Одной из важнейших задач в современных условиях становится формирование национальной духовности и духовной личности с высоким интеллектуальным потенциалом. Особое значение в этом контексте приобретает задача гуманизации образования как процесса трансформации общечеловеческих ценностей в образовательный процесс, способствующий становлению личности как субъекта гуманитарной культуры, обладающего способностями выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающим миром на основе личностно принятых нравственных ценностей и смыслов. Большим потенциалом реализации гуманитарного содержания образовательного процесса обладают национальные традиции, духовно-нравственный опыт предшествующих поколений с рассмотрением различных элементов национальной культуры в качестве условий и средств гуманизации и гуманитаризации образования [4].

Совместное проживание разных народов на огромных пространствах, присущие российскому характеру любовь к родине, милосердие, бескорыстие, жертвенность, патриотизм как основа геополитического и этнического единства формирует феномен российского патриотизма, который состоит именно в том, что он национален в защите интересов отечества и особенно когда речь идет о национальных интересах его народов.

Все вышеназванные положения позволяют сделать вывод о том, что этническое объемлет глобальное в той же степени, как и глобальное этническое и все это не проходит бесследно для национального самосознания, которое при всей своей консервативности чутко реагирует на всякого рода несправедливости. Если национальное не подвергается каким-либо стеснениям, нет и почвы для националистических деформаций, проявлений этнических фобий. Но когда оно игнорируется, когда ущемляются национальное достоинство, национальные чувства, оно превращается в мощнейший дестабилизирующий фактор. Именно традиции способны стать в процессе глобализации мобилизующей преобразовательной силой, способной создавать живые творческие формы в диалоге цивилизаций.

Равноправие, равенство, баланс национальных интересов - основополагающие принципы, претворение в жизнь которых, безусловно, обеспечит единство национальных традиций и прогресса.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Блинов А.С.Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. - М.: МАКС Пресс, С. 2003. – 149.

2. Ф.С. Файзуллин, А.Я. Зарипов, Р.Р. Асылгужин Этническое сознание и этническая идентичность // Уфа «Гилем» Академии наук РБ. – 2009. – С.83-119.

3. Зелепухина И.В. Национальное в контексте глобализации: Автореферат диссертации кандидата философских наук — Ставрополь, 2004. — С. 16.

4. Асадуллин Р.М., Сулейманова З.Г. Национально-региональный компонент содержания образования (теория и практика). - Сибай, 1996.

Искандер Арсланов; 16 октября 2014

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..