Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Ноябрь
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

​ЕДИНЫЙ КОРЕНЬ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

​ЕДИНЫЙ КОРЕНЬ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Горе-«реформаторы» пост-советских республик достаточно регулярно заявляют (не буду приводить список цитат, он очень длинный) что их главный враг – «советский человек», «совковая природа человека». Возможно, они и сами не понимают, что уже довольно давно под «советским человеком» (тем, что им кажется советским человеком) они видят и понимают просто цивилизованного человека – последовательного, рационального, преемственного в традиции, живущего по закону. Конечно, конкретно и специфически «советский человек» тоже был. Но о его конкретной специфике все давно уже забыли, подменив её просто образом цивилизованного человека…

Я мог бы, опираясь на старые газеты, советскую социологию, мемуары и т.п. реконструировать образ конкретно-специфически-советского человека[1].

Но мне сейчас некогда этой интересной, но слишком уж теоретической, работой заниматься. Мне гораздо важнее разобрать феномен современный: ПОЧЕМУ ругательством «совок» стали покрывать именно всякую (а не только советскую в узком смысле слова) цивилизованность?

Цивилизованный человек потому и цивилизованный, что он имеет ЖЁСТКУЮ НОРМУ ПОВЕДЕНИЯ, которой не крутит, как дышлом, а которой подчиняется.

Советский человек – как один из вариантов цивилизованного человека имел ОДНУ жёсткую норму поведения. А цивилизованный англичанин – ДРУГУЮ. Но объединяет эти типы цивилизованных людей НАЛИЧИЕ жёсткой платформы.

И все они типологически противостоят дикарю, варвару – который не имеет жёсткой нормы поведения. Цивилизованный человек живёт по закону (православному, советскому, англиканскому и т.п.). Дикарь же резвится в беззаконии. Сегодня ему хочется так, а завтра эдак. Сегодня он выбрал одно – а завтра приспичило другое.

Вы понимаете, что он дикарём и варваром называется только лишь потому, что идёт на поводу своих похотей, а не укрощает их? Что отсутствие последовательно проводимой в жизнь ясной и жёсткой нормы – сущностное определение для антицивилизационной дикости? Я хочу, чтобы вы это поняли, потому что это очень важно и без этого ничего не будет. Совсем никакого будущего у нас без этого понимания не будет…

Когда встречаются два разных типа цивилизованных людей, то, по сути, у них разные только «знаки и возглавья»[2]. То есть одни ходят с хоругвями в крестный ход на Пасху, а другие – с другими хоругвями на демонстрацию 1 мая.

Хоругви разные, но общий принцип цивилизации – неукоснительное соблюдение норме, которой ты подчинён (отсюда и «правовое мышление») сохраняется. Другое дело – когда нет уже никаких хоругвей, никаких ходов, никаких шествий: это верный симптом глубокого и всестороннего оскотинивающего разложения масс.

+++

Что же происходит – когда на смену жёсткой норме поведения, контроля за человеком и самоконтроля приходит либеральное разгильдяйство и «плюрализим»? Не руководимая единой идеей, представленная самой себе система становится безмозглой, в которой «кто в лес, кто по дрова». По законам накопления энтропии любая, не управляемая разумом, система стремится к максимально-простому, самому примитивному из всех возможных вариантов её состояния.

Брошенный дом – превращается в холмик после подгнивания и обрушения, сложная смесь разлагается на простейшие воду и окаменелости, брошенная техника ржавеет и разваливается, а брошенное деидеологизированное общество – стремится к животному, звериному, зоологическому состоянию.

Во всяком обществе есть проводники такого разложения, энтузиасты распада и растащиловки – и есть люди старой закалки, которым это омерзительно и кажется опасным (весьма справедливо).

И вот проводники разложения, опираясь на историческую память что было когда-то до них упорядоченное и цивилизованное советское общество – именуют «совками», «советскими людьми» всех противников разложения.

Произошла аберрация сознания, когда ВАРИАНТ явления был расширенно распространён на ВСЁ явление (так Голландия – одна из провинций Нидерландов, стала однажды наименованием для всех провинций Нидерландов).

Но мы-то должны понимать, что это не так, что советское наследие и цивилизация в целом совмещены по принципу кругов Эйлера[3]: часть одного входит в другое, но у обоих явлений имеются расходящиеся поля.

То есть:
1. Есть нечто общее в цивилизации и советизме – и сообща противостоящее зоологическому либерализму.
2. Есть нечто в цивилизации, чего не доставало советизму, осталось за его рамками.
3. Есть нечто в советизме, что не принадлежит цивилизации, является вкраплением дикости и хаоса в цивилизованный и упорядоченный уклад.

И если мы будем заниматься историческими реконструкциями, мелочным реставраторством – вместо того, чтобы разобрать, что в советизме от цивилизации, а что от лукавого (и погубило его) – то мы просто погибнем.

Нас СО ВСЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ не станет – и в лучшем случае она возродиться только через века, тысячелетия. А может быть, уже никогда. Потому что в истории были провалы, превращавшие развитые города в джунгли – длившиеся тысячелетиями…

+++

Главный враг цивилизации – это животное в человеке. Это враг метафизический – он всегда с нами, и всегда угрожает жизни в цивилизованном обществе.

Цивилизация тащит человека за уши к звёздам, к вечной мудрости, вечной жизни, бесконечной силе техники и организации. Но такое движение – требует жертв. Оно истязает зверя в человеке, внутри человека. Зверь воет, бьётся и норовит вырваться из клетки.

Поэтому узколобым «просветителям» и «миссионерам цивилизации» всегда простейшим путём окультурить дикость казалось насилие, террор. Берём человека, и начинаем его истязать, тыкать, как кота тыкают носом в его испражнения: не делай так, не делай так! Истязаемый человек привыкает к НОРМЕ поведения и от страха ИЗБЕГАЕТ ненормального поведения. И вроде как видимость цивилизованного поведения достигнута…

Человек начинает вовремя просыпаться на работу (а хотел бы спать до обеда), начинает прилежно зубрить гранит наук (а хотел бы дурака валять), начинает жить с одной женщиной (а хотел бы со всеми) и т.п. То есть зверя в человеке приводят насилием в чувство, приучают, как домашнюю кошку, гадить в строго отведённых местах, а не где припрёт.

Вот почему, друзья мои, история цивилизации – это история насилия и террора, костров инквизиции и чёрных «воронков». Врага нужно сломать и обезвредить, пока он не сломал и не «обезвредил» тебя. Потому что есть люди, а есть, условно говоря, «упыри» - и если с человеком можно договориться без насилия, то с упырём – никогда.

Но тут есть два очень важных замечания:

1. насилие и кровь пьянят хищников и хищность в человеке. Они имеют свойство оборачиваться из средства самоцелью поведения карательных органов: и тогда они уже не воспитательный приём, а голый садизм хищников.

2. даже если насилие строго дозируется только в воспитательных целях – то и тогда оно обращено лишь к отсталым членам общества. Ведь не могут же все терроризировать всех!

Поэтому вопрос существования цивилизации – это вопрос существования в ней ядра из пламенных добровольцев, действующих не за страх, а за совесть.

Пусть эти добровольцы отсталых подтягивают страхом наказания: сами-то они страхом руководствоваться в поведении не могут, авангард должно вести что-то высшее. Что?

+++

Насилие в животном мире огромно – но оно бесформенно, бессодержательно и хаотично, как украинский фашизм (наиболее яркий, хотя и не единственный пример оскотинивания бывших цивилизованных людей в современном мире).

Насилие в цивилизации – дозированно, нормировано, а главное – направленно и оформлено. Оно опирается не на переменчивую похоть садиста, а на последовательную программу преобразования человека и общества, привитие ему заданных мега-проектом свойств и качеств.

Это значит, что насилие должно находиться не в руках озверевших садистов со звериными мотивациями поведения, а в руках людей – давайте скажем прямо – ВЕРУЮЩИХ, то есть заряженных мега-проектом с максимальным самопожертвованием.

Ключом к пониманию коренного отличия человека от животных, к пониманию прогресса человеческого вида – в противоположность миллионам лет застоя в мире животных является уникальное свойство человека (присущее только ему одному) – вмещать в сознание, понимать, принимать, осознавать вечность времени и бесконечность пространства. Животным этого не дано.

Они могут быть коллективистами (стаи), могут считать (шимпанзе), дружить с человеком(собаки), любить, могут обладать прекрасными техническими знаниями (пчёлы, бобры), могут летать, плавать, бегать, вообще всё могут. Одного они не могут: понять, что мир бесконечен. И это приводит их к замкнутому циклу воспроизводства одного и того же на протяжении миллионов лет. Если нет выхода мысли за грань – то нет и развития мышления, оно способно усваивать и повторять, но не способно самостоятельно творить.

Способность вместить бесконечность в сознании (образ божий в человеке – называет это религиозная мысль) входит в жёсткое противоречие с локальностью человеческого тела. Сознание может вообразить бесконечность, вечность – а тело нет.

Отсюда с древности подмеченный конфликт тела и души, идеала и реальности, мечты и возможностей. Вообще – сводя всё это к двум словам – конфликт ВЕЧНОСТИ И ВРЕМЕНИ.

Человек мысленно сопротивляется ограниченности, но в то же время телесно подчиняется ей. Но просто понимать бесконечность – нарисовать прямую линию или луч, уходящие вдаль, мысленно проследить их протяжённость, не имеющую пределов – это одно. Это пассив человеческой природы, с которого начинается человек, выделяясь из мира животных.

Мы же понимаем, что человек отнюдь не ловчее и не быстрее животных, ничуть не добрее большинства из них (а порой злее их), и многие люди даже не умнее животных с точки зрения памяти и эрудиции.

Единственное коренное отличие человека от животного – это способность видеть кроме отрезков ещё и уходящие за горизонт прямые (и кривые) линии, способность вообразить бесконечно далёкое прошлое и бесконечно далёкое будущее.

Таково надбиологическая, но органически, от рождения присущая, особенность человека. Он может… Но может – не значит, сделает. Мочь и делать – разные вещи. В полном смысле человек выделяется из животного мира, когда он не просто воображает себе бесконечность пространства и вечность времени, но и пытается им СЛУЖИТЬ. Человек объявляет войну временности и ограниченности своего тела – и пытается тем или иным способом преодолеть их. Человек АКТУАЛИЗИРУЕТ заложенную в нём от природы уникальность.

+++

Этот процесс, неразрывно связанный со становлением и движением человеческой цивилизации, мы назвали инфинным, а явление - инфинитикой[4].

При их угасании человеческое общество становится всё менее человеческим, насилие в обществе – всё более бессмысленным и беспричинным, садистским, а мотивы поведения человека – всё более и более зоологическими. А ведь – оглянитесь – именно это мы сегодня и наблюдаем в масштабах планеты!

+++

Так что же мы нашли, до чего добрались в своих поисках первоосновы цивилизации?

Очевидно, что ни СЛЕПАЯ вера, ни циничное безверие не могут созидать цивилизованные отношения. Они их могут только разрушать, подменяя религию ЗАКЛИНИВАЮЩЕЙ ПСИХОПАТИЕЙ, а здоровый, рациональный скептицизм – глумом над всем.

В основе человеческой цивилизации лежит способность человека воображать и представлять бесконечность и вечность (инфинитика). И сегодня, кого не спроси - почти все знают, что такое вечность-бесконечность (хотя бы смутно).

Это то начало - от которого мы отталкиваемся, ибо коли его бы не было - и говорить было бы уже не о чем.

Но что случилось? Присутствуя эта базовая платформа ДЕЗАКТИВИРОВАНА. Она пассивна, не используется при мотивации поведения людей.

Инфинитика - это платформа, на которой стоят религии, но не сама религия.

То есть мы обсуждаем не что везёт грузовик, а само строение грузовика, который, в принципе, способен перевозить грузы. Грузовик без груза может быть (едет пустой). Груза без грузовика не бывает, потому что раз не погружен никуда - то и не груз.

У религий есть своя специфика, которой я не касаюсь (сознательно) - не разбирая религиозные моменты. А есть без всякой религиозной специфики НЕЧТО - породившее религию параллельно обществу, государству, праву, морали, нормам психиатрии (кого больным считать, кого здоровым на голову), тот уклад, который зовётся культурой и цивилизацией.

Представим для простоты так: некий ствол, пенёк: от него ветви, побеги. Один побег - религия. Далее он делится на множество конфессий и уходит в небеса, но мы туда не смотрим, нам пенёк интересен. Другой побег от единого корня - законы общества. Третья ветка - нормы вменяемости. Четвёртый - культурные сокровища, которые ВСЕ КАК ОДИН обращены к потомкам далёким. Потому что ведь без этого культуры нет, а есть одно шоу-скотство...

Теперь представим - всё срезали: и веру, и законы, и нормы, и культурный багаж (мы почти с этим и столкнулись в «перестройку» с её кровавым глумом).

Сейчас – не о срезанном, а о пеньке. Остался пенёк. От пенька могут пойти новые побеги, если он жив. Или - возможно - к пеньку могут всякие Мичурины привить какой-то побег, сортовые яблони так и делают!

Именно пенёк - он даёт собственным или привитым побегам живую силу соков корневых. То есть он первичен, без него Древа нет, а ветви - они все могут быть спилены, и высохнут, и омертвеют, не питаясь от пенька...

А хуже всего - если погибнет, загниёт пенёк на уровне земли. Тогда уже все мичуринские прививки - как мёртвому припарка. Тут уж прививай-не прививай...

Интересно звучит это слово в воспитании, в педагогике - "привить учащемуся то-то и то-то"... Ну там, любовь к людям ПРИВИТЬ, любовь к знаниям ПРИВИТЬ, любовь к классике... А НА ЧТО ПРИВИВАЮТ?! Садовод почку прививает к пеньку яблони. А педагог свою почку классики, или религии к какому стволу-пеньку прививает-то?! Задумывались?

+++

Исходный, у земли, корень всего человеческого - инфинитика. То есть представление человека о наличии вечных ценностей и бесконечных перспектив.

Представление о них рождает тягу. Что такое, например, печная тяга? Прочистили проход трубы - тяга появилась. Забило проход всякой фигнёй, сажей, дохлыми кошками, каловыми массами и т.п. - и нет тяги, угар весь в дом попрёт...

Представление о Вечности времени и Бесконечности пространства надо оживлять, тормошить, всячески прочищать активно, будить к ним у человека интерес: и словом, и делом, и завлекательной картинкой, и песней (а все лучшие песни - инфинитические), и фильмом, и пословицей, и поговоркой и т.п.

Прочищая это представление, актуализируя его, активизируя в сознании человека - мы автоматически создаём тягу к высокому (как в печной трубе).

А тяга - вытягивает далее уже всё остальное, что есть ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ: от конкретных религиозных культов и поклонения конкретным святыням до правосознания, психической вменяемость, поведенческой предсказуемости и последовательности, верности идеалам, патриотизма (я умру, а Родина нет! Она - в идеале - вечно будет жить).

+++

Представьте разговор двоих простых людей в наше время, в наши дни.

Один говорит - зачем мне Крым? Я жрать хочу за своим столом, а в Крыму я ни разу не был! Я хочу, чтобы мне, лично мне зарплату подняли, а не Крым к моей стране присоединяли! Для меня Крым - и вообще страна - запредельная и непонятная абстракция, я живу своими проблемами, а не мировой скорбью...
Другой отвечает:
-Пойми, мы умрём, и Путин умрёт, и все эти американские, европейские президенты - тоже умрут. Род сменяет род, а земля пребывает вечно! Это земля, на которой будут жить дети, а потом дети наших детей, а потом дети их детей... Или же - на этой земле будут расти чужие народы, использовав наш, как навоз...

Кто из них прав? Оба правы. Но один рассуждает ЗООЛОГИЧЕСКИ, как человек ограниченный собственными зоологическими, биологическими пределами: я животное, у меня есть кормовой участок, я его защищаю. На другие не суюсь: подерут, да и незачем мне...

Второй же заряжен и заражён инфинитикой, Для него (как и для нас) - не сам Крым важен, он же не гешефт на Крыме срубить хочет, не денег настричь, обворовав крымчан. Для него важен принцип - вера в вечность земли, страны, народа, рода, вопреки личной ограниченности и смертности.

То есть "крымнаш", патриотизм - не сам по себе.

Конечно, видимость его можно создать и саму по себе, когда пригнало начальство на митинг баранов, не знающих, зачем они тут флажками машут… И тогда такой казённый патриотизм напоминает искусственные пластиковые цветы с кладбища.

Но если патриотизм живой и не увядающий - он питается от корня, единого для цивилизации, общества, закона, морали, психиатрии, религии, культуры и пр. Он питается от СТРАСТИ К ВЕЧНОСТИ.

Она начинает всё ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в ещё неразделённом виде, а потом, восходя к небу, ствол делится уже на ветки, и они далеко порой расходятся друг от друга.

+++

И главное – не повредить питающий человеческое в человеке корень-исходник.

С этим были большие проблемы в СССР, а уж сейчас –и тех больше. И об этом мы серьёзно поговорим в следующей статье нашего просветительского цикла…

(Продолжение следует)



[1] Например, по отношению к религии. Те, кого сегодня называют «совками», никаких противоречий с Православием не имеют, и союзники с ним по всем вопросам и мнениям. Конкретно же специфически-советский человек обязан был держать антирелигиозную фигу в кармане, даже если он говорил о Владимире Крестителе, Александре Невском, Дмитрии Донском, Суворове или Кутузове… Это было – но это ушло невозвратно, сейчас говорить о каком-то конфликте православной патристики с людьми советской ориентации просто нелепо…

[2] Из стихотворения М.Волошина, заметившего и «в комиссарах дух самодержавья» и «вихри революции в царях».

[3] Круги Эйлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления. Изобретены Леонардом Эйлером. Используется в математике, логике, менеджменте и других прикладных направлениях.

[4] От латинского «Ad Infinitum» («бесконечность»,"до бесконечности").

Александр Леонидов; 24 ноября 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.