Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Май
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

ЧТОБ СТРОИЛИ, А НЕ ДРАЛИСЬ!

ЧТОБ СТРОИЛИ, А НЕ ДРАЛИСЬ! Истина одна на всех. А интерес у каждого свой. Существует всеединство и всеобщая взаимосвязь явлений, но существует и бесчисленное количество индивидуальных шкур, конкурирующих друг с другом. И весь вопрос, каким путём идти. Если искать истину, то рациональный аппарат связного мышления приведёт нас к единому ответу, может, не сразу, но приведёт – как приходят все математики мира, несмотря на континент и расу, к «2х2=4». Но если искать свой интерес, то наоборот: он противопоставит тебя всем людям на свете. А все союзы с другими людьми, даже если и состоятся – станут носить характер бандитского сговора, превратятся в «дружбу против третьих лиц».

И всякий пафос станет ложным. Он станет маскировкой хищника, подбирающегося к жертве. Потому что у нас есть общее – пока мы за общую истину, и у нас объективно нет ничего общего – когда мы за личную выгоду.

Приведу пример из классики:

- Что защищает эта баррикада? - спросил Клим и даже смутился - до того строго и глупо прозвучал вопрос, а человек удивленно заглянул в лицо его и сказал: - Революцию защищает, рабочий народ, а — как же?[1]

В детстве он меня раздражал, но чем – я понять не мог. Видно же, что «мятущаяся интеллигенция» сумбурно-цинична, а человек из народа нарисован цельным и праведным: построил баррикаду, не себя защищать, а весь рабочий народ…

Потом я понял, в чём подвох. «Трудовой народ» может объединиться, но только чтобы ограбить «нетрудовой народ». А как только «нетрудовой» кончится – в монолите «трудового елемента» начнётся раскол, пойдут трещины, ДЕЛЁЖКА.

Когда вместе у помещика отбирали «пианину» - все были заодно, все братья. А как выяснилось, что «братьев» много, «пианина» же одна… То, что она больше не помещикова – факт. А чья она теперь? А почему я поставил слово «братья» в кавычки? Мало ли реальных, биологических братьев, которые на ножах стали друг с другом при дележе родительского наследства?

Существуют центростремительные силы, собирающие вместе людей (обычно вокруг храма и культа), в государство (слово произведено от "суда", т.е. соблюдения заповедей, в древности являвшихся законами), культуру (слово произведено от "культа"), цивилизацию (дословно - цивильность, т.е. "невоинственность", взаимное ненасилие). Но вместе с ними действуют и мощнейшие центробежные силы, проявляющие себя во всём кошмаре, когда ослабевают идеология и мега-проект.

Суть центробежных сил - в экономическом антагонизме человека человеку.

Древнейший спор продавца и покупателя, и сегодня актуальный в любом продуктовом магазинчике - это антагонизм цены и платы.

С древнейших времён продавцам пытаются запретить обсчитывать, обмеривать, обвешивать покупателей, но безуспешно, потому что продавцам это прямая выгода, и нет-нет - снова в каждом веке и эпохе вынырнет пронырливый продавец...

Но и покупатель не должен обсчитывать или обворовывать продавца. Если алкаш сунет незаметно в карман кусок сыра - то алкашу выгода понятна, а с продавца вычтут, из зарплаты вычтут! И тоже: сколько не запрещай воровать с магазинных полок, сколько не ставь охранников, видеонаблюдения - а всё равно находятся год за годом ловкачи, которые или продавца обсчитают, или товар бесплатно вынесут...

Антагонизм покупателя и продавца в том, что продавец заинтересован обслужить покупателя как можно дороже, а покупатель - вывернутся как можно дешевле. И здесь пролегает настоящая линия фронта, на которой всё время жестокие бои.

Но читатели ЭиМ умные люди, и понимают, что цена товаров в магазине УЖЕ В ГОТОВОМ ВИДЕ навязана и покупателю, и продавцу (как и цена труда в стране).

Так что антагонизм между покупателем, жаждущим халявы, и продавцом, наказующим разиню обсчётом, обвесом, обмером, усушкой, утряской и т.п. выходит на более фундаментальный уровень: распределение благ в обществе. Покупатель же пришёл в магазин с уже готовыми деньгами, которые ему где-то дали. Почему дали именно столько, а не больше? И почему не меньше?

По сути, мы выходим на закон сохранения вещества и энергии: в одном месте прибыло, в другом убыло, и наоборот. Человек экономически заинтересован в чужих бедах, чужие беды улучшают ему жизнь и быт.

Скажем, появились у нас ремонтники-таджики. Они что, лучше славян работают? Нет, конечно. У них в стране великие бедствия, и они - в беде. Попав в беду, в нищету, они готовы брать за работу дешевле, чем славяне - и вот результат: их охотно нанимают. Потому что всякий наниматель, который умудрился заплатить поменьше работнику - тем самым увеличил свою прибыль...

Антагонизм интересов между людьми, из которых каждый выступает продавцом чего-нибудь (заинтересованным в росте своих цен) и покупателем (заинтересованным в снижении чужих цен) - рвёт в клочья государства, культуры, народность и цивилизацию. Ожесточаясь в борьбе, он сметает все рамки цивилизованного поведения, что мы и лицезрели в великой всеобщей "войне всех против всех" в 90-е годы, от которой выиграл только радикальный сионизм ( у которого своя игра, игра извне).

Противопоставить этим центробежным силам экономическую политику "выгодную людям" нельзя. По той простой причине, что выгодное для одних людей невыгодно для других, и наоборот. Кому бы ты ни дал преимущество в потреблении - другая сторона сочтёт себя обделённой. И обидится. А если всё поделишь поровну - обидятся сразу все.

Каждый начнёт вонять, как в "перестройку":

-Как это так, я такой молодец, такой незаменимый, а зарплата у меня одинаковая с этим ничтожеством, и т.п.

Причём "ничтожество" абсолютно то же самое в то же самое время говорит про нашего "молодца"...

Именно поэтому и не бывает "экономики, выгодной людям". Справедливая экономика поровну разделит не только блага и удобства, но и убытки, напряги и неудобства. То есть каждый получит свою долю неудобств - и справедливость, таким образом, покажется "солёной" для всех.

Выход цивилизация нашла в том, что называется -

Концептуальность государства.

Концептуальность государства - в политологии и социологии что-то вроде того, чем является таблица Менделеева для химии.

Она призвана ответить на главные вопросы бытия, обозначив каждому долг и место в клеточке таблицы ОБЩЕГО ДЕЛА.

Наши территории – случайное нагромождение случайных захватов, или есть какая-то концепция границ, какое-то объяснение территориальной целостности?
Что должны сделать граждане, а что им категорически запрещено?
Каковы источники существования у тех, кто делает, что должен и соблюдает запреты? Кто и как отвечает за их снабжение, и какой уровень снабжения считается нормальным? А какой недопустимо-низким? А какой – чрезмерным?

Все стороны жизни включены в таблицу государственной концепции: образование, театры, литература, даже народные промыслы:

-кто отвечает, что положено, каковы источники и кто проверяет (принимает) работу по теме, если она нужна государству?
А если не нужна и признана вредной – кто контролирует запрет, какие у него средства сдерживания?

Государство в концепции его понимается как комплекс жизнеобеспечения самого себя. Оно говорит: «Я есть. Что мне нужно, чтобы быть дальше?» И само отвечает себе на этот вопрос.

Конечно, такая разлюли-малина – только мои мечты. В реальности ничего этого нет. А что есть? Хватательно-поглотительный рефлекс, свойственный и болезнетворной бацилле, и паразиту. Жрать стремиться всё живое. Разумное при этом восстанавливает сожранное, чтобы жить дальше. Безумное и одержимое потребительством – доедает всё что есть, и умирает – наверное, гордясь, что умирает последним, а может – просто в недоумении: куда всё делось? И почему банкет закончился?!

Когда нас жрёт изнутри болезнь, она подчиняется поглотительному инстинкту, и не задумывается, что сама умрёт вместе с истощённым организмом. Когда нас изнутри высасывает цепень-паразит, то он совершенно не собирается восстанавливать истощённые участки ткани…

Бактериологическое оружие несёт смерть как тем, кому его подкинули, так и самому себе. Цепочка тут очевидна: жрёт и размножается, пожирая – убивает, убивая носителя – умирает.

Я не хочу лишний раз поминать проклятую землю Украины – но слишком уж яркий пример бактериологического оружия она!

Запущенное с Запада, как вирус в водозабор, жрущее хищное дегенеративное отребье уничтожает всё, превращая в пустыню цветущие прежде края. Не надо думать, что бактериолог любит заброшенный им вирус: когда вирус сделает своё дело, его сожгут в рамках дезинфекции…

+++

Когда государство не строит «концепции себя» – обычно, его представители говорят, что «люди сами себя обустроят и сами во всём разберутся».

Это невозможно. И не только потому, что люди порочны (хотя и это тоже) – а потому, что нельзя в принципе (если даже очень хочешь) заботиться обо всей системе, если располагаешь только частью ресурсов этой системы.

Если, скажем, вы владелец всех заводов в стране, то можете поднять зарплату рабочим. Сразу и везде. Но если вы владеете только одним заводом из 10, то локальное повышение зарплаты сделает ваше предприятие нерентабельным. Ваши конкуренты сожрут вас, имя конкурентное преимущество – сниженные, по сравнению с вами, расходы. И это касается всего. Если отдельно взятый элемент системы пытается облагодетельствовать всю систему с опорой на свои ресурсы, то он пожирается системой со всех сторон.

Если ввести 8 часовой рабочий день в замкнутой системе, сразу для всех – то потери хозяйствующих субъектов будут перекрёстно, взаимно компенсированы. Но если его введёт один благодетель в пику остальным – благодетель вылетит в трубу, и этим всё закончится.

Именно поэтому люди никогда не могут «сами себя обустроить» и не могут «сами во всём разобраться». Получается, что если ты не жертва – то обречён стать палачом. А не станешь палачом – будешь жертвой. Если нет государственной концепции, которая определяла бы роли в рамках коллективной безопасности и коллективного выживания – то остаются только две роли: жертв и палачей.

Можете сколько угодно фыркать, не веря моим словам, и уповая на демократическую клоунаду: мне не верите, жизнь вас убедит. Меня убедила. И за вами дело не станет – дайте только срок…

----------------------------------------------------------------

[1] Горький М. Том 21. Жизнь Клима Самгина.

Виктор ЕВЛОГИН, обозреватель "ЭиМ".; 7 марта 2018

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЛИРИЧЕСКАЯ ПАУЗА: ГОЛОС ПРОЗЫ

    ЛИРИЧЕСКАЯ ПАУЗА: ГОЛОС ПРОЗЫ В издании Союза писателей России недавно опубликована эта повесть. Пронзительное произведение, можно сказать - "ироническая трагедия", пронзительная правда о пережитом. Если мы забудем пережитой в 90-е ад, мы рискуем его повторить! А художественная проза порой может сказать больше статистики и аналитики, если она с живой душой... Кто может и желает - нехудо бы распространять анонс: в эпоху майданов такие книги должны выходить огромными тиражами, а они... Ну, словом - высокая литература в гетто... Как комментируют читатели - "только документальная проза, написанная по реальным событиям и верная интерпретация и мягкий анализ (через понимание героями произведения) и есть основа основ в литературе ... и является настоящей умной прозой". И мы с этим совершенно согласны...

    Читать дальше
  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше
  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..