Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,2721 руб.
  • Курс евро EUR: 67,3577 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,5190 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

​РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОГО ВЫБОРА

​РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОГО ВЫБОРА Игровой формат и патологическая «игривость» советской «перестройки» означала полный разрыв с рациональностью личного выбора человека, подмену жизненных значений – ничего не значащими игровыми ситуациями. Вырядится в чужой мундир, поднять чужой флаг, сыграть на руку чужому дядьке или чужой стране – воспринималось как передвижение фишек в настольной игре. Получилась ситуация «Джуманджи»: игра слилась с жизнью, и «рубить пешки» в ней обернулось отрубанием реальных человеческих голов…

Куда и почему исчезли рациональные основы личного выбора? Почему человек принимал (и принимает, как показал опыт Украины) судьбоносные решения, связанные с его жизнью и смертью (а также жизнью и смертью его детей, близких) – с лёгкостью игрового азарта, не думая о последствиях, как это бывает в ничего не значащей игре условными значками?

Игру «в пиратов» в любой момент можно закрыть и забыть. Поиграли – и вышли из игры. Жизнь закрыть можно только одним способом: своей погибелью.

Нельзя в жизни делать ходы – и надеяться, что они останутся без последствий. В игре – можно. Играя в настольную «Монополию» я могу быть кем угодно – и это никак не скажется на моей жизни после окончания игры. Играя в компьютерные «стрелялки», я могу настрелять несколько десятков «условных противников» - но ни один суд в мире не предъявит мне обвинения в убийстве. Выключив игру, встав из-за стола, я снова стану законопослушным гражданином…

Недобросовестные политики постоянно делают человека жертвой обмана. А сам себя он делает глупой жертвой самообмана. Порой и обман и самообман ему стоит жизни. Порой – он остаётся живым, но становится калекой со сломанной судьбой. Когда мальчишки идут в бой за выдуманную «Швамбранию» – они дерутся подушками, и после драки расстаются друзьями. Это мило и весело. И безобидно.

Когда здоровенные детины, великовозрастные болваны – идут в бой за выдуманную «Украину» - они дерутся уже не подушками и не деревянными шпагами. Не по воробьям бьют пушками – по живым людям. За вымысел, за игровую ситуацию, за условную фишку в настольном лото!!!

Нужно отличить игру от жизни. Как это сделать?!

+++

Для того, чтобы отличать игру от жизни, нужно отличать вопросы вкуса (и вкусовщины) от вопросов выживания.

О вкусах не спорят. Мало ли что из декоративного кому нравится? Лично я считаю, что флаг США – более всего подошёл бы цирку: яркие цвета, звёздочки, полоски, как у клоуна штаны! Мне трудно видеть в такой убогой цирковой эстетике флаг великой державы. Но это – лишь мой вкус. Допустим, кто-то обожает эстетику американского флага и готов обвешать им всё своё жизненное пространство, от входа до сортира…

На здоровье! При одном условии: это жизненное пространство должно у человека быть. Понимаете?

Совершенно аксиоматично: нет жизненного пространства, не в чем и любимые флажки развешивать. В игре могут нравится любые цвета, фишки, роли, статусы. Но если мы говорим о РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ – статус должен соотносится с вопросами выживания личности, он не должен приобретать для неё летального характера. Проще говоря – безумно служение тем силам, которые отказывают тебе в праве на существование…

Можно утонуть в пафосе, браваде, позёрстве и кривляниях, как активисты «перестройки», продолжающейся в украинских «майданах». Но при любом позёрстве никто не отменял для человека необходимости защиты своих личных источников средств к существованию.

Эта необходимость не обсуждается на дискуссиях и она не снимается никаким пафосом. Это от рождения вменено человеку, неразрывно связанному со своей биологической составляющей.

+++

Советская власть на поздних этапах растлевала человека большой и малой халявой. Она внушала ему навязчивую мысль «жить лучше» - и снимала естественный вопрос: а почему я вообще живу? Советскому олуху жизнь казалась чем-то само собой разумеющимся. Он не рассматривал системы защиты и обеспечения. Он хотел жрать всё слаще и слаще, не особенно думая – а кому, собственно (кроме него самого) его жизнь нужна?

Между тем, аксиома: не всякий, желающий жить, живёт. Скажем, заяц очень хочет жить – а волк взял и перекусил его пополам.

В советских мультиках такого не показывали, там заяц был, как неопалимая купина – вечно живым и вечно возрождающимся, даже из пепла. Но в жизни то ясно, что совсем не так. Волк перекусил – и всё кончилось. Можно, теоретически, написать на волка жалобу в Страсбургский суд или Гаагский трибунал… Но когда пополам перекушен – писать на практике уже не получается…

Не всякий, желающий жить, живёт. Не по своей воле шагнули в пламя евреи гитлеровской Германии, армяне османской Турции, сербы фашистской Хорватии… Не писали заявлений «прошу снять с меня скальп по собственному желанию» индейцы США…

Вот бомж кушает из помойки: а вы из окна квартиры смотрите на это… Можно, конечно, утешаться фашистским бредом – что вы сверхчеловек, и потому у вас жильё тёплое, а бомж – недочеловек, унтерменш, и потому питается на помойке и спит в мороз на лавочке…

Но человек, который не совсем свихнулся, прекрасно понимает, что дело вовсе не в личных качествах, ваших или бомжа (в народе говорят – от тюрьмы да от сумы не зарекайся).

Просто действующая модель общественных отношений вам предоставила средства к существованию, а ему – нет. Почему она так сделала – большой вопрос, который лежит в основе РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ЛИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

То есть у вашей жизни есть некое основание, материальное и правовое, которое могут отнять в любой момент. Кто? Да самые разные силы! И слева, и справа! Вот у бомжа на помойке уже отняли, а у вас ещё нет. Это навсегда? Нет, это текущая ситуация…

Жизнь – это сложная система продуктопроводов, питающих индивида. Тянутся продуктопроводы порой на тысячи километров, а перекуси их в одном месте – и хана человеку! То, что я сейчас скажу, можно сказать о любом продукте вашего пользования. Но, для примера и наглядности, возьмём центральное отопление.

Ваша личная батарея подключена к трубе. Труба к централи. Централь к котельной. Котельная – подключена к подвозу угля. Уголь добывается Бог знает в какой дали: может, на Кузбассе… Его там добывают незнакомые вам люди, грузят в вагоны, вагоны в вашем городе разгружают, доставляют к топке, топка накаляет воду, насосы гонят воду по трубам – в итоге у вас тёплая батарея…

То есть: с какого личного мизера мы начали, и к какой грандиозной системе жизнеобеспечения в итоге пришли. Найдите ошибку, если можете: я не вижу тут логических сбоев…

Допустим, «реформы» восторжествовали и вашу батарею отключили. Вы сварили себе из бочки «буржуйку» и стали обогреваться личной печкой. Но и в этом случае на вашей квартире ничего не замкнуто! Для печки нужны дрова, дрова в лесу, лес должен быть и вас туда должны пускать… Я что-то неправильное или нелепое говорю?!

Даже для печного отопления нужна сложная связь индивида с пространством, которое должно иметься и быть ему разрешенным к доступу. Или нет?!

+++

СЛС – система личного снабжения – не беспокоит только сумасшедшего. Всякий человек с зачатками разума – необходимо вынужден думать о своей СЛС, основе своего существования на Земле. Ведь если разрушится СЛС (система личного снабжения) – то просто сдохнешь, и какое тогда тебе дело до цвета флагов и конфигурации гербов над тобой?!

Но – по любому продукту в личном пользовании можно легко доказать его связь с макро-системами типа советской державы, Российской империи, властью или низвержением КПСС, Госплана и т.п. Тот, кто не понимает связей личного снабжения с макро-системами – несчастный, достойный жалости, идиот.

Как думает идиот, не видящий за своей личной биологией гигантских законов социальности? Ну, к примеру, молдавский виноградарь; скажет, я на земле работаю, виноград ращу, мне плевать на распад СССР. Я не секретарь обкома, не генерал КГБ, я занят тяжёлым и низкооплачиваемым трудом. Для этой империи я всегда был не сыном, а пасынком, она снабжала меня по остаточному принципу… Зачем я буду за неё ратовать?

И вдруг, через недолгое время выясняется, что виноград-то (или уголь шахтеров, или намолот хлебороба, или тарные ящики с завода тары) был нужен только ТАМ, в рамках определённых хозяйственных макро-отношений! Ты думал, что тебя на земле (или в шахте) они не касаются, но когда они исчезли – ты вдруг стал совершенно не нужен никому со своим вином, фруктами, ягодами, морковками и помидорами!

А человек, у которого биологическая природа вытеснила социальную сознательность – не понимает этого. Его растлили советской большой и малой халявой. Он думает, что раз трудится на рядовой должности, говночистом – то нужен константно: сам по себе.

А нужен-то он только в определённых системах, и нигде больше. Не нужен волку живой заяц, и если заяц думает, что вся природа создана защищать зайца, то он наивный кретин!

Человек работает в районной газете, и думает: я нищий, обделённый, гори оно всё синим пламенем! Он не понимает, что – каким бы жалким не был куш районной газеты, он константой не является. Сеть газет в каждом районе была частью мегалитической советской пропаганды, колоссального идеологического аппарата. Рынку районные газеты не нужны. Вообще никак. Была зарплата мизерной, а стала нулевой.

Примеров можно много приводить, но главное вот в чём: гигантские геополитические реалии – неразрывно и роковым образом связаны с вашим обеденным столом. Даже если он скудный. Кстати говоря, для бедняка потерять последнее – страшнее, чем для богача потерять излишнее.

Мизерные потери маленьких людей оказываются для них часто летальными. Как пуля в лоб. Спросите об этом в той молдавской деревне, где все мужчины вынуждены были продать по почке, чтобы выжить ещё какое-то время…

+++

Когда украинствующие идиоты орали на площадях, что хотят европейских зарплат и пенсий – они были (и остаются) далеки от вменяемости. Что спросит человек, обладающий хотя бы зачатками рационального мышления?

Он спросит – КТО мне будет платить эту завидную европейскую зарплату или пенсию? За этим вопросом последует и другой, вытекающий с логической неизбежностью: а ЗАЧЕМ этот кто-то будет тратить на меня такие большие средства? Какие я имею перед ним заслуги, или чем я ему так сильно нужен – что он не поскупиться мне выдавать европейского уровня получку?!

Только в воспалённых и влажных фантазиях идиотов живут мифические «инвесторы», которые подобно Чипу и Дейлу – ВСЕГДА приезжают, и почему-то ВСЕХ по приезде благами одаряют. Где основание для этой схемы?! Ну, должен же человек, если он не дегенерат, задать простые вопросы:

-А если они не приедут?
-Или приедут – но вместо моих вопросов станут свои решать?!

Я что, некие запредельные формулы высшей математики излагаю? По-моему, даже в школе необязательно учится, чтобы понять: чужой дядька приедет издалека скорее всего, чтобы у тебя взять, а не отдать. Скорее всего (пусть и бывают исключения) – он приедет не благотворительностью заниматься, а прибыль драть в три шкуры с туземцев…

Это такие обыденные истины простейшего житейского опыта, что я постеснялся бы и говорить о них – если бы не мириады феерических идиотов, с завидной регулярностью скачущих на майданах, и убеждённых, что:

1. Старый аппарат жизнеобеспечения нужно сломать.
2. Новый, может быть, появится. И, может быть, будет лучше, сытнее прежнего…

Ну, в итоге, конечно, всё кончается на первом пункте. Человек крушит и рвёт все подключённые к нему продуктопроводы. А потом, перед смертью или бродяжничеством с протянутой рукой нищего, изумлённо НЕ ВИДИТ новых продуктопроводов… Которых он так хотел… И которые кто-то должен был проложить… Но не проложил, пся крев… Предательство, зрада!

+++

В своё время боливарианское движение в Южной Америке, под знамёнами Кастро и Чавеса восстало против одного пункта в конституциях латиноамериканских республик. Все они писаны под копирку, и знаете, какой там прописан основной закон? На уровне конституции Бразилии, Колумбии, Венесуэлы и других был прописан абсолютный приоритет внешнего долга над любыми другими платежами. С этим Чавес и начал борьбу. С этим продолжает борьбу Мадуро.

Ты можешь голодать, ты можешь бедствовать, хоронить истощённых детей – но прежде всего отдай должок дяде Сэму! Он, Сэм, сам напишет, сколько ты ему должен, и под какой процент… Твои бананы или кофе может быть, ещё и всходов не дали – но они уже заранее отписана по констиуции (!) в пользу кредитора США…

Я, наивный человек, раньше не понимал, как может быть голод в Бразилии? Там же вечное лето, абсолютное плодородие почв! Как можно в таком климате голодать? Оказывается, запросто: весь урожай заранее объявляется принадлежащим США, а бразильцы сверх того, ещё и проценты должны… Вот и голодают. В райском климате…

Ну, давайте, такие «инвесторы» придут к вам – только у вас не вечное лето и не райский климат. И жить в картонных коробках у вас не получится. А в остальном – всё как в Бразилии…

Вы вообще понимаете, что об СЛС нужно думать, ежедневно заботиться, чинить продуктопроводы при поломках, защищать от покушений с любой стороны?

Вы хоть понимаете, что вопросы вашего личного снабжения – это для вас лично вопросы жизни и смерти?!

И при чём тут, скажите, магазины, пустые или полные прилавки? Снабжение магазина – это головная боль хозяина магазина. Это его проблема, которую вы (гайдаровцы) совершенно напрасно берёте на себя. А ваша головная боль, ваша проблема – это ваше личное снабжение, которое может прерваться в любой момент.

Вы скажете – как?! Я объясню: вот у вас из крана течёт вода. А вы для эксперимента трубу этажом ниже перекройте… Там же есть шаровые переключатели, уверен! Перекройте и посмотрите на кран: вода вдруг, в один момент перестала литься…

Это что, фокус уровня Копперфильда? Или этот «трюк» может сделать любой желающий, чтобы убедиться: я сижу на трубе, и трубу эту могут перекрыть или перерезать в любой момент. Труба, питающая меня, тянется тысячи и тысячи километров. Молдованин делал вино под Кишинёвом, а пили это вино в Ухте и Новосибирске… Оттуда шли средства существования для винодела…

Теперь молдованина отрезали. Вместо северных рынков России открыли ему южные рынки Европы… Где и сицилийские вина, и французские, и испанские, а мало – ещё и чилийские подвезут… Веселись, мужичина! Вариантов три:

1. Отрезанный от необходимых источников средств существования молдаванин станет сам пить всё своё вино, и умрёт от алкогольной интоксикации.
2. Он не станет пить своё вино – и, не продав его, умрёт от голода.
3. Он вернётся в Россию – если, конечно, возьмут, если там не успели на чилийские вина подсесть. И тем выживет.

Вот это – жизнь. Жизнь, как она есть. Жизнь, в которой есть труба, по трубе насосы гонят воду – и подают её в твой личный кран. И вопросы жизни и смерти – это чтобы вода была, чтобы трубу не перерезали, чтобы насосы работали…

А флаги, суверенитеты, речёвки, лозунги, собственные президенты, их авиалайнеры, ковровые дорожки им под ноги в иностранных столицах, дворцы их резиденций и прочая мишура – это игра.

Человек обречён жить только там, где его считают нужным, его заслуги оценивают, а его труды признают полезными. В других местах он жить не может. Тут не вопрос вкуса, не вопрос «хотелок», не воспалённая абстрактная мечта идиотов.

У человека либо есть место. Либо его нет. Всякое улучшение личного положения разумный человек начинает с первого правила Гиппократа – «НЕ НАВРЕДИ». Нужно всё и всегда делать так, чтобы не потерять имеющихся источников к существованию. Будут ли новые или не будут – бабушка надвое сказала. Будут – хорошо, присовокупим к имеющимся. Не будут – не беда, не помрём…

+++

Это трепетное отношение к источникам своих средств к существованию, пусть порой жалким и скудным – растлённый советской халявой человек начисто утратил к 1989 году. А ведь как дрожали бедняки прежних веков над кривобокой коровушкой, над кособрюхим мерином, над козой, над жалкой полоской земли! Ну, откройте классиков-то, почитайте!

Понимали люди, что никому, кроме себя, не нужны. Понимали, что «это» – бедность, а без «этого» – смерть. Чем беднее и обиженнее властью была семья – тем более ценились в ней источники к существованию, над которыми тряслись, как над зеницей ока, и даже более фанатично!

Потом советская власть, неожиданно для себя, породила растленного халявщика, решившего, будто мир создан для него, любимого! Создан обслуживать его. Мол, инвесторы в США и Европе сидят и ждут – как бы нам этого кретина золотом осыпать, вот только «злочинная влада» их на встречу со мной не пускает!

Я скажу вам, чего ждут инвесторы. Они ждут возможности забрать у вас последнюю копейку и доложить к своим миллиардам. Потому что вы им ни сват, ни брат, а копеечка рубль бережёт. Никогда такой поговорки не слышали? Рупь с копейкой больше рубля без копейки. И не удивляйтесь, когда владелец рубля отнимает у вас последнюю копейку! Не задавайте дурацких вопросов – зачем ему копейка, когда у него полный рубль! Он, в отличие от вас, с ума не сходил и считать умеет…

+++

В основе рационального выбора для политического поведения лежит забота о питающих человека продуктопроводах.

Бедному особенно нужна такая политическая сила, которая не покушается на его последнюю копейку, не отнимает синицу из руки, суля журавля в небе. Выбор безумца – непредсказуем. Просто потому, что он – безумец…

Безумец охотно голосует за те силы, и даже с оружием в руках берётся их отстаивать – которые откровенно и длительное время сживают его со свету. Как украинская армия, убивающая и умирающая за миллиарды вора Порошенко и английское поместье генерала Гелетея. Перед носом этой армии мародёров и самоубийц болтается морковка по имени «а вдруг, разоряя всех, эти воры со мной лично поделятся?» И армия мародёров бежит за морковкой километр за километром, так и не вкусив её.

Не будем заноситься над украинцами: мы сами от них по части психической вменяемости недалеко ушли, погрязнув в люмпенизированном сознании алчных и алогичных халявщиков.

Виктор ЕВЛОГИН, обозреватель "ЭиМ".; 3 августа 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.