Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 59,1409 руб.
  • Курс евро EUR: 69,4314 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,1380 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

ГРЕЦИЯ: БИТВА ЗА БУДУЩЕЕ

ГРЕЦИЯ: БИТВА ЗА БУДУЩЕЕ Известия из Греции звучат, как сводки с фронтов. Международные кредиторы предъявляют всё новые антицерковные ультиматумы. Уже приняты запрет на посещение священниками школ и коллективное участие учащихся в богослужениях, отмена выходного дня в воскресенье (для торговых предприятий), урезание числа вакансий приходских священников на 20%, препятствование хиротониям новых клириков, отмена графы о вероисповедании в паспорте, принятие решения о строительстве мечети в Афинах и другие. Не исключено, что некоторые церковные здания попадут в приватизационные планы и будут выставляться на торги. Законы о «свободных союзах» и об «оскорбительных выражениях», включающих в себя призывы к патриотизму и некоторые цитаты из Евангелия, напоминают таран, которым взламывают ворота осаждённого города. Официальные церковные лица заявляют о начале гонений и паству Элладской Церкви призывают к исповедничеству – крайней форме сопротивления антихристианскому порядку. Митрополит Фтиотидский Николай недвусмысленно указал на возможность народного восстания.

Нам трудно представить степень напряжённости, которую испытывают сейчас наши греческие братья. Митрополит Косма говорит: «Если закон (об однополых союзах) станет реальностью, тогда мы должны будем протестовать и стать исповедниками Христовыми. Не предадим наши идеалы, наши ценности, нашу семью, нашу честь! Нашу ЧЕСТЬ! Как это страшно звучит!» Похоже, что в Греции может повториться история древности, когда притеснения христиан рождали удвоенную энергию веры.

По наблюдениям, число прихожан православных храмов выросло. Наступает период переосмысления понятий, в частности, по поводу государственной опеки над церковной деятельностью. Когда власти заявили о сокращении оплачиваемых вакансий для духовенства и ограничении новых рукоположений, значительное число молодых и способных людей заявили о готовности стать священниками и служить без государственного жалования.

Паства откликнулась и обеспечивает их вскладчину, из скудных личных средств. Подобные явления означают более глубокую и ревностную веру, чем прежде, в обстоятельствах спокойствия и благополучия. Элладская Церковь вслед за христианами Сирии получает совершенно иной опыт раскрытия церковности в современных условиях.

В последние десятилетия мы имели дело с мягкой ассимиляцией. Жизнь благоустраивалась, становилась спокойной и сытой. За торжеством разума необходимость в религии и Церкви словно бы отпадала. Секуляризация обществ, отход от веры получали вид непреложного правила. В сегодняшней Греции время замерло, а в определённом смысле идёт вспять. Люди лишены привычных занятий и вынуждены вспоминать, как топится печь, как самому прокормить себя от своих посадок.


Я читал о том, что многие из столицы подались назад в провинцию. Афины опустели чуть ли не на четверть. Конечно, многие едут за рубеж, греческая диаспора, и без того многочисленная, снова растёт по обе стороны океана. Как бы то ни было, в Греции наступила пауза. Греки переживают разочарование европейскими мечтами. Запад, бывший олицетворением хорошей жизни и успешного управления, выступает в роли противника и разорителя маленькой средиземноморской страны.

Годы в составе ЕС «аукаются» подорванным национальным хозяйством, разрушенными связями и чудовищным бременем долгов. Соседние Болгария и Кипр также переживают худшие в современной истории времена. Всё это наводит людей на мысль, что кризис не кончится, что южная периферия Евросоюза может остаться в униженном, депрессивном состоянии, и волна нового варварства под знамёнами деструктивных либеральных идей, массовой миграции уничтожит остатки местного уклада жизни и культуры.

Современный кризис всё чаще осмысляется в понятиях «европейской зимы», связанной с отходом христианской Европы от Бога. «Последние сорок лет – время кризиса власти, общественных институтов и идеалов, что, в конце концов, и привело к сегодняшнему положению», - говорит один из известных греческих богословов.

Сомнения и обида велики. В стране крайне плохой политический климат. Государственное руководство, партии, выборные механизмы и СМИ жёстко контролируются. Политики, выступающие против следования диктату Брюсселя, Берлина и Парижа, отстранены от дел. В своё время премьера Й. Папандреу вынудили уйти в отставку, выкрутив руки и выставив перед всеми едва ли не сумасшедшим.

Правая оппозиция в лице партии «Новая Заря» разгромлена и, несмотря на представительство в парламенте, лидеры её находятся под арестом. В Греции на сегодняшний день не осталось авторитетных политических деятелей.

В этих условиях Церковь единственная сохраняет авторитет и самостоятельную позицию. Иерархи Элладской Церкви очень решительны. Митрополиты Пирейский Серафим и Этолийский Косма грозят отлучать от Церкви любого политика, который решит проголосовать в пользу законов, попирающих традиционные моральные нормы.


Митрополит Серафим говорит: «Мы носим панагию не для того, чтобы производить впечатление или вызывать рукоплескания и похвалы. Если наши политики подпишут такой закон, то им придется иметь дело с епископом». Не впервые церковные лица выступают за выход страны из ЕС и более независимую политику. Тяжба между Евросоюзом и Грецией перемещается из чисто экономической сферы и приобретает черты конфликта культур, мировоззрений и принципов.

Греция вступает в период важных решений. От исхода противостояния зависит дальнейшее направление европейской истории. Протест православных может быть жестоко подавлен. Если в ход будут пущены современные технологии контроля, а против известных иерархов и богословов начнутся репрессии, это станет сигналом об усилении антихристианских тенденций и приближении апокалиптических пророчеств.

Другие поместные Православные Церкви могут сделать из этого выводы о собственном будущем в тех условиях, когда государства теряют суверенитет и одно за другим подчиняются глобальной либеральной экспансии.

Но с Греции может также начаться подъём. Опыт защиты национальных начал рождает силы и воодушевление. Можно говорить о новой расстановке сил и новой политике, где роль Церкви разительно отличается от навязанной ей западоцентричным, секулярным порядком, а надежды общества обращены к духовным лидерам и наставникам. Этот пример станет показательным для соседних балканских стран.


Сегодня Греция – ключевой пункт геополитики, откуда может начаться перелом в процессах на европейском континенте. Во внешнеполитических кругах ЕС обеспокоены и признают, что выход греков из сферы влияния ЕС «открывает путь к господству на Балканах для России, которая воспользуется своими историческими и религиозными связями с греками, сербами, болгарами и румынами» (Йошка Фишер, экс-глава немецкого МИД).

Пожелаем мужества нашим братьям и помолимся за Элладскую Церковь.

Андрей РОГОЗЯНСКИЙ
http://www.radonezh.ru/

По сообщениям информационных агентств; 27 января 2014

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.