Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 56,2743 руб.
  • Курс евро EUR: 62,9203 руб.
  • Курс фунта GBP: 73,0834 руб.
Май
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

​Россия - лидер перспектив

​Россия - лидер перспектив Образ России будущего может быть туманным, как до сих пор, или привлекательным. Всё зависит от желания и воли россиян. Наверное, все нормальные люди предпочтут привлекательный. А чтобы он состоялся, страна должна выбрать тот курс, который соответствует национальным особенностям народа и поставить красивую передовую цель. Чуждое не сможет привиться, что и доказали эксперименты наших реформаторов 90-х годов прошлого века. Чем мы, нынешние россияне, гордимся больше всего? Великой русской культурой ХIХ-ХХ веков, грандиозными стройками, победой в Великой Отечественной войне, полётами в космос. А также наиболее очевидным достижением современной России – Зимней Олимпиадой в Сочи.


Большая мысль нужна большим походам.
Коль нет ее, народ становится толпой,
Коль есть она, толпа становится народом.
Толпе нужна идея, как икона…

Николай Доризо

1.В основе национального проекта должны лежать национальные особенности народа

Как мы видим, все предметы гордости носят отнюдь не материальный характер.

А чего мы больше всего стыдимся? Тех же 90-х годов, когда рушилось всё, чего поколения добились долгим упорным трудом, когда нам пытались навязать чуждый образ жизни.

Отечественные высокопоставленные лица, как советские, так и нынешние, в качестве главной и едва ли не единственной своей задачи заявляют высокий уровень жизни населения страны. Имея в виду, как правило, исключительно материальный достаток.

Данная установка говорит о недостаточной просвещённости отечественных высокопоставленных чиновников. Ведь с давних пор известно, что человек нуждается не только в материальных, но и в духовных потребностях. Даже если российские власти сделают материальный достаток россиян наивысшим в мире, люди не будут рады такой жизни. Им будет чего-то остро недоставать. Чего? Духовной жизни.

«Удивительно, что социологи и политологи забывают элементарные вещи, – говорит Михаил Веллер. – Человек руководствуется потребностью в самоутверждении на двух уровнях – личностном и групповом. Человеку мало быть миллионером и миллиардером. Человеку потребно знать, что он гражданин великой страны. Могущественной, славной, уважаемой. Той, где люди образованны и свободны, где процветают науки и искусства. Тоска по великой стране, которой мы были, – это абсолютно естественное человеческое чувство. Человеку потребен отнюдь не только идеал личного процветания – гражданину потребен идеал великого государства».

2.Национальные особенности российского народа

Абсолютное большинство отечественных мыслителей, исследовавших национальные особенности русского народа, пришли, по сути, к одному выводу. В нашем народе существуют устойчивые, передающиеся от поколения к поколению и от эпохи к эпохе национальные черты. Это: обострённое чувство справедливости; правдоискательство; независимость; амбициозность, стремление быть первопроходцами; потребность в великих достижениях и своей причастности к ним; стремление к обретению справедливого жизнеустройства.

Как видим, все они чисто духовной природы. Следует припомнить, что и многие современные аналитики до сих пор говорят о духовном превосходстве россиян над прагматичными европейцами и северо-американцами.

Раньше русские назвали себя «народом-богоносцем».

«Мы составили как бы исключение среди народов, – писал Пётр Чаадаев. – Мы принадлежим к тем из них, которые существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру».

«У русских, у России всегда было сильное мессианское сознание, – утверждает писатель Юрий Поляков. – Помните комсомольское: «Я отвечаю за всё!»

«Россия всегда козыряла своей духовностью, своим особым путем», – отмечает бард Александр Городницкий.

«Для наших людей, несмотря ни на какие катаклизмы, актуальны вопросы справедливости и смысла жизни, – говорит Наталия Нарочницкая. – И это замечательно! Задавая их, мы остаемся людьми. Мы перестали бы быть русскими, если бы не задавали эти вопросы».

«Русские всегда честны одинаково, внутри себя и снаружи, – утверждает журналист Сергей Доренко. – У нас и правда, и мораль одна. Кроме того, мы народ лоялистский, народ государственного служения, миссии и подвига. Нам нужна великая задача».

3.Российская национальная идея

В нашем обществе целых 20 лет говорят о некоей объединяющей идее, которая сплотила бы весь российский народ. И, несмотря на то, что ведущие умы не раз подсказывали, где искать, дискуссия продолжается. Складывается впечатление, что политикам и СМИ нужна не сама идея, а процесс её поисков.

Однако же годы идут, а страна до сих пор не знает, куда она движется. И это лишает людей уверенности, что они живут в самой правильной стране, хотя политики неустанно голословно пытаются внушить обратное.

Очевидно, возникла необходимость потребовать от властей волевого решения в принятии курса страны и его обнародовании. «Власть должна предложить обществу не лукавые разговоры о модернизации, а настоящий образ будущего – проект развития страны, который поднимет не только экономику, но и дух нации», – говорит Александр Проханов.

«Русский народ всегда жил идеей – большой, грандиозной, она придавала его жизни смысл, ради этой идеи русский человек был готов действовать, жить, жертвовать собой, покорять пространство, был готов изучать науки, развивать ремесла, культуру и искусство», – отмечает президент Фонда эффективного народосбережения Вячеслав Боровских.

Национальная идея, как нетрудно догадаться, заключается в обобщении национальных особенностей россиян в единую цель. Думаю, «грандиозный мобилизационнвй прект» в формулировке Александра Проханова и советская идея построение лучшего государства в мире вполне способны и определиться с курсом страны, и объединить россиян.

«Запад – это принцип организации, Восток – принцип духовности, – отмечает В.Т.Лободин в книге «Путь к единству», – а Россия – та страна, которая должна совместить эти два понятия и создать в себе принцип духовной организации. В этом ее исключительная роль на планете Земля».

Следует задуматься и над замечательными словами академика РАЕН Владимира Лаврова: «У России в мире своя, особая миссия. Смысл существования России в том, чтобы решать проблемы, которые ни одна другая страна решить не в силах».

– Какие ценности мы можем предложить человечеству? Кроме оружия, разумеется, – спросили у известного публициста и телеведущего Михаила Леонтьева. Вот, что он ответил:

– Мировая совесть. Мы можем человечеству Бога предложить. Которого западный мир уже сам себе предложить не может. Мы можем и должны предложить миру социальную модель, проект общественного устройства, который разрешал бы неразрешимые и несовместимые с жизнью противоречия нынешней модели. Это и политическое устройство, и социальное, и устройство экономики. Причем это будет именно новое устройство, мы не можем эту модель вытащить из прошлого: её там нет…

«Человек будет счастлив сегодня – если будет уверен, что сегодняшний день есть верный шажок к светлому и счастливому завтра, – пишет Михаил Веллер. – Перспектива! И не перспектива куска посытней – а перспектива жизни правильной».

Однако построение лучшего государства в мире – не самоцель и не одна лишь реализация национальных амбиций. Не будет ошибкой сказать, что это вынужденная мера. Наша цивилизация породила такие колоссальные проблемы, что поставила себя на грань краха. Кто-то должен взять на себя ответственность за их решение. И это могла бы сделать Россия, если б явила миру образец новой идеологии и мироустройства.

Таким образом, новая Россия должна решить три важнейшие проблемы нашей цивилизации:
1. Предотвратить продолжающуюся тотальную деградацию человека как вида – генетическую, физиологическую, психологическую, интеллектуальную, нравственную, духовную.
2. Спасти нашу планету от надвигающейся всемирной экологической катастрофы, которая по прогнозам учёных, начнётся через несколько десятилетий.
3. Внедрить в сознание жителей планеты новую общечеловеческую идеологию взамен изжившей себя либеральной. С этой целью внедрить её сначала в России, показав на собственном примере её эффективность. «Миру безумно нужна новая идеология, – говорит писатель Сергей Лукьяненко. – Современная капиталистическая модель себя исчерпала. Должно появиться что-то новое, что даст людям шанс стать человечеством, а не отдельными рыночными группками».

Не приходится сомневаться, что россияне примут идеи спасения мира и построения лучшего государства в мире. Но чтобы к этому приступить, нужно в первую очередь определиться, что под этим следует понимать.

4.Что такое совершенное государство?

Лучшее государство в мире должно быть наиболее совершенным из всех.

Но что значит совершенное государство? Распространено мнение, что означает оно только одно – утопию, выдумку мечтателей, которая никогда не осуществится.

На самом деле всё гораздо проще. Совершенное государство можно

сравнить с любым качественным механизмом, в котором детали подобраны в строгом соответствии со своим назначением. В роли деталей выступают люди, а в роли назначения – их таланты, трудоспособность и другие личностные качества.

Нам часто приходится слышать, что Россия самая богатая страна в мире по причине богатства природными ресурсами. Но ведь давно известно, что главным богатством страны являются люди. И пример преуспевающих Нидерландов и Японии, лишённых природных ресурсов, ярчайшее тому доказательство.

Россия являет пример как раз неблагополучной страны, так как живёт за счёт грабежа природы, крайне плохо используя человеческий ресурс, лучшая часть которого вынуждена обогащать собой заграницу.

При построении передового государства нужно обязательно опираться на теорию систем. Планета Земля – общая и главная система нашего мира. В неё в качестве составных частей входят другие системы, в том числе человеческое общество.

Отдельные системы самостоятельны и функционируют за счёт собственных ресурсов. Так, любой биоценоз и биосфера в целом извне берут только солнечные лучи, воду и воздух. Поэтому их можно назвать совершенными.

А вот про человеческое общество такого не скажешь, оно откровенно

паразитическая система, которая по своему произволу, неограниченно грабит другие системы Земли.

Филолог Фаниль Кузбеков довольно точно выразил эту мысль, хотя вёл речь о другом: «Мы стремимся решать те или иные задачи не за счёт использования внутренних ресурсов и резервов, а за счёт внешних явлений, не за счёт включения своих потенциальных возможностей, а за счёт других. Настоящий хозяин никогда не решает свои проблемы за счёт соседа».

«Крутые» господа утверждают, что таково право сильного и это, мол, нисколько не противоречит законам природы. Только наша планета гибнет от такой политики и вместе со всеми обитателями умрёт и человечество. Когда паразиты убивают свою жертву, они перебираются на другую. Но нам перебираться некуда и это обстоятельство делает людей глупее известных паразитов – червеобразных, членистоногих и прочих.

Нашу эпоху называют предапокалиптической. Цивилизация охвачена глобальным системным кризисом. Начинают сбываться древние пророчества о конце света. Футурологи вычислили, что жить нам всем осталось несколько десятков лет.

Известная нам история человеческого общества – яркий образец отрицательного естественного отбора, когда популяция и вид в целом не совершенствуется, а, напротив, деградирует. Особенно заметно это стало последние полвека.

Поэтому, как крайняя необходимость, возникает сверхзадача – создать впервые в известной истории совершенное человеческое общество. Показать всему миру, как следует жить, используя лишь человеческие ресурсы, в полном согласии со всем окружающим, и выиграть от этого. Чем не вызов для России? В полном соответствии с национальными особенностями россиян!

«Бросать вызов всему остальному миру – это наш крест на века. Такая уж у нас страна», – заключает Карен Шахназаров.

5.Государство нового типа начинается с новой идеологии

Вышеуказанная сверхзадача, мало похожая на цели современных государств, но сулящая нашей стране стать флагманом всего мира, требует основательного идеологического обоснования.

В начале 90-х годов в массовое сознание россиян внедрили идею, что якобы всем в обществе правит экономика. Эта идея доминирует по сей день.

Однако, по меньшей мере, с античных времён известно, что в человеческом обществе всё определяет идеология.

Сколько бы не доказывали либералы преимущества рыночных отношений, но в СССР их не было по причине несоответствия государственной идеологии. Точно так же не может быть государственной плановой экономики в образцовом либерально-демократическом государстве.

Идеология определяет цели государства, направление развития, характер власти, внутреннюю и внешнюю политику, характер экономики, социальную, экологическую политику и т.д.

«Человек не способен почувствовать себя элементом социальной системы, если система лишена «смысла», а этот смысл ей придает идеология», – утверждает психотерапевт Андрей Курпатов.

«Людям нужны ясные идеалы, им нужен образ действия, образ жизни, с которого можно лепить себя», – говорит Михаил Веллер

В свое время М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «Ежели существует способ проверить степень развития общества, или, по крайней мере, его способность к развитию, то, конечно, этот способ заключается в уяснении тех идеалов, которыми общество руководствуется в данный исторический момент».

Почему целую четверть века Россия топчется на месте? Почему до сих пор мы не знаем, к чему стремится и куда движется наша страна? И почему СССР и Германия гораздо быстрее восстановились после Второй Мировой войны? Потому, что в основе двух последних была чёткая идеология. Проще говоря, они знали, что им делать, т.к. хорошо представляли себе цель.

А современная Россия не знает своей цели. Патриотизм и военная мощь, пропагандируемые последние годы не дают целостной картины. От того их можно по-разному интерпретировать, что на Западе и делают. А также в странах Балтии и Польше.

Наша страна не только не определилась с идеологией, но и решила вообще от неё освободиться, закрепив данное решение в Конституции 1993 года. О недопустимости данного факта многие годы высказываются лучшие люди страны, но воз и ныне там. Представляется очевидным, что российским властям пора перестать уходить от ответственности в столь важном вопросе, т.к. это становится тормозом в развитии страны.

«Деидеологизация, которую провозгласили в «новой» России, – не просто ошибка, а страшный вирус, который погубил единство и солидарность нации», – говорит кинорежиссер Николай Губенко.

В наше время чуть ли не ежедневно из уст политиков доносятся громогласные заявления о независимом пути России, о её несоответствии западным ценностям. Не странно ли, что при этом сохраняется в неизменном виде Конституция, написанная в другую эпоху под большим влиянием того же Запада?

В вопросе идеологии советская власть представляется гораздо более честной и открытой. Она никогда не скрывала своих целей и планов, о них знал любой школьник. «У коммунистов были планы и идеология, плохие или хорошие – другой вопрос. А сейчас у нас есть долговременный проект? – спрашивает писатель Юрий Поляков. – Я не хочу ехать в поезде, на котором написана только станция отправления. Кондуктор, нажми на тормоза или объясни, куда едем!»

Если ставится цель построить государство нового типа, самое справедливое в мире, то это однозначно предполагает и самую справедливую идеологию. И она не настолько сложна, как можно подумать. Здесь важно правильно выбрать точку отсчёта.

6.Главные ошибки нашей цивилизации

Существует мнение, что развитие нашей цивилизации изначально пошло по неверному пути. Следствием чего стали постоянные войны, угнетение людей и целых народов, царящая несправедливость, расслоение общества, истребление природы и т.д. Всё это явилось результатом грубейших принципиальных идеологических ошибок и отказа правящей элиты их признать.

Религии утверждают, что главные человеческие ценности и то, как правильно строить жизнь, людям даны изначально. Это, конечно, мало что говорит упёртым атеистам. Но, если отвлечься от далёких эпох, то ведь нам, современным людям, действительно даны все важнейшие установки. Достаточно пойти в библиотеку или обратиться к Интернету, чтобы получить ответы на любые вопросы.

Однако воспользоваться бесценной мудростью мешает непомерная гордыня. Люди посчитали, что они умнее пророков и мудрецов и могут позволить себе жить так, как хотят. Что можно по собственному произволу, в силу личной интеллектуальной и нравственной ущербности, сочинять законы, не имеющие ничего общего с законами этого мира. Людям вздумалось, что они существуют на планете как бы автономно от окружающего мира. Космос, Земля, природа – отдельно, люди – отдельно.

«Космический разум установил, что каждый атом во Вселенной должен быть связан с Мирозданием, – писал О.М.Айванхов. – Тогда как это может быть, чтобы то, что истинно для одного атома, не было бы истинно для всего человека, который состоит из миллиардов и миллиардов атомов?»

Антропоцентризм, под знаменем которого существует наша цивилизация, устроивший геноцид всем прочим формам жизни, это не просто заблуждение, это величайшее зло.

Автономного человечества априори не может быть. Мир един и живёт по очень строгим, вполне конкретным законам, нарушение которых всегда губительно.

Законы государства никак не могут противоречить законам Вселенной и в первую очередь должны их учитывать. В противном случае они недолговечны. В идеале законы государства должны быть применением законов Мироздания к конкретной стране.

До тех пор, пока влияние цивилизации на биосферу было слабым, вольности человечества сходили ему с рук. Но когда технические возможности многократно возросли, деятельность человека стала сопоставима с природными процессами. А нагрузки на природу превысили её способность к самовозобновлению. Это и привело на грань гибели всю нашу планету.

Согласно выводов многих экспертов, если существующая тенденция сохранится (а её никто и не думает менять), через несколько десятилетий на Земле начнутся необратимые процессы, которые закончатся смертью всего живого.

За первой принципиальной ошибкой последовала вторая. Нравственность, этот фундамент человеческого общества, вынесли за пределы законодательства. Закон, написанный по произволу, был объявлен выше нравственности. И по сей день люди побаиваются закона, а на нравственность могут просто махнуть рукой. Не об этом ли писал Перси Шелли: «Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, – это отделение политической науки от нравственной».

«Законы – вторичное явление, – утверждает писатель Данил Корецкий. – Все упирается в честь и совесть. Если люди имеют совесть и обладают честью, исполнение законов принимает совершенно иной вид».

Политики и законодатели уверяют, что соединить мораль и закон невозможно. Но, согласно выводов Иммануила Канта, подлинное единство морали и политики возможно. И только на основе права. А гарантией служит гласность. Мораль дает внутренний закон поведения человека, в принципах права внутреннее убеждение сочетается с внешним принуждением. В результате возникает сила, регламентирующая жизнь общества, укрепляющая нравственность, спасающая человека от произвола других.

С входом в силу либеральной идеологии, нравственность и мораль и вовсе объявили относительными понятиями. Они де меняются во времени и пространстве. Дальше – больше: они у каждого человека могут отличаться. При этом мораль каждого достойна уважения(!). В результате столь губительной идеологии разразился невиданный в истории нравственный кризис. Сам фундамент общества стал разрушаться, над всем зданием нависла смертельная угроза.

«Нравственность существует для того, – писал Гельвеций, – чтобы оставаться неизменно той же самой, а отнюдь не для того, чтобы следовать капризам фантазии, страстей, корысти человека. Она должна быть устойчивой и равной для всех личностей, не изменяясь от страны к стране и от одного периода к другому».

«Нельзя жить несколькими нравственностями, – говорится в Концепции общественной безопасности, – иначе противоречия многих нравственностей раздерут в клочья души, жизни, народы, государства, планету».

Всего этого либеральным идеологам показалось мало и они решили заменить важнейшие человеческие ценности своими, сочинёнными по произволу.

Больше того, они нарушили важнейший философский принцип – свобода, как важнейшая либеральная ценность, – трактуется в отрыве от необходимости, права – от обязанностей, плюрализм мнений делает невозможной истину.

Ошибкой стало и признание демократии самым справедливым устройством общества. Суть демократии во власти большинства. Но социологические опросы свидетельствуют, что большинство не обладает достаточной суммой знаний, глобальным мышлением и социально-ответственным сознанием. И это главный довод в пользу авторитарного устройства общества. Что и доказывают примеры из природы и религии.

Разруха, как известно, начинается с разрухи в умах. И умы наших современников испорчены настолько, что они продолжают усиленно потреблять блага цивилизации, стремятся ко всё большему комфорту в то время, когда запасы ресурсов планеты заканчиваются на глазах, когда пора бить тревогу. Если нынешняя мировая элита не в состоянии прозреть даже у края пропасти, значит, она себя обрекла.

Истощение природных ресурсов, стремительный рост населения (причём за счёт беднейших стран), экологические проблемы, природные катаклизмы, обострение социальных противоречий никак не могут ужиться с алчной сущностью капитализма и разлагающей либеральной идеологией. Капитализм и либерализм обречены и на смену им в обстановке всё усиливающегося глобального системного кризиса придёт, скорее всего, очень жёсткий, если не сказать жестокий режим. Поэтому, пока не поздно, нужно предложить миру наиболее разумное и гуманное мироустройство.

7. Основные положения нового мировоззрения

«Возникшие глобальные проблемы требуют глубокого критического пересмотра системы базовых ценностей и коренных изменений в мировоззрении, – писал Игорь Бестужев-Лада. – Имеется в виду разработка концепции новой ценностной ориентации человечества и нового мировосприятия».

Сама обстановка в современном мире подсказывает, что место господствующего потребительского эгоистического мировоззрения должно занять разумно-аскетическое, экологическое мировоззрение. Земля – наш общий дом, а в своём доме нужно поддерживать чистоту и порядок. Нужно также всегда помнить, что в нашем доме живут не только люди, что прочие жильцы имеют не меньше прав на существование. В своём доме не нужно бесконечно ругаться, выяснять отношения и драться. Ведь ко всему прочему наш дом – единственный на огромном космическом пространстве. Забывать все эти очевидные вещи – чистое безумие.

Безответственное отношение людей к собственной жизни и своему положению в мире, которым вовсю попустительствует наше государство, недопустимы.

Подавляющее большинство населения убеждено в безвредности своего существования для биосферы. А отсюда полная безответственность. Но каждый человек потребляет кислород, а выделяет углекислый газ, пьёт чистую воду, съедает за свою жизнь огромное количество животных, выбрасывает тонны отходов. Вред от жизни человека огромен, но об экологическом следе большинство не имеет ни малейшего понятия. О нём не рассказывают в школах и ВУЗах, не пишут СМИ.

«Все, что мы получаем от природы: воздух, вода, тепло, солнечные лучи и всё остальное – мы берём у неё в долг», – пишет философ-эзотерик Омраам Микаэль Айванхов.

Будучи разумным существом, человек не имеет права вести бессмысленный образ жизни. Назначение человечества – предотвращать энтропийные процессы, возникающие на планете, быть хранителями Земли, сохранять всё прекрасное, что на ней имеется, добиться полной гармонии в отношениях с природой. И жизнь каждого в отдельности должна быть вписана в этот общечеловеческий смысл.

Русский народ традиционно считается высокодуховным. Но что понимается под духовностью? Наилучший ответ дали разработчики Концепции общественной безопасности: под духовностью человека в первую очередь понимается его сообразность Мирозданию.

Совершенное государство во всём должно опираться на Естественный порядок вещей, существующий во Вселенной.

Известно, что порядок играет главную роль в существовании и сохранении любой системы. Мир существовал и существует именно благодаря наличию в нём порядка. Само слово «космос» в переводе с греческого означает «порядок», и это говорит о многом. Социологический энциклопедический словарь под редакцией академика Г.В.Осипова трактует порядок, как «упорядоченность, организованность, состояние и условие, при которых всё находится на своем месте и соответственно функционирует» и как «состояние мира и гармонии». Порядок – качество нашего мира, и человеческое общество не может быть исключением.

Естественный порядок вещей является основой мировоззрения и миропонимания, а также выступает в качестве абсолютного критерия оценок. С его помощью можно дать оценку любому явлению, получить ответы на так называемые «вечные вопросы», отличить добро и зло, правду и ложь, справедливость и несправедливость, главное и второстепенное, чем стоит гордиться и чего стыдиться. Без этого критерия основные моральные понятия размываются и теряют свой исконный смысл. «Сущность и смысл любого объекта и явления могут быть поняты в соотнесении и связи с его местом и ролью в Космосе. То есть все должно мериться единой «всеобщей шкалой» Бытия», – утверждает Михаил Веллер.

«Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо, – говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, – мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души».

Безусловно, прочное передовое государство должно огромное внимание уделять вопросам нравственности и культуры.

Вот что писал академик Дмитрий Лихачев, в книге «Раздумья»: «…без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества».

Солидарен с ним и патриарх Русской Православной Церкви Кирилл: «В современном мире считается, что порядок в обществе может обеспечить только закон. Но лживые люди всегда обойдут закон. Что же делать, чтобы люди честно выполняли предписания закона? Государство меняет законы, усиливает правоохранительные органы. Но человек, живущий по голосу совести, может не знать законов, но жить в согласии с ними».

«Мне кажется, что наши большие начальники проявляют опрометчивость и беспечность, не занимаясь решением первоочередной задачи – вопросами духа и интеллекта, – отмечает руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. – Есть странное, очень ошибочное убеждение, что тяжёлая промышленность – вещь гораздо более важная, чем культура. Более того, заблуждение это опасное! Потому что главные беды и опасности происходят на почве бесхозных мозгов и душ. Свято место пусто не бывает. Там, где нет Бога, поселяется дьявол. Главная опасность для нашей страны сегодня идет по линии министерств культуры, образования и науки. Я вообще считаю, что эти ведомства должны быть приравнены к органам государственной безопасности. А госбезопасность требует того, чтобы мы срочно занимались нашими образованием, наукой, культурой и искусством. Потому что сейчас люди существуют без руля и без ветрил, а главная национальная идея – деньги».

8.Естественный закон человеческого мироустройства

Почему-то большинство мыслителей, изучавших сущность человека, обошло вниманием такое важнейшее понятие, как совесть. Между тем, сама её неясная природа побуждает к исследованию. Совесть это то, что как будто знают все, а на самом деле, возможно, никто.

Совесть, как ничто другое в человеке, указывает на своё нематериальное происхождение. Если кто-то в этом сомневается, то пусть укажет, где она находится. И вообще, пусть скажет: в чём её суть?

По существу она играет роль компаса по жизни. Человек в чём-то оказался перед развилкой двух (или более) дорог и не знает, куда пойти. Что он делает, если не у кого спросить? Он заглядывает в свою совесть, и она подсказывает. Но в таком случае она не может в полном смысле слова принадлежать одному этому человеку. По той простой причине, что у него нет достаточных знаний и жизненного опыта, чтобы сразу получить правильный ответ, какой дала совесть.

Можно предположить, что совесть – одна из составных частей человеческой души, изначально в неё заложенная. Судя по всему, по замыслу Высших сил о человеке, совести отводилась роль весов Фемиды в каждом индивиде, безошибочно указывающих ему на правильность его мыслей, желаний и поступков. Без этих весов ни человек, ни общество просто не смогут существовать.

В.Т.Лободин в книге «Путь к единству» определяет смысл этого слова так: «Совесть» – Высшие силы, посылающие человеку весть». Согласно патриарху Русской Православной Церкви Кириллу, «совесть – сигнальная система, вложенная Богом в человека». По Виктору Франклу «только совесть может как бы согласовать «вечный», всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека».

Нет никаких сомнений, что совесть связывает нас с субстанцией добра, потому что всегда нацелена на добро. Поэтому для всех, кто задумал что-то недоброе, она становится помехой.

«Совесть – самый мощный фильтр и защита от неправедных поступков, – говорит писатель Камиль Зиганшин. – Если провести аналогию с компьютерной сетью, совесть – всё равно, что программа Касперского, защищающая компьютеры от вирусов».

Давно замечено: если бы все люди руководствовались в своей жизни голосом совести, мы бы сейчас жили в совершенно другом мире. Этот мир был бы тем самым светлым будущем, которое обещали лидеры Советского государства или раем на Земле, о котором еще раньше говорили христианские иерархи. Все проблемы, возникающие у отдельного человека, в семье, в коллективе, в любом сообществе, как и проблемы между сообществами и государствами вызваны дисбалансом между желаниями с одной стороны и совестью с другой.

На основе изложенного, приходит мысль о наличии некоего Высшего закона применительно к человечеству. Поскольку замысел предшествует явлению, логично предположить, что совесть и этот Высший закон возникли одновременно с замыслом о человеке и предшествовали его появлению.

Назовём данный закон Естественным законом человеческого мироустройства и дадим ему такую формулировку: отдельный человек и общество в целом лишь тогда могут нормально жить и развиваться, когда желания и разум находятся в постоянном единстве с совестью.

В этой истине нет ничего нового, она известна с древних времен. Вот, в качестве иллюстрации, слова Аристотеля: «Назначение человека выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели: ведь добродетель делает правильной цель, а рассудительность – средства для её достижения». Весь вопрос в том, почему зная эту истину, мы не живём по ней? Очевидно потому, что она не возведена в ранг государственного закона.

9.Кадры решают всё

Президент Российской Федерации Владимир Путин в своей речи на 10-м ежегодном заседании клуба «Валдай» произнёс такие слова: «Именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут главной силой России этого и последующего веков».

Хорошо сказано, но почему в будущем времени?

«Богатство и мощь государства, – отмечал священник Виктор Грозовский, – зависят от духовного потенциала, духовной просвещенности и духовно-нравственной силы народа». «Россия – страна огромного количества одаренных людей, – вторит ему знаменитый дирижер Валерий Гергиев. – Это и есть то главное богатство, которым располагает держава».

«Общественные потребности удовлетворяются лучше всего, когда человек на своем месте, – писал публицист Виктор Пекелис. – Именно тогда коэффициент его полезного действия будет максимальным. Потому-то так важно соответствие специальности человека его способностям».

Казалось бы, естественные слова, но в реальной жизни слишком часто получается наоборот и, что самое ужасное, наверху общества. В середине ХХ века Питирим Сорокин отмечал, что в существующем человеческом обществе социальные лифты сломаны или закрыты. Поэтому наверху скапливается много вялых, дегенеративных лиц, а внизу собирается «талантливый человеческий материал, не соответствующий своему положению». Эти люди чувствуют себя «социально не на месте».

«Ни один человек не начинает заниматься делом, которое он не изучал, тем не менее, каждый считает себя вправе заниматься самым тяжелым делом из всех – управлять страной», – это сказал Сократ, как будто про наше время.

«Чтобы управлять автомобилем, надо учиться, сдавать на права и только тогда садись за руль, – пишет Виктор Коклюшкин. – А чтобы рулить отраслями производства, наукой, медициной, культурой, образованием, получается, что нет надобности. Можно ли представить, что желая победы, на боксерский ринг выставят своего человека? Результат вообразить нетрудно. А если в начальственное кресло – милости просим! Биться за счастье народа!»

А вот истина из уст ребенка: «Папа, я понял, что в игре обязательно должны быть правила, а в жизни не обязательно». Вот к такому заключению пришел сын актера Евгения Стычкина.

В приведённых высказываниях со всей очевидностью проявляется важнейшая причина проблем нынешних и прошлых государств. Они не живут по Естественному закону, обществами и народами управляют не самые умные и не самые честные люди, а порой и вовсе непрофессионалы.

10.Диктатура Естественного закона как модель совершенного государства

«При внимательном изучении истории становится ясно, что цивилизация шла кругами, в каждом из которых развитие личности либо поощрялось, либо игнорировалось, – пишет Вэйсунь Ляо. – В тех циклах, когда развитие поощрялось, возникала сильная, творческая цивилизация, дававшая толчок к прогрессу общества и новому взлёту человеческого духа».

Директору НПФ «Пакер» Марату Нагуманову принадлежат такие слова:

«Сначала надо быть человеком, а потом строить бизнес»; «Создать великую компанию просто: надо найти нужных людей и удалить ненужных».

Сказанное им касается не только бизнеса. Его с полным основанием можно отнести и к созданию сильного, благополучного государства.

Представляется, что механизм государственного управления должен основываться на Естественном законе человеческого мироустройства. И в таком случае быть простым и рациональным, как все в природе. «Простота – это признак истины», – говорили в античном мире. И наоборот: «Многочисленность законов в государстве, – утверждал Вольтер, – есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия».

Кто должен руководить странами и народами, было решено в древнем мире. Платон предлагал ввести особый орган государственного управления «ночное собрание» в составе десяти самых мудрых граждан, которым вручались все главные полномочия. До Платона идею управления страной лучшими людьми развивал Пифагор и его последователи. А ещё раньше в Древнем Израиле (до эпохи царей) государством управляли «судьи» – самые умные и самые честные граждане, бывшие к тому же проводниками Естественного порядка вещей. Высшим политическим органом Древней Спарты была так называемая «Герусия», представляющая собой Совет старейшин.

По словам эзотериков, ссылающихся на мысли, переданные им некими духовными сущностями, наивысшая из земных цивилизаций – лемурийская – управлялась Советами лучших из лучших. Не отсюда ли вытекают многочисленные мифы о Золотом веке, некогда существовавшем на нашей планете, как и об Эдеме, в котором жили Адам и Ева?

Конфуций утверждал, что в идеале обществом должна управлять аристократия добродетели и знания, которая не имеет ничего общего с родовой знатью и зажиточными людьми. Конфуций говорил: «Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Наш современник Михаил Веллер повторил ту же мысль своими словами: «Поведение верхушки копируется всеми нижними слоями социальной пирамиды. Еще это называется «Каков поп, таков и приход».

Из сказанного делаем вывод: законодательной властью во всех государственных структурах, от районной администрации до главного органа страны должны быть Советы старейшин, составленные из наиболее мудрых и честных людей, с высоким вотумом доверия, соответственно выбранные из граждан района, города, области, республики, края, страны.

«Запомните эту простую формулу: герои выбираются из тех лучших, которые есть» (Михаил Веллер).

Если прибегнуть к терминологии Концепции общественной безопасности, то такие Советы старейшин – «нравственно обусловленная концептуальная власть, наивысший вид внутрисоциальной власти».

Чтобы заседания Советов старейшин не затягивались, они должны состоять из небольшого числа членов, нечетного, скажем семь или девять. Среди них нет главного, поэтому символом государственной власти должен стать овальный стол, за которым проходят их заседания. Считается, что такой стол способствует установлению добрых отношений между сидящими за ним. В состав каждого Совета старейшин целесообразно набирать представителей разных областей деятельности.

Старейшины могут пребывать во власти неограниченное время. Полной смены одного Совета на другой не происходит в том виде, как это случается в современных правительствах, когда со сменой главы, уходят все его сотрудники, независимо от того, как они работали и даже от того, что им в данном обществе вообще нет замены. Замена старейшин в Советах осуществляется постепенно, в связи со старостью, болезнью или другими личными мотивами, а также в связи с появлением более достойных кандидатов. Осуществляться это должно на добровольной основе совместным решением старейшин. Замена старейшин может происходить в любое время. Не надо ждать, когда закончится срок правления данного старейшины, таких сроков нет. Но, чтобы Советы старейшин не превращались в закрытую группировку неприкасаемых, свои предложения может вносить любой гражданин страны (города, района и т.д.).

Старейшины не только решают важнейшие вопросы внешней и внутренней политики, но и являются главными хранителями Естественного порядка вещей, законов Вселенной, морали и вечных ценностей. Их задача – добиваться того, чтобы общество не отходило от всего этого в своей повседневной жизни и деятельности, жило по Естественному закону. Каждый конкретный Совет старейшин должен применять правила и законы, соответствующие Естественному порядку вещей к условиям своего социума, с учетом местных особенностей.

Как выбирать старейшин? Для этого совсем не обязательно прибегать к мнению большинства народа, чаще всего искажающего истину. В обществе, по выражению социолога Александра Ослона, должна быть «налаженная система отбора системно мыслящих людей». И вообще-то самые лучшие люди всегда на виду и не нуждаются в пиаре и выборных технологиях.

Советам старейшин должна подчиняться исполнительная власть в виде городских, республиканских, краевых, областных и районных администраций и министерств по отраслям. А страной руководить –правительство во главе с премьер-министром. В состав исполнительной власти любого уровня должны входить профессиональные управленцы, доказавшие свою честность и желание служить обществу.

Принцип «лучшие из лучших» – основной в данной концепции. О нём говорил ещё в Древнем Китае философ Сюнь-цзы: «Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применять меры наказания».

По такому же принципу, как и старейшины, назначаются руководители всех рангов и уровней.

Однако мало расставить людей по способностям, знаниям и моральным качествам. Необходимо создать государственный механизм, способный обеспечить устойчивость данной конструкции. Который не позволил бы бездарям и карьеристам занимать высокие места в социальной лестнице, как это происходило и происходит.

«Нам необходимо сито, через которое мы могли бы просеять достойных кандидатов в чиновники-организаторы и отобрать самых лучших», – отмечал Владимир Жириновский.

Владимир Путин в 2012 году написал статью, в которой в частности приводил такие соображения: «Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов… Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений. Механизмы власти нужно «смазать» социальной активностью населения».

К сожалению, не видно чтобы такой механизм был создан и где-то работал. По крайней мере, СМИ об этом не сообщают.

Совершенное государство, о котором идет речь в этой главе, должно быть защищено от воспроизводства в нём негативных пережитков прошлого. Одним из важнейших условий для этого является устранение от возможности влиять на социум личностей, лишённых чести и совести.

Это может обеспечить такой важнейший элемент диктатуры Естественного закона, во многом определяющий её реальную жизнеспособность, как Служба социального лифта. Задачей этой службы является распределение по социальной лестнице всех граждан, проживающих в зоне ответственности данной службы.

Поскольку диктатура Естественного закона видит богатство и силу страны исключительно в её людях, необходимо хорошо знать своих людей. А это возможно только при индивидуальном подходе к каждому человеку. Что достигается с помощью банка данных, хранящихся в Службах социального лифта. Ежегодно каждый гражданин обязан отчитаться в Службе социального лифта своего района. По этому отчёту и по характеристике с места работы судят о нравственном и профессиональном росте или, напротив, об их отсутствии. Это и служит материалом для продвижения по службе, прочих поощрений или наоборот. При необходимости данные отчётов проверяет полиция нравов. Ложные сведения должны караться законом.

Службы социального лифта не просто трудоустраивают людей, они их перераспределяют. Это можно сравнить с работой тренера футбольной команды. Если ты отлично играешь и справляешься с возложенными на тебя задачами, то выступаешь за основной состав с соответствующей зарплатой. Если сдал – выходишь на замену, а за основу играет другой. Зарплата уже другая. Если отдача от тебя стала ещё хуже, тебя переведут в дублирующий состав. А если совсем плохо стал играть, от тебя избавятся. Прошлые заслуги при этом в расчет не принимаются.

Совершенно непонятно, почему такой естественный и рациональный подход к работе всегда был нормой в футболе, хоккее и других видах спорта, но в работе общества о нём даже не задумываются. Получается, что спорт – это дело очень серьёзное, а наша жизнь – это так, игра!

Службы социального лифта выполняют, таким образом, роль некоего социального сита, которое перемещает в верхнюю часть общества высоконравственных, высокопрофессиональных, талантливых и социально активных граждан, а в нижнюю часть общества – ленивых и порочных. При этом каждый человек сам, а вовсе не государственная служба, определяет свою судьбу, ведь только от его собственного выбора зависит, где ему быть и как жить.

Таким образом, при диктатуре Естественного закона быть бесполезным и аморальным экономически и социально невыгодно.

Службы социального лифта дают возможность великим людям осуществлять великие дела, творческим личностям – творить и созидать, людей не очень способных к творчеству они ставят на то место, где они смогут принести свою посильную помощь обществу, внести свой вклад. Они цементируют и активизируют всё общество, усиливают потенциал тех элементов, которые двигают систему вперёд, и ослабляют потенциал тех элементов, которые её разрушают или приводят к застою.

«Зло так свойственно человеческой душе, что изгнать его оттуда и из социальной жизни мы не в силах, – говорил Фазиль Искандер. – Зло можно только сдерживать, пытаться без него обойтись. Общество всё время должно вырабатывать в себе это чувство – что оно не может мириться с тьмой и хаосом». Служба социального лифта сделает это наилучшим образом.

Диктатура Естественного закона способна развернуть ход естественного отбора в правильную сторону и спасти человечество от тотальной деградации, как ни один из известных видов государственного устройства. Отдельные периоды истории могут это подтвердить.

Понятие «диктатура», как заметил Михаил Веллер, скомпрометировано. По мнению писателя, «Диктатура – это возможность всю сумму людских энергий направить в единое русло – без потерь этих энергий на взаимные противоречия и компромиссы. Диктатура подчиняет главному не главное, в то время как в традиционном и бюрократическом государстве главным становятся средства, то есть органы и законы управления, а не главными – то, ради чего они были созданы…»

Основная масса населения не должна роптать против диктатуры Естественного закона, потому что неудобно выступать против таких понятий, как справедливость, долг, ответственность, честь, служение, совесть. А власть именно этого и будет требовать от народа и именно это демонстрировать собственным примером.

11. Быть ли России лучшей страной в мире?

Про большинство проектов, призванных кардинально улучшить нашу жизнь, принято говорить: «Общество до него ещё не созрело».

Если возразить, что мой проект не требует ни научно-технического прорыва, ни нового витка цивилизации и осуществить его можно было и вчера, и позавчера, не согласятся. Люди, мол, внутренне не готовы, не доросли. А это уже приговор, проект навсегда убирают на самую дальнюю полку.

Но ведь для того, чтобы люди, общество были готовы, их нужно готовить. Только заниматься этим никто не будет. Власти, а с ними СМИ, убеждены: каждый должен готовиться самостоятельно. Однако такого уж точно не будет и никогда не было. Большинство, как отмечали многие эксперты, старается выбирать наиболее лёгкие пути. А готовить себя к чему-то высшему, самосовершенствоваться, это совсем не легко. И зачем тогда нужно государство, если отдельные граждане проявляют больше сознательности и масштабного государственного мышления!

Правда в том, что большинство людей всегда будет не готовым к изменениям. И чтобы осуществить прогрессивный проект, его нужно просто начать выполнять.

История показала, что всё новое воспринимается людьми крайне неохотно. Иногда между высказанной и доказанной мыслью и её претворением в жизнь проходят целые столетия. В таких случаях говорят: «Автор идеи (теории, концепции) намного опередил время». То есть общество тут ни при чём, а вот автор преждевременно сунулся со своими предложениями, не надо было так спешить! Но здесь уместнее сказать: не автор опередил, а общество отстало. Оно продемонстрировало своё дремучее невежество, своё полное равнодушие и даже враждебность передовым идеям. А это всегда отражается не лучшим образом на нашей общей жизни и судьбах отдельных людей. И неизвестно как бы далеко сейчас ушла вперед наша цивилизация, если бы не было такого тотального тормоза.

Люди вынуждены принять новое только тогда, когда оно принимает вид обстоятельства неодолимой силы. Такие обстоятельства скоро наступят, и нет никакой уверенности в том, что в мире не возобладает куда более жестокая диктатура, нежели та, что здесь изложена. Поэтому, пока не поздно, следует задуматься над будущим и выбрать наиболее разумный и гуманный вариант.

Известно, что новые проекты осуществляют несколько процентов наиболее передовых членов общества. Поэтому вопрос о том, как сделать Россию лучшей страной мира, сводится к поиску тех самых нескольких процентов россиян.

Игорь Вайсман, Уфа; 18 октября 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.