Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 59,3612 руб.
  • Курс евро EUR: 69,7197 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,4988 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

КРИВОБОКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КРИВОБОКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Александр Сергеевич Запесоцкий, ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии образования, доктор культурологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, делится своими интересными, хотя и не бесспорными, мыслями о неразрывной связи качества образования с процессами воспитания подрастающих поколений. Воспитание и образование - две стороны СТАНОВЛЕНИЯ будущей личности, и одно без другого нежизнеспособно...

Опубликован ежегодный доклад Правительства РФ Федеральному Собранию «О реализации государственной политики в сфере образования». Скажу сразу: сам доклад, на мой взгляд, вопросов не вызывает. Огромная и очень полезная работа профильного министерства налицо. Деньги потрачены, люди обучены, дипломы выданы.

Вопросы есть к тому, что за пределами доклада. К практическим результатам. Работодатель в среднем как-то не очень ими доволен. Не очень довольны и выпускники вузов. Треть из них просто не может найти работу в течение первых трех лет взрослой жизни. Не довольны родители. В громадном большинстве убеждены, что в советское время учили лучше.

Конечно, с приходом нового министра градус общественного недовольства сильно уменьшился. Видно, что пришел профессиональный человек, серьезно занимающийся делом. Есть надежда на улучшение ситуации.

Но один в поле не воин. Между тем, по результатам реформ видно, что очень многое в образовании надо снова менять, пересматривать. Хотя горький опыт последних лет и предостерегает от поспешности, непродуманности. Система образования по своей сути не терпит резких перемен. Однако я убежден, что стране все же предстоит менять огромный комплекс недавно принятых решений, затрагивающих все типы учреждений и институтов от детских дошкольных заведений до аспирантуры. Видимо, настала пора вдумчивого анализа ошибок, совершённых в построении государственной политики.

Проблема в том, что сутью ливановских реформ образования был полный отказ от научных основ управления отраслью, ликвидации независимых экспертных сообществ, академической автономии университетов и т.д. За кулисами реформы был реализован принцип «Вся власть чиновникам».

В этой связи не стоит удивляться и тому дикому невежеству, с которым реформировалась отрасль. Среди огромного набора ошибок я бы выделил три фундаментальные, теоретические, связанные с непониманием сути образования:

- сведение образования к обучению;

- представление об образовании как платной услуге;

- убеждение, что «в России все можно сделать, как на Западе».

Строго говоря, все эти ошибки — не изобретение Дмитрия Ливанова. Они коренятся в псевдолиберальной идеологии существенной части управленческого слоя. Дмитрий Викторович их лишь развил в системе образования и довел до абсурда.

Профессионалы знают, что образование — это не услуга, а совместная деятельность ученика и учителя (шире — педагогического коллектива). У этой деятельности должна быть цель. Передачи знаний здесь недостаточно, поскольку образование состоит из обучения и воспитания. Это известно еще со времен древних греков.

Цель воспитания — формирование определенного типа личности. Настоящая трагедия в этой связи произошла в России в начале 90х годов, с переходом к новой социально-экономической формации. Тогда задача формирования личности в соответствии коммунистическим идеалом была государством отброшена, а новый идеал никто выработать не потрудился (так у нас поняли наступившую «свободу»). Хотя сделать это было не сложно. Коммунисты после того, как взяли власть в 1917 году, справились с подобной задачей легко, несколько «перелицевав» христианское учение. А вот современная Россия, увы, пока не смогла.

Но без цели воспитание вообще невозможно. Значит, невозможно и качественное образование. Если человек, конечно, не способен на самовоспитание, что далеко не каждому дано. Без цели не выстраивается педагогическая система: задачи, содержание, формы, методы, условия и т.д. Это в советское время знал выпускник любого пединститута.

У нас государство фактически передало функцию воспитания средствам массовой информации. А что прививает, к примеру, телевидение? Трудолюбие? Усердие? Нет. Дети теперь уже с малолетства нередко думают, что успех в жизни приходит как везение, как чудо. А о том, что к счастью нужно идти ответственно, через труд, через преодоление трудностей, СМИ не говорят. Но если тебе даны какие-то способности, ты их должен развивать. Это твоя ответственность перед собой, перед родителями и перед обществом.

В Советском Союзе эта сторона воспитания была прекрасно разработана. И мы должны ее восстановить. Но государство заявило, что образовательные учреждения должны обслуживать. И провозгласило коммерциализацию того, что нельзя коммерциализировать. Но финансовый успех в школе и вузе в принципе не может быть поставлен на первое место. Скажем, университет обязан отчислять лентяев, прогульщиков, даже если они исправно платят. Возвращать им деньги.

Нельзя и копировать образование по принципу «сделаем как на Западе», у нас другая социальная среда. На Западе университет вроде бы не занимается воспитанием вообще. Но там есть семья, школа, церковь, есть правильно работающие средства массовой информации, институты гражданского общества. Да и в вузе попробуешь сделать шаг «не туда» — тебе скажут: «А у нас есть такие-то ценности, ты обязан себя вести следующим образом».

Увы, наши отечественные управленцы, отказавшись от воспитания, не сделали Россию западным обществом. Мы стали обществом без воспитания. В итоге вузы получили поколение старшеклассников, недостаточно мотивированное к учебе. Современный студент не всегда понимает, к чему ему стремиться. Не всегда понимает, что нужно много и упорно работать над собой.

Из СССР нужно было взять хорошее и отказаться от плохого. Например, от чрезмерной защищенности слабых студентов, лентяев. В советские времена ставили двойки и отчисляли неохотно. И выпускников трудоустраивало государство. Сейчас трудоустройства нет. Теперь, учась в вузе, студент должен готовить себя к тому, что выйдя на рынок труда, он будет действовать в условиях жесткой конкуренции. Отсюда особенно нужны дисциплина, требовательность к самому себе, ответственность. Но если деньги в вузе во главе угла — это невозможно. Вот молодежь и стала намного менее дееспособной.

В образовательных учреждениях необходимо создать обстановку, при которой учеба потребует напряжения сил, но это должно быть интересно. Перед молодежью важно ставить высокие цели и серьезные задачи. Это, в общем-то, и есть дорога к счастью.

Александр Запесоцкий

По сообщениям информационных агентств; 7 июля 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.