Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ТЕОРИЯ ПРОСТРАНСТВА: ПОДЛОГИ АТЕИЗМА

Отрывок из книги А. Леонидова(Филиппова) "БИБЛЕЙСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"

ТЕОРИЯ ПРОСТРАНСТВА: ПОДЛОГИ АТЕИЗМА В свое время материализм по причинам, которые станут яснее читателю немного ниже по тексту, с легкой руки И.Канта взял на вооружение тезис об… отсутствии реальности пространства! Дело было так: В свое время выдающийся немецкий философ и естествоиспытатель Иммануил Кант (+1804) предположил, что все, что мы познаем чувственным путем, мы познаем в пространстве, что вне пространства мы ничего чувственным путем познать не можем, что пространство есть необходимое условие чувственного восприятия. Из этого странного представления Кант сделал ещё более странное: раз ничего вне пространства мы предположить не можем, то пространства и не существует в реальности. Это все равно, что сказать: поскольку мы не в состоянии выжить в безвоздушной среде, воздуха и атмосферы в реальности не существует, это лишь необходимое условие нашего восприятия жизни...

Библейский текст о происхождении и явлении пространства достаточно лаконичен: «В начале Боги (Троица) сотворили небо и землю»[1]. Естественно, бытописатель употребил слово «небо» именно в контексте своей эпохи и в круге семантических понятий своего (древнееврейского) устного и письменного языка. «Небо» Моисея существенно отличается от того, которое представляет себе при слове «небо» современный обыватель.

В соответствии с текстом Бытия к тому моменту, когда Бог сотворил Небо, ни воздушной среды, ни звёзд и светил к этому моменту ещё не сотворено, ибо «небесная твердь» создана только на второй и украшена светилами только на четвёртый день творения. Поэтому под «небом» имеется в виду то, что остается от «неба», если убрать с него газовые среды, небесные тела и астрономические явления: т.е. «небопротяженность».

Таким образом, Библия указывает ученому, что Бог первым делом творит «место для неба», пустое пока и «безвидное» пространство, сам принцип пространственной протяженности.

Что атеизм предлагает в качестве теоретической альтернативы этой версии? Второе предположение Канта о том, что ПРОСТРАНСТВА НЕ СУЩЕСТВУЕТ?! Впрочем, и первое предположение Канта (из которого следует вовсе уж абсурдное второе) далеко не бесспорно. Возьмем для примера определение математической точки в геометрии. Точка не имеет объема и находится на плоскости, то есть в двухмерном, а не трехмерном классическом пространстве. В то же время все мы прекрасно справляемся с «чувственным восприятием» абстрактной математической точки уже в средней школе, хотя, как видим, она если и существует в пространстве, то в пространстве, принципиально отличном от нашего обыденного.

Ещё более яркий пример чувственного восприятия вне закономерностей вселенского пространства – виртуальные миры реалистических картин, телевизоров, компьютеров и т.п. На плоскости, в двухмерном пространстве, рука умелого художника может создать иллюзию трехмерного пространства. Иначе говоря, мы «чувственно воспринимаем» миры (виртуальность), лишенные важнейшего атрибута пространства – трехмерности. Пространство за картиной или экраном ДЛЯ НАС существует, но в реальности его нет. Иллюзия дает именно «чувственное восприятие» - может быть, и обманчивое, но ведь именно о «чувственном, опытом познании» и говорил Кант.

Доказать неправоту Канта в данном вопросе весьма важно, поскольку именно на этих утверждениях (об отсутствии пространства и ещё времени) Кант строил свои «опровержения» доказательствам Бытия Божия в области разума. Но чтобы доказать неправоту отца логики Аристотеля, нужно самому мыслить логично, а у Канта с этим в области доказательств бытия Божия произошел явный сбой. Вообразите, что кто-нибудь задумал бы опровергнуть теории демократии, и сказал бы: «понимаете, эти теории апеллируют к понятию «народ», а такого предмета в реальности не существует». Или, скажем, кто-то захотел бы отвергнуть астрономию, заявив, что звезды – только иллюзия нашего восприятия, а на самом деле их нет в реальности.

Были бы приняты такого рода опровержения? Думаю, что они неудовлетворительны, независимо от того, как мы относимся к демократии или звездам на небе. Логика потому и логика, что в ней (как в песни или в математике) слова не выкинешь. Даже если бы вне времени и пространства ничего невозможно было бы почувствовать и вообразить (хотя мы убедились, что и это не так), то это все равно недостаточное основание для отказа видеть во времени и пространстве реальность. А это означает только одно: широко разрекламированное материалистами опровержение Кантом доказательства бытия Божия попросту недействительно.

Пространство – хочет того Иммануил Кант или не хочет – существует как объективная реальность, а не как категория сознания и особенность восприятия.

Современная философия утверждает, что даже вакуум есть форма вещества, форма материи. Иначе говоря, современная философия убеждена, что самой протяженности вне и помимо материального наполнителя быть не может. С точки зрения христианской креалогии возможно двоякое отношение к этому утверждению: с одной стороны – «В начале Бог сотворил небо и землю» можно прочитать, как ЕДИНСТВО творения протяженности и вещества. То есть понимать так, что протяженность и вещество созданы как две стороны одного явления, одного феномена, который современная философия называет «континуумом».

Однако нам ближе иная точка зрения – при которой частица «и» не соединяет в общий пункт, а разделяет последовательность творения: сперва феномен пространства, как такового, как потенции вещественного, и лишь затем вещественность.

Современная физика ненамного приблизилась к разгадке феномена пространства, но всякое приближение служит не отрицанию, а подтверждению методами научного исследования утверждений Книги Бытия.

Долгое время согласно принятому в старой физике фундаментальному принципу причинности, исключалось взаимовлияние событий, пространственное расстояние между которыми столь велико, что они не могут быть связаны световым сигналом.

Но вот в 1964 г. во время краткосрочной стажировки в США ирландско-швейцарский физик Джон Стюарт Белл получил поразительный опыт в области квантовой физики, на основе которого сформулировал свою знаменитую теорему, ставшую для многих ошеломляющим сюрпризом. Суть ее в том, что квантовые эффекты не являются локальными, то есть наблюдаются не в одном каком-то месте в одно и то же время, а в нескольких одновременно. Это значит, что во Вселенной нет локальных причин – линейных причинно-следственных связей и отношений. Попросту говоря, формы существования материи – пространство и время – являются реальными лишь в нашем сознании, ограниченном получением информации посредством органов чувств.

Согласно Роберту Антону Уилсону, можно сформулировать теорему Белла и так: Вселенная есть единая Мегасистема, в которой нет обособленных объектов, ибо все они взаимосвязаны, причем находятся во всеобщей связи, превышающей скорость света. Возникает противоречие, ибо специальная теория относительности Альберта Эйнштейна, кроме всего прочего, гласит, что ни один материальный объект не может двигаться быстрее света. Но в том-то и дело, что речь идет о любом материальном объекте, обладающем ВЕЩЕСТВЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ характеристиками.

Очевидно, что в теореме Белла и вытекающих из нее выводах имеется в виду не вещество или энергия, а некое третье начало. Таким элементом, двигающимся быстрее скорости света (фактически мгновенно), является информация (другие наименования: сознание, дух, мысль, Мировая душа, Нус).

С введением в белловский постулат информации противоречие легко разрешается. Десятилетием раньше английский физик-теоретик Дэвид Бом выдвинул принцип нелокальности, под которым подразумевал следующее: кванты (порции энергии, например, света, испускаемого частицами) не передают информацию через время и пространство (то есть линейно), они просто обитают в таком измерении, где информация существует всюду и одновременно, то есть информация не локальна, а, напротив, тотальна, всеобъемлюща, и передается мгновенно.

Речь идет о едином поле Вселенной, в котором содержится вся информация – в нашем понимании пространственно-временного континуума информация о прошлом, настоящем и будущем. Более того, по-видимому, первочастицы (мельчайшие кирпичики материи, из которых состоят элементарные частицы: у тяжелых – кварки, у легких – микролептоны) обладают тем, что мы называем сознанием, разумом. В свое время основоположники квантовой механики и электродинамики столкнулись с таким фактом, что поведение частиц не подчиняется привычному в макромире действию закона причинности: частица могла «повести» себя вовсе не так, как того требовала обычная каузальность, действующая в мире, описываемом законами классической физики.

Но если у частиц есть то, что мы называем выбором, то, значит, они обладают сознанием, ибо выбор и потребности присущи живым и разумным (осознанные выбор и потребности) объектам, а в косном мире действует чисто механическая и термодинамическая причинность. Таким образом, устраняются противоречия между релятивистской теорией (принцип детерминизма: системы движутся одни относительно других и постоянно взаимодействуют друг с другом) и квантовомеханической теорией (принцип неопределенности: невозможно вычислить одновременно и положение, и скорость частицы, то есть не наблюдается явная каузальность). Здесь речь может идти, возможно, не о самих элементарных частицах, а о составляющих их субэлементарных частицах: у адронов – кварки, у лептонов – микролептоны. Материя существует, как известно, в трех состояниях: вещество, поле (возбужденное состояние среды), вакуум. Ныне считается, что последний не есть абсолютная пустота, а является потенциальным, виртуальным состоянием материи – ее предсостоянием и основой (с нулевой энергией взаимодействия микрочастиц, но, скорее всего, с некоторой превышающей значение ноля энергией взаимодействия пар виртуальных частиц).

Вероятно, именно в вакууме имеет место мгновенное распространение информации, то есть со скоростью, значительно превышающей скорость света. Возможно и так, что информация не распространяется в привычном для нас смысле, а ВОЗНИКАЕТ сразу везде – одновременно во всей Вселенной на уровне вакуума. Субфизический уровень – глубокий (сверхплотный, сверхсжатый, сверхтвердый) вакуум, который есть источник материи, то Первоначало, откуда все вышло и куда все однажды вернется.

Бог стоит выше пространства, как его создатель и повелитель. Это очень важно для религиозной логики. Ведь человеческая профанация пытается сделать Бога подвластным сугубо материалистическому понятию пространства, подчинить Творца и Абсолюта законам пространственности. Темные люди стремятся разместить Бога не над Пространством, а внутри Пространства, найти ему «место» - на горах, на облаке и т.п.

Иначе говоря, безконечность пытаются втиснуть в конечный мир. На одной из атеистических карикатур изображен взмокший от напряжения старичок (Бог), надрывающийся над «заведением» гигантской Вселенной, а подпись гласит: «нелегко раскрутить такую махину».

Образованный человек понимает: если Бог создал пространство, то он не может (кроме тех случаев, когда есть на то его особая воля, желание) подчинятся тварным законам пространственности и протяженности.

Вселенная «огромна» только для нас. Кстати, вопрос о том, насколько адекватно это наше восприятие «пустой и холодной бездны Вселенной», остается открытым. Каков процент иллюзорности нашего восприятия (и созданных нами с заранее заданной целью приборов)?

Тот, кто вставал между двумя зеркалами, тоже видел воочию безконечный, пустой и страшный коридор, уходящий вдаль и в никуда. При желании зритель мог бы и сфотографировать этот коридор. Но на самом деле имеются только два маленьких зеркала – и никакого коридора за ними...

С помощью простейшего и примитивного проектора человек может опрокинуть целую астрономическую панораму звездного неба на стену обычной комнаты в «хрущевской» квартире, но квадратных метров жилплощади это ему не прибавит...

Мы обязаны предположить, что сама дефиниция Бога «по определению» предполагает преодоление им законов и природы пространства. Но кроме дефиниций, логика предлагает и вполне рациональные доказательства этого факта. Достаточно только принять к сведению особенности, мистику, чудеса, происходящие с любыми расчетами и формулами - при включении в них математического числа, адекватнго божественному - «безконечность»...

Поэтому нами утверждается: «В любой точке Вселенной находится её центр». Это кажется абсурдом только на первый взгляд.

Ещё в античности Пифагор отмечал, что Вселенная – это окружность, «центр которой везде, а сама окружность – нигде». По законам геометрии, центром окружности в двухмерном пространстве (или центром шара в трехмерном пространстве, что в данном случае одно и то же) является та единственная точка, из которой можно во все стороны отложить до пределов системы равные отрезки. Но безконечная протяженность предполагает, что в любой точке Вселенной можно отложить во все стороны безконечные прямые равной длинны, то есть протяженность Вселенной как бы становится нулевой, и мы, и далекие созвездия находимся в одной математической точке. Данное доказательство бытия Божия применялось ещё Н.Кузанским в эпоху Ренессанса, как учение о «всевмещающей точке».

Но тогда получается, что расстояние – не более, чем иллюзия, кратная духовному и умственному несовершенству. (Да ведь и на практике у пешехода одни мерки расстояний, а у создателя космических ракет – совершенно другие).

Эпицентризм безконечности, тот факт, что у неё нет центрального и периферийного, главного и второстепенного – первый и основной закон пространства, отличающий безконечность от любого конечного объекта.

Вторым основным законом видимого нами пространства является тот закон, что «любой объект находится в какой-либо окружающей среде». Именно поэтому любой материальный объект пределен, конечен, за ним начинаются уже иной объект (объекты). Невозможно вообразить себе материальный объект, который включал бы в себя ВСЕ, не имея ничего за своими пределами. В чем же тогда данный объект будет находиться? Предположим себе предел мира – говорили ещё древние греки: Вот мы подошли к этому пределу и просунули за него руку. Где находится теперь наша рука?!

Таким образом, отсутствие всякой окружающей среды для предполагаемой безконечной протяженности Вселенной становится в мире материальных и естественнонаучных понятий неразрешимым парадоксом.


[1] В еврейском исходном тексте Моисей употребляет не слово «Бог», а слово «Элогим» – т.е. «Боги», что в условиях жесткого единобожия Моисеева может означать только одно: лиц Пресвятой Троицы.

А. Леонидов-Филиппов.; 10 марта 2013

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше
  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..