Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

​ИНФИНИТИКА: ГОРИЗОНТЫ РЕАГИРОВАНИЯ

​ИНФИНИТИКА: ГОРИЗОНТЫ РЕАГИРОВАНИЯ Ключевая проблема современности заключается в том, что при определённых условиях (мы их ниже подробно раскроем) человек, обнаружив в колоссальном, запредельном общественном убытке свою личную, копеечную, ничтожную прибыль – думает именно о ней, а не о катастрофе глобального масштаба. При таком механизме психического восприятия и реакции – гуманитарная катастрофа в обществе становится неизбежной, независимо от действий внешнего врага (которые, впрочем, могут усугублять ситуацию).

В самом деле, почему так получается? Ведь каждый член общества – это датчик тревоги в случае угрозы. Ну, по техническим причинам не сработал один датчик, другой, третий… Но чтобы все разом не сработали?!

Совершенно очевидно, что это не технический сбой, а какой-то глубинный социопсихический процесс, отключающий в человеке (каждом) тревогу за состояние окружающей его среды, за поддержание целостного и неделимого комплекса жизнеобеспечения.

По формуле – «вон, скачут печенеги, плевать, с этим пусть князь разбирается, ему за это дань платят, не моё дело»… Формально не возразишь, да ведь очевидно же, что убьют и сожгут в первую очередь не князя, а тебя, дурака!

Бывает и ещё хуже. Увидел мужик, что скачут печенеги, и подумал:

-Эвона! Счас всё на них можно свалить будет, пойду-ка пока соседа ограблю, прирежу, а свалю потом на этих печенегов! – и побежал радостный, лесом, не тревогу поднимать, а соседа грабить…

Почему же этот мужик не понимает, что ведь единый и неделимый комплекс жизнеобеспечения принадлежит всем, вместе взятым, и никому в отдельности? И что в данном случае беда князя или соседа – социальна, то есть и его беда тоже?

***

Современное общество буквально пучит бесконечной трескотнёй о морали и нравственности. Демагогия ведётся по принципу «кто о чём, а вшивый о бане, лысый – о гребешке».

Чем хуже становится обществу, тем больше оно стремится к моральному фетишизму и моральному анимизму, тем активнее стремится шаманскими заклинаниями «приди, мораль, приди!» облегчить себе участь.

Однако, как и всё, существующее в этом мире, а не в потустороннем, мораль не может быть основана сама на себе. Не только теорема Гёделя, но и простой здравый смысл доказывают нам, что система не может опираться на саму себя – иначе Мюнхгаузен действительно смог бы вытащить себя из болота за косицу!

Из того, что мораль выгодна в целом обществу – вовсе не вытекает её актуальность для личности.

М. Горький (пьеса "На дне") подметил точно: «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее»…
И.С. Тургенев вкладывает в уста Базарова знаменитое изречение о белой избе и лопухе: «…я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет.. . да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?».

Ни мораль, ни совесть, ни служение не могут быть основаны на самих себе. Служение вообще предполагает плату – не в этом веке, так в грядущем. И без платы превращается в блажь, в неадекватное поведение…

То есть, конечно, деинфинизированная личность может сохранять какие-то моральные представления, соблюдать по инерции нравственные нормы – но только на правах «рудиментов» духовного организма.

Дело ведь не только в том, что она их «цинично отвергнет», но и в том, что как запасные детали от уже несуществующего механизма – они утратят смысл, внятное объяснение своему существованию.

Валяется что-то в ящике, а зачем – неизвестно… Гнушаюсь зла, а откуда знаю, что зло есть зло – неизвестно…

Где та логика, которая когда-то привела пытливый ум к разделению добра и зла? Где та логика, которая отделила высшее от низшего, сами имена которых намекают на Небо и преисподнюю?!

Я не говорю, что всякий атеист – безнравственный человек. Атеист может быть очень нравственным человеком. Тут дело совсем в другом – его нравственное поведение лишено внутренней логики, оно «внушённое», оно не опирается на внутренние мотивации, на собственный расчёт ума.
Оно привито, как прививают собаке Павлова вторичный рефлекс: «если лампочка загорелась, то выделяется желудочный сок». А какая связь между лампочкой и пищеварением – собачка не знает. Это академик Павлов знал, но собачке не сказал, да и не поняла бы она…

Вся мировая т.н. «моральная статистика» вопиёт о нарастании человеческих поступков БЕЗУМНЫХ И БЕЗОБРАЗНЫХ. Пёстрая мозаика этого безумного безобразия складывается в единую картину, суть которой – переход от сознательного общества к обществу прямого насилия.

Тех, кого раньше представитель власти мог остановить символическим жезлом – теперь можно остановить только настоящей дубиной. Там, где раньше действовали договорные условности – остаётся только грубое силовое подавление, предел возможностей которого – это предел возможностей общества.

То, что рейганомика и ельцинизм – могильщики цивилизации, увидеть нетрудно, для этого нужны лишь начальное образование (умение читать и считать) + простейшие навыки связного мышления. То, что после краха СССР мы вступили в грандиозный цивилизационный откат, сопоставимый с «тёмными веками» после падения Рима – тоже, в общем-то, утверждение не философии, а статистики.

Как всегда, сложно не понимание ситуации, а понимание её причин.

***

Весь массив формализованной в значках и символах информации (Т.Е. ЦИВИЛИЗАЦИЯ!) носит для человека рекомендательный характер.

Даже тот массив, который отчаянно и истерически настаивает, что он носит не рекомендательный, а обязательный характер (конституция, законы) – на самом деле является рекомендацией по созданию желаемого эффекта.

Если человек этого эффекта не желает, то и рекомендации бессмысленны, как рецепт приготовления блюда, которое вам отвратительно и неприятно…

Давайте рассмотрим простой с виду вопрос: что такое инструкция к прибору? Это такой набор советов, как вам запустить, например, кофемолку, чтобы она работала и не сгорела в процессе работы. Для того, чтобы кофемолка работала, нужны не только кофейные зёрна, но и желание выпить кофе. Если вы не хотите пить кофе – нафига вам включать кофемолку?! В этой ситуации качество инструкции к прибору совершенно не важно. Она может быть краткой и путаной, а может быть пошагово и доходчиво изложенной, и что? Вы её вообще читать не собираетесь, НИКАКУЮ! Вы не хотите пить кофе – зачем вам инструкция по использованию кофемолки?!

Человеческая цивилизация ВСЯ построена на стремлении преодолеть смертность человека.

Она изобрела огромное количество значков и символов, позволяющих мыслям и чувствам ушедших в мир иной людей – оставаться в этом мире. Этими значками и символами пишутся как инструкции к кофемолке, так и конституции, и писания Святых Отцов церкви, и учебники, от «Букваря» до «кандидатского минимума».

В чём же слабое место этого колоссального, бережно хранимого массива мыслей и чувств ушедших поколений? В том, что они не имеют прямого действия. Они адресованы к ЖЕЛАНИЮ человека живущего ПОМНИТЬ дела и заветы людей ушедших. То есть весь массив информации рассчитан на инфинный горизонт реагирования.

Это когда человек включил в своём сознании приоритет вечных ценностей, и живёт совместно с ушедшими и грядущими поколениями, находится в активном диалоге как с прошлым, так и с будущим. То есть с вещами, которые для материалиста – ПОПРОСТУ НЕ СУЩЕСТВУЮТ!

Он вам скажет – да ё-моё, это же психическое расстройство, говорить с мертвецами и нерождёнными! Выспренно и пафосно обращаться к потомкам, которых ещё нет, и неизвестно – будут ли вообще! Вести диалоги, задавать вопросы и ждать ответов от тех, кого больше нет среди нас!

Получается, что цивилизация на базовом уровне построена на том, что материалисту кажется психическим расстройством и нелепостью!

Кроме инфинных горизонтов реагирования у человека могут быть и материальные горизонты реагирования. Ими занимался номинализм, запрещавший уму широкие обобщения, и вещизм, запрещавший уму реагировать на всё, не имеющее вещественного выражения и практического значения.

По формуле: «думай только о тех предметах, которые есть, и в тех пределах, в каких ты их ощущаешь существующими».

Если тебе попалось красное яблоко, не делай дурацких выводов, что все яблоки красные. Скажи – вот, моё красное, а другие – не знаю.

Не говори и фруктах вообще, потому что у тебя в руке конкретное яблоко, и нет «фрукта вообще». Рассуждая о фруктах на основании одного своего яблока, ты будешь нести вздор…

Мы говорим об «инфинитике» как осознании человеком бесконечности, вечности - реальностью и одновременно признании их приоритета над ограниченным и временным.

Это двуединый процесс: нельзя руководствоваться несуществующим, но простое признание существования вечности – вовсе не сделает её твоей господствующей мыслью. Ну, есть она, и что?

- Если вообще не понимать её реального, актуального бытия – тогда, конечно, нельзя ею и руководствоваться.
- Но есть только понимать, как нечто сбоку, реальное, но безразличное тебе - то идеи вечности, бесконечности, равного Небытию Бытия – останутся на краю сознания и к необходимому реагированию на события жизни не приведут.

В идеологии КПСС, заражённой при родах вирусом воинствующего атеизма – вечные ценности проповедовались людям без Вечности[1]. То есть предлагалось руководствоваться в бытовом поведении ценностями, реальность которых, мягко говоря, ставилась под сомнение. А жёстко говоря – вообще отвергалась в картине мира. По формуле «мораль – это враньё правящего класса, но вы всё равно ей следуйте».

Конечно, это стало причиной величайшего социопсихического кризиса советского общества, потому что нелепо и глупо навязывать вечные ценности, если отрицаешь саму Вечность. Ведь получается, что ты людям предлагаешь ценности Ноля, Фикции!

Либеральная церковь отражает обратное извращение: в ней есть представление об актуальной Вечности, но нет вечных ценностей.

Современный религиозный культ воспринимается растленным потребительским обществом, как «бытовая услуга», наряду с сеансами у психоаналитиков, на «неправильно» с их точки зрения проведённую требу они считают себя вправе пожаловаться в «Общество защиты прав потребителей» и т.п.

Это как раз тот случай, когда Вечность не отрицается (как отрицалась она у КПСС), но и не руководит поведением (а у КПСС она вопреки логике пыталась руководить поведением людей).

Поэтому давайте повторим правило: Вечность (Бесконечность) должна быть. И её должны желать «всем сердцем и всем разумением».

Говоря словами великого Ф.М. Достоевского, чтобы вкусить соус из зайца, нужно зайца[2]. Но, добавим от себя, кроме зайца нужно ещё и желание вкусить такой соус, аппетит нужен!

Ведь запросто же может получиться такая ситуация, что и заяц есть, и соус приготовлен (то есть бытие Божие неопровержимо математически доказано), а кушать неохота.

- Ладно – нехотя говорит человек – допустим вечные ценности не являются не обоснованными. Допустим, они обоснованы где-то в какой-то Вечности, которая реально есть. А я тут при чём?! Готов признать, что дизельное топливо полезно для тракторов, готов признать, что где-то в полях реально есть трактора, они не выдумка писателей-почвенников… И что? Но какое отношение дизельное топливо имеет к моей машине и ко мне? Для меня оно – совершенно безразлично, даже если где-то и кому-то реально полезно…

***

Существует зверино-зоологическая неспособность неразвитого сознания к инфинному горизонту обозрения мира. Изначально это «всплыло» в конфликте монотеистических религий с языческими пантеонами. Одни люди могут понимать вечность и служить ей, другие не могут. Те, которые не могут – зверям подобны, «и, как свиньи, не в состоянии поднять глаза к небу» (анатомическая особенность свиньи).

Кроме зоологического невосприятия инфинных горизонтов существует и номинализм – отстранённость при их восприятии. Если первое явление – следствие умственной недоразвитости, то второе – свидетельство тупикового развития ума, боковая и бесперспективная его ветвь.

Дело в том, что при любой форме повреждения инфинных способностей личности - у неё резко схлопываются горизонты реагирования.

Если свести всю реакцию только к реальным и тебя непосредственно касающимся вещам, если исключить из служения несуществующие вещи и вещи отдалённые, тебя лично не касающиеся – то мы получим модель поведения, убийственную для цивилизации, и недостаточную для простого выживания человека в долгосрочном режиме.

Социальный дегенерат, который сложные, опосредованные формы его умерщвления уже не способен воспринимать, как угрозу себе.

Если непосредственно в него ткнут ножом – он ещё в состоянии понять, что на его жизнь покушаются. А вот если где-то далеко-далеко от его страны оторвут Крым, Прибалтику, Бухару – он пожмёт плечами и скажет «я-то тут при чём?».

Такие категории, как общенародное выживание, противопоставленное общенародному убийству (геноциду), как неделимая общенародная ресурсная база жизнеобеспечения (которую спёрли и используют для жизнеобеспечения чужих народов) – слишком общи, абстрактны, слишком велики объёмом, чтобы их понял социальный дегенерат.

А ведь ресурсная база жизнеобеспечения опирается на землю, которая кормит или твой народ, или не твой. Не только в том примитивном смысле, что для тебя лично в Крыму выращивали помидоры, а теперь будут их выращивать не для тебя (хотя и такой вариант бывает).

Но ещё и в том смысле, что вся совокупность хозяйственных отношений, ренту в виде выживания с которых ты получаешь – базируется на определённых ресурсов, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ОТДАВАТЬ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЖИТЬ!

Весь смысл инфинной морали заключается в том, что любая угроза абстрактному человеку, человеку вообще – воспринимается как личная и непосредственная угроза.

Ущемление русских в Прибалтике или бомбардировки Донбасса воспринимаются как личное оскорбление и покушение лично на вас. Соответственно и реакция масс – позволяющая предотвратить и обезвредить угрозу стране, государству, народу, обществу, человечеству, мирозданию.

Да, говорит инфинное сознание, ЭТА несправедливость меня лично не коснулась – но МОГЛА БЫ коснуться. Поэтому, хоть у меня и нет личного интереса в этом деле, но НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ НУЖНО УСТРАНИТЬ.

Именно так антивирусная программа уничтожает вирусы, а не пытается с ними торговаться и вступать в симбиозы. Ну, а если она начала торговаться с вирусом и вступать с ним в сообщества – значит, она уже не антивирусная программа, а сама вирус…

Куда делалась инфинная реакция в момент крушения СССР? Где она сейчас? Что за странно-инертные существа наполнили социум, выстроенный великими предками? Перед нами СЛЕДСТВИЕ СХЛОПЫВАНИЯ ГОРИЗОНТОВ РЕАГИРОВАНИЯ, свойственное деинфинизации сознания и личности.

На бытовом уровне про такое говорят – «ему на всё наплевать, кроме себя». Потом, обычно, и на себя уже тоже становится наплевать. Ситуация «всем на всё наплевать» - это и сон Разума, и роды чудовищ.

Формируется социальный дегенерат, слабоумный настолько, что остановить зло на дальних подступах он не хочет, а на ближних – уже не способен, физически не может.

Этот социальный дегенерат оказывается игрушкой в руках разных сил (мафий, масонерий) – которые в лучшем случае его только грабят и обездоливают, а иногда – испытывают к нему острую ненависть, стремятся его уничтожить, довести до пропасти и столкнуть себя, даже порой и себе в ущерб…

Осознать свои долгосрочные интересы такое существо не может, потому что вместе с деинфинизацией сознания оно разучилось обобщать.

Оно, например, не видит личной опасности во ВСЯКОЙ резне, и считает опасным только нож, непосредственно угрожающий ему лично. То, что бандит, сегодня безнаказанно убивающий соседа, завтра дойдёт до тебя – слишком сложный уровень абстрагирования для деинфинизированной (атомарной) личности. Она сама по себе, живёт в одиночестве и умирает никому не заметно…

А на самом деле всё просто. Инфинное мышление воспринимает Вечность как своё достояние. Египетские пирамиды далёкого прошлого, космические полёты далёкого будущего, судьбы оборванцев на другом конце планеты – органичная часть инфинной личности. Всё это стало частью воспитания, восприятия, личного интереса, и потому отражается на поведенческой реальности. Увидел угрозу – среагировал. Увидел благо – поддержал.

Если бы хотя бы половина, хотя бы четверть русских людей в 1991 году вышла бы на улицы с простыми палками в руках, с намерением вломить Ельцину и его банде – никакой катастрофы цивилизации мы бы сейчас не имели. Там не нужны были танки и автоматы, там простой палки бы хватило, даже кулака бы хватило – если бы несколько миллионов среагировали на угрозу синхронно, как и положено людям с инфинным мышлением…

Ведь именно оно превращает скопище приматов в некое единое существо, имеющее некую коллективную личность, коллективную идентичность, восприятие себя – как своей страны, своего народа.

Тут и заключён главный вопрос: если бьют Россию – бьют меня или что-то, мне постороннее? А меня бьют только тогда, когда мне непосредственно по роже заедут, до того же моё дело сторона?

Деинфинизированное мышление либо вовсе не воспринимает Вечности, либо воспринимает её как нечто параллельное, с ним не пересекающееся.

Людей с таким мышлением можно перебить поодиночке, причём на глазах друг у друга (чем Запад и занимался последнюю четверть века с большим успехом).



[1] Именно поэтому прозорливо писал Ф.М. Достоевский, что «Русский атеизм никогда дальше каламбура не заходил» (роман «Бесы»).

[2] «Чтобы сделать соус из зайца, надо зайца. Чтобы уверовать в Бога, надо Бога». Ф. М. Достоевский «Бесы».

Александр Леонидов; 17 января 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше
  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..