Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 55,8453 руб.
  • Курс евро EUR: 60,7932 руб.
  • Курс фунта GBP: 71,5490 руб.
Апрель
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Крым 2015. О праве наций и правах человека

Крым 2015. О праве наций и правах человека До этой пресс-конференции, которую провели активисты ОО «Кырым бирлиги» в информагентстве «Россия сегодня», я пытался найти ответ на вопрос: ну чего они так уцепились за свой Курултай и такое огромное значение придают его переформатированию, перевыборам? Неужели не хватает в сегодняшнем Крыму структур управления для решения всех накопившихся за прошедшие десятилетия проблем? Почему они так бьются за более широкое представительство крымских татар во властных структурах? Неужели представители других этносов – русских, украинцев, белорусов, армян, греков, евреев, и др. – менее озабочены судьбой республики?

На пресс-конференции председатель «Кырым бирлиги» Сейтумер Ниметуллаев подчеркнул, что все вопросы необходимо решать вместе с властью, с правительством, которое сформировано в Крыму. Это никто и не оспаривает. Но вот о Курултае крымско-татарского народа мнения, очевидно, разнятся. Определенную часть этого народа нынешний состав меджлиса – исполнительного органа Курултая – вполне устраивает. Но этот состав не устраивает другую, как утверждают местные активисты крымско-татарского народа, большую часть сообщества.

- Нынешний Курултай создан в правовом поле Украины, и в его уставных документах четко обозначено, что делегатами Курултая могут быть только граждане Украины, - объясняет создавшуюся правовую коллизию Сейтумер Ниметуллаев и делает вполне обоснованный вывод: - Значит, граждане России не могут быть делегатами Курултая. Но мы ведь теперь стали частью России и должны жить по российским законам!

Активисты «Кырым бирлиги» не стали углубляться в поиск ответов на простой вопрос: если и крымско-татарское сообщество, и власти Крыма не проявляют особого интереса к этой проблеме, то на сей счет есть другие причины, о которых вслух не говорят. Но ведь и замалчивание присутствия на суверенной территории зарубежной общественно-политической организации не просто незаконно, но и опасно. Вон «братская» Украина даже выгоняет из своего информационного пространства российские СМИ, и уж никак бы не потерпела присутствие на своей территории филиалов российских общественных организаций. Почему же российский Крым не замечает противоречий в условиях формирования Курултая крымско-татарского народа? Вот ОО «Кырым бирлиги» это противоречие заметило и призывает общественность устранить ошибки. Причем, призывает уже давно – с 21 сентября прошлого года! И требует переизбрания Крултая уже по российским законам, открыто, под контролем представителей партий, зарубежных наблюдателей, ОБСЕ или иных уважаемых организаций.

Этот вопрос простирается на другие сферы жизни крымчан и касается не только татар, но и русских, и украинцев – всего народа Крыма. Почему кто-то должен решать наши проблемы? – вопрошают активисты. Может, более эффективно можно будет пробить многие из них на уровне местных сообществ? В любом случае, жители полуострова должны участвовать в обсуждении важнейших вопросов. Давать или не давать Крыму воду? Пускать поезда или не пускать? Отключать электроэнергию или не отключать? Люди не хотят стоять в стороне и просто наблюдать, как власть решает их вопросы. Время теперь другое. Донецк и Луганск взяли в руки оружие, чтобы защищать СВОИ права и законные интересы только потому, что высшая власть в Украине их не услышала.

В Крыму немало проблем больших и маленьких. Хотя для людей все они являются важными.

- Мы получили долгожданный закон о реабилитации крымско-татарского народа, получили закон о языке, которым крымско-татарский язык признается государственным наряду с русским и украинским. Да, проблем еще много, но есть все условия для их разрешения, - говорит Сйтумер Ниметууллаев. - Нужно идти дальше. Создавать условия для преподавания в татарских школах русского языка, в русских – татарского. Такая практика ныне существует во многих бывших союзных республиках и хорошо себя зарекомендовала в деле укрепления межнационального мира и согласия.

Вся Россия готовится к 70-летию Великой Победы, и крымские татары, наверное, как никакой другой народ стремится восстановить историческую справедливость, смыть позорящее народ сталинское клеймо неблагонадежности. Историки и общественные деятели провели свои исследования, переворошили архивы и нашли имена своих соплеменников, которые были удостоены высшего звания – Героя Советского Союза. И таких оказалось 19, чьи имена были незаслуженно забыты. И решили, что эти имена Героев должны быть увековечены на родной земле. Пока в списках Героев только два имени представителей крымских татар, этот список будет дополнен уже в самое ближайшее время.

Помни прошлое, но смотри в будущее

Никто не утверждает, что переходный период должен быть легким. По объемам задач и сложности их решений период «перезагрузки» я бы сравнил с революциями, которые произошли в Грузии, и особенно с апрельской революцией в Кыргызстане (свидетелем и участником которой я сам был). В Кыргызстане тоже для стабилизации обстановки пришлось прибегнуть к силовым методам, и в отличие от Крыма там не обошлось без жертв. Кыргызстан решительно пошел на изменение Конституции и смене даже самой системы правления (перейдя от президентской формы правления к парламентской), провел референдум и выбрал временного президента (на переходный период), и только после всех этих процедур выбрал новый парламент и президента. К примеру, Украина пошла иным путем, который и привел ее к войне с собственным народом и глубокому экономическому кризису. Крым за первый год после возвращения в состав России тоже сделал гигантскую работу. Здесь тоже переформатировали властные структуры, провели выборы и решают важнейшие экономические вопросы. Каковы результаты? О задачах решенных и нерешенных говорит Энвер Кантемир-Умеров, заместитель председателя Общественного совета крымско-татарского народа, доцент Крымского инженерно-педагогического университета:

- Если верить рейтингам, то среди 80-ти регионов России Крым находится на 40-ом месте. А это уже не плохо. Конечно, мы больше внимания уделяем тем вопросам, которые еще не решены, потому что велико наше стремление двигаться вперед. Я бы выделил 3 основных направления. Во-первых, нам необходимо и далее совершенствовать управление Крымской республикой. Она должна стать самодостаточным регионом. Большую роль играет управленческая элита.

Далее нам надо переходить от консолидации элиты к консолидации всего общества. Мы должны укреплять межнациональные отношения, участвовать в строительстве гражданского общества, чтобы общественные организации могли быть тем буфером между обществом и властью, который гасит недоразумения, но обеспечивает взаимодействие.

И в-третьих, развитие инфраструктуры. Но кроме традиционных объектов инфраструктуры мы должны думать о коммуникационных, информационных аспектах. И не только в целях противодействия информационным войнам, но для улучшения взаимопонимания.

Мы рассчитываем на улучшение взаимодействия с крымскими властями, мы рассчитываем на то, что сможем влиять на принятие решений по улучшению межнационального взаимодействия. И здесь еще много работы. Более 3 тысяч крымских татар отказались от получения российских паспортов, и по данным некоторых исследований порядка 40 процентов сомневаются в российском будущем Крыма. Это говорит о том, что еще велико влияние на крымско-татарское сообщество из-за рубежа, что мы еще плохо работаем с людьми, что власть недорабатывает. Но хорошо работают пропагандисты определенных структур по очернению действительности.

Немало допускается досадных ошибок и просчетов. 18 мая – день памяти жертв политических репрессий, выселения крымских татар из Крыма. В прошлом году власть проведение памятных мероприятий отдала меджлису, но потом, испугавшись чего-то, запретила проведение этих акций. И они прошли где-то на задворках Симферополя, но уже под другими лозунгами. Это недопустимо. Я считаю, что это не день печали только крымских татар, а день печали всего народа Крыма, это была общекрымская трагедия. И этот день должен объединить все народы Крыма, чтобы впредь ничего подобного больше не могло произойти.

Как создаются мифы о нарушении прав человека в России?

На пресс-конфференции прозвучал прямой вопрос: преследуют ли власти Крыма крымских татар?
Уж не известно, что ожидала услышать журналистка, задавшая его, но ответ прозвучал жесткий и недвусмысленный: утверждения о преследованиях крымских татар со стороны властей раздаются со стороны Украины, от бывших руководителей меджлиса, которые всеми силами пытаются представить ситуацию в искаженном свете. Активисты «Кырым бирлиги» заявляют, что никакого притеснения крымских татар со стороны власти нет. Случаются всякие конфликты, но они носят обычный бытовой, правовой характер, присущий для всего населения Крыма и к национальным вопросам не имеют никакого отношения. Напротив, вхождение Крыма в правовое поле России повысило степень правовой защиты граждан. Если возникают сложные ситуации – есть суд, который и призван во всем разобраться и принять справедливое и законное решение.

Украинские и некоторые зарубежные СМИ особый упор делали на массовые проверки Следственного комитета России среди крымских татар, уже в самом факте проверок усмотрев прессинг и политические репрессии. На что муфтий Таврического муфтията Руслан Саитвалиев ответил:

- Были неправильно истолкованы цели и задачи этих проверок, мол, проверяли просто крымских татар. В действительности, следственные органы проверяли приверженцев нетрадиционных течений ислама, сами проверки носили целенаправленный характер, преследовали не крымских татар, а те религиозные направления, которые запрещены в России, да и во многих других странах. И в результате этих проверок было найдено много запрещенной пропагандистской литературы – всем хорошо известно, что в Крыму пустили корни и активно развиваются ваххабиты и Хизб-ут-Тахрир. Причем, следует отметить, что даже в тех отделениях ДУМК (духовное управление мусульман Крыма), где была обнаружена запрещенная литература, никаких репрессий не последовало. Очевидно, ограничились внушениями. И поэтому тем более странно, что эти проверки были использованы в информационной войне как аргументы, доказывающие преследование властями крымских татар.

Когда умрут общественные организации?

Проще, наверное, было бы спросить: кому мешают общественные организации? Гражданам? Властным структурам? Скорее и тем, и другим. К примеру, национальные культурные центры, всевозможные сообщества, союзы, коих немало в любом и российском регионе, да и почти во всех странах, доставляют немало озабоченности таким же национальным центрам и союзам, но объединяющим представителей других этносов. Всем кажется, что это за счет ущемления или ограничения прав одного народа обеспечиваются льготы и преференции другому народу. Порой доходит до полного непризнания, игнорирования самого факта существования той или иной общественной организации. Нередки и случаи явного противодействия работе национальных культурных центров. Бывает, что виной всему обыкновенная и понятная ревность. Потому и нередки случаи, когда один и тот же народ даже в небольшом регионе, таком как в данном случае Крым, представляют несколько общественных организаций, каждая из которые считает, что именно она самая массовая и является истинным отражателем и защитником прав данного народа. В Крыму в списке национальных центров и общественных организаций, вероятно далеко не полном, я насчитал: 2 организации азербайджанцев, 2 – греков, 2 – болгар, 2 –немцев, 3 еврейских сообщества, 2 – поволжских татар…

В сущности, в этом нет ничего предосудительного, но не всегда количество организаций предопределяет качество их работы. Вот и в среде крымских татар между их общественными организациями идет скрытое противоборство. ОО «Кырым бирлиги» недоумевает, почему их партнеры – то же движение крымских татар «Кырым» - не идут на контакты. Энвер Кантемир-Умеров считает, что:

- Движение «Кырым» организовано с использованием административного ресурса. Поэтому взаимодействия не получается, и не по нашей вине (ОО «Кырым бирлиги»). Движение «Кырым» не имеет той поддержки в народе, какую должно иметь, действует порой неправильно, отказываясь от сотрудничества с другими общественными организациями крымских татар. Мы же всегда открыты для сотрудничества и призываем к этому не только крымско-татарские центры, но и общественные организации всех народов Крыма.

Слушая выступления активистов крымско-татарского народа, реакцию журналистов на их слова, и сам тон этого диалога, я поймал себя на мысли, что для того, чтобы, к примеру, русским понять крымских татар, нужно пожить в положении диаспоры в любой из центральноазиатских республик. Позиции во многом схожи. Русские или представители любых других так называемых нетитульных народов, являясь полноправными гражданами этих республик, тем не менее чувствуют некую отстраненность от участия в жизни страны. И даже знание языка титульной нации не гарантирует полноценного участия в жизни страны. Нет, нет притеснений, нет преследования, даже бытовой национализм со временем проходит. Но остается обида, остается чувство разочарования, или просто досада, что твои знания и опыт невостребованы сообществом. Примерно в таком же состоянии, похоже, пребывают крымские татары на своей исторической родине. Вроде и язык утвержден в статусе государственного, и нет видимых препятствий для культурного и социального развития, и даже идет солидная поддержка со стороны России (русские в других суверенных республиках зачастую не могут и мечтать о такой поддержке!), но и прежде в составе Украины, и теперь перед крымскими татарами стоит главная задача – консолидации своего народа.

- У нас нет иных рычагов влияния на крымско-татарский народ кроме убеждения и разъяснения, - говорит Сейтумер Ниметуллаев.

- Мы стремимся к тесному взаимодействию прежде всего со славянскими народами Крыма, - поддерживает Кантемир-Умеров. - Нам жить вместе и вместе строить новый Крым!

- Мы не хотим, чтобы наши инициативы были неверно истолкованы другими сообществами, чтобы формирование Курултая вызывало какое-то неприятие или сомнения и было истолковано как выпячиванием проблем нашего народа. – говорит Ниметуллаев. – По мере развития институтов гражданского общества, возможно, наступит время, когда отпадет нужда в таком органе как курултай. Но сегодня он нужен уже хотя бы для того, чтобы не было спекуляций по поводу крымско-татарского народа, чтобы наше сообщество не использовали в политических играх нечестные политики. Мы хотим, чтобы весь мир увидел, что мы способны сами решать свои проблемы, что мы не против других народов Крыма, а напротив, со всеми народами готовы в мире жить и работать.

Ну, а что думают о будущем Крыма лидеры других общественных объединений? Как видят решение всех проблем, в том числе и национальных, к примеру, в Русской общине Крыма?

(продолжение следует)

Аркадий Гладилов, редактор POLIT.KG

Крым. Симферополь

По сообщениям информационных агентств; 9 апреля 2015

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше
  • ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Говоря о проблеме частного предпринимательства, мы должны разъяснить те стороны вопроса, которые не понимали коммунисты, и не понимают либералы. КПСС после Сталина (подчеркиваем – ПОСЛЕ Сталина) вообще обходилась без частного предпринимательства, что и сделало систему в определённом смысле инвалидом, и предопределило во многом её крах. Либералы же – напротив, думают заполнить всё и вся частным корыстным интересом, думая, что «тут-то и жизнь хорошая начнётся». Но жизнь устроена не так, как думают коммунисты. И не так, как думают либералы. Истина – оказалась между двух основных стульев, на которые сел ХХ век…

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..